СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7

СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
воспитательная работа
1 кл—3 кл
19.11.2019
СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Келина Ю.А. В современном обществе сформировался запрос на личность, способную творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; все более востребованными становятся интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные объединять людей, вести за собой. Еще А.С. Макаренко показал, что эти качества личности формируются только в коллективе и через коллектив. Воспитание таких лидеров малоэффективно без опоры самих ребят на команду, коллектив, на общественное мнение, на принятые в социальной среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Поэтому проблема формирования сплочённости детского школьного коллектива и самоуправления в нём актуальна на данном этапе развития системы школьного образования. Проблемы, раскрывающие общие закономерности и противоречия развития коллектива и личности, формирования коллектива рассматривали такие известные философы как Л.Б. Буева, В.Г. Иванов, Н.И.Лапин. Психологи А.Г. Асмолов, А.А. Реан, А.Н. Лутошкин, М.Ю. Кондратьев, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и другие освещали вопросы коллективного общения и межличностных отношений в детском коллективе. Но педагоги еще раньше обратили свое внимание на эту проблему. Так, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский исследовали условия поддержки среди детей атмосферы товарищества и взаимопомощи. Б. Ленский проанализировал роль товарищеской среды в приучении школьников к «ограничению своих прав» и в «удовлетворении самобытной натуры ребёнка». А.С. Макаренко разработал основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнёс: теорию перспектив, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения и многое другое. Он показал, что школьный (или классный) ученический коллектив является не просто организованной формой объединения учащихся, направленного на совместную учебу и внеклассную работу, но он одновременно является и важнейшим средством воспитания коллективизма. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. Первой стадией коллектива образования является стадия становление коллектива (стадия первоначального сплочения по А.С. Макаренко). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Именно на этой стадии проблема формирования групповой сплоченности является центральной Под сплоченностью современная психология понимает показатель прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива, основанный на положительных межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Группы, отличающиеся высоким уровнем сплочённости, имеют меньше проблем в межличностном общении, меньше недопонимания, недоверия, они быстрее достигают целей, отличаются взаимоподдержкой и взаимопомощью. Когда в группе создан эмоционально положительный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Но, несмотря на явную значимость, непосредственно проблема группообразования в начальной школе, пути развития сплоченности учеников в классе, как основы для формирования коллектива, изучены недостаточно. На наш взгляд, актуально решать проблему сплочения детского коллектива младших школьников методом проведения групповых игр. Ролевая игра выступает важным механизмом активного приобретения социального опыта человеком и поэтому, сегодня все шире используется в социально-педагогической практике. Игровая деятельность, являясь ведущей в дошкольном возрасте, и в младшем школьном продолжает сохранять большое значение. Игра, выступая комфортным видом деятельности, не требует формальной мотивации, организуется на добровольной основе, сопровождается сильными позитивными эмоциями и не предъявляет к участникам жестких требований. Игра позволяет сделать интересным общение младших школьников, улучшить взаимодействие в коллективе и установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Мы предположили, что формирование сплочённости ученических коллективов 1-2 классов можно добиться методом групповой игры за счёт целенаправленной и комплексной работы с младшими школьниками. При этом необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия: 1. создание атмосферы доверия между учениками, а также педагогом и учащимися; 2. использовать в комплексе подготовительные групповые упражнения и групповые игры, направленные на развитие взаимодействия младших школьников друг с другом; 3. развивающая работа должна носить целенаправленный характер и охватывать всех учеников класса. Исследовательская экспериментальная работа проводилась на базе двух 2-х классов общеобразовательной школы Центрального района г. Санкт-Петербурга Всего было охвачено 47 учащихся (из них мальчиков - 27, девочек - 20). Нами была разработана и реализована краткосрочная развивающая программа «Дружный класс» для сплочения учащихся 2 класса начальной школы, стимулирования процесса превращения их в целостного группового субъекта. Конкретными задачами программы стало:  создание атмосферы доверия и условий для развития симпатии, поддержки членов группы друг к другу;  развитие коммуникативных умений;  совершенствование навыков межличностного взаимодействия;  повышение самооценки детей. В программу были включены задания, которые развивают следующие навыки и умения:  Доброжелательность, интерес и умение строить доверительные от- ношения друг с другом;  эмоционально сопереживать однокласснику;  Сотрудничать и действовать сообща;  Согласовывать свои действия с другими и совместно решать постав- ленные задачи;  Разрешать конфликтные ситуации. В основу содержания программы «Дружный класс» положено решение проблем, которые близки и понятны младшим школьникам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, через формирующуюся в игре коммуникативную компетентность учеников мы динамично развивали групповую сплоченность. Программа реализовывалась в рамках воспитательных классных часов. Всего проводилось 8 занятий с периодичностью один раз в неделю и продолжительностью 45 минут. Каждое занятие состояло из нескольких частей и включало в себя: 1. Организационный момент. 2. Разминка. 3. Основное упражнение. 4. Обсуждение. 5. Завершающий ритуал. Отработка навыков проходит в три этапа:  получение информации о содержании того или иного навыка  применение полученных знаний в конкретных игровых ситуациях (отработка навыка);  обеспечение переноса навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка и класса. В программу вошли упражнения на социальную ориентировку («Хорошие и плохие поступки»), на развитие коммуникативных способностей («Найди и коснись»), на командообразование («Построимся»), и на сплочение («Паровозик»). Выполнение содержания программы способствовало сближению детей и развитию чувства «Мы» в ученическом коллективе. Возросло количество контактов (в целом по классу и у детей группы риска, в частности) в учебной и внеучебной деятельности, улучшился психологический климат, сократилось число пренебрегаемых и отчуждаемых учеников, проявилась взаимопомощь, снизилась социальная напряженность. Дети класса стали лучше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками; стали самостоятельно играть на переменах в общие игры, чего в начале занятий не отмечалось; научились сопереживать и поддерживать друг друга, лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов, а также получили положительный опыт сотрудничества при решении поставленной взрослым (педагогом) задачи. Проведенный эксперимент показал, что именно метод групповой игры позволяет эффективно оптимизировать характер взаимодействия между учащимися, повысить групповую сплоченность класса, улучшить психологический климат. Именно применение групповых игр как значимого, интересного и привлекательного метода было отмечено и самими детьми в ходе получения обратной связи. Важно отметить, что программа по развитию сплоченности может реализовываться классным руководителем, социальным педагогом или психологом. Широкое поле поставленных задач позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и мотивировать его к дан- ному делу. К тому же данная программа может быть модифицирована педагогом и в более простую и в более развернутую форму в зависимости от уровня подготовленности класса, от его внутренних потребностей и интересов.
Статья.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Келина Ю.А.

 

В современном обществе сформировался запрос на личность, способную творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; все более востребованными становятся интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные объединять людей, вести за собой. Еще А.С. Макаренко показал, что эти качества личности формируются только в коллективе и через коллектив. Воспитание таких лидеров малоэффективно без опоры самих ребят на команду, коллектив, на общественное мнение, на принятые в социальной среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Поэтому проблема формирования сплочённости детского школьного коллектива и самоуправления в нём актуальна на данном этапе развития системы школьного образования. Проблемы, раскрывающие общие закономерности и противоречия развития коллектива и личности, формирования коллектива рассматривали такие известные философы как Л.Б. Буева, В.Г. Иванов, Н.И.Лапин. Психологи А.Г. Асмолов, А.А. Реан, А.Н. Лутошкин, М.Ю. Кондратьев, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и другие освещали вопросы коллективного общения и межличностных отношений в детском коллективе. Но педагоги еще раньше обратили свое внимание на эту проблему. Так, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский исследовали

условия поддержки среди детей атмосферы товарищества и взаимопомощи. Б. Ленский проанализировал роль товарищеской среды в приучении школьников к «ограничению своих прав» и в «удовлетворении самобытной натуры ребёнка». А.С. Макаренко разработал основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнёс: теорию перспектив, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения и многое другое. Он показал, что школьный (или классный) ученический коллектив является не просто организованной формой объединения учащихся, направленного на совместную учебу и внеклассную работу, но он одновременно является и важнейшим средством воспитания коллективизма. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. Первой стадией коллектива образования является стадия становление коллектива (стадия первоначального сплочения по А.С. Макаренко). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. такую

социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Именно на этой стадии проблема формирования групповой сплоченности является центральной  Под сплоченностью современная психология понимает показатель

прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива, основанный на положительных межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Группы, отличающиеся высоким уровнем сплочённости, имеют меньше проблем в межличностном общении, меньше недопонимания, недоверия, они быстрее достигают целей, отличаются взаимоподдержкой и взаимопомощью. Когда в группе создан эмоционально положительный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся работать и творить.

Но, несмотря на явную значимость, непосредственно проблема группообразования в начальной школе, пути развития сплоченности учеников в классе, как основы для формирования коллектива, изучены недостаточно. На наш взгляд, актуально решать проблему сплочения детского коллектива младших школьников методом проведения групповых игр. Ролевая игра выступает важным механизмом активного приобретения социального опыта человеком и поэтому, сегодня все шире используется в социально-педагогической практике. Игровая деятельность, являясь

ведущей в дошкольном возрасте, и в младшем школьном продолжает сохранять большое значение. Игра, выступая комфортным видом деятельности, не требует формальной мотивации, организуется на добровольной основе, сопровождается сильными позитивными эмоциями и не предъявляет к участникам жестких требований. Игра позволяет сделать интересным общение младших школьников, улучшить взаимодействие в коллективе и установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Мы предположили, что формирование сплочённости ученических коллективов 1-2 классов можно добиться методом групповой игры за счёт целенаправленной  и комплексной работы с младшими школьниками. При этом необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия:

1. создание атмосферы доверия между учениками, а также педагогом и учащимися;

2. использовать в комплексе подготовительные групповые упражнения и групповые игры, направленные на развитие взаимодействия младших школьников друг с другом;

3. развивающая работа должна носить целенаправленный характер  и охватывать всех  учеников класса.                                                             

Исследовательская экспериментальная работа проводилась на базе двух 2-х классов общеобразовательной школы  Центрального района г. Санкт-Петербурга Всего было охвачено 47 учащихся (из них мальчиков - 27, девочек - 20).

Нами была разработана и реализована краткосрочная развивающая программа «Дружный класс» для сплочения учащихся 2 класса начальной школы, стимулирования процесса превращения их в целостного группового субъекта.

Конкретными задачами программы стало:

создание атмосферы доверия и условий для развития симпатии,

поддержки членов группы друг к другу;

развитие коммуникативных умений;

совершенствование навыков межличностного взаимодействия;

повышение самооценки детей.

В программу были включены задания, которые развивают следующие навыки и умения:

Доброжелательность, интерес и умение строить доверительные от-

ношения друг с другом;

эмоционально сопереживать однокласснику;

Сотрудничать и действовать сообща;

Согласовывать свои действия с другими и совместно решать постав-

ленные задачи;

Разрешать конфликтные ситуации.

В основу содержания программы «Дружный класс» положено решение проблем, которые близки и понятны младшим школьникам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли

и чувства до собеседника. Таким образом, через формирующуюся в игре коммуникативную компетентность учеников мы динамично развивали групповую сплоченность.

Программа реализовывалась в рамках воспитательных классных часов. Всего проводилось 8 занятий с периодичностью один раз в неделю и продолжительностью 45 минут. Каждое занятие состояло из нескольких частей и включало в себя:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

3. Основное упражнение.

4. Обсуждение.

5. Завершающий ритуал.

Отработка навыков проходит в три этапа:

получение информации о содержании того или иного навыка

применение полученных знаний в конкретных игровых ситуациях

(отработка навыка);

обеспечение переноса навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка и класса.

В программу вошли упражнения на социальную ориентировку («Хорошие и плохие поступки»), на развитие коммуникативных способностей

(«Найди и коснись»), на командообразование («Построимся»), и на сплочение («Паровозик»).

Выполнение содержания программы способствовало сближению детей и развитию чувства «Мы» в ученическом коллективе. Возросло количество контактов (в целом по классу и у детей группы риска, в частности) в учебной и внеучебной деятельности, улучшился психологический климат, сократилось число пренебрегаемых и отчуждаемых учеников, проявилась взаимопомощь, снизилась социальная напряженность. Дети класса стали лучше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками; стали самостоятельно играть на переменах в общие игры, чего в начале занятий не отмечалось; научились сопереживать и поддерживать друг друга, лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов, а также получили положительный опыт сотрудничества при решении поставленной взрослым (педагогом) задачи. Проведенный эксперимент показал, что именно метод групповой игры позволяет эффективно оптимизировать характер взаимодействия между учащимися, повысить групповую сплоченность класса, улучшить

психологический климат. Именно применение групповых игр как значимого, интересного и привлекательного метода было отмечено и самими детьми в ходе получения обратной связи.

Важно отметить, что программа по развитию сплоченности может реализовываться классным руководителем, социальным педагогом или психологом. Широкое поле поставленных задач позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и мотивировать его к дан-

ному делу. К тому же данная программа может быть модифицирована педагогом и в более простую и в более развернутую форму в зависимости от уровня подготовленности класса, от его внутренних потребностей и интересов.

СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Скачать файл