Спецкурс "Лингвистический анализ художественного текста 8 класс"

  • docx
  • 18.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Спецкурс 8.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса «Лингвистический анализ текста»

для 8 класса

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спецкрса на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения спецкурса, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в седьмом классе.

Планируемые результаты освоения программы спецкурса включают личностные, метапредметные результаты и предметные достижения обучающегося.

 

​​ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

 

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

 

Изучение спецкурса направлено на достижение следующих целей:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах ­человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;

овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;

овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;

совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;

развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

 

МЕСТО СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Общее число часов, отведенных на изучение спецкурса, составляет 34 часа (1 час в неделю)


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ

I. Личностные  результаты:

·                    Осознание  русского  языка  как  духовной,  нравственной  и  культурной  ценности  народа; формирование  гражданина  и  патриота  своей  страны,  бережно  относящегося  к  своему  языку  и созданным  на  нём  памятникам  словесного  искусства,  осознающим  свою  причастность  к состоянию речевой культуры общества в целом.

·         Cформированность  российской  гражданской  идентичности,  патриотизма,  уважения  к  своему народу  — создателю культурных ценностей,  уважительного отношения к другим культурам.

·         Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей  значение  языка  для  саморазвития  и  самореализации,  готовность  и  способность  к самостоятельной, творческой деятельности.

·         Сформированность  толерантного  сознания  и  поведения  в  поликультурном  мире,  готовность  и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

·         Приобретение  коммуникативных  навыков,  важных  для  организации  сотрудничества  со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

·         Сформированность  духовно-нравственных  основ  личности  в  результате  освоения  культурно значимых  текстов,  приобщения  к  культурному  опыту  человечества,  нравственное  сознание  и поведение на  основе усвоения общечеловеческих ценностей.

·         Сформированность потребности и способности к  образованию, в том числе самообразованию, на протяжении  всей  жизни;  сознательное  отношение  к  непрерывному  образованию  как  условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.

·         Осознание  эстетической  ценности  слова,  воспитание  эстетического  отношения  к  миру; понимание этики и эстетики филологии.

·         Сформированность экологического мышления, бережного  отношения  к  слову.

·         Сформированность  духовно-нравственных  ориентиров,  способствующих  воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.

·         Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

II.  Метапредметные  результаты:

·         Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные  алгоритмы  деятельности;  самостоятельно  осуществлять,  контролировать  и корректировать  деятельность;  анализировать  свои  образовательные  приращения,  выбирать способы  корректировки  достигнутых  результатов;  в  ситуациях  общения  выбирать  успешные речевые стратегии.

·         Умение  продуктивно  общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  совместной  деятельности,  в сотрудничестве  с  другими  людьми,  учитывать  позиции  других  участников  деятельности, коммуникативно  целесообразно  взаимодействовать  с  другими  людьми,  эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.

·         Владеть  навыками  познавательной,  учебно-исследовательской  и  проектной  деятельности, навыками  разрешения  проблем;  способность  и  готовность  к  самостоятельному  поиску  методов решения практических задач, применению различных методов познания.

·         Готовность  и  способность  к  самостоятельной  информационно-познавательной  деятельности, владение  навыками  получения  необходимой  информации  из  словарей  разных  типов,  умение ориентироваться  в  различных  источниках  информации,  критически  оценивать  и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

·         Умение  использовать  средства  информационных  и  коммуникационных  технологий  в  решении когнитивных,  коммуникативных  и  организационных  задач  с  соблюдением  требований эргономики,  техники  безопасности,  гигиены,  ресурсосбережения,  правовых  и  этических  норм, норм информационной безопасности.

·         Умение  самостоятельно  оценивать  модели  поведения  и  принимать  решения,  определяющие стратегию  поведения,  с  учётом  гражданских  и  нравственных  ценностей,  основываясь  на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской  культуры.

·         Овладение языком  —  умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Овладение  навыками  познавательной  рефлексии  как  осознания  совершаемых  действий  и мыслительных  процессов,  их  результатов  и  оснований,  границ  своего  знания  и  незнания,  новых познавательных задач и средств их достижения.

III.  Предметные  результаты:

·         Изучение     понятий     «текст»,     «комплексный     анализ     текста»,     «стилистика»;      основных признаков,  свойств,     единиц     текста;     сведений     о     его     актуальном     членении,     видах     и средствах  связи  предложений  в  тексте;  стилях  и  функционально-смысловых  типах  речи; средствах изобразительности и выразительности;

·         Проведение      языкового      анализа      слов,      предложений      и       текстов       различных функциональных  стилей  и  разновидностей  языка;     проведение     лингвистического     анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

·         Анализ  языковых  единиц  с  точки  зрения  правильности,  точности  и  уместности     их употребления; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;

·         Применение      в       практике       речевого       общения       орфоэпических,       лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

·         Использование    в    собственной    речевой    практике    стилистических    ресурсов русского языка;

·         Соблюдение на письме  орфографических  и пунктуационных  правил.

Обучающийся научится:

·         понимать и интерпретировать основные сведения по текстологии, стилистике русского  языка и основным разделам лингвистики;

·         признаки    текста    и    его    функционально-смысловых    типов    (повествования,    описания,  рассуждения);

·         основные  признаки  разговорной  речи,  научного,  публицистического,  официально-делового  стилей, языка художественной литературы;

·         изобразительно-выразительные  средства  языка;

·         орфоэпические,  лексические,  грамматические,  синтаксические,  языковые  и речевые нормы современного  русского литературного  языка;

·         орфографические и  пунктуационные  правила  правописания.

·         определять    лексические,    морфологические,    синтаксические    признаки    разных стилей речи; различать стили текста, типы речи, доказывать принадлежность текста к тому  или иному  стилю и типу;

·         определять тему,    основные    мысли    текста;    особенности    композиции    и    средства связи смысловых частей текста в соответствии  с коммуникативным замыслом;

·         находить в тексте средства художественной выразительности и  определять их  роль;

·         оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского    литературного языка  (орфографических,  орфоэпических,  лексических,  словообразовательных, морфологических, синтаксических);

·         формулировать      проблему      исходного    текста,       выражать       свое       отношение       к предложенным     проблемным     вопросам,     создавать     устное     и      письменное      речевое высказывание  в  форме  рассуждения  на  основе     прочитанного     текста     в     соответствии     с нормами и правилами современного русского языка;

·         пользоваться справочной   литературой и лингвистическими словарями при анализе и создании собственного текста;

·         руководствоваться  критериями  оценивания     экзаменационной     работы     при     создании собственного текста.

Результаты  реализации  воспитательного  потенциала урока:

•  установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному  восприятию  учащимися  требований  и  просьб  учителя,  привлечению  их  внимания  к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

•  побуждение  школьников  соблюдать  на  уроке  общепринятые  нормы  поведения,  правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, «Правила внутреннего распорядка обучающихся»;

•  привлечение  внимания  школьников  к  ценностному  аспекту  изучаемых  на  уроках  явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией  –  инициирование ее обсуждения,  высказывания  учащимися  своего  мнения  по  ее  поводу,  выработки  своего  к  ней отношения;

•  применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, уроков-путешествий,  стимулирующих  познавательную  мотивацию  школьников;  дидактического  театра, где  полученные  на  уроке  знания  обыгрываются  в  театральных  постановках;  дискуссий,  уроков-диспутов,  урок-конференция,  которые  дают  учащимся  возможность  приобрести  опыт  ведения конструктивного  диалога;  групповой  работы  или  работы  в  парах,  которые  учат  школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

СОДЕРЖАНИЕ  СПЕЦКУРСА

Текст (7 часов)
1 Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста. 1 ч. 2
 Тема и идея текста. 1 ч
 3 Типы речи 1 ч.
4 Стили речи. Разговорный стиль. 1 ч.
5 Научный и официально-деловой стили речи. 1 ч.
6 Публицистический и художественный стили речи. 1 ч.
7 Композиция словесного произведения. Система образов. 1 ч.
Звуковые образные средства русского языка (4 часа)
8 Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём звукоподражания. 1 ч.
9 Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер. Двусложные размеры стиха. 1 ч.
10 Трёхсложные размеры стиха. 1 ч.
11 Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации. 1 ч.
Изобразительные ресурсы словообразования (3 часа)
12 Приём семантизации морфем. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки. 1 ч.
13 Словообразовательный повтор как стилистическое средство. 1 ч.
14 Паронимы и паронимическое противопоставление. 1 ч. Изобразительные ресурсы лексики (7 часов)
15 Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды. 1 ч.
16 Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов. 1 ч.
17 Основные виды тропов. 1 ч.
18 Омонимы и похожие на них языковые явления 1 ч.
19 Синонимы и антонимы в художественном тексте 1 ч.
 20 Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи 1 ч.
 21 Лингвостилистический анализ лирического произведения. 1 ч. Морфологические средства выразительности русской речи (5 часов)
22 Употребление имен существительных в речи. 1 ч.
23 Употребление имен прилагательных в речи. 1 ч.
24 Употребление глаголов в речи. 1 ч.
25 Употребление причастий и деепричастий в речи. 1 ч.
26 Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. 1 ч. Синтаксическое богатство русского языка (9 часов)
 27-28 Экспрессивное использование предложений разного типа 2 ч.
 29 Способы передачи значения сравнения в русском языке. 1 ч.
30 Период как особая форма организации художественного текста. 1 ч.
31-32 Стилистические фигуры речи. 2 ч.
33 Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как средство создания речевой характеристики персонажа. 1 ч.

34 Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г. Паустовского “Колотый сахар” 1 ч.

 

Способы  реализации  воспитательного  потенциала  урока:

•  использование  воспитательных  возможностей  содержания  учебного  предмета  через демонстрацию  детям  примеров  ответственного,  гражданского  поведения,  проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор  соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

•  включение  в  урок  игровых  процедур,  которые  помогают  поддержать  мотивацию  детей  к получению  знаний,  налаживанию  позитивных  межличностных  отношений  в  классе,  помогают установлению доброжелательной атмосферы во  время урока;

•  проведение учебных  (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок  -  деловая игра, урок  –  путешествие,  урок  мастер-класс,  урок-исследование  и  др.)  и  учебно-развлекательных мероприятий  (конкурс-игра  «Предметный  кроссворд»,  викторины,  литературная  композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);

•  организация  предметных  образовательных  событий  (проведение  предметных  декад)  для обучающихся  с  целью  развития  познавательной  и  творческой  активности,  инициативности  в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

•  использование  ИКТ  и  дистанционных  образовательных  технологий  обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных  приложениях,  мультимедийные  презентации,  научно-популярные  передачи,  фильмы, обучающие сайты,  уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.).

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

1

Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

2

Тема и идея текста.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

3

Типы речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

4

Стили речи. Разговорный стиль.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

5

Научный и официально-деловой стили речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

6

Публицистический и художественный стили речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

7

Композиция словесного произведения. Система образов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

8

Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём звукоподражания.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

9

Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер. Двусложные размеры стиха.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

10

Трёхсложные размеры стиха.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

11

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

12

Приём семантизации морфем. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

13

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

14

Паронимы и паронимическое противопоставление.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

15

Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

16

Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

17

Основные виды тропов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

18

Омонимы и похожие на них языковые явления

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

19

Синонимы и антонимы в художественном тексте

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

20

Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

21

Лингвостилистический анализ лирического произведения.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

22

Употребление имен существительных в речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

23

Употребление имен прилагательных в речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

24

Употребление глаголов в речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

25

Употребление причастий и деепричастий в речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

26

Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

27-28

Экспрессивное использование предложений разного типа

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

29

Способы передачи значения сравнения в русском языке.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

30

Период как особая форма организации художественного текста.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

31- 32

Стилистические фигуры речи.

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

33

Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как средство создания речевой характеристики персонажа.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

34

Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г. Паустовского “Колотый сахар”

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

 

                                                                   Итого

34

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru