Своеобразие настоящей программы заключается в том, что основой обучения игре в волейбол и баскетбол является дифференцированный подход. Технические приемы и тактические действия данных игр таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и интеллектуально-нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала.
«Спортивные игры»
название программы
Пояснительная записка
Сегодня все более актуальной становится проблема качественного улучшения состояния
здоровья подрастающего поколения, формирования новых, ценностных ориентиров, поиска
неиспользованных резервов. Формирование у детей потребностей в Здоровом образе жизни
(З.О.Ж.), увеличение двигательной активности – одна из основных задач современной системы
образования.
Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что она позволяет
последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении всех лет обучения,
формируя у них представление о физической культуре в целом, баскетболе и волейболе в
частности, показывает возможности данных упражнений в повышении работоспособности и
улучшении состояния здоровья, развивает основные двигательные качества, воспитывает
личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что основой обучения игре в
волейбол и баскетбол является дифференцированный подход. Технические приемы и
тактические действия данных игр таят в себе большие возможности для формирования
жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.
Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только
для физического, но и интеллектуальнонравственного воспитания детей, особенно для
развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения
ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма.
Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала.
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры» имеет физкультурно
спортивное направление. Вид программы адаптированная.
Цель программы: Способствовать формированию ценностных ориентиров З.О.Ж., развитию
физических и нравственных способностей детей.
Задачи программы:
укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся
увеличение двигательной активности
воспитание у детей нравственных качеств
потребности в систематических и самостоятельных занятиях
формирование
физическими упражнениями
овладение основными двигательными навыками и умениями игры в баскетбол и
волейбол
приобретение знаний в области гигиены и медицины, в области физической культуры и
спорта
2
подготовка судейинструкторов по баскетболу и волейболу.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Основная форма обучения – учебнотренировочное
занятие.
Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 2 часа.
Занимающиеся – ученики 8 11 классов (юноши и девушки).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения обязательного минимума содержания программы ученики должны:
ЗНАТЬ:
влияние физических упражнений на организм человека;
особенности и способы движений и передвижений человека;
терминологию разучиваемых упражнений;
правила игры в баскетбол, волейбол.
причины травматизма на занятиях подвижными и спортивными играми и правила его
предупреждения.
УМЕТЬ:
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных
физических качеств;
осуществлять индивидуальные и групповые действия в спортивных играх;
взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий на уроке и во внеурочных
мероприятиях;
соблюдать технику безопасности при выполнении физических упражнений;
пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств,
совершенствованию техники движения;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной
деятельности.
1 год обучения:
Рост показателей уровня физического развития и физической подготовленности,
показателей функционального состояния детей
Овладение техническими действиями игры в баскетбол (остановка, перемещения,
повороты, передачи и ловля мяча, ведение мяча, броски в кольцо)
Овладение техническими элементами игры в волейбол (стойки и перемещения
волейболиста, передача мяча «сверху» 2 руками, прием «снизу» 2 руками, подачи мяча
– «нижняя прямая», «верхняя прямая».)
Изучение основных правил игры в баскетбол и волейбол.
2 год обучения:
Дальнейший рост показателей физического развития и физической подготовленности,
функционального состояния детей
Качественный рост выполнения технических элементов игры в баскетбол и волейбол
Овладение основами тактики игры в баскетбол и волейбол
3
Занимающиеся смогут самостоятельно судить игры на первенство школы по
баскетболу и волейболу.
3 год обучения:
Значительный прирост показателей физического развития,
подготовленности, функционального состояния детей
физической
Качественный рост выполнения основных технических элементов и тактических
приемов игры в баскетбол, по сравнению с 1и 2 годами обучения
Успешное выступление в районных соревнованиях по баскетболу и волейболу
Формирование потребности в самостоятельных и систематических занятиях
физическими упражнениями
Развитие интеллектуальных способностей, выражающееся в умении принимать
быстрые, правильные, неординарные, точные решения во время взаимодействий, в
изменяющихся условиях игры
Успешная сдача зачета по разделу основы теоретических знаний
Формирование
(дисциплинированности,
ответственности, умения взаимодействовать в коллективе, оказывать взаимопомощь во
время тренировок и соревнований, умение преодолевать трудности ).
моральнонравственных
качеств
Способность организовать проведение соревнований и судейства игр на первенство
школы по баскетболу и волейболу.
1 год обучения 68 часа
Учебнотематический план.
№
п/п
Тема учебного занятия
I.
II.
Теоретические сведения
Технические действия игры в баскетбол
1) Стойки и перемещения баскетболиста
2) Остановки
3)
4)
5)
6)
7)
III
IV.
V.
Передачи мяча
Ловля мяча
Ведение мяча
Броски в кольцо
Подвижные игры
Технические действия игры в волейбол
Стойки и перемещения
Передача
Прием
Подача
Подвижные игры
Тестирование
Участие в соревнованиях
Всего
Количество часов
Теория
Практика
Всего
часов
1
36
2
2
2
2
2
2
24
26
2
2
2
2
18
1
4
68
1
4
30 м.
30 м.
30 м.
30 м.
30 м.
30 м.
1
3
30 м.
30 м.
30 м.
30 м.
1
7
32
1ч. 30м.
1ч. 30м.
1ч. 30м.
1ч. 30м.
1ч. 30м.
1ч. 30м.
23
23
1ч. 30м.
1ч. 30м.
1ч. 30м.
1ч. 30м.
17
1
4
61
2 год обучения 136часов ( баскетбол – 34 часа, волейбол – 34 часа)
№
п/п
Тема учебного занятия
Количество часов
I.
Теоретические сведения
4
Всего
часов
2ч.
Теория Практика
2ч.II.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
III.
1)
2)
IV.
V.
VI.
I.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
III.
1)
2)
IV.
V.
VI.
Технические действия
Стойки и перемещения
Остановки баскетболиста
Передачи мяча
Ловля мяча
Ведение мяча
Броски в кольцо
Тактические действие
Игра в защите
Игра в нападении
Тестирование
Участие в соревнованиях
Судейство в соревнованиях
волейбол
Технические действия
Передача «сверху» 2 руками
Передача «сверху» 1 рукой
Прием «снизу» 2 руками
Прием «снизу» 1 рукой
Верхняя прямая подача
Нижняя прямая подача
Нападающий удар
Блокирование
Тактические действия
Игра в защите
Игра в нападении
Тестирование
Судейство и организация соревнований
Участие в соревнованиях
2 ч.
8 ч.
6 ч.
8 ч.
14 ч.
28 ч.
6 ч.
6 ч.
1ч.
6 ч.
2ч.
42ч.
6 ч.
4 ч.
6 ч.
4 ч.
6 ч.
2 ч.
6 ч.
8 ч.
26 ч.
10 ч.
12 ч
1ч.
2 ч.
6ч.
136
17
3 год обучения – 136часов ( баскетбол – 68 часа, волейбол – 68 часа)
№ п/п
Тем учебного занятия
Всего
Теоретические сведение
Технические действия
Стойки и перемещения
Остановки баскетболиста
I.
II.
1)
2)
3) Передачи мяча
4) Ловля мяча
5)
6)
III.
1)
2)
IV.
V.
VI.
Ведение мяча
Броски в кольцо
Тактические действия
Игра в защите
Игра в нападении
Тестирование
Судейство и организация соревнований
Участие в соревнованиях
5
38 ч.
4 ч.
36 ч.
2 ч.
2 ч.
7 ч.
5 ч.
7 ч.
13 ч.
26 ч.
5 ч.
5 ч.
1ч
6 ч.
1 ч.
37 ч.
5 ч. 30м
3ч.30м
5 ч. 30м
3ч.30м
5 ч. 30м
1 ч.30м
5 ч.
7 ч.
24 ч.
9 ч.
11 ч.
1ч.
1 ч.
6 ч.
119
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
5ч.
30 м.
30 м.
30м.
30 м.
30м.
30 м.
1ч
1ч
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Количество часов
Всего
часов
1ч.
38 ч.
1 ч.
1 ч.
8 ч.
8 ч.
8 ч.
12 ч.
24 ч.
15 ч.
15 ч.
1ч.
2 ч.
6 ч.
Теория
Практика
1 ч.
4 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
34 ч.
1 ч.
1 ч.
7 ч.
7 ч.
7 ч.
11 ч.
20ч.
13 ч.
13 ч.
1 ч.
1 ч.
6 ч.Волейбол
I.
II.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Теоретические сведения
Технические действия
Стойки и перемещения
Передача «сверху» 2 руками
Передача «сверху» 1 рукой
Прием «снизу» 2 руками
Прием «снизу» 1 рукой
Верхняя прямая подача
Нижняя прямая подача
Блокирование
Тактические действия
8) Нападающий удар
9)
III.
1) Игра в защите
2) Игра в нападении
IV.
V.
VI.
Тестирование
Судейство и организация соревнований
Участие в соревнованиях
Всего
1 ч.
38ч.
1 ч.
6 ч.
4 ч.
6 ч.
4 ч.
6 ч.
2 ч.
8 ч.
8 ч.
24ч.
11 ч.
11 ч.
1 ч.
2 ч.
6 ч.
136
1 ч.
4 ч.
1 ч.
30 м.
30 м.
30м.
30 м.
30м.
30
м.
30 м.
30 м.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
18
34 ч.
5 ч. 30м
3ч.30м
5 ч. 30м
3ч.30м
5 ч. 30м
1 ч.30м
7 ч.30м
7 ч.30м
22 ч.
10 ч.
10 ч.
1 ч.
1 ч.
6 ч.
118
Содержание рабочей программы
Баскетбол:
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.
Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из
освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот,
ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и
в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в
низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления
движения и скорости. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения,
после ловли) без сопротивления защитника.
Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из
освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Волейбол
:
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.
Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Передача мяча
сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же
через сетку. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и
владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и
без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на
быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинации из освоенных
элементов: прием, передача, удар. Терминология избранной спортивной игры; техника ловли,
передачи, ведения мяча или броска. Правила и организация избранной игры (цель и смысл
игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите).
Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми.
Средства контроля
6Способы проверки результатов.
Показатели физического развития и функционального состояния проверяются
медицинскими работниками в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года.
Показатели физической подготовленности и развития двигательных качеств
проверяются с помощью специальных контрольных упражнений. Тестирование проводится в
начале и в конце каждого периода обучения.
Занятия по данной программе проводятся с учащимися, отнесенными по состоянию
здоровья к основной или подготовительной группам (группа здоровья 1 и 2).
Освоения программы осуществляется следующими способами:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной
работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
итоговый контроль умений и навыков;
контроль за состоянием здоровья;
участие в соревнованиях школьных, городских, районных.
спорт» 1984 год.
спорт» 1969 год.
Учебнометодические средства обучения
1) Ашмарин Б.А. «Теория и методика и физического воспитания»
М. «Физкультура и
2) Воробьев Н.П. «Спортивные игры» М. « Просвещение» 1973 год.
3) Гомельский А.Я. «Баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1985
год.
4) Голомазов В.А. «Волейбол в школе» М. «Просвещение» 1976 год.
5) Железняк Ю.Д. « Волейбол в школе» М. «Просвещение» 1989 год.
6) Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе» М. «Физкультура и
спорт» 1978 год.
7) Коротков И.М. «Подвижные игры детей» М. «Советская Россия»
1987 год.
8) Перельман М.Р.
«Специальная физическая подготовка
волейболиста» М. «Физкультура и
9) Портнов Ю.М. «Баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1988 год.
10) Стонкус С.С. «Играйте в баскетбол» М. «Физкультура и спорт»
1983 год.
11) Жаровцев В.В. «Начальное обучение в спортивных играх» Киров .
1990 год.
12) Чистополовы В.Н. и С.В. «Подвижные игры с элементами
баскетбола. Жонглирование» Киров 1999 год.
Календарнотематическое планирование спортивной
секции «Подвижные игры»
№
Тема
Количество часов
теория
практика
Дата
проведения
Примеч
ание
1. Теоретические сведения
71 Правила поведения в спортивном зале
Техника безопасности при игре баскетбол.
Инструктаж по технике безопасности и
поведении при чрезвычайных ситуациях.
1
2. Технические действия игры в баскетбол
(36 ч)
Стойки и перемещения баскетболиста
2
3 Остановки
4 Передачи мяча
5 Ловля мяча
6
7
8 Отработка практических навыков.
Ведение мяча
Броски в кольцо
Подвижные игры баскетбол
Соревнования. Чемпионат школы по
баскетболу
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
23
2
3. Технические действия игры в волейбол
(26 ч)
1,5
1,5
1,5
1,5
17
2
1
61
Стойки и перемещения
9
10 Передача
11 Прием
12 Подача
13 Отработка практических навыков.
Подвижные игры волейбол
0,5
0,5
0,5
0,5
1
Соревнования.
4. Тестирование (1 ч)
14 Контрольный тест «Правила игры в
баскетбол и волейбол»
Итого
7
8