Сподвижники и помощники инженера Графтио
Сооружение Волховской ГЭС являлось первой крупнейшей стройкой Советской России. Численность работающих на Волховстрое доходила до 15 тысяч человек. Это целая армия, которой надо было управлять.
Конечно, главным руководителем, мимо которого не проходил ни один чертеж, ни одно распоряжение по решению сложных технических проблем, был главный инженер Волховстроя. Немногие знают, что до Г.О. Графтио, то есть до 1920 года, эту должность занимал не менее выдающийся русский инженер Г.Г. Кривошеин. С него я и хочу начать этот очерк.
Григорий Григорьевич Кривошеин родился в 1866 году в дворянской семье. Он получил высшее военное инженерное образование, стал генерал-майором, преподавал в Николаевском инженерном училище, был заслуженным профессором Николаевской инженерной академии и профессором Петербургского технологического института. Он получил известность как создатель Большеохтинского, Финляндского железнодорожного и Троицкого мостов через Неву, а также как директор правления Путиловского и Невского судостроительного и механического заводов. [1]
В 1910-1914 годах Кривошеин вместе с инженером Б.Ю. Калиновичем помогал Г.О. Графтио детально разработать проекты гидроэлектростанции и шлюза на Волховских порогах. [2]
Когда в декабре 1916 года царское правительство приняло решение строить ГЭС на водопадах р. Иматры, начальником этих работ был назначен Г.Г. Кривошеин. Но вскоре произошла Февральская революция, Финляндия предъявила свои права на Иматру, и тогда решили строить ГЭС на р. Волхов.
Летом 1917 года Временное правительство выделило деньги, на которые Кривошеин начал закупать оборудование, строить склады для его хранения и прокладывать грунтовые дороги к месту строительства. Однако после Октябрьской революции финансирование стройки прекратилось, и работы остановились.
15 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров организовал Управление Волховского строительства, главным инженером которого утвердил Г.Г. Кривошеина. До конца года он руководил подбором кадров строителей, приобретением инвентаря и изыскательскими работами. С января 1919 года стройка развернулась широким фронтом. Но тут ходу строительства начал серьезно мешать политический комиссар Волховстроя М.Е. Видеман, который вмешивался во все финансовые, хозяйственные и технические вопросы и вел, по словам Кривошеина, «чуть ли не полицейский сыск». [3] И только после того, как главный инженер Волховстроя обратился к члену Президиума ВСНХ Л.Б. Красину с протестом и просьбой об отставке, незаконные действия комиссара прекратились.
На берегах Волхова строились мастерские, бараки, дома для служащих, временная электростанция, столовые, больница и т.д. В тот период Волховскую ГЭС планировали открыть к 1 января 1923 года, на четыре года раньше, чем это произошло в действительности. Конечно, срок пуска станции был запланирован не реальный. В стране шла кровопролитная гражданская война, царила разруха и голод. Летом 1919 года вокруг Волховстроя развернулась острая борьба. Нашлись противники, требовавшие законсервировать и даже прекратить сооружение ГЭС.
5 ноября 1919 года стройка вообще осталась без своего руководителя: Кривошеин был арестован петроградской ЧК и два с половиной месяца провел в московской Бутырской тюрьме. Он вышел из нее с сильно подорванным здоровьем, что, по заключению врачей, «лишило его возможности приступить к исполнению служебных обязанностей». [4] Так и не найдя взаимопонимания с представителями новой власти, Григорий Григорьевич Кривошеин в 1921 году эмигрировал в США.
В Управлении Волховстроя работали и другие инженеры старой школы, занимавшие в царское время высокие должности. Так, работами по возведению ряжевой перемычки для ограждения котлована на строительстве Волховской ГЭС руководил бывший строитель Петербургского торгового порта военный инженер – генерал-майор Иосиф Александрович Савримович. Бывший статский советник, инспектор Петербургского округа путей сообщения Евгений Александрович Палицын и профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Борис Николаевич Кандиба еще до революции разработали проекты шлюзования Волховских порогов. В 1916 году действительный статский советник Б.Н. Кандиба возглавлял в Министерстве торговли и промышленности отдел торговых портов. Он принял большое участие в подготовке технической документации во время проектирования Волховской ГЭС, а затем вместе с Е.А. Палицыным был избран в технический совет, образованный для консультации и наблюдения за строительством этой станции и судоходного шлюза. Лет 15 назад пишущему эти строки посчастливилось купить в одном из букинистических магазинов Петербурга редкое печатное издание 1924 года, которое называлось «Как строится Волховская гидроэлектрическая станция. Бюллетень № 2». По владельческой надписи на обложке хорошо видно, что когда-то бюллетень был собственностью профессора Б.Н. Кандибы…
Наиболее квалифицированные гидротехники имелись среди строителей морских сооружений и крупных мостов через водные преграды. Некоторые из них приглашались на Волховстрой.
«Графтио, – вспоминал один из волховстроевцев, – брал тех, кто своим инженерным талантом и практическим опытом мог принести действительную пользу». [5]
Весной 1919 года на Волховстрой приехал Василий Иванович Пуговкин, опытный строитель мостов и знаток кессонных сооружений. О себе он говорил: «Я – сибиряк. С той поры как в 1897 году окончил Красноярское техническое училище, строил на воде. Прошел практику на возведении мостов, а затем отправился на строительство Китайско-Восточной железной дороги. Ставил там мосты через Сунгари, Муданьдзян, Тахэ. Работы все кессонные. Затем задумал для пополнения образования поступить в Томский технологический институт. И должен был уже поступить, когда меня в качестве выборщика в Государственную Думу арестовали и предложили отправиться в Туруханский край на двухгодичное житье. После нескольких месяцев отсидки получил разрешение выехать за границу». [6]
Пуговкин поселился в Лондоне и до окончания вынужденной эмиграции занимался… продажей жареной рыбы. Вернувшись в Россию, он участвовал в сооружении 17-ти железнодорожных мостов – через Днепр, Дон, Каму и другие реки. На Волховстрое Василий Иванович начал работать в должности техника-десятника, но затем Графтио назначил его начальником работ.
В Главном комитете государственных сооружений не очень были довольны выбором Графтио.
– Он у вас без диплома. И вообще у вас на стройке нет имен.
Графтио ответил:
– «Имена» я звал. Но «имена» не спешат. А вообще ярлыков я не требую, мне люди нужны. Пуговкин по опыту, по знаниям, по энергии достоин быть начальником работ, а молодежь, когда кончит на Волхове эту работу, будет иметь «имена». [7] После Волхова Пуговкин работал вместе с Графтио и на строительстве Нижне-Свирской ГЭС.
Одним из ведущих инженеров Волховстроя был молдаванин Александр Владимирович Будасси, имевший горячий темперамент, гордый характер и организаторский талант. По окончании путейского института он работал в широко известной фирме Чаева, строившей стальные магистрали по всей России. В годы гражданской войны Александру Будасси пришлось поработать начальником строительства железной дороги к нефтяному месторождению в Казахстане. В то время из-за топливного голода в стране эта стройка имела очень важное значение. Не случайно на мандате, выданном Будасси 24 декабря 1919 года, стояла подпись самого Ленина. [8]
После освобождения нефтяных промыслов Баку от интервентов необходимость в строительстве железной дороги на Эмбу отпала, и Будасси, по приглашению Графтио, приехал на Волховстрой. Вслед «за ним на Волхов потянулись прекрасный рабочий коллектив и оборудование – американские экскаваторы из национализированного в свое время имущества фирмы Чаева». [9] Огромного роста, стройный Александр Будасси занимал должность старшего производителя работ и, обладая большим опытом, пользовался непререкаемым авторитетом.
Он ввел комплексную оплату труда с кубометра земельно-скальной породы для всех, кто занят на этих работах, начиная с экскаваторщика и кончая ремонтными слесарями. Эта прогрессивная система оплаты принесла отличный результат, так как создала общую заинтересованность в успехе дела.
Прекрасно зарекомендовав себя на Волхове, А.В. Будасси в августе 1925 года, когда земельно-скальные работы подошли к концу, уехал в Среднюю Азию на строительство оросительных каналов. Затем он строил Беломорско-Балтийский канал и канал Москва-Волга.
Последним местом работы А.В. Будасси стала новая железная дорога от города Кандалакши до границы с Финляндией. Он возглавил ее строительство в конце 1939 года, будучи сильно простуженным, больным. Условия, в которых ему пришлось работать, оказались тяжелейшими. Лютые холода, отсутствие жилья, ночевки в снегу… Но ничто не могло погасить энергию неистового строителя. Железнодорожная ветка протяжением около 150 километров с объемом скальной выемки более полутора миллионов кубов была построена за четыре месяца. Но выздороветь Александр Владимирович не смог – скоротечная чахотка свела его в могилу. [10] В память о талантливом инженере одна из станций на железной дороге, которую он построил, называется «Будасси».
Первым заместителем Г.О. Графтио на Волховстрое был Борис Евгеньевич Веденеев (1884-1946). В 1909 году он закончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Затем год стажировался в Германии.
Вернувшись в Россию, преподавал в Москве, руководил изыскательскими работами для строительства морских портов на Дальнем Востоке и Мурманске. Приобретенные здесь опыт и знания очень пригодились Веденееву на строительстве Волховской ГЭС, куда его пригласил Г.О. Графтио в августе 1920 года на должность заведующего гидротехническим отделом.
Веденеев был главным помощником Графтио в работе над проектированием основных сооружений Волховского гидроузла, состоящего из водосливной бетонной плотины длиной 200 м, здания ГЭС, ледозащитной стенки, водосброса и однокамерного судоходного шлюза с двумя подходными каналами на правом берегу реки. Изучение известняков в районе этих сооружений показало, что они водопроницаемы и в них возможна фильтрация. Чтобы избежать этого крайне нежелательного явления Веденеев предложил произвести глубокую цементационную завесу в береговых массивах. Такие работы, выполненные под его руководством в сентябре-октябре 1923 года, были первые в России и сохраняют актуальность до наших дней.
С 1924 года вплоть до окончания строительства Волховской ГЭС Веденеев являлся начальником работ, сменив на этом посту В.И. Пуговкина.
После пуска Волховской ГЭС Веденеев работал главным инженером на строительстве Днепрогэса, а затем многие годы возглавлял техническую политику нашей страны в области гидроэнергетики, руководя экспертизой вводимых объектов. В 1932 году он был избран действительным членом Академии наук СССР, а с 1939 года до конца жизни занимал пост заместителя Народного Комиссара электростанций СССР.
О пребывании Бориса Евгеньевича Веденеева на берегах Волхова напоминает мемориальная доска, установленная 19 декабря 1951 года в машинном зале Волховской ГЭС. В городе Волхове была еще одна памятная доска, которую открыли 25 декабря 1987 года на доме № 35 по Кировскому проспекту. Она сообщала, что Б.Е. Веденеев здесь жил и работал в 1923-1926 годы. До начала 90-х годов в нем размещались городские учреждения (ОСВОД, отдел по труду, турагентство). Но после их переезда дом Веденеева был заброшен и окончательно разобран в июле 2002 года.
Заметный след в истории Волховской ГЭС оставил инженер Иннокентий Иванович Кандалов (1891-1962). Выпускник Петербургского политехнического института, он приехал на Волховстрой летом 1919 года и работал помощником начальника работ до самого конца строительства ГЭС. Особое внимание он уделял передовой организации бетонных работ как одной из главных задач гидростроителей. Лучшим подтверждением служит бетон в плотине станции. Уложенный более 80 лет назад, он до сих пор не претерпел структурных изменений и сохранил свою прочность и водонепроницаемость.
Кандалов вел строительную хронику в печатном бюллетене «Как строится Волховская гидроэлектрическая станция», он же написал книгу «Экскурсия на Волховстрой», которая вышла в 1924 году тиражом 10 тысяч экземпляров. Так что, по существу, он является первым историографом Волховстроя.
Весной 1927 года Иннокентий Иванович вместе с Б.Е. Веденеевым уехал на Днепр, где руководил строительством гидротехнических сооружений правого берега, то есть здания ГЭС и половины плотины. Впоследствии Кандалов работал (в 1933-1939 гг.) главным инженером Чирчикстроя в Узбекистане, затем – главным инженером Верхне-Свирской ГЭС, позже возглавлял восстановление разрушенной гитлеровцами Днепровской ГЭС, работал в Министерстве электростанций СССР, а в последние годы жизни заведовал кафедрой в Московском инженерно-строительном институте. Он был лауреатом Государственной премии и кавалером трех орденов Ленина.
Слова Генриха Осиповича Графтио о том, что молодые специалисты Волховстроя будут иметь «имена», оказались абсолютно верными. Возьмем для примера биографии двух инженеров.
Георгий Сергеевич Веселаго, сын заместителя министра торговли и промышленности царской России, в 1918 году окончил институт инженеров путей сообщения и поступил в Управление Волховстроя. Сначала он занимался проектированием сооружений, а затем работал начальником гидротехнического отдела. Волховстроевцам он запомнился надолго – самый высокий, худой, в пенсне.
После пуска ГЭС Веселаго перешел на Днепрострой, где в числе первых советских гидроэнергостроителей был удостоен правительственной награды. Затем он работал начальником строительства Ярославской ГЭС (в 1932-1935 гг.) и заместителем главного инженера института «ГидроЭнергопроект». В 1937 году в возрасте 44 лет он погиб в железнодорожной катастрофе. [11]
Долгую и насыщенную жизнь прожил бывший инженер Волховстроя Николай Александрович Филимонов (1894-1986), выпускник Петербургского политехнического института. В июне 1923 года он приехал на Волховстрой, и первым, кого увидел молодой инженер, был Графтио. Впрочем, в тот момент Филимонов этого не знал. «Подошла, – вспоминал он, – небольшая группа во главе с человеком невысокого роста, в путейской тужурке со светло-зеленым кантом и в форменной фуражке. На нем были тяжелые ботинки военного образца, брюки, заправленные в носки и приколотые английскими булавками. Путеец что-то подробно разъяснял своим спутникам и, держа в вытянутой руке курительную трубку, водил ею, словно указкой по карте». [12]
«Носки поверх брюк и трубка в зубах? Дак это главный инженер Волховстроя – Графтио Генрих Осипович», – сказал Филимонову один из строителей.
Николай Александрович стал работать прорабом на строительстве плотины ГЭС. Пройдя школу Графтио, он возводил Днепрогэс, Свирьстрой, Волго-Донской судоходный канал.
В 1952 году ему была вручена золотая звезда Героя Социалистического Труда. Он был автором проекта и главным инженером строительства одной из крупнейших в мире Красноярской ГЭС. 19 декабря 1970 года Николаю Александровичу Филимонову в числе первых присвоили звание «Почетный гражданин города Волхова».
***
Нельзя забывать, что до Волховстроя никакого опыта строительства подобных сооружений в России не было.
«Значительнейшим, – говорил Г.О. Графтио, – если не решающим условием успеха работ Волховстроя был подбор сотрудников. Мной тогда приглашались люди с энергией, знаниями и талантами, хотя имена их до тех пор были неизвестны. Пройдя школу Волховстроя, они завоевали себе имена и образовали кадры опытных и энергичных строителей». [13]
Впоследствии именно эти кадры создали фундамент отечественной гидроэнергетики.
Примечания
[1] Архитекторы-строители С.-Петербурга середины XIX – начала ХХ века. Справочник. – СПб., 1996, с. 178
[2] М. Шкаровский. Начало Волховстроя // «Волховские огни», 1989, 18 ноября
[3] Там же
[4] Там же
[5] Н.А. Филимонов. По новому руслу. – Л., 1967, с. 57
[6] Д.Е. Славентантор. Человек, покорявший реки. – Л., 1966, с. 68
[7] Там же, с. 70
[8] Н.А. Филимонов. По новому руслу. – Л., 1967, с. 62
[9] Первенец электрификации. К 50-летию Волховской ГЭС. – Л., 1976, с. 141
[10] Н.А. Филимонов. По новому руслу. – Л., 1967, с. 245
[11] Первенец электрификации. К 50-летию Волховской ГЭС. – Л., 1976, с. 97
[12] Н.А. Филимонов. Незабываемая стройка // Первенец электрификации. К 50-летию Волховской ГЭС. – Л., 1976, с. 112
[13] Н.А. Филимонов. По новому руслу. – Л., 1967, с. 222
[14]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.