Педагогический проектСпецифика задач, средств и методов обучения игре волейбол на уроках физической культуры в 9 классах
Автор проекта: учитель физической культуры МОУ Мучкапской СОШ
Мишин Николай Васильевич.
Аннотация проекта
В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включён как самостоятельный раздел в программу по физической культуре средних общеобразовательных школ.
Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием; небольшая площадка, мяч да сетка на двух стойках.
Актуальность проекта
Актуальность данной темы в том, что, только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся можно достичь высоких спортивных результатов в волейболе. Систематическая подготовка волейболиста под руководством тренера или учителя физической культуры срок технической подготовки игрока, значительно сокращается, и успех его значительно выше.
Цель проекта: исследование специфики задач, средств и методов обучения игре волейбол на учебно-тренировочных занятиях в 9 классах.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть общие задачи, средства и методы обучения игре волейбол.
3. Проанализировать содержание учебных программ по волейболу общеобразовательной школы.
4. Провести эксперимент с учащимися 9 классов.
5. Проанализировать динамику изменения результатов технических приёмов в волейболе у учащихся 9 классов, изучающих технические приёмы на уроке физической культуры.
Гипотеза:
если на учебно-тренировочных занятиях по волейболу с детьми среднего школьного возраста применять специфические средства и методы обучения, то можно добиться повышения уровня спортивных результатов (на примере технической подготовки).
Теоретические основы обучения и тренировки юных волейболистов
Психолого-педагогическая характеристика основ спортивной подготовки юных волейболистов
Профессор В.С. Фарфель пишет: « Трудно назвать какое-нибудь движение (если оно, конечно, не требует исключительной силы или выносливости), которому нельзя было бы обучить мальчика или девочку 12-13-14 лет.
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся
Характеристика волейбола как игрового вида спорта
Для волейбола особенностью является ступенчатый характер достижения спортивного результата. В играх это своеобразная первая ступень -- «технико-физическая», нужна еще организация действий спортсменов -- индивидуальных, групповых и командных.
Основные положения спортивной подготовки юных волейболистов
Успех юных волейболистов в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма.
Задачи учебно-тренировочных занятий с детьми 14-15 лет:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, воспитание правильной осанки занимающихся.
2. Обучение детей среднего школьного возраста жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
3. Развитие основных двигательных качеств.
4.Развитие физических способностей, специфичных для игры в волейбол.
5. Обучение техническим приёмам волейбола.
6. Воспитание гибких тактических умений.
7. Формирование специальных знаний.
8. Воспитание моральных и волевых качеств.
Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта
На первом этапе развитие основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
На втором этапе происходит разучивание -- практическое освоение.
На третьем этапе -- формирование двигательного навыка.
На четвертом этапе происходит совершенствование техники.
Контрольные нормативы по технической подготовке
1. Точность второй передачи.
2. Точность передачи мяча через сетку в прыжке.
3. Передачи сверху у стены, стоя и сидя (попеременно).
4. Передачи сверху у стены, стоя лицом и спиной (поочередно).
5. Точность подач.
6. Точность нападающих ударов.
7. Точность первой передачи (прием подачи).
8. Защитные действия (защита зоны игроком «либеро»).
9. Блокирование.
Контрольные нормативы по основным действиям
1. Действия при второй передаче.
2. Действия при нападающих ударах.
3. Командные действия в нападении.
4. Действия при приеме мяча в поле.
5. Действия при одиночном блокировании.
6. Действия при групповом блокировании.
7. Командные действия в защите.
Организация и результаты собственных исследований
Методы исследований
1. Метод анализа научно-методической литературы.
2. Метод наблюдения.
3. Метод тестирования.
4. Метод педагогического эксперимента
5. Метод математической статистики.
6. Метод анализа и сравнения.
Исследование
1 этап - подбор и анализ научно - методической литературы;
2 этап - подбор методов исследования;
3 этап - проведение исследования;
4 этап - результаты исследования, выводы.
Таблица 1. Результаты измерений по техническим приёмам у контрольной группы детей.
№ | Ф.И. | За 1 минуту | До первой потери мяча | За 30 секунд | Подачи (из 10 раз) |
1 | Вика С. | 9 | 3 | 4 | |
2 | Виталик К. | 10 | 2 | 6 | |
3 | Влад Д. | 13 | 4 | 11 | 5 |
4 | Денис С. | 14 | 5 | 10 | 7 |
5 | Дима З. | 9 | 3 | 8 | |
6 | Дима К. | 16 | 4 | 13 | 7 |
7 | Егор С. | 8 | 2 | 9 | 8 |
8 | Максим К. | 9 | 8 | 6 | |
9 | Слава О. | 8 | 3 | 4 | |
10 | Надя З. | 11 | 4 | 9 | 6 |
11 | Олег В. | 12 | 10 | 7 | |
Средний балл | 10.8 | 3.3 | 8.7 | 6.2 |
Таблица 2. Результаты измерений по техническим приёмам у экспериментальной группы детей
№ | Ф.И. | За 1 минуту | До первой потери мяча | За 30 секунд | Подачи (из 10 раз) |
1 | Антон Х. | 36 | 25 | 21 | 9 |
2 | Денис З. | 37 | 26 | 16 | 4 |
3 | Дима В. | 18 | 1716 | 7 | |
4 | Дима Е. | 26 | 17 | 16 | 6 |
5 | Женя С. | 29 | 9 | 11 | 8 |
6 | Костя З. | 50 | 20 | 22 | |
7 | Миша П. | 49 | 13 | 21 | 7 |
8 | Руслан К. | 32 | 10 | 17 | 5 |
9 | Саша Б. | 43 | 26 | 23 | 9 |
10 | Сергей К. | 40 | 22 | 21 | 6 |
11 | Стас С. | 27 | 17 | 8 | |
Средний балл | 35.2 | 18.4 | 16.8 | 7.0 |
Из этих измерений можно сделать вывод, что средний балл у экспериментальной группы больше, чем у контрольной группы.
Повышение результатов можно добиться с помощью специальных упражнений, которые я использовал в учебно-тренировочных занятиях.
Таблица 3. Результаты измерений по техническим приёмам у контрольной группы детей (через пять недель).
№ | Ф.И. | За 1 минуту | До первой потери мяча | За 30 секунд | Подачи (из 10 раз) |
1 | Вика С. | 11 | 4 | 7 | 5 |
2 | Виталик К. | 3 | 9 | 7 | |
3 | Влад Д. | 15 | 5 | 13 | |
4 | Денис С. | 17 | 8 | ||
5 | Дима З. | 10 | 4 | 12 | 10 |
6 | Дима К. | 19 | 6 | 18 | 9 |
7 | Егор С. | 10 | 3 | 9 | |
8 | Максим К. | 12 | 4 | 8 | |
9 | Слава О. | 9 | 3 | 6 | |
10 | Надя З. | 16 | 4 | 11 | 8 |
11 | Олег В. | 15 | 12 | ||
Средний балл | 13.2 | 4.1 | 10.8 | 7.7 |
Таблица4. Результаты измерений по техническим приёмам у экспериментальной группы детей (через пять недель).
№ | Ф.И. | За 1 минуту | До первой потери мяча | За 30 секунд | Подачи (из 10 раз) |
1 | Антон Х. | 43 | 28 | 24 | 9 |
2 | Денис З. | 39 | 30 | 19 | 5 |
3 | Дима В. | 23 | 20 | 8 | |
4 | Дима Е. | 31 | 23 | 7 | |
5 | Женя С. | 36 | 12 | 16 | 9 |
6 | Костя З. | 56 | 22 | 27 | |
7 | Миша П. | 55 | 15 | 25 | |
8 | Руслан К. | 36 | 14 | 19 | 6 |
9 | Саша Б. | 47 | 29 | 28 | 9 |
10 | Сергей К. | 49 | 27 | 25 | 7 |
11 | Стас С. | 32 | 22 | 24 | 10 |
Средний балл | 40.6 | 23.7 | 22.7 | 8.0 |
Таким образом, мы видим, что после пяти недель обучения техническим и тактическим приёмам игры в волейбол средний балл возрос. Особенно он вырос у учащихся учебно-тренировочной группы первого года обучения. Это связано с решением специфических задач по обучению игре в волейбол у учащихся учебно-тренировочной группы первого года обучения и применяемых средств и методов, количеством часов, так как по школьной программе на волейбол отводится меньше чем в программе для спортивных школ.
Сравнительный анализ данных:
Выводы:
Обучение игре в волейбол школьников среднего звена, является необходимой частью популяризации волейбола и спорта вообще. Используя специфические средства и методы обучения игре в волейбол, можно быстрее достичь спортивного результата, так как они облегчают процесс освоения технических и тактических приёмов игры. Но педагог, тренер, проводя учебно-тренировочное занятие, должен учитывать возрастные особенности школьников, уровень их физической подготовки, так как перегрузки могут привести к формированию отрицательного отношения к игре волейбол.
Для детей данного возраста волейбол рассматривается, как одна из возможностей проявить себя, принять участие в различных соревнованиях. Обучение игре в волейбол способствует формированию и развитию личностных качеств человека, которые помогают ориентироваться и принимать решения в трудных жизненных ситуациях.
Заключение
В обучении юных волейболистов большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что дети при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения. Успех юных волейболистов в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма.
Так же одной из особенностей в занятиях волейболом с детьми является разнообразность условий при обучении. Нужно чаще менять обстановку в занятиях, особенно при совершенствовании одних и тех же технических приёмов, так как дети быстро устают от однообразной работы.
Выводы:
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.