За последние годы особое значение приобретает усовершенствование подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности. Наше будущее будет определяться уровнем образования молодого поколения, его способностью адаптироваться в условиях, которые постоянно изменяются. В современных условиях возрастает потребность в людях, способ-ных к творческому поиску и непрерывному самообразованию. Способность к самообразованию рассматривается сегодня как важнейшее профессиональное качество специалиста
СПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
К САМООБРАЗОВАНИЮ
Кузнецова Е.В.
За последние годы особое значение приобретает усовершенствование
подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной
деятельности. Наше будущее будет определяться уровнем образования
молодого поколения, его способностью адаптироваться в условиях,
которые постоянно изменяются.
В современных условиях возрастает потребность в людях, способных
к творческому поиску и непрерывному самообразованию. Способность к
самообразованию рассматривается
важнейшее
профессиональное качество специалиста. Для того чтобы специалист мог
сегодня как
поддерживать высокий уровень своей квалификации, он должен быть
участником процесса непрерывного образования.
Необходимость
непрерывного образования и постоянного совершенствования знаний
диктуется не только требованиями любой профессиональной деятельности,
но и быстрыми темпами общественного развития, ростом культурных
потребностей в стране.
Перед высшей школой ставится задача разработки более
эффективных условий организации обучения. В учебный процесс вводятся
новые средства и методы его интенсификации, повышающие качество
обучения и создающие новые возможности для совершенствования
познавательной деятельности. Все более широкое применение находит
исследовательский подход к изучению науки, получает широкое развитие
самостоятельная работа студентов. Разрабатываемые в педагогической
теории и практике образовательные модели рассматривают изменение
преподавательского труда в консультационнотворческом направлении.Познавательная деятельность студентов высшей школы характеризуется
все большей самостоятельностью.
Наиболее значимые для высшей школы задачи направлены на
повышение качества подготовки специалистов в условиях интенсификации
учебной деятельности, формирование готовности выпускников вузов к
непрерывному образованию и самообразованию. Это требует развития
самостоятельности и активности будущих специалистов в образовательном
процессе. Следовательно, самообразование, как метод саморазвития и
активный познавательный процесс, управляемый самим его субъектом,
должно стать неотъемлемой частью образовательного пространства вуза.
В педагогической литературе самообразование определяют как
особым образом организованное приобретение знаний и умений, основанное
на систематической самостоятельной работе. Самообразование человека –
это его целенаправленная систематическая познавательная деятельность,
необходимая для решения задач, возникающих на разных этапах
жизнедеятельности и социально значимых задач для удовлетворения своих
потребностей не только в целях совершенствования образовательного
уровня, но и получения второй и третьей специальностей.
Самообразование можно рассматривать как средство поиска и
усвоения социального опыта, с помощью которого человек может
осуществить собственное образование, развитие и профессиональную
подготовку в соответствии с поставленными перед собой целями и
задачами. Такой подход кажется более естественным, так как истинное
самообразование должно в максимальной мере соответствовать мотивам и
задачам, стоящим перед человеком, уровню его личной готовности к
самосовершенствованию. Только в этом случае функционирование
процесса самообразования человека может стать максимально
продуктивным и результативным.Для успешного самообразования в условиях современных больших
учебных нагрузок необходимо воспитать в каждом студенте определенные
личностные качества, и следовательно, можно говорить о возрастании роли
самовоспитания при самообразовательной работе студентов. Процесс
самовоспитания направлен на изменение внутреннего мира человека именно
в этом направлении, целесообразно искать средства формирования
специалиста, который будет востребован временем. В связи с этим
необходимо вносить изменения в содержание процесса самостоятельной
работы личности, т.е. учитывать возрастание воспитательного и
деятельного аспектов в самообразовании.
Самообразовательная деятельность является таким процессом, в
котором соединены воспитательная и образовательная функции студентов,
направленные на формирование профессионального мастерства личности.
Необходимо отметить, что в процессе самообразования в свете
подготовки к будущей деятельности студенты по собственной инициативе
усваивают дополнительные объемы знаний, приобретают знания и умения
использования современных вычислительных систем, необходимых для
самостоятельной работы и для дальнейшего самообразования.
Уровень сформированности мировоззрения, миропонимания и
осознания своего места в обществе определяет мотивы и цели
самообразовательной деятельности студентов при подготовке к будущей
профессиональной деятельности. Выбор цели – один из основных актов
умственнологической деятельности человека. В этот момент им движут
личные стимулы, интересы и ценностные ориентиры, но помимо
собственных интересов учитываются еще и интересы тех, на ком отразится
будущее решение. Одна из главных задач вуза заключается в том, чтобы
научить студентов учиться, сформировать у них способность ко все более
сознательному и самостоятельному усвоению знаний и приобретению
умений.Основными
опыта
самообразовательной деятельности человека являются: формирование
направлениями
формирования
потребности самостоятельно приобретать знания, умения как средства
удовлетворения своих личных интересов и решения проблем, социально
значимых для данного этапа общественнополитического развития России;
усвоение обобщенных знаний и умений, необходимых для выполнения
приоритетных видов человеческой деятельности; овладение современными
дистанционное
методами и средствами использования информации,
образование; освоение умений рационально организовать (спланировать,
реализовать, а затем оценивать и корректировать) траекторию своей
познавательной деятельности.