СПЕЦИФИКАЦИЯ
для проведения входной контрольной работы
по МАТЕМАТИКЕ в 11 классе (базовый уровень)
1. Назначение работы – контрольная работа предназначена для проверки остаточных знаний обучающихся 11 класса по предмету «Математика» за курс 10 класса.
2. Документы, определяющие содержание работы: содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Структура и содержание контрольной работы
Работа по математике состоит из 2-х частей и включает в себя 7 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1):
Часть 1 содержит 4 задания с развёрнутым ответом и 2 задания с кратким ответом.
Часть 2 содержит 1 задание, к которым требуется дать развёрнутый ответ.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Таблица 1. Распределение заданий работы по частям.
Части работы |
Число заданий |
Максимальный балл |
Тип заданий |
Часть 1 |
6 |
6 |
Задания с развёрнутым ответом Задания с кратким ответом |
Часть 2 |
1 |
2 |
Задание с развёрнутым ответом |
Итого |
7 |
8 |
|
4. Распределение заданий работы по уровням сложности
В работе представлены задания различных уровней сложности: базового, повышенного.
Задания базового уровня включены в часть 1 работы. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных математических понятий.
Задания повышенного уровня включены в часть 2 работы. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы для решения различных задач.
Часть 1 содержит 6 заданий. Часть 2 содержит 1 задание.
5. Время выполнения работы – 45 минут
6. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении заданий разрешается пользоваться линейкой и циркулем.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое из заданий 1 части оценивается в 1 балл, задание из 2 части – в 2 балла.
Содержание критерия, задания 7 (из части 2) |
Баллы |
Обоснованно получены верные ответы в обоих пунктах |
2 |
Обоснованно получен верный ответ в пункте а или в пункте б ИЛИ получен ответ неверный из-за вычислительной ошибки, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения обоих пунктов – пункта а и пункта б |
1 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Максимальное количество баллов – 8.
Шкала перевода набранных баллов в оценку
Оценка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Балл |
0-2 |
3-4 |
5-6 |
7-8 |
8. Обобщённый план входной контрольной работы по математике в 11-х классах
Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в Кодификаторах планируемых результатов обучения (ПРО) и Кодификаторе элементов содержания (КЭС).
Используемые обозначения: РО – задание с развернутым ответом, КО – задание с кратким ответом.
Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
№ п/п |
Код ПРО |
Код КЭС |
Тип задания |
Уровень сложности |
Максимальный балл за выполнение задания |
Часть 1 |
|||||
1 |
1.3 |
1.2.4 |
РО |
Б |
1 |
2 |
1.2 |
1.2.1 |
РО
|
Б |
1 |
3.2.2 |
|||||
3 |
1.3 |
1.2.5 |
РО |
Б |
1 |
4 |
4.2 |
5.3.1 |
РО |
Б |
1 |
5.3.2 |
|||||
5 |
3.1 |
4.1.1 |
КО |
Б |
1 |
6 |
3.3 |
4.2.1 |
КО |
Б |
1 |
3.2.1 |
|||||
Часть 2 |
|||||
7 |
2.1 |
2.1.4 |
РО |
П |
2 |
КОДИФИКАТОР
элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ
для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена
Кодификатор элементов содержания по всем разделам включает в себя элементы содержания за курс средней школы (базовый уровень) и необходимые элементы содержания за курс основной школы.
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем. Во втором столбце указан код содержания раздела (темы), для которого создаются проверочные задания.
Код разде- ла |
Код контролиру- емого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
1 |
|
Алгебра |
1.1 |
|
Числа, корни и степени |
1.1.1 |
Целые числа |
|
1.1.2 |
Степень с натуральным показателем |
|
1.1.3 |
Дроби, проценты, рациональные числа |
|
1.1.4 |
Степень с целым показателем |
|
1.1.5 |
Корень степени n > 1 и его свойства |
|
1.1.6 |
Степень с рациональным показателем и её свойства |
|
1.1.7 |
Свойства степени с действительным показателем |
|
1.2 |
|
Основы тригонометрии |
1.2.1 |
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла |
|
1.2.2 |
Радианная мера угла |
|
1.2.3 |
Синус, косинус, тангенс и котангенс числа |
|
1.2.4 |
Основные тригонометрические тождества |
|
1.2.5 |
Формулы приведения |
|
1.2.6 |
Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов |
|
1.2.7 |
Синус и косинус двойного угла |
|
1.3 |
|
Логарифмы |
1.3.1 |
Логарифм числа |
|
1.3.2 |
Логарифм произведения, частного, степени |
|
1.3.3 |
Десятичный и натуральный логарифмы, число е |
|
1.4 |
|
Преобразования выражений |
1.4.1 |
Преобразования выражений, включающих арифметические операции |
|
1.4.2 |
Преобразования выражений, включающих операцию возведения в степень |
1.4.3 |
Преобразования выражений, включающих корни натуральной степени |
|
1.4.4 |
Преобразования тригонометрических выражений |
|
1.4.5 |
Преобразование выражений, включающих операцию логарифмирования |
|
1.4.6 |
Модуль (абсолютная величина) числа |
|
2 |
|
Уравнения и неравенства |
2.1 |
|
Уравнения |
2.1.1 |
Квадратные уравнения |
|
2.1.2 |
Рациональные уравнения |
|
2.1.3 |
Иррациональные уравнения |
|
2.1.4 |
Тригонометрические уравнения |
|
2.1.5 |
Показательные уравнения |
|
2.1.6 |
Логарифмические уравнения |
|
2.1.7 |
Равносильность уравнений, систем уравнений |
|
2.1.8 |
Простейшие системы уравнений с двумя неизвестными |
|
2.1.9 |
Основные приёмы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных |
|
2.1.10 |
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений |
|
2.1.11 |
Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем |
|
2.1.12 |
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учёт реальных ограничений |
|
2.2 |
|
Неравенства |
2.2.1 |
Квадратные неравенства |
|
2.2.2 |
Рациональные неравенства |
|
2.2.3 |
Показательные неравенства |
|
2.2.4 |
Логарифмические неравенства |
|
2.2.5 |
Системы линейных неравенств |
|
2.2.6 |
Системы неравенств с одной переменной |
|
2.2.7 |
Равносильность неравенств, систем неравенств |
|
2.2.8 |
Использование свойств и графиков функций при решении неравенств |
|
2.2.9 |
Метод интервалов |
|
2.2.10 |
Изображение на координатной плоскостимножества решений неравенств с двумя переменными и их систем |
|
3 |
|
Функции |
3.1 |
|
Определение и график функции |
3.1.1 |
Функция, область определения функции |
|
3.1.2 |
Множество значений функции |
|
3.1.3 |
График функции. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях |
|
3.1.4 |
Обратная функция. График обратной функции
|
|
3.1.5 |
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат |
3.2 |
|
Элементарное исследование функций |
3.2.1 |
Монотонность функции. Промежутки возрастания и убывания |
|
3.2.2 |
Чётность и нечётность функции |
|
3.2.3 |
Периодичность функции |
|
3.2.4 |
Ограниченность функции |
|
3.2.5 |
Точки экстремума (локального максимума и минимума) функции |
|
3.2.6 |
Наибольшее и наименьшее значения функции |
|
3.3 |
|
Основные элементарные функции |
3.3.1 |
Линейная функция, её график |
|
3.3.2 |
Функция, описывающая обратную пропорциональную зависимость, её график |
|
3.3.3 |
Квадратичная функция, её график |
|
3.3.4 |
Степенная функция с натуральным показателем, её график |
|
3.3.5 |
Тригонометрические функции, их графики |
|
3.3.6 |
Показательная функция, её график |
|
3.3.7 |
Логарифмическая функция, её график |
|
4 |
|
Начала математического анализа |
4.1 |
|
Производная |
4.1.1 |
Понятие о производной функции, геометрический смысл производной |
|
4.1.2 |
Физический смысл производной, нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком |
|
4.1.3 |
Уравнение касательной к графику функции |
|
4.1.4 |
Производные суммы, разности, произведения, частного |
|
4.1.5 |
Производные основных элементарных функций |
|
4.1.6 |
Вторая производная и её физический смысл |
|
4.2 |
|
Исследование функций |
4.2.1 |
Применение производной к исследованию функций и построению графиков |
|
4.2.2 |
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально- экономических, задачах |
|
4.3 |
|
Первообразная и интеграл |
4.3.1 |
Первообразные элементарных функций |
|
4.3.2 |
Примеры применения интеграла в физике и геометрии |
|
5 |
|
Геометрия |
5.1 |
|
Планиметрия |
5.1.1 |
Треугольник |
|
5.1.2 |
Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат |
|
5.1.3 |
Трапеция |
|
5.1.4 |
Окружность и круг |
|
5.1.5 |
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника |
|
5.1.6 |
Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника |
|
5.1.7 |
Правильные многоугольники. Вписанная окружность и описанная окружность правильного многоугольника |
5.2 |
|
Прямые и плоскости в пространстве |
5.2.1 |
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые; перпендикулярность прямых |
|
5.2.2 |
Параллельность прямой и плоскости, признаки и свойства |
|
5.2.3 |
Параллельность плоскостей, признаки и свойства |
|
5.2.4 |
Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства; перпендикуляр и наклонная; теорема о трёх перпендикулярах |
|
5.2.5 |
Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства |
|
5.2.6 |
Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур |
|
5.3 |
|
Многогранники |
5.3.1 |
Призма, её основания, боковые рёбра, высота, боковая поверхность; прямая призма; правильная призма |
|
5.3.2 |
Параллелепипед; куб; симметрии в кубе, в параллелепипеде |
|
5.3.3 |
Пирамида, её основание, боковые рёбра, высота, боковая поверхность; треугольная пирамида; правильная пирамида |
|
5.3.4 |
Сечения куба, призмы, пирамиды |
|
5.3.5 |
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб,октаэдр, додекаэдр и икосаэдр) |
|
5.4 |
|
Тела и поверхности вращения |
5.4.1 |
Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развёртка |
|
5.4.2 |
Конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развёртка |
|
5.4.3 |
Шар и сфера, их сечения |
|
5.5 |
|
Измерение геометрических величин |
5.5.1 |
Величина угла, градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности |
|
5.5.2 |
Угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями |
|
5.5.3 |
Длина отрезка, ломаной, окружности; периметр многоугольника |
|
5.5.4 |
Расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости; расстояние между параллельными и скрещивающимися прямыми; расстояние между параллельными плоскостями |
|
5.5.5 |
Площадь треугольника, параллелограмма, трапеции, круга, сектора |
|
5.5.6 |
Площадь поверхности конуса, цилиндра, сферы |
|
5.5.7 |
Объём куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, шара |
5.6 |
|
Координаты и векторы |
5.6.1 |
Координаты на прямой, декартовы координаты на плоскости и в пространстве |
|
|
5.6.2 |
Формула расстояния между двумя точками, уравнение сферы |
|
5.6.3 |
Вектор, модуль вектора, равенство векторов, сложение векторов и умножение вектора на число |
5.6.4 |
Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам |
|
5.6.5 |
Компланарные векторы. Разложение по трём некомпланарным векторам |
|
5.6.6 |
Координаты вектора, скалярное произведение векторов, угол между векторами |
|
6 |
|
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей |
6.1 |
|
Элементы комбинаторики |
6.1.1 |
Поочерёдный и одновременный выбор |
|
6.1.2 |
Формулы числа сочетаний и перестановок. Бином Ньютона |
|
6.2 |
|
Элементы статистики |
6.2.1 |
Табличное и графическое представление данных |
|
6.2.2 |
Числовые характеристики рядов данных |
|
6.3 |
|
Элементы теории вероятностей |
6.3.1 |
Вероятности событий |
|
6.3.2 |
Примеры использования вероятностей и статистики при решении прикладных задач |
КОДИФИКАТОР
требований к уровню подготовки выпускников образовательных
организаций для проведения
единого государственного экзамена
по МАТЕМАТИКЕ
Кодификатор требований по всем разделам включает в себя требования к уровню подготовки выпускников образовательных организаций (базовый уровень).
В первом столбце таблицы указаны коды разделов, на которые разбиты требования к уровню подготовки по математике. Во втором столбце указан код требования, для которого создаются экзаменационные задания. В третьем столбце указаны требования (умения), проверяемые заданиями экзаменационной работы.
Код разде- ла |
Код контролиру- емого требования (умения) |
Требования (умения), проверяемые заданиями экзаменационной работы |
1 |
|
Уметь выполнять вычисления и преобразования |
1.1 |
Выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма |
|
1.2 |
Вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования |
|
1.3 |
Проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции |
|
2 |
|
Уметь решать уравнения и неравенства |
2.1 |
Решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения, их системы |
|
2.2 |
Решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод |
|
2.3 |
Решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы |
|
3 |
|
Уметь выполнять действия с функциями |
3.1 |
Определять значение функции по значению аргумента при |
|
|
различных способах задания функции; описывать по графику поведение и свойства функции, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения; строить графики изученных функций |
3.2 |
Вычислять производные и первообразные элементарных функций |
|
3.3 |
Исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функции |
|
4 |
|
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами |
4.1 |
Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) |
|
4.2 |
Решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы |
|
4.3 |
Определять координаты точки; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами |
|
5
|
|
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
5.1 |
Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры |
|
5.2 |
Моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин |
|
5.3 |
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения |
|
5.4 |
Моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий |
|
6 |
|
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
6.1 |
Анализировать реальные числовые данные, информацию статистического характера; осуществлять практические расчеты по формулам; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах |
|
6.2 |
Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами и интерпретировать их графики; извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках |
|
6.3 |
Решать прикладные задачи, в том числе социально- экономического и физического характера, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения |
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
(базовый уровень)
1. Найдите , если и .
2. Найдите значение выражения .
3. Найдите значение выражения .
4. Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
5. На рисунках изображены графики функций и касательные, проведённые к ним в точках с абсциссой x0. Установите соответствие между графиками функций и значениями производной этих функций в точке x0.
ГРАФИКИ
ЗНАЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ
1.
2. 5
3. -4
4. -0,6
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
A |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
6. На рисунке изображён график функции y = f(x) . Точки a, b, c, d и e задают на оси Ox интервалы. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу характеристику функции или её производной.
ИНТЕРВАЛЫ ВРЕМЕНИ |
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) (a; b) Б) (b; c) В) (c; d) Г) (d; e) |
|
1) Значения функции положительны в каждой точке интервала. 2) Значения производной функции положительны в каждой точке интервала. 3) Значения функции отрицательны в каждой точке интервала. 4) Значения производной функции отрицательны в каждой точке интервала. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
7. а) Решите уравнение
б). Найдите наибольший отрицательный корень.
для проведения
единого государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.