СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
19.02.2018
Инновационный потенциал личности представляет собой интегративную характеристику личности в совокупности личностных свойств, качеств и способностей, обеспечивающих ее психологическую готовность генерировать новые формы деятельности по созданию, освоению и распространению инновационных образовательных продуктов, а также саморазвитие и личностный рост как стратегический фактор продуктивной профессиональной деятельности.
СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.doc
СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Кузнецова Е.В., зам. декана социальноэкономического факультета,
старший преподаватель кафедры социальной работы
ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»
Глубокие изменения социокультурного пространства, происходившие в течение
ХХ – начала XXI века, актуализировали научный интерес к проблематике инноваций и
способностей человека к инновационной деятельности. Инновационный вектор развития
государства, определенный концепцией и стратегией инновационного развития
Российской Федерации на период до 2020 года, требует построения научно
обоснованной системы взглядов, принципов и приоритетов по формированию и
развитию инновационного потенциала личности.
В реализации государственной стратегии инновационного развития именно
образование выступает носителем идеологии инновационного обновления, и в нем
должны создаваться необходимые для инновационных процессов условия в виде
развитой среды генерации знаний, аккумуляции интеллектуальных и творческих
потенциалов общества. Согласно имеющимся данным, наши соотечественники по
ключевым для инновационного общества качествам личности, таким как мобильность,
желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству, риску и
другим, существенно уступают представителям стран с высокой инновационной
активностью.
Инновационное развитие всех сторон жизни российского общества, в том числе
образования, выдвигает задачи достижения такого уровня его качества, которое
отвечало бы новой социальноэкономической и социокультурной ситуации. При этом
одной из главных целей национальной системы образования становится подготовка
личности, способной организовывать и реализовывать профессиональные инновационные
проекты, то есть обладающей высоким инновационным потенциалом.
Теоретический анализ и изучение практики позволяют выявить ряд противоречий
в процессе развития инновационного потенциала личности. Это противоречия между:
социально обусловленными требованиями общества к уровню развития
инновационного потенциала субъектов образования и недостаточно эффективным
применением инновационных форм, методов и средств в практике профессионального
образования;
необходимостью научного обоснования путей и средств развития
инновационного потенциала личности в научнообразовательной среде и недостаточной
разработанностью этого вопроса;
уникальностью личностнопрофессионального пути развития будущего
специалиста и отсутствием должного учета этой уникальности в проектировании и
реализации инновационных технологий;
признанием значимости влияния инновационного потенциала личности на
характер его профессиональной деятельности и явной недооценкой этого влияния
многими педагогами.
Существенное противоречие между потребностью современного российского
общества в инновационно ориентированной личности специалиста, в том числе, и в
особенности, специалиста социальной сферы, с одной стороны, и уровнем готовности
выпускников вузов к инновационной деятельности в профессиональной сфере, с другой
стороны, порождает проблему поиска путей и средств формирования инновационного
потенциала личности в научнообразовательной среде ВУЗа. Инновационный потенциал личности представляет собой интегративную
характеристику личности в совокупности личностных свойств, качеств и способностей,
обеспечивающих ее психологическую готовность генерировать новые формы
деятельности по созданию,
освоению и распространению инновационных
образовательных продуктов, а также саморазвитие и личностный рост как
стратегический фактор продуктивной профессиональной деятельности. Инновационный
потенциал личности в научнообразовательной среде ВУЗа реализует целевую,
мотивационную, креативную, прогностическую, трансформационную функции, функцию
развития и формирования инновационного профессиональноориентированного опыта.
Инновационный потенциал личности состоит из следующих компонентов:
инновационной направленности, интегрирующей совокупность мотивов и
ценностей, определяющих инновационный, акмеологический характер, стремление к
достижению вершин профессионального мастерства, обогащению инновационного
опыта, осознание значимости инновационных процессов в образовательной практике,
отражающей психологическую установку на развитие личности обучающихся и
собственное саморазвитие как личностнонеобходимое;
отражающей системный уровень
инновационной компетентности,
сформированности инновационных знаний,
умений и опыта инновационной
деятельности, способности творить, создавать новый продукт, вводить новые
технологии и методы в образовательный процесс, выступая в качестве меры готовности
использовать свой инновационный потенциал для максимально эффективного
достижения инновационных целей профессиональной деятельности;
– инновационной креативности как способности к творчеству, инновациям и
прогнозированию, направленной на достижение конкретной практической цели,
предполагающей генерирование новых, потенциально полезных идей и получение
результата, готового к использованию в дальнейшей практике.
Решительный переход России на инновационный путь развития объективно
определяет необходимость в психологических исследованиях различных сторон
инновационной деятельности и подготовки к ней конкурентоспособных
профессионалов. Здесь в качестве приоритетной для исследования заявляет о себе
проблема познания формирования психологической готовности специалистов к
инновационной деятельности в ведущих областях развития общества, одной из которых
выступает социальная сфера.
Социальный заказ общества на эффективное проведение социальной политики
ориентирует на формирование специалистов, готовых и способных осуществлять
инновации, проявлять творчество, активно трансформировать и овладевать передовым
отечественным и зарубежным опытом, знаниями, современными профессиональными
ценностями, моделями и технологиями, а также всеми качествами, которые позволили
бы будущему специалисту социальной сферы эффективно осуществлять инновационную
деятельность в социальных учреждениях. Сущность и ценность такой психологической
готовности к инновационной деятельности специалистов социальной сферы проявляется
в их готовности и способности ориентироваться на эффективный творческий подход в
решении всех социальных проблем, выполнение профессиональной деятельности на
основе привлечения потенциала новых моделей, алгоритмов и технологий для решения
социальных проблем человека и общества.
С другой стороны, несмотря на наличие такой острой научной и практической
проблемы, формирование психологической готовности к инновационной деятельности
специалистов социальной сферы психологической наукой изучена недостаточно: не
выработано системного подхода, научно обоснованных решений по актуальным направлениям формирования психологической готовности специалистов социальной
сферы к инновационной деятельности.
В условиях масштабной модернизации всех сторон функционирования общества
все его сферы, и в особенности социальная сфера, объективно выделяют в качестве
основного приоритета свое инновационное развитие. В последние годы наблюдается
активизация инновационной деятельности и в социальной работе. Социальная работа
должна стать областью «социальной инженерии», которая сможет выполнять в обществе
социальноинновационную функцию по совершенствованию механизмов решения
возникающих социальных проблем.
В условиях перехода системы высшего профессионального образования России
на инновационный путь развития содержательная и организационнометодическая
основа этого процесса заложены в государственных образовательных стандартах
третьего поколения. Они определяют основные аспекты формирования у будущих
специалистов социальной сферы компетенций инновационного характера, которые
ориентируют их на инновационную деятельность в условиях динамических социально
экономических изменений, в числе которых в первую очередь следует указать
готовность к генерации и реализации инновационных идей и технологий в социальной
сфере. Решение этой задачи требует создания оптимальных условий для становления
ключевых характеристик психологической готовности к инновационной деятельности,
качество которой определяется развитием у студентов мотивационной направленности
на эту деятельность, сформированностью у них профессионально значимых качеств,
удовлетворенностью теми сторонами учебной деятельности, которые более значимы в
становлении профессионала,
операционального,
эмоциональноволевого и коммуникативного компонентов готовности к инновационной
деятельности.
формированием когнитивного,
Таким образом, в связи с постоянно меняющимися социокультурными и
социальноэкономическими условиями развития нашей страны и модернизационными
процессами на всех уровнях образования изменяются и потребности педагогической
теории и практики, среди которых – поиск путей совершенствования процесса
профессионального обучения, подготовки и переподготовки специалистов в области
социальной работы в высшем учебном заведении.
Анализ социальноэкономической ситуации и потребности рынка труда в
профессионалах различных областей социальной сферы показывают острую
необходимость формирования специалиста социальной сферы новой формации:
исследователя, ученого, изобретателя, проектировщика, сторонника разработки и
внедрения новых социальных технологий. Кроме того, следует учитывать тот факт, что
современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают
необходимость обновления сфер общества, одной из которых является социальная
сфера. Инновации в социальной сфере – естественное и необходимое условие его
развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества.
В этих условиях одна из приоритетных задач современного высшего образования
является активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение
процесса формирования готовности специалистов социальной сферы к деятельности в
изменяющихся условиях – дефицита социальных технологий и инновационных
социальных программ.
СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.