Специфика организации и проведения логопедической работы
Оценка 4.7

Специфика организации и проведения логопедической работы

Оценка 4.7
pdf
23.05.2023
Специфика организации и проведения логопедической работы
Индивидуальный подход и коррекция
Б1.В.13 Логопедическая ритмика.pdf

Приложение 2 к РПД Логопедическая ритмика

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность (профиль) – "Логопедия"

Форма обучения – заочная

Год набора - 2018

 

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

1.      Общие сведения

1.

Кафедра 

Специальной педагогики и специальной психологии

2.

Направление подготовки

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

3.

Направленность 

(профиль)

"Логопедия"

4.

Дисциплина (модуль)

Логопедическая ритмика

5.

Форма обучения

заочная

6.

Год набора

2018

 

2.      Перечень компетенций 

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционнообразовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуальнодифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-

1);

готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2).

готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3)

 

 


3.                  Критерии и показатели оценивания компетенций на различных этапах их формирования

 

 

Этап формирования компетенции (разделы, темы дисциплины)

Формируема

я

компетенци

я

Критерии и показатели оценивания компетенций

Формы контроля

сформированности компетенций

Знать:

 

Уметь:

 

Владеть:

 

1

Основные понятия логопедической  ритмики. Объект, предмет, цель и

 задачи логопедической ритмики.

Принципы и методы логопедической  ритмики.

Задачи логоритмического воспитания  детей, подростков и взрослых.  

Средства логопедической ритмики.

ПК-1, ПК-2,

ПК-3

-                     теоретические основы музыкальноритмического воздействия на лиц с речевой патологией;

-                     методы обследования психомоторики и ритмических способностей; - методы и приёмы обучения логопедической ритмике лиц с нарушениями речи.

 

-обследовать психомоторные функции;

-                     дифференцировать приёмы музыкальноритмического воздействия;

-                     проводить занятия по логопедической ритмике.

- методиками проведения логопедической ритмики в группах детей, подростков, взрослых с нарушениями речи.

 

работа практических занятиях; подготовка рефератов; задания на понимание терминов

 

2

Логопедическая ритмика в системе

 комплексной психолого- педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания, устранению  дислалии, ринолалии,

ПК-1, ПК-2,

ПК-3

- теоретические основы музыкальноритмического воздействия на лиц с речевой патологией; - методы

-обследовать психомоторные функции;

-                     дифференцировать приёмы музыкальноритмического воздействия;

-                     проводить занятия по

- методиками проведения логопедической ритмики в группах детей, подростков, взрослых с нарушениями

работа практических занятиях; подготовка рефератов; задания на понимание терминов

 

дизартрии,  расстройств голоса, алалии.

 

 

обследования психомоторики и ритмических способностей; - методы и приёмы обучения логопедической ритмике лиц с нарушениями речи.

 

логопедической ритмике.

речи.

 

 

 

 

 

Шкала оценивания в рамках балльно-рейтинговой системы

 

«неудовлетворительно» – 60 баллов  и менее;                                                                                                                                 «удовлетворительно» – 61-80 баллов

«хорошо» – 81-90 баллов                                                                                                      «отлично» – 91-100 баллов

 


4.                  Критерии и шкалы оценивания

 

4.1.  Решение тестов 

 

Процент правильных ответов

До 60

61-80

81-100

Количество баллов за решенный тест

1

2

3

 

 

4.2. Выполнение заданий на понимание те

 

 

рминов 

 

 

Процент правильных ответов

До 60

61-80

81-100

Количество баллов за решенный тест

0

         1

2

 

4.3.  Подготовка презентаций 

 

Структура презентации

Максимальное количество баллов 

Содержание

 

Сформулирована цель работы

0,5

Понятны задачи и ход работы

0,5

Информация изложена полно и четко

0,5

Иллюстрации усиливают эффект восприятия текстовой части информации

0,5

Сделаны выводы

0,5

Оформление презентации

 

Единый стиль оформления

0,5

Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графикой

0,5

Все параметры шрифта хорошо подобраны, размер шрифта оптимальный и одинаковый на всех слайдах

0,5

Ключевые слова в тексте выделены

0,5

Эффект презентации

 

Общее впечатление от просмотра презентации

0,5

Max количество баллов

5

Окончательная оценка:

 

 

4.4.  Подготовка рефератов

 

Баллы 

Характеристики ответа обучающегося

2

-                     обучающийся глубоко и всесторонне усвоил проблему;

-                     уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью;

-                     умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи;

-                     делает выводы и обобщения;

-                     свободно владеет понятиями 

1

-                     обучающийся твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы;

-                     не допускает существенных неточностей;

-                     увязывает усвоенные знания с практической деятельностью;

-                     аргументирует научные положения;

-                     делает выводы и обобщения;

-                     владеет системой основных понятий 

0,5

-                     тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы;

-                     допускает несущественные ошибки и неточности;

-                     испытывает затруднения в практическом применении знаний;

-                     слабо аргументирует научные положения;

-                     затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет системой понятий 

0

-                     обучающийся не усвоил значительной части проблемы;

-                     допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний;

-                     не может аргументировать научные положения;

-                     не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом 

 

4.5.  Ответ на зачете (1 вопрос)

 

Максимальное кол-во баллов

Критерии оценивания

6

Системность, полнота, междисциплинарность усвоенных знаний

4

Знание современных научных подходов и концепций

8

Подтверждение теоретических положений практическими примерами

4

Аргументированность, логичность ответа

6

Научность, правильность использования профессиональной терминологии

4

Отражение собственной профессиональной позиции

8

Установление связи  теоретических знаний с профессиональными функциями

40

Мах количество баллов

 

Окончательная оценка

 

 

4.6.  Работа на практических занятиях

 

Баллы

Характеристики ответа обучающегося

2

-                     обучающийся глубоко и всесторонне усвоил проблему;

-                     уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью;

-                     умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи;

-                     делает выводы и обобщения;

-                     свободно владеет понятиями 

1

- обучающийся твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает

 

ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей;

-  увязывает усвоенные знания с практической деятельностью;

-  аргументирует научные положения;

-  делает выводы и обобщения;

-  владеет системой основных понятий 

0,5

-                     тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы;

-                     допускает несущественные ошибки и неточности;

-                     испытывает затруднения в практическом применении знаний;

-                     слабо аргументирует научные положения;

-                     затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет системой понятий 

0

-                     обучающийся не усвоил значительной части проблемы;

-                     допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний;

-                     не может аргументировать научные положения;

-                     не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом 

 

5.                  Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

5.1.  Типовое тестовое задание

 

 

1 вариант Выберите один правильный ответ:

1.        Двигательное умение – это ..

а) такая степень владения техникой действий, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью; б) выполнение упражнения с некоторыми ошибками;

в) это скорость исполнения движения под музыку.

 

2.        Метод, не использующийся на занятиях по логоритмике:

а) метод использования слова;

б) метод наглядного восприятия;

в) метод – интервью;

г) практический метод;

д) игровой метод.

 

3.        Чему способствуют занятия по логоритмике?

а) развитию гнозиса;

б) развитию генезиса;

в) развитию праксиса.

 

4.        Объектом изучения логопедии является:

а) нарушения речи;

б процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи; в человек с речевыми нарушениями.


 

5.        Центральным отделом речедвигательного анализатора является:

а) центр Вернике;

б) центр Брока;

в) затылочная область.

 

6.        Цель логопедической ритмики?

а) преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы;

б) воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать ритмическую выразительность;

в) воспитание способности восприятия музыкальных образов.

 

7.        Создатель системы ритмического воспитания под названием «метода ритмической гимнастики» был: а) В.А. Гринер;

б) Н.А. Баженов;

в) Э. Жак – Далькроз.

 

8.        Какие упражнения не обязательны в коррекции недостатков звукопроизношения при ринолалии:  

а) упражнения на развитие мимики лица;

б) упражнения на развитие речевого дыхания;

в) упражнения на развитие воображения;

г) упражнения на развитие небной занавески.

 

9.        При каком речевом расстройстве наблюдается недостаточная иннервация мышц речевого аппарата? а) дисфонии;

б) дизартрия;

г) ринолалия.

 

10.    Что является предметом музыкально – ритмического воспитания?

а) развитие голоса;

б) музыка и движение;

в) развитие музыкальных способностей и слуха.

 

11.    При обследовании речи  не проверяем:

а) состояние интеллекта;

б) состояние звукопроизношения;

в) состояние словаря;

г) состояние связной речи.

 

12.    Что не является   резонатором:

а) глотка;

б) ротовая полость;

в) гортань;

г) носовая полость;

 

13.    Что не является причиной носового произношения звуков:

а повышенный тонус мышц мягкого неба; б укорочение подъязычной уздечки;

в пониженныйтонус мышц мягкого неба.

 

14.    Ускоренная речь, сопровождающаяся необоснованными паузами, спотыканиями – это? а) баттаризм;

б) парафразия;

г) брадилалия;

д) тахилалия.

 

15.    Какой задачи не выделяется в логопедической ритмике: 

а) коррекционная;

б) образовательная;

в) педагогическая;

г) воспитательная.

 

16.    Что не относится к   звеньям  логоритмического воспитания:

а) развитие ритмической стороны речи;

б) развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией;

в) развитие речи и коррекция речевых нарушений.

 

Установите соответствие

17.    Средства музыки                       Определения

1)    темп                  а) отрезок произведения от одной сильной доли до  другой.

2)    такт                   б) скорость  исполнения музыки

3)    ритм                 в) сочетание музыкальных звуков различных по длительности.

   

Вставьте пропущенное слово:

18.              Логопедическая ритмика идеально подходит для тренировки процесса _________и возбуждения у лиц с речевой патологией, способствует выявлению индивидуального ритма человека и коррекции речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста.

19.              Темп речи принято определять как ________ протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.

20.              ______- индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека.

 

2 вариант Выберите один правильный ответ.

1.Объект логоритмики – это:

а) система движений в сочетании с музыкой и словом;

б) многообразие нарушений психомоторных функций человека с речевой патологией;

в) человек с речевой патологией.

 

2.        На развитие чего направлено данное упражнение? Маршировать, чередуя шаг и хлопок.

а) на исследование двигательной памяти;

б) на исследование динамической координации движений;

в) на исследование статической координации движений.

 

3.        Обследование состояния психомоторики не включает в себя?

а) исследование подвижности органов артикуляции;

б исследование координации движений; в исследование  словарного запаса;

г исследованиепроизвольной мимической моторики;

 

4.        Средствами музыкально – ритмического воспитания не является:

а) элементарные основы музыкальной грамоты;

б) упражнения на согласование движений с музыкой;

в) гимнастика;

г) упражнения ритмической гимнастики.

 

5.        Выразительные средства музыки не включают в себя:

а) ритм;

б) такт;

в) темп;

г) чтение.

 

6.        Скорость исполнения музыки – это?

а) темп;

б) ритм;

в) мелодия;

г) такт.

 

7.        Структура занятия по логоритмике не имеет: 

а) подготовительной части;

б) основной части;

в) предупредительной  части;

г) заключительной  части.

 

8.        Выбери упражнение, не направленное на развитие голоса:

а) «Успокой куклу»;

б) «Эхо»;

в) «Фокус»;

г) «Вьюга»;

 

9.        Типы дыхания (исключи лишнее):

а) ключичный;

б) диафрагмальный;

в) плечевой;

г) брюшной;

 

10.    Цель логопедической ритмики?

а) коррекция недостатков звукопроизношения;

б) преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы;

в) воспитание способности восприятия музыкальных образов.

 

11.    Общепринятый вариант употребления языка в процессе речевой деятельности, это: а) нарушение речи;

б) норма речи;

в) диалект.

 

12.    Цель музыкально-ритмического воспитания?

а воспитание и развитие музыкального размера, чувства ритма;


б преодолениеречевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы;

в) воспитание способности восприятия музыкальных образов, развитие  двигательных способностей.

 

13.    Отрезок произведения от одной сильной доли до  другой  - это: а) громкость;

б) такт;

в) темп;

г) скорость.

 

14.    К образовательным задачам логопедической ритмики не относится:

а) развитие голоса, артикуляции;

б) знакомство с разнообразными движениями,  пространственной             организацией  тела;

в) знакомство с музыкальными терминами при формировании чувства ритма.

 

Установите соответствие

15.    Средства музыки                       Определения

1)    ритм                а) отрезок произведения от одной сильной доли до  другой.

2)    такт                   б) скорость  исполнения музыки

3)    темп                 в) сочетание музыкальных звуков различных по длительности

 

Вставьте нужное слово.

16.   Логопедическая ритмика – один из видов  кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью______, музыки и слова; составная часть  системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

17.   Динамический стереотип – устойчивая система условных и ________рефлексов.

18.   К первому логопедической ритмики относится развитие, воспитание и коррекция _________процессов у людей с речевой патологией.

19.   Апраксия – нарушение целенаправленных ________ и действий из-за поражения коры головного мозга.

20.   _______ -движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека:

печаль, радость, удивление.

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний Ключ к тесту (1 вариант)

1

а

11

а

2

в

12

в

3

в

13

б

4

в

14

а

5

б

15

в

6

а

16

а

7

в

17

1-б, 2- а, 3-в

8

в

18

торможения

9

б

19

скорость

10

б

20

психомоторика

 

 

Ключ к  тесту  (2 вариант)

1

в

11

б

2

б

12

в

3

в

13

б

4

в

14

а

5

г

15

1-в,2-а,3-б

6

а

16

движение

7

в

17

безусловных

8

в

18

неречевых

9

в

19

движений

10

б

20

мимика

20 баллов  – «отлично»; 17 баллов – «хорошо»; 14 баллов – «удовлетворительно»;

11 баллов и ниже – «неудовлетворительно».

2) Презентация: алгоритм и рекомендации по созданию презентации 

 

Тесты № 2. Вариант 1.

1.      Каков основной принцип построения логоритмических занятий для детей с ФФН?

 

Варианты ответа:

а) соответствие предлагаемых упражнений состоянию моторной сферы детей с ФФН, состоянию их произношения и уровню фонематического восприятия;

б) соответствие предлагаемых упражнений периоду обучения и этапу работы над звуком;

в)  соответствие предлагаемых упражнений возрасту детей с ФФН.

 

2.      От чего, прежде всего, зависит характер и специфика упражнений, предлагаемых детям с ФФН при проведении логоритмических занятий?

 

Варианты ответа:

а)  от состояния произношения и уровня фонематического восприятия детей;

б)  от уровня моторного развития детей с ФФН и от их двигательных возможностей.

 

3.      Каким образом подбирается речевой материал на занятиях логопедической ритмикой с детьми с ФФН?

 

Варианты ответа:

а)  в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем моторного и речевого развития детей всей группы;

б)  таким образом, чтобы время произнесения стихотворной строки позволяло выполнить движение определенной амплитуды;

в)  в соответствии с уровнем моторного развития детей и лексико грамматической тематикой логопедических занятий.

 

4.      Какова эффективность проведения занятий логопедической ритмикой в группе для детей с ФФН?

 

Варианты ответа:

а)  дети с ФФН, с которыми проводился курс логоритмических занятий, обнаруживают большую динамику в развитии моторной и речевой сфер, чем дети, с которыми такие занятия не проводились;

б)  результаты логоритмических занятий с детьми с ФФН не обнаруживают значительной динамики в развитии моторной и речевой сфер;

в) эффективность логоритмических занятий в группе для детей с ФФН зависит от количества детей с низким уровнем состояния моторики и речи. Чем тяжелее группа, тем более эффективны занятия.

 

5.      Какова основная задача логоритмических занятий для детей с ФФН? 

 

Варианты ответа:

а) коррекция плоскостопия, формирование правильной осанки и чувства равновесия;

б)  совершенствование произносительной стороны речи и развитие фонематического восприятия;

в) содействие логопедической работе путем использования различных упражнений, сочетающих музыку, движение и речь.

 

6.      Какие виды ходьбы используются как вводные упражнения на начальном этапе обучения детей с более низким уровнем состояния моторной сферы?

 

Варианты ответа:

а)  ходьба и маршировка по кругу, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий;

б) следующие виды ходьбы: встречная ходьба, ходьба и маршировка заданным направлением, ходьба с остановкой через шаг;

в)  ходьба с изменением темпа и с перестроениями.

 

7.      Какую задачу ставит педагог при проведении упражнений на регулирование мышечного тонуса для детей с ФФН с более высоким уровнем состояния моторной сферы?

 

Варианты ответа:

а)  научить детей контролировать состояние мышечного напряжения, ориентируясь на сильную долю в музыке;

б)  научить контролировать состояние мышечного напряжения и ослабления, следя за качеством выполнения движений;

в)  вводить упражнения для мышц шеи, рук, ног, корпуса, артикуляционной моторики.

 

8.      Какие виды упражнений на развитие дыхания более целесообразно применять в группе для детей с ФФН?

 

Варианты ответа:

а)  направленные на формирование силы и постепенности выдыхаемой воздушной струи;

б)  направленные на выработку правильного диафрагмального дыхания;

в)  требующие сильного, активного вдоха, в то время как выдох происходит естественно.

 

9.      Какие качества моторной сферы детей с ФФН развиваются благодаря упражнениям, вырабатывающим четкую дикцию и артикуляцию?

 

Варианты ответа:

а) мимическая моторика;

5)    общая моторика, точная координация движения и речи;

в) четкое произношение всех звуков речи, внятность речи, развитие артикуляционной моторики.

 

10. Какова особенность проведения упражнений на координацию движений и речи в группе для детей с ФФН?

 

Варианты ответа:

а) формирование грамматического строя речи и обогащение словаря

6)    автоматизация того или иного звука речи;

в) нормализация темпа и ритма движений и речи занимающихся.

 

Вариант 2.

 

1.      Какие упражнения должны быть обязательно включены в логоритмическое занятие для детей с ФФН?

 

Варианты ответа:

а) для развития фонематического слуха;

б) для развития голоса и пение;

в) развивающее устойчивость внимания, переключаемость и распределение внимания.

 

2.      Какие средства наиболее уместно применять при проведении логоритмических занятий в группе для детей с ФФН?

 

Варианты ответа:

а)  с предметами и элементами танца, так как они направлены на   развитие координации движений;

б)  развивающие мимические мышцы, а также мелодекламации;

в)  упражнения на развитие темпа движений.

 

3.      Какова основная задача логоритмического занятия в группе для детей с ОНР, проводящегося перед логопедическим занятием?

 

Варианты ответа:

а)  подготовка детей к речевому занятию;

б)  содействие активному отдыху;

в)  закрепление навыков, полученных на логопедических занятиях.

 

4.      Каким образом проводится логоритмическая работа в группе для детей с ОНР?

 

Варианты ответа:

а)  в три этапа: это подготовительный этап, основной этап и итоговое выступление;

б)  в четыре этапа: установление контакта и активизация речевой деятельности; основной этап; подготовка и проведение праздников и развлечений; совершенствование разнообразных форм речевой деятельности; 

в)  в три этапа: это подготовительный этап, этап автоматизации звуков и этап дифференциации звуков.

 

5.      Какие движения на первом этапе логоритмического занятия для детей с ОНР формируются и развиваются в первую очередь?

 

Варианты ответа:

а)  основные движения с помощью общеразвивающих упражнений;

б)  координация в подвижных играх и чувство музыкального ритма;

в)  основные движения, общеразвивающие движения и координат» в подвижных играх.

 

6.      Какие виды упражнений из перечисленных способствуют воспитанию умения у детей с ОНР вслушиваться в речь и выполнять двигательно-речевые активные действия?

 

Варианты ответа:

а)  на развитие дикции и артикуляции и упражнения на координацию движений и речи;

б)  на развитие дикции, регуляцию мышечного тонуса и координацию движений и речи;

в)  на регуляцию мышечного тонуса, развитие внимания, двигательной памяти, координации движений и речи.

 

7.      С какой целью на первом этапе обучения в группе для детей с ОНР на логоритмическом занятии используются элементы изобразительной деятельности?

 

Варианты ответа:

а) для воспитания у детей сенсомоторных компонентов чувства ритма, двигательной и пространственной форм ритмичности, которые впоследствии переносятся на речь; б)  для развития у детей тонкой произвольной моторики;

в) для создания определенного эмоционального фона, способствующего возникновению у детей естественных речевых реакций.

 

8.      Какие задачи ставятся при проведении логоритмического занятия для детей с ОНР на втором этапе?

 

Варианты ответа:

а)  развиваются двигательные умения, проводится работа над словом к сочетанием его с движением, развиваются дыхание, голос и артикуляция, развиваются умения действовать в коллективе;

б)  развиваются дыхание, сила голоса и артикуляция, проводится работа над словом и движением в комплексе, совершенствуются движения, развиваются умения действовать в коллективе и произносить определенный текст под музыку;

в)  развиваются дыхательные, голосовые и артикуляционные умения, совершенствуется координация движения и слова, развивается умение действовать в коллективе и формируются танцевальные движения.

 

9.      Какие виды упражнений, проводящиеся на втором этапе логоритмического занятия для детей с ОНР, способствуют развитию ориентировки в пространстве?

 

Варианты ответа:

а)  упражнения на построения, двигательно-речевые игры, упражнения с предметами;

б)  упражнения с предметами, двигательно-речевые игры, упражнения на построения и игры-драматизации;

в)  упражнения с элементами танца, упражнения на построения, с предметами, двигательно-речевые игры.

 

10.  Какова особенность логоритмических занятий на четвертом этапе работы с детьми с ОНР?

 

Варианты ответа:

а)  предлагаются упражнения, где главной задачей является введение слова во фразу;

б)  особое внимание уделяется анализу слов в предложении, от детей требуется запомнить порядок, в котором расположены слова;

в)  включаются упражнения на развитие мимических мышц и тонкой произвольной моторики.

 

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний  Оценивание результатов по тесту:

№ вопроса

 Верный вариант

Количество баллов

Верный вариант № 2.

Количество баллов

№ 1.

 

а

1

а

1

 

а

1

а

1

 

а

1

а

1

 

а

1

б

1

 

б

1

а

1

а

1

в

1

 

в

1

в

1

 

а

1

а

1

 

в

1

а

1

 

в

1

б

1

 

10  баллов  – «отлично»; 9  баллов – «хорошо»; 8 баллов – «удовлетворительно»;

7 баллов и ниже – «неудовлетворительно».

 

 

 

5.2. Типовое задание на понимание терминов

Ниже приводятся определения важнейших терминов по данной теме. Выберите правильное определение для каждого термина из списка:

 

1 АДАПТАЦИЯ

2.  АСОЦИАЛЬНЫЙ

3.  АУТОСТИМУЛЯЦИЯ

4.  АФФЕКТИВНЫЙ

5.  ВЕРБАЛЬНЫЙ

6.  ДЕФИЦИТАРНОСТЬ

7.  ДИСФУНКЦИЯ - 8. ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ

9.      ИНСТИНКТИВНЫЙ

10.  КОГНИТИВНЫЙ

11.  КОММУНИКАЦИЯ

12.  КОМПЕНСАТОРНЬЙ

13.  КОНКОРДАНТНОСТЬ

14.  КОНТИНУУМ

15.  СЕНСОРНЫЕ СТИМУЛЫ

16.  ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

17.  МУТИЗМ

18.  НЕВЕРБАЛЬНЫЙ -

19.  ОЛИГОФРЕНИЯ

20.  ПАТОЛОГИЯ

21.  ПСИХОПАТИЯ -

22.  РЕМИССИЯ

23.  РИТУАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

24.  СЕНЗИТИВНОСТЬ

25.  СИМПТОМ

26.  СТЕРЕОТИПИИ

27.  ТИК

28.  ЭХОЛАЛИЯ

 

А. приспособление организма, органов чувств к окружающим условиям; вообще       приспособление к новым условиям.

С. отвергающий социальное взаимодействие или неспособный к социальному      взаимодействию.

Б. настойчивое стереотипное вызывание сенсорных ощущений с помощью       окружающих предметов и своего тела.

Т. относящийся к чувствам или эмоциям при отсутствии волевого контроля.

В. словесный; обладающий устной речью, например, вербальный ребенок.

У. недостаточность.

Г. нарушение или аномалия функционирования.

Ф. средняя степень слабоумия.

Д. непроизвольный, обусловленный инстинктом, бессознательный

Х. относящийся к познанию, интеллектуальной сфере.

Е. общение в любой форме.

Ц. восполняющий, возмещающий

Ж. соотношение, соответствие.

Ч. единое целое, характеризующееся набором определенных элементов,      расположенных в прогрессии от минимального до максимального, при которой       каждый из последующих отличается от предыдущего в минимальной степени. З. предметы или явления окружающей действительности, воздействующие на       органы чувств.

Ш. группа взаимосвязанных структурных отделов мозга, отвечающих за проявление        эмоций и мотивации поведения.

И. полное отсутствие целенаправленной речевой коммуникации при возможности      случайного произнесения отдельных слов или фраз. Щ. необладающий речью.

К. врожденное слабоумие.

Э. раздел медицины, изучающий болезненные процессы в организме

Л. душевное расстройство, ненормальность психики

Ю. временное ослабление проявлений болезни

М. приверженность к совершению определенных ритуальных действий,      сопровождающих какое-либо действие и составляющих его внешнее оформление. Я. чувствительность.

Н. характерные проявления или признаки болезненных состояний

О. устойчивые формы однообразных действий.

П. непроизвольное повторяющееся нервное подергивание (сокращение) мышц лица,      шеи, головы.

Р. непроизвольное повторение звуков, слогов, слов, чужой речи

 

 

Ключ: А-1, С-2, Б-3, Т-4, В-5, У-6, Г-7, Ф-8, Д-9, Х-10, Е-11, Ц-12, Ж-13, Ч-14, З-15,                Ш-16, И-17, Щ-18, К-19, Э-20, Л-21, Ю-22, М-23, Я-24, Н-25, О-26, П-27, Р-28.

 

 

 

1.3. Типовые темы презентаций

1.      Особенности проведения логоритмических занятий при ОНР.

2.      Особенности проведения логоритмических занятий при алалии.

3.      Особенности проведения логоритмических занятий при дизартрии.

4.      Особенности проведения логоритмических занятий при нарушениях голоса.

5.      Особенности проведения логоритмических занятий при ринолалии.

6.      Особенности проведения логоритмических занятий при дислалии.

7.      Особенности проведения логоритмических занятий при заикании.

8.      Особенности построения логоритмического занятия в ДОУ.

 

 

5.4. Примерные темы рефератов

1.      Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дислалии.

2.      Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении ринолалии.

3.      Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дизартрии.

4.      Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении нарушений голоса.

5.      Поэтапное использование логоритмических средств в процессе логопедической работы с детьми, страдающими алалией.

6.      Особенности построения логоритмического занятия в ДОУ.

7.      Особенности построения логоритмического занятия в школе.

8.      Особенности построения логоритмического занятия в условиях психоневрологического диспансера.

 

5.5.  Типовое задание на решение ситуационных задач Не предусмотрено

 

5.6.  Вопросы к зачёту

 

1.      Объект, предмет, цель и задачи логопедической ритмики. 

2.      Принципы и методы логопедической ритмики. 

3.      Методы и приемы обучения в логопедической ритмике. 

4.      Основные понятия логопедической ритмики. 

5.      Естественнонаучная основа логопедической ритмики.

6.      Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей, подростков и взрослых. 

7.      Средства логопедической ритмики: общая характеристика.

8.      Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей дошкольного возраста. 

9.      Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей младшего и среднего школьного возраста. 

10.  Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся подростков и взрослых. 

11.  Содержание занятий по логопедической ритмике с заикающимися. 

12.  Зависимость логоритмического воздействия на заикающихся от этапа коррекционной работы.

13.  Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с дислалией.

14.  Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с ринолалией. 

15.  Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с дизартрией. 

16.  Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с расстройствами голоса. 

17.  Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией. 

18.  Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дислалии.

19.  Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении ринолалии.

20.  Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дизартрии.

21.  Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении нарушений голоса.

22.  Поэтапное использование логоритмических средств в процессе логопедической работы с детьми, страдающими алалией.

23.  Особенности построения логоритмического занятия в ДОУ.

24.  Особенности построения логоритмического занятия в школе.

25.  Особенности построения логоритмического занятия в условиях психоневрологического диспансера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 к РПД Логопедическая ритмика 44

Приложение 2 к РПД Логопедическая ритмика 44

Критерии и показатели оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Критерии и показатели оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого- педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания, устранению дислалии, ринолалии,

Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого- педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания, устранению дислалии, ринолалии,

Критерии и шкалы оценивания 3

Критерии и шкалы оценивания 3

Ответ на зачете (1 вопрос)

Ответ на зачете (1 вопрос)

Работа на практических занятиях

Работа на практических занятиях

Метод, не использующийся на занятиях по логоритмике: а) метод использования слова; б) метод наглядного восприятия; в) метод – интервью; г) практический метод; д) игровой метод

Метод, не использующийся на занятиях по логоритмике: а) метод использования слова; б) метод наглядного восприятия; в) метод – интервью; г) практический метод; д) игровой метод

Центральным отделом речедвигательного анализатора является: а) центр

Центральным отделом речедвигательного анализатора является: а) центр

Что не является причиной носового произношения звуков: а повышенный тонус мышц мягкого неба; б укорочение подъязычной уздечки; в пониженныйтонус мышц мягкого неба

Что не является причиной носового произношения звуков: а повышенный тонус мышц мягкого неба; б укорочение подъязычной уздечки; в пониженныйтонус мышц мягкого неба

Обследование состояния психомоторики не включает в себя? а) исследование подвижности органов артикуляции; б исследование координации движений; в исследование словарного запаса; г исследованиепроизвольной мимической моторики; 3

Обследование состояния психомоторики не включает в себя? а) исследование подвижности органов артикуляции; б исследование координации движений; в исследование словарного запаса; г исследованиепроизвольной мимической моторики; 3

Цель логопедической ритмики? а) коррекция недостатков звукопроизношения; б) преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы; в) воспитание…

Цель логопедической ритмики? а) коррекция недостатков звукопроизношения; б) преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы; в) воспитание…

Отрезок произведения от одной сильной доли до другой - это: а) громкость; б) такт; в) темп; г) скорость

Отрезок произведения от одной сильной доли до другой - это: а) громкость; б) такт; в) темп; г) скорость

Ключ к тесту (2 вариант) 1 в 11 б 2 б 12 в 3 в 13 б 4 в 14 а 5 г 15 1-в,2-а,3-б…

Ключ к тесту (2 вариант) 1 в 11 б 2 б 12 в 3 в 13 б 4 в 14 а 5 г 15 1-в,2-а,3-б…

ФФН, с которыми проводился курс логоритмических занятий, обнаруживают большую динамику в развитии моторной и речевой сфер, чем дети, с которыми такие занятия не проводились; б)…

ФФН, с которыми проводился курс логоритмических занятий, обнаруживают большую динамику в развитии моторной и речевой сфер, чем дети, с которыми такие занятия не проводились; б)…

Варианты ответа: а) мимическая моторика; 5) общая моторика, точная координация движения и речи; в) четкое произношение всех звуков речи, внятность речи, развитие артикуляционной моторики

Варианты ответа: а) мимическая моторика; 5) общая моторика, точная координация движения и речи; в) четкое произношение всех звуков речи, внятность речи, развитие артикуляционной моторики

Какие движения на первом этапе логоритмического занятия для детей с

Какие движения на первом этапе логоритмического занятия для детей с

Какова особенность логоритмических занятий на четвертом этапе работы с детьми с

Какова особенность логоритмических занятий на четвертом этапе работы с детьми с

Типовое задание на понимание терминов

Типовое задание на понимание терминов

Ж . соотношение, соответствие.

Ж . соотношение, соответствие.

Поэтапное использование логоритмических средств в процессе логопедической работы с детьми, страдающими алалией

Поэтапное использование логоритмических средств в процессе логопедической работы с детьми, страдающими алалией

Особенности построения логоритмического занятия в

Особенности построения логоритмического занятия в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2023