Списывание - как один из способов формирования орфографической грамотности.
Оценка 4.6

Списывание - как один из способов формирования орфографической грамотности.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл—2 кл
05.01.2017
Списывание - как один из способов формирования орфографической грамотности.
В статье рассматривается вопрос формирования орфографической грамотности у учащихся начальной школы. Предлагается один из эффективных способов - орфографическое списывание. Как организовать работу по обучению учащихся правильным приёмам списывания, как эта деятельность влияет на орфографическую грамотность учащихся - эти вопросы рассматриваются в статье.
Списывание- как один из способов формирования орфографической грамотности..docx

Списывание – как один из способов формирования орфографической грамотности.

Формирование навыка грамотного письма у младших  школьников – одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю начальных  классов. Именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка курса русского языка.

Однако  редко кто из наших коллег может похвастаться высокой грамотностью своих учеников.

Как мы формируем навык грамотного письма? Мы изучаем орфограммы, способы их проверки и предполагается, что если ученик знает правила и умеет применять их в процессе письма, то он должен грамотно писать. Но часто такого не происходит в той мере, в какой нам бы хотелось.

Часто бывает, что ученик хорошо знает правила проверки орфограмм, но пишет с ошибками. Но бывает и наоборот, когда ребёнок пишет практически без ошибок, а объяснить,  почему он так написал не может. И тогда мы начинаем  говорить о феномене  «природной грамотности».

Известно, что самым распространенными известными орфографическими упражнениями являются письмо под диктовку и списывание. И если ошибки в диктанте мы объяснить можем, то  когда наши ученики допускают ошибки при списывании, то тут мы недоумеваем. Как можно?

А причина тут кроется в том, что мы не учим правильно списывать текст. И более того, если научить детей правильно списывать, то именно списывание будет способствовать развитию грамотного письма. Как списывание может быть связано с грамотностью?

Еще в 40-е годы прошлого столетия известный российский нейропсихолог Лурия установил, что письмо регулируется не зрительной памятью и не «механической памятью руки», а работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая того. И если слово было орфографически прочитано, т.е. зафиксированно  речедвигательным аппаратом, то оно сохраняется в памяти и затем воспроизводится в процессе письма. Т.е. орфографическое проговаривание очень важно при работе со списываемым текстом.

С методикой орфографического списывания, я познакомилась, когда начала работать по программе развивающего обучения Элькона – Давыдова. Обучение списыванию начинается уже в букварный период, когда дети уже умеют писать под диктовку несложные тексты. Новому виду работы посвящается целый урок, на котором вместе с детьми составляется алгоритм списывания, который потом помещается рядом с доской. Алгоритм включал в себя следующие действия:

1.      Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.      Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3.       Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4.      Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь диктовать себе во время письма).

5.      Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6.      Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

7.      Проверь написанное  (подчеркни орфограммы в написанном, сверь каждую орфограмму с исходным предложением).

Теперь подробно о содержании каждого пункта.

1.      Это действие нужно, чтобы было понятно содержание списываемого. Чтение на этом этапе осуществляется по нормам орфоэпии (читаем так, как надо говорить).

2.      Повторение предложения на втором этапе развивает память, учит запоминать осмысленно.

3.      Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Он разный на разных этапах обучения. В букварный период, когда у детей не ещё понятия орфограммы, в словах предложения прежде всего определяется ударный слог, затем расставляются точки под гласными, дугами выделяются слоги, подчёркивается большая буква, точка в конце предложения. Всё это делается одним из учеников на доске.

Позже дети подчёркивают орфограммы.

4.      Если предыдущая операция – это постановка орфографических задач, то данный этап соответствует их решению, только не в результате умственных, логических операций, а чисто практически: путем приведения к полному соответствию зрительного и слухового образца слова. Орфографически проговаривая, ученик запоминает его написание, а так как списывание осуществляется «смысловыми кусками», то и запоминание происходит не механически, а осмысленно.

На первых этапах обучения списыванию дети проговаривают предложение или его часть хором, очень чётко, причём учитель следит за артикуляцией каждого ученика.

5.      Выполняя этот пункт, дети готовятся к тому, чтобы правильно продиктовать себе во время письма. Повторное, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ слова, воссозданный при его произнесении.

6.      На этом этапе важно проследить, чтобы каждый ученик действительно диктовал себе во время письма. При этом в классе возникает  шумок.

7.      О том, что надо проверять то, что написал, знают все. Но часто этого не делают. Чтобы ученик действительно проверил  то, что написал, он должен знать, как это делать, т. е. отчётливо представлять себе ту систему действий, с помощью которой можно осуществить проверку. Требуя от учеников подчеркнуть орфорграммы в написанном, ему даются ориентиры того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.

Естественно при такой организации работы на списывание даже коротких предложений уходит много времени. Но, во-первых, это окупается качеством списывания, а во-вторых, по мере автоматизации навыка, алгоритм постепенно сворачивается  и  он будет состоять уже не из 7, а из 4 «шагов»:

1.      Прочитай предложение  и повтори его по памяти.

2.      Прочитай предложение ещё раз так, как оно записано.

3.      Пиши, диктуя себе, как читал в последний раз.

4.      Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.

И в заключении хочется сказать, что если систематически и правильно проводить работу по  орфографическому списыванию, то у детей формируется навык орфографически грамотного письма на достаточно высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

           


 

Списывание – как один из способов формирования орфографической грамотности

Списывание – как один из способов формирования орфографической грамотности

Проверь написанное (подчеркни орфограммы в написанном, сверь каждую орфограмму с исходным предложением)

Проверь написанное (подчеркни орфограммы в написанном, сверь каждую орфограмму с исходным предложением)

Списывание - как один из способов формирования орфографической грамотности.

Списывание - как один из способов формирования орфографической грамотности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017