Специфика системы логопедической работы в рамках школы для детей с ТНР
Оценка 4.6

Специфика системы логопедической работы в рамках школы для детей с ТНР

Оценка 4.6
docx
29.01.2020
Специфика системы логопедической работы в рамках школы для детей с ТНР
Специфика системы коррекционно-логопедической работы в рамках школы для детей с ТНР.docx

СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГБОУ СО «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ АОП № 1 Г. САРАТОВА»

 

Проблемы специального образования на сегодняшний день являются одними из самых  актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. По статистике, среди поступающих в начальную школу детей, наблюдается резкое снижение интеллектуальной зрелости и общей готовности к школьному обучению. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений и сопутствующих заболеваний у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Саратова» была создана и по настоящее время ориентирована на обучение и воспитание детей с тяжелыми речевыми патологиями, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. Сюда можно отнести некоторые категории детей, для которых инклюзивное образование может стать возможностью интеграции в общество – это дети с ТНР, ЗПР и аутизмом.

Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в школе работает множество кабинетов. Адекватность и полноценность функционирования логопедического кабинета базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включает необходимое техническое оснащение и оборудование.

Коррекция нарушений речи у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса. Сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы обеспечивает преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей.

В начале учебного года проводится обследование вновь поступивших учащихся (независимо от класса, в который они поступают), а также и учащиеся, занимавшиеся у учителей-логопедов в предыдущем учебном году и оставленные для продолжения обучения с целью выявления состояния речи к началу учебного года. Комплексное логопедическое обследование охватывает произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.

По своим проявлениям все речевые нарушения выражаются в недостатках произношения, нарушения темпа и плавности, общем недоразвитии речи. Однако, при специальном обследовании обнаруживается, что за внешне сходными проявлениями скрывается разная картина нарушений речи, затрагивающая различные компоненты речевой деятельности. Так, нарушения произношения могут касаться только произносительных процессов и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письмо, оказываются ненарушенными. В других случаях нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма. И, наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую сторону. Характер дефекта, а, следовательно, и методы коррекции зависят от того. Какие компоненты речевой системы нарушены.

Ответственность за аккуратное посещение учащимися логопедических занятий возлагается на логопеда и учителя данного класса.

Логопед:

ü Ведет журнал учета посещаемости занятий, в котором кратко отражает содержание пройденного на занятиях материала (ежедневно);

ü Организует работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту должны  способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в процессе  логопедических занятий;

ü Систематически информирует учителей и воспитателей об успехах и недостатках учащихся, с тем, чтобы вовремя и после уроков к речи детей предъявлялись посильные требования;

ü При завершении логопедических занятий с ребенком инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время;

ü Посещает уроки развития речи, чтения и другие для проверки речевых возможностей учащихся, имеющих нарушения речи;

ü Хорошо ориентируется в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку, учитывает их в своей работе, использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;

ü Помогает воспитателям в организации речевой работы с учащимися;

ü В конце учебного года проводится мероприятие, на котором  дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В таких мероприятиях принимают участие все дети, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (материал подбирается соответствующий возможностям детей).

Учителя-логопеды путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выясняют истинный характер дефекта. Первичное обследование речи детей проводится согласно речевой карте, разработанной на базе учреждения совместно с сотрудниками СГУ им. Н.Г. Чернышевского, кафедра логопедии и психолингвистики. Изучение состояния письма проводится при помощи диктантов, тексты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы каждого класса. Данные индивидуального обследования вписываются в речевую карту, заполняемую на каждого учащегося с нарушением речи.

По всем направлениям логопедической работы у каждого из учителей-логопедов имеются перспективные и календарные планы работы, которые включают элементы методик А.Н. Богомоловой. Л.Н. Ефименковой, Е.Н. Российской, И.Н. Садовниковой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и других.

Логопедические занятия проводятся строго по расписанию, составленному с учетом классных расписаний.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, школьной программы и особенностей речевого дефекта. На основании материалов обследования учащихся учителя-логопеды составляют индивидуальные образовательные маршруты для каждого отдельного ученика и планы работы на учебный год для фронтальной и индивидуальной работы.

В течение всего учебного года специалистами  ГБОУ СО «Школа АОП № 1 г. Саратова» осуществляется система комплексной психолого-педагогической и логопедической диагностики, коррекции, развития, совершенствования неречевых и речевых функций у учащихся с ТНР, аутизмом. Учителя-логопеды проводят работу в тесном контакте с учителями, воспитателями и родителями. Содружество специалистов и родителей в комплексной логопедической коррекции способствует закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятий. В случае необходимости учителя создают, по рекомендации логопеда, определенные условия для учащихся (индивидуализация контрольных работ по русскому языку в особо тяжелых случаях нарушения письма;  для каждого класса разрабатывается  речевой режим, где описывается коррекционная работа и основные направления работы с каждым ребенком класса; в классах оформляют логопедические уголки, где есть информация для детей и практический материал для внеурочной деятельности и т.п.).

Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех  коррекционного обучения. Логопед систематически встречается  с родителями, информирует об успехах  и трудностях в работе. С этой целью проводятся следующие мероприятия: родительские собрания, на которых специалист знакомит с задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, с правилами и расписанием логопедических занятий, а также с результатами обследования. Обучающие семинары из цикла «Родительская академия» цель которых – помощь родителям стать заинтересованными, активными участниками коррекционно-развивающего процесса, помочь в создании необходимой речевой среды в домашних условиях. Консультации, анкетирование – такие формы работы позволяют осуществлять дифференцированный подход в работе с родителями и их детьми.

Таким образом, работа учителей-логопедов с родителями осуществляется путем личного контакта с ними, участия их в родительских собраниях, вовлечения в речевую среду с ребенком. Использование различных методов и способов в работе с родителями позволяет улучшить качество коррекционной работы, ускорять ее темпы, выравнивать отношения членов семьи к речевому дефекту ребенка, способствовать формированию в семье стимулирующего микроклимата. Формирует у родителей правильную поведенческую реакцию на возникающие в процессе коррекции ситуации.

Только комплексный подход со стороны всех участников процесса позволяет добиваться значительных успехов в преодолении системных нарушений речи у школьников и их успешном обучении на базе  ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Саратова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в школе работает множество кабинетов

Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в школе работает множество кабинетов

Характер дефекта, а, следовательно, и методы коррекции зависят от того

Характер дефекта, а, следовательно, и методы коррекции зависят от того

В конце учебного года проводится мероприятие, на котором дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи

В конце учебного года проводится мероприятие, на котором дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи

В течение всего учебного года специалистами

В течение всего учебного года специалистами

Таким образом, работа учителей-логопедов с родителями осуществляется путем личного контакта с ними, участия их в родительских собраниях, вовлечения в речевую среду с ребенком

Таким образом, работа учителей-логопедов с родителями осуществляется путем личного контакта с ними, участия их в родительских собраниях, вовлечения в речевую среду с ребенком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020