Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
Оценка 4.6

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
изобразительное искусство
Детсад
03.07.2019
Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
Система образования на современном этапе предусматривает обновление его содержания, свя¬занного с творческим решением проблем науки и практики, с акцентом на использование современных педагогических технологий с целью более эффективной организации образовательного процесса в ДОУ. В этих условиях воспитателю необходимо активно использовать возможности современной дидакти¬ки, ориентироваться в широком спектре современных инновационных идей и технологий.
Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.docx
Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте Мной   были   проанализированы   особенности   процесса   развития исследовательских способностей у дошкольников, их тесную взаимосвязь с когнитивными   психическими   процессами   и   эмоционально­волевыми свойствами личности в этом возрасте, и сделали вывод о том, что наилучшей образовательной средой может служить изобразительная деятельность. Дадим   определение   и   характеристику   изобразительной   деятельности. Система образования на современном этапе предусматривает обновление его содержания, связанного с творческим решением проблем науки и практики, с акцентом на использование современных педагогических технологий с целью более эффективной организации образовательного процесса в ДОУ. В этих условиях   воспитателю   необходимо   активно   использовать   возможности современной   дидактики,  ориентироваться   в  широком   спектре   современных инновационных   идей   и   технологий.   Задача   формирования   творческих способностей и качеств личности является приоритетной в преподавания дис­ циплин художественно­эстетического цикла, в том числе и на НОД по ИЗО, а также   в   свободной   изобразительной   деятельности   детей.   Изобразительная деятельность  как  один из видов  художественно­эстетической  деятельности обладает  большими   потенциальными   возможностями   для  создания   условий культурного   и   личностного   становления   обучающихся,   развития   их творческого   потенциала.   Рассматривая   сущность   художественно­ изобразительной   деятельности   дошкольников,   необходимо   выделить   три основных   взаимосвязанных   структурных   компонента,   определяющих   ее содержание: 1. Непосредственное   восприятие   произведений   изобразительного искусства, декоративно­прикладного творчества, дизайна, эстетических объектов предметной среды. 2. Художественно   ­   познавательная   деятельность   как   овладение воспитанниками   суммой   теоретических   знаний   об   изобразительном искусстве. 3. Художественно­предметная   деятельность   по   законам   красоты,   когда непосредственно   в   практических   действиях   формируются изобразительные умения и навыки, творческие способности дошколь­   происходит   их   самореализация   в   различных   видах ников, изобразительной деятельности [1, с. 62]. В такой трактовке сущности изобразительной деятельности как одного из   видов   художественно­творческой   деятельности   вполне   оправданным становится и выделение её функций:   содействие   эстетическому   восприятию   и   освоению действительности;   развитие художественного кругозора;   формирование ценностных ориентаций в области искусства;   обогащение эмоциональной сферы личности;   выявление и развитие творческих способностей [2, с. 43].   Развитие   личности   ребенка   происходит   в   деятельности, исследовательские   способности   также   требуют   для   своего   развития определенной   специфической   или   специально   организованной   среды. Изобразительная   деятельность   была   для   дошкольника   такой   средой,   в которой созревали все его психические процессы и функции. Таким образом, специфичность  изобразительной   деятельности   в   дошкольном   возрасте определяется   тем,   что,   оставаясь   привычной   развивающей   средой   для психического   созревания   ребенка,   становится   ведущей   деятельностью   на занятиях ИЗО. Основой для исследовательского поведения является должный уровень   развития   когнитивных   функций   –   восприятия,   мышления,   памяти, внимания,   воображения   и   др.   На   занятиях   деятельность необходимо дополнять рационально­познавательной.     ИЗО   художественную Таким   образом,   мы   определили,   что   приемы   активизации исследовательской деятельности связаны с активизацией:  когнитивных   процессов:   мышления,   восприятия,   памяти,   внимания, воображения; эмоционально­волевых   реакций:   познавательного   интереса,   волевой  регуляции и трудового поведения. Поэтому   мы   рассмотрели   специфику   организации   изобразительной деятельности   на   НОД   по   ИЗО   для   развития   исследовательских способностей через призму развития когнитивных функций:  1) внимания,  2) восприятия, 3) памяти,  4) мышления,  5) воображения.  1)Внимание. Как показывает практика, наибольшая продуктивность при занятиях   изобразительным   искусством   в   начальный   период   обучения   во многом определяется особенностями внимания, которое присущие субъектам учебно­воспитательного процесса. Нужно отметить, что в психологическом аспекте  личности дошкольника имеет место как непроизвольное. А иначе – пассивное   внимание,   так   и   произвольное.   Непроизвольное   внимание определяется   силой,   а   также     яркостью   самого   впечатления,   которое возникает  при восприятии  и непосредственном интересе к теме занятия, объ­ екту изображения, к объяснению воспитателя, а также творческому заданию и т. д., произвольное внимание возникает при помощи усилия, напряжения воли. Причем, пока длится художественный процесс, нередко происходит переход одного вида внимания в другой. В большинстве случаев такое  случается при увлеченности детей заданием, которое им предложили. Поскольку   дошкольники   не   обладают   должной   устойчивостью внимания,   для   поддерживания   их   внимания   требуется   непосредственный интерес.   Ввиду   этого   во   время   уроков   по   тематическому   рисованию   мы пользуемся   тематикой,   близкой   возрастным   интенциям   детей.   При   этом изображаются сказочные герои, персонажи русского фольклора и т. п. Руководствуясь   практикой   начального   обучения,   стоит   указать,   что вопросы, которые обращены к детям, учебные задания, новые художественные понятия воспринимаются лучше всего, если  темп их изложения медленный. Для знакомства с произведениями искусства, исходя из их жанра (портрет, пейзаж,   натюрморт,   сюжетно­тематическая   картина   и   др.)   требуется различное время. В то же время в системе художественных занятий большим значением обладает то, как распределяется внимание. По этой причине осуществляемые нами   программные   аспекты   включают   в   себя   специальную   формирующую работу в указанном направлении. Педагогу   во   время   занятий     изобразительного   искусства   следует стремиться к   организации внимания воспитанников. Для этого необходимо создать яркое впечатление, непосредственный интерес, чувство удовольствия от восприятия предложенного материала. Так, при исследовании на занятиях по   рисованию   с  натуры     нужно   пользоваться   только   натурными   моделями (детскими игрушками, букетами, фруктами и др.), в том числе относящимися к природной, культурной, бытовой среде (например, цветущая ветка вишни, крынка, игрушка из керамики и др.), которые имеют  эстетические свойства (форму,   цвет,   фактуру   и   т.   п.),   которые   выделяются   среди   окружающих предметов,   и   потому   у   детей   возникает   положительная   эмоциональная реакция,   в   основе   которой   лежит   непроизвольное   внимание   к   натурной постановке. Приоритетная   задача   художественно­педагогического   обучения заключается в том, чтобы последовательно  развивать у младших школьников высшую   форму   произвольного   внимания,   давая   им   учебные   задания,   в которых постоянно  возрастает степень сложности. Обязательное   условие,   при   котором   возможно   активное   внимание   и упражнение в нем, представлено организацией работы группы, касающейся мышления   детей.   При   этом   появляются   вопросы,   для   решения   которых необходимо самостоятельная творческая работа. 2)Восприятие. Чрезвычайно важная роль в психологической структуре   восприятию,   через   которое   они личности   дошкольников   отводится   знакомятся с предметами и явлениями внешнего мира, образовательным мате­ риалом, который осваивается на занятиях по изобразительному искусству. Если   принимать   во   внимание,   что   восприятие   учеников   6­7­летнего возраста   обладает   конкретно­образным   характером,   при   знакомстве   с художественно­дидактическим   материалом   в   старшей   группе   необходимо широко   пользоваться   перцептивно  воспринимаемыми   средствами   обучения. Основываясь  на этом посыле, в начале познавательной работы на НОД по изобразительному   искусству   необходимо   предоставлять   информацию, которую   предоставляют   образная   структура   художественных   произведений (картины,   скульптуры,   декоративные   изделия   и   др.),   материально­ эстетическая   сторона   натурных   объектов,   визуальная   презентация   явлений окружающего мира. Большая   роль   в   программе   нашей   художественно­педагогической деятельности   отводится   классическим   и   современным   произведениям мастеров   изобразительного   искусства   Бурятии,   которым   вследствие   своей аутентичной природы доступно обеспечение   сензитивного эффекта при их восприятии и анализе. В   зависимости   от   направленности,   восприятие   на   занятиях   по   ИЗО производится   через   зрительные,   осязательные,   слуховые   анализаторы   или через   их   комплексное   действие.   К   примеру,   когда   детей   знакомят   с особенностями пластических материалов (пластилина, глины, пластика и др.), то помимо зрения как механизм познания работают осязательнодвигательные ощущения.   В   ряде   случаев   (когда   проводятся   эстетические   экскурсии   в природу, выполняются коллективные творческие работы и др.) в восприятии должны  участвовать все органы чувств. Другое условие оптимизации хода восприятия выражено специальной организацией,   методическим   и   эстетическим   оформлением   материала, который следует усвоить на уроке. Помимо этого, на характере и качестве восприятия сильно сказывается установка на дальнейшее   воспроизведение его итогов. В   художественно­образовательном   процессе   на   важном   месте   стоит   которое   представлено   специально   организованным, наблюдение, целенаправленным   восприятием.   На   его   характер   влияет   сложность наблюдаемых   предметов   или   явлений.   На   эффективности   наблюдения сказываются   правильная   постановка   и   осознание   цели   рассматриваемого процесса. Во время раннего этапа обучения у детей сложно наладить организацию длительного наблюдения предмета при его изображении. Обычно восприятие натурных   объектов   у   дошкольников   только   кратковременное.   Ввиду   этого весьма важна  выработка у детей умения постоянно сравнивать свой рисунок и изображаемый предмет. В   дошкольном   возрасте,   когда   имеет   место   прогрессирующее восприятие,   интерес   к   познанию   окружающего   мира   обретает   большую степень устойчивости: происходит усиление любознательности и стремления наблюдать, «исследовать». Но дети еще не умеют проводить анализ предметов и явлений, видеть детали, распознавать главное. Эту   возрастную   особенность   можно   четко   проследить     и  в  том,  как воспринимаются художественные произведения. Так, в соответствии с научно установленными закономерностями (такие исследования вели Ж. Пиаже, Е. И. Игнатьев,   А.   А.   Люблинская   и   др.),   в   возрасте   6­7   лет   ребенку   доступно восприятие на картине только разрозненных частностей — отдельных, самых выразительных предметов (это так называемая предметная стадия). В то же время исследования, проведенные А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой  и др., доказывают,  что у  ребенка    в  дошкольном возрасте  есть способность обнаружения качеств вещи, прежде всего, если он работает с ней. в   содержание   занятий Учитывая   такие   данные,   необходимо   вводить   доступные для детей виды работ, где применять объемные формы. При этом эти   формы   познаются,   художественно   трансформируются   их   предметные пространственное, свойства,   формируется обучающихся     у   дифференцированное восприятие, тактильные и моторные навыки. Одна из главных задач ДОУ– развивать у обучающихся эстетическое восприятие.   Типологические   особенности   данного   процесса   выражены   его сенсорным   характером   и   эмоциональной   окрашенностью.   К   тому   же, представляется важным, начиная с младшего возраста, развитие у детей основ образного восприятия. Его рассматривали в своих работах  Р. Арнхейм, Н. Н. Волков, Б. Т. Лихачев, Л. Г. Медведев, А. А. Мелик­Пашаев и другие. Вследствие   специфичности   рассматриваемого   сложно структурированного   образования   нужен   особый   подход   к   тому,   чтобы определить условия и методику его формирования на занятиях по   ИЗО. В первую   очередь,   важны   правильная   ориентация   и   обучение   детей   образно отражать  действительность. Речь идет об умении видеть в частном общее и отличать его от случайного, пользуясь механизмом действия ассоциаций. Необходимо   указать,   что   больше   всего   дошкольники   интересуются скульптурными произведениями малых форм, имеющими анималистический, фигуративный и сюжетный характер. При их изготовлении могут применяться бронза,   керамика,   дерево,   стекло,   в   которых   детям   нравятся   конкретика, реально   ощутимые   объемные,   пластические,   фактурные   и   эстетические свойства. Когда   спонтанно   воспринимаются   такие   образцы,   дошкольники,   в первую   очередь,   увлекаются     внешней   стороной   изображения,   имеющей необычную, экспрессивную форму. Когда проводится их методически направ­ ленное   рассмотрение,   следует   уделить   внимание   своеобразному   сочетанию цветов,   общему   строю   колорита,   способам,   по   которым   формы   условно передаются, метафорическому характеру заключенного в них содержания. Как видно из наблюдений, вопреки сформировавшимся стереотипам эта форма   авторского   самовыражения   близка   детскому   восприятию.   В   ее отражении отмечается активное участие когнитивной деятельности ребенка. Если у него нет должного опыта, он на свой лад домысливает увиденное на полотне,   стремясь   понять     его   содержание,   и   объясняя   своим   языком авторский замысел. Детские   рисунки   часто   характеризуются   условностью   изображения,   отсутствием   интереса   к   деталям, незавершенностью   форм, импровизированным   обращением   с   цветом.   И   многое   из   того,   что   в   его рисунке не могут понять реципиенты, ребенок поясняет устно, рассказав о своем рисунке. Когда  дошкольники   знакомятся с формальными произведениями, где преобладающая   роль   присуща   живописному   началу   с   пользованием инновационными выразительными средствами и техническими приемами, они начинают   больше   интересоваться   работой   с   красочными   материалами, стремятся   ярко   выражать   эстетические   чувства.   Ряд   изобразительных приемов,   усвоенных   во   время   восприятия   произведений   художников различной   эпохи,   школьники   переносят   в   свою   работу.   Поэтому   рисунки учащихся   становятся   более   живописными,   творческими,   что   можно подтвердить, проанализировав художественные продукты детей. Чтобы  реализовать творческий потенциал  дошкольников,  необходимо внедрять в учебную деятельность на уроках ИЗО различные изобразительные материалы   и   инструменты,   комбинированно   их   сочетая,   бумагу,   имеющую различные форматы, цвета и оттенки.  3)Память.  В   том,   как   сохраняется   и   объективируется   воспринятый ребенком дидактический, натурный и художественный материал, его прошлый опыт,   большая   роль   отводится   функциональным   механизмам   памяти.   На занятиях по изобразительному искусству большую роль играют  два ключевых процесса,   в   которых   происходит   реализация   ее   деятельности.   Речь   идет   о воспроизведении и узнавании. Проявлением продуктивной функции памяти в начальном   художественном   образовании   является   то,   что   с   ее   помощью происходит   усвоение   и   закрепление   не   только   знаний,   но   и   навыков, касающихся различных видов учебной и творческой деятельности. Память детей в ходе занятий изобразительным искусством развивается по   мере   того,   как   усваиваются,   воспроизводятся   и   узнаются   предметные понятия,   законы   изобразительной   грамоты,   названия   произведений, художественные образы, орнаментальные мотивы и т. д. В индивидуальной работе   с   детьми   необходимо   пользоваться   дополнительным   развивающим материалом,   методическими   приемами   и   упражнениями,   основываясь   на уровне мнемических способностей, развитие которых может быть   разным. Учитывая   личностно­ориентированный   подход   к   осуществлению   функции памяти   дошкольников,   приоритет   отдают   тому,   чтобы   в   рисунках воспроизводился индивидуальный опыт обучающихся, полученный из разных источников окружающей среды. При   осуществлении   художественно­педагогической   работы   можно сделать   вывод,   что,   чтобы   качественно   запоминать   законы   и   правила изобразительного   искусства,   художественную   терминологию,   приемы рисования,   технику   и   последовательность   изображения,   необходимо систематически повторять и применять данный материал в изобразительной работе воспитанников. Особенно это затрагивает общение с произведениями искусства,   так   как   при   повторном   рассматривании   картин   происходит обогащение,   развитие   эмоциональной   памяти,   воспитание   обостренности восприятия красоты. Причем «каждый раз человек видит в них что­то новое». В   то   же   время   на   осуществлении   функциональных   возможностей   и развитии   памяти   у   детей   сильно   сказывается   метод   работы,   когда   приме­ няются активные формы педагогического влияния на всех видах занятий по изобразительному искусству (речь идет о рисовании с натуры, рисовании на темы,   декоративной   работе,   аппликации,   лепке,   художественном конструировании и дизайне, беседах об искусстве). 4)Мышление.  Кроме   указанных   психолого­возрастных   структурных   эффективного   обучения компонентов   личности   дошкольников,   для   изобразительному   искусству   требуется   участие   мышления   ребенка, представляющего собой универсальную форму человеческого сознания, через которую познаются предметы и явления реальности, образы художественной среды. В   ходе   занятий   по   изобразительной   деятельности   воспитанники осуществляют   творческую   переработку   ранее   приобретенного   опыта, обобщение воспринимаемых когнитивных сведений, усваивают определенную систему бытийных и художественных понятий. Руководствуясь  имеющимися у них базовыми представлениями и знаниями законов искусства, они учатся высказывать  элементарные суждения, затрагивающие предмет изображения, произведения искусства, качество собственных и чужих рисунков. Функцию мышления на занятиях по ИЗО проявляет особая деятельность сознания,   в   результате   которой   обобщаются,   то   есть   образуются   понятия, выраженные через слово или художественный образ. Ввиду этого на развитии мышления   сказывается   развитие   речи,   которая   обладает   важным   форми­ рующим   значением   в   художественно­педагогической   работе.   Понятие, имеющее   вербальную   форму,   выступает   в   качестве   ведущего   фактора, участвующего в формировании художественного образа. Не случайно у вы­ дающихся художников­педагогов (П. П. Чистякова, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина   и   др.)   в   методических   концепциях   отмечена   организующая   и   на­ правляющая роль слова в изобразительном процессе. Известно, что дошкольники  в своем  мышлении уже могут отойти от непосредственно   воспринимаемого   предмета   или   явления   и   дать   им определение   словами,   которые   приводят   к   возникновению   мысленных образов. Вследствие этого старший дошкольный возраст представляет собой сензитивный   период,   когда   дети   усваивают   первичные   художественные понятия, определения, законы изобразительной грамоты. Лейтмотив в инновационной программе выражен развитием творческого мышления воспитанников, которое стоит на центральном месте в структуре художественных  способностей личности. Чтобы активизировать  творческое мышление детей, применяют специальные задания и упражнения, системно формирующие   креативные   качества   личности   дошкольника.   В   указанных целях на уроках по изобразительному искусству пользуются проблемными, эвристическими, игровыми методами и приемами, при которых дети начинают работать творчески и создают оригинальные художественные образы. В   художественно­педагогическом   процессе   много   внимания   требует формирование   у   детей   образного   мышления,   которое,   как   отмечает   В.   А. Сухомлинский,   является   важным   этапом   для   перехода   к   мышлению   через понятия.  Чтобы   решить   эту   проблему   на   уроках   по   изобразительному   ис­   интегрировать   образный   и   логический   способы кусству,   необходимо     рассматривая   их   как мыслительной   деятельности   обучающихся, «фундаментальные и принципиально различные» стратегии мышления, через которые   осуществляются   восприятие,   творческая   переработка   и   образное отражение полученной информации либо своего замысла. Причем «развитие одной из стратегий мышления ... не должно подавляться или происходить за счет развития другой» . 5)Воображение.  Кроме   интенсивной   работы   мышления     в художественном обучении постоянно работает воображение ребенка, так как необходимо   не   только   запоминание   познавательного   материала,   но   и представление себе событий, явлений и объектов, которые отсутствовали в его непосредственном восприятии (исторических образов, персонажей сказок, фантастических   сюжетов   и   др.).   Поэтому   необходимо   постоянно совершенствовать   эту     форму   сознания   воспитанников.   При   этом   для развития   деятельности   воображения   требуются   определенные   впечатления, полученные через чувственное восприятие внешнего мира. Положительная динамика детского воображения проявляется в том, что ребенок начинает все более адекватно и полно отражать действительность, пользуясь приобретаемыми знаниями, повышается уровень критичности его мышления. Если в первое время дошкольник незначительно перерабатывает имеющиеся   представления,   то   в   дальнейшем   они   уже   перерабатывает   их творчески.  Исследовав   психолого­возрастные   особенности   дошкольников   и специфику   их   проявления   в   художественно­педагогическом   процессе,   мы выявили, что нужно: коррелировать   содержание   и   методику   преподавания   изобразительного искусства, учитывая обнаруженные психологические и поведенческие свойства дошкольников при художественном обучении; пользоваться   дифференцированным   подходом   к   разным   категориям детей, обладающим специфическими качествами и свойствами во время занятий по изобразительному искусству; усилить   творческую   составляющую   изобразительной   деятельности дошкольников; интегрировать   в   содержание   художественно­педагогического   процесса игры и упражнения на развитие когнитивных функций; повышать   активность   обучающихся   во   время   учебных   и   внеклассных занятий по изобразительному искусству;  совершенствовать   качество   продуктов   изобразительной   деятельности дошкольников. Таким образом, находя специфическое проявление в системе занятий изобразительной   деятельностью,   психолого­возрастные   особенности   детей обусловливают   дифференцированный   научно­методический   подход   к руководству   анализируемым   видом   педагогической   работы,   что,   в   свою очередь,   позволяет   успешно   решать   проблему   развития   исследовательских способностей   дошкольников   в   рамках   начального   художественного образования. Список литературы 1. Алехин,   А.Д.   Изобразительное   искусство   /   А.Д.   Алехин.   –   М.: Просвещение, 1983. – 273 с. 2. Ветлугина   Н.А.   Общие   вопросы   художественного   творчества   ребенка. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. ­ М.: Педагогика, 2002. ­ С. 5­48. 3. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. ­ Ярославль: Академия Развития, 1996. ­ 224 с. 4. Казакова   Т.Г.   Изобразительная   деятельность   младших   дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. ­ М.: Просвещение, 1980. ­ 169с. 5. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 120 с. 6. Казакова  Т.Г. Теория  и методика  развития  детского  изобразительного творчества­ М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 7. Лабунская   Г.В.   Изобразительное   творчество   детей­   М,   Просвещение, 1965. 8. Леонтович   А.В.   В   чём   отличие   исследовательской   деятельности   от других видов творческой деятельности.Завуч.­2001.­№1 9. Мелик­Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. ­ М.: Знание, 2007. ­ 96 с. 10.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой – М. : 1982.– 426 с. 11.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.­ М: Педагогика, 1981. 12.Одноралов   Н.В.   Материалы   в   изобразительном   искусстве.   –   М.: «Просвещение», 1983 13.Поддъяков   А.Н.   Методологические   основы   изучения   и   развития исследовательской   деятельности   //   Исследовательская   деятельность учащихся   в   современном   образовательном   пространстве   /   Под   ред. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 14..Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис­я д­ра психолог.наук. ­ Москва, 2001. ­ С. 350 15.Погодина О.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества, – М.: Издательский центр «Академия», 2010 16.Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М., Просвещение, 1980, 141 с.

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Специфика изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019