СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Оценка 4.6

СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
19.02.2018
СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Инновационный потенциал личности представляет собой интегративную характеристику личности в совокупности личностных свойств, качеств и способностей, обеспечивающих ее психологическую готовность генерировать новые формы деятельности по созданию, освоению и распространению инновационных образовательных продуктов, а также саморазвитие и личностный рост как стратегический фактор продуктивной профессиональной деятельности.
СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.doc
СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ  Кузнецова Е.В., зам. декана социально­экономического факультета,  старший преподаватель кафедры социальной работы  ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Глубокие изменения социокультурного пространства, происходившие в течение ХХ – начала XXI века, актуализировали научный интерес к проблематике инноваций и способностей человека к инновационной деятельности. Инновационный вектор развития государства,   определенный   концепцией   и   стратегией   инновационного   развития Российской   Федерации   на   период   до   2020   года,   требует   построения   научно обоснованной   системы   взглядов,   принципов   и   приоритетов   по   формированию   и развитию инновационного потенциала личности. В   реализации   государственной   стратегии   инновационного   развития   именно образование   выступает   носителем   идеологии   инновационного   обновления,   и   в   нем должны   создаваться   необходимые   для   инновационных   процессов   условия   в   виде развитой   среды   генерации   знаний,   аккумуляции   интеллектуальных   и   творческих потенциалов   общества.   Согласно   имеющимся   данным,   наши   соотечественники   по ключевым для инновационного общества качествам личности, таким как мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству, риску и другим,   существенно   уступают   представителям   стран   с   высокой   инновационной активностью. Инновационное развитие всех сторон жизни российского общества, в том числе образования,   выдвигает   задачи   достижения   такого   уровня   его   качества,   которое отвечало бы новой социально­экономической и социокультурной ситуации. При этом одной   из   главных   целей   национальной   системы   образования   становится   подготовка личности, способной организовывать и реализовывать профессиональные инновационные проекты, то есть обладающей высоким инновационным потенциалом. Теоретический анализ и изучение практики позволяют выявить ряд противоречий в процессе развития инновационного потенциала личности. Это противоречия между: ­   социально   обусловленными   требованиями   общества   к   уровню   развития инновационного   потенциала   субъектов   образования   и   недостаточно   эффективным применением инновационных форм, методов и средств в практике профессионального образования; ­   необходимостью   научного   обоснования   путей   и   средств   развития инновационного потенциала личности в научно­образовательной среде и недостаточной разработанностью этого вопроса; ­   уникальностью   личностно­профессионального   пути   развития   будущего специалиста   и   отсутствием   должного   учета   этой   уникальности   в   проектировании   и реализации инновационных технологий; ­   признанием   значимости   влияния   инновационного   потенциала   личности   на характер   его   профессиональной   деятельности   и   явной   недооценкой   этого   влияния многими педагогами. Существенное   противоречие   между   потребностью   современного   российского общества   в   инновационно   ориентированной   личности   специалиста,   в   том   числе,   и   в особенности, специалиста социальной сферы, с одной стороны, и уровнем готовности выпускников вузов к инновационной деятельности в профессиональной сфере, с другой стороны, порождает проблему поиска путей и средств формирования инновационного потенциала личности в научно­образовательной среде ВУЗа. Инновационный   потенциал   личности   представляет   собой   интегративную характеристику личности в совокупности личностных свойств, качеств и способностей, обеспечивающих   ее   психологическую   готовность   генерировать   новые   формы деятельности   по   созданию,   освоению   и   распространению   инновационных образовательных   продуктов,   а   также   саморазвитие   и   личностный   рост   как стратегический фактор продуктивной профессиональной деятельности. Инновационный потенциал   личности   в   научно­образовательной   среде   ВУЗа   реализует   целевую, мотивационную, креативную, прогностическую, трансформационную функции, функцию развития и формирования инновационного профессионально­ориентированного опыта. Инновационный потенциал личности состоит из следующих компонентов: ­   инновационной   направленности,   интегрирующей   совокупность   мотивов   и ценностей,   определяющих   инновационный,   акмеологический   характер,   стремление   к достижению   вершин   профессионального   мастерства,   обогащению   инновационного опыта,   осознание   значимости   инновационных   процессов   в   образовательной   практике, отражающей   психологическую   установку   на   развитие   личности   обучающихся   и собственное саморазвитие как личностно­необходимое;   отражающей   системный   уровень ­   инновационной   компетентности, сформированности   инновационных   знаний,   умений   и   опыта   инновационной деятельности,   способности   творить,   создавать   новый   продукт,   вводить   новые технологии и методы в образовательный процесс, выступая в качестве меры готовности использовать   свой   инновационный   потенциал   для   максимально   эффективного достижения инновационных целей профессиональной деятельности; –   инновационной   креативности   как   способности   к   творчеству,   инновациям   и прогнозированию,   направленной   на   достижение   конкретной   практической   цели, предполагающей   генерирование   новых,   потенциально   полезных   идей   и   получение результата, готового к использованию в дальнейшей практике. Решительный   переход   России   на   инновационный   путь   развития   объективно определяет   необходимость   в   психологических   исследованиях   различных   сторон инновационной   деятельности   и   подготовки   к   ней   конкурентоспособных профессионалов.   Здесь   в   качестве   приоритетной   для   исследования   заявляет   о   себе проблема   познания   формирования   психологической   готовности   специалистов   к инновационной деятельности в ведущих областях развития общества, одной из которых выступает социальная сфера. Социальный заказ общества на эффективное проведение социальной политики ориентирует   на   формирование   специалистов,   готовых   и   способных   осуществлять инновации, проявлять творчество, активно трансформировать и овладевать передовым отечественным   и   зарубежным   опытом,   знаниями,   современными   профессиональными ценностями, моделями и технологиями, а также всеми качествами, которые позволили бы будущему специалисту социальной сферы эффективно осуществлять инновационную деятельность в социальных учреждениях. Сущность и ценность такой психологической готовности к инновационной деятельности специалистов социальной сферы проявляется в их готовности и способности ориентироваться на эффективный творческий подход в решении   всех   социальных   проблем,   выполнение   профессиональной   деятельности   на основе привлечения потенциала новых моделей, алгоритмов и технологий для решения социальных проблем человека и общества. С другой стороны, несмотря на наличие такой острой научной и практической проблемы, формирование психологической готовности к инновационной деятельности специалистов   социальной   сферы   психологической   наукой   изучена   недостаточно:   не выработано   системного   подхода,   научно   обоснованных   решений   по   актуальным направлениям   формирования   психологической   готовности   специалистов   социальной сферы к инновационной деятельности. В условиях масштабной модернизации всех сторон функционирования общества все его сферы, и в особенности социальная сфера, объективно выделяют в качестве основного   приоритета   свое   инновационное   развитие.   В   последние   годы   наблюдается активизация  инновационной деятельности и в социальной работе. Социальная работа должна стать областью «социальной инженерии», которая сможет выполнять в обществе социально­инновационную   функцию   по   совершенствованию   механизмов   решения возникающих социальных проблем.  В условиях перехода системы высшего профессионального образования России на   инновационный   путь   развития   содержательная   и   организационно­методическая основа   этого   процесса   заложены   в   государственных   образовательных   стандартах третьего   поколения.   Они   определяют   основные   аспекты   формирования   у   будущих специалистов   социальной   сферы   компетенций   инновационного   характера,   которые ориентируют их на инновационную деятельность в условиях динамических социально­ экономических   изменений,   в   числе   которых   в   первую   очередь   следует   указать готовность к генерации и реализации инновационных идей и технологий в социальной сфере. Решение этой задачи требует создания оптимальных условий для становления ключевых характеристик психологической готовности к инновационной деятельности, качество которой определяется развитием у студентов мотивационной направленности на  эту  деятельность,  сформированностью   у  них  профессионально  значимых  качеств, удовлетворенностью теми сторонами учебной деятельности, которые более значимы в становлении   профессионала,   операционального, эмоционально­волевого и коммуникативного компонентов готовности к инновационной деятельности.   формированием   когнитивного, Таким   образом,   в   связи   с   постоянно   меняющимися   социокультурными   и социально­экономическими   условиями   развития   нашей   страны   и   модернизационными процессами  на  всех  уровнях  образования  изменяются   и  потребности  педагогической теории   и   практики,   среди   которых   –   поиск   путей   совершенствования   процесса профессионального   обучения,   подготовки   и   переподготовки   специалистов   в   области социальной работы в высшем учебном заведении. Анализ   социально­экономической   ситуации   и   потребности   рынка   труда   в профессионалах   различных   областей   социальной   сферы   показывают   острую необходимость   формирования   специалиста   социальной   сферы   новой   формации: исследователя,   ученого,   изобретателя,   проектировщика,   сторонника   разработки   и внедрения новых социальных технологий. Кроме того, следует учитывать тот факт, что современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость   обновления   сфер   общества,   одной   из   которых   является   социальная сфера.   Инновации   в   социальной   сфере   –   естественное   и   необходимое   условие   его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. В этих условиях одна из приоритетных задач современного высшего образования является   активизация   разработки   новых   технологий,   направленных   на   обеспечение процесса формирования готовности специалистов социальной сферы к деятельности в изменяющихся   условиях   –   дефицита   социальных   технологий   и   инновационных социальных программ.

СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018