СПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ К САМООБРАЗОВАНИЮ

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

За последние годы особое значение приобретает усовершенствование подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности. Наше будущее будет определяться уровнем образования молодого поколения, его способностью адаптироваться в условиях, которые постоянно изменяются. В современных условиях возрастает потребность в людях, способ-ных к творческому поиску и непрерывному самообразованию. Способность к самообразованию рассматривается сегодня как важнейшее профессиональное качество специалиста
Иконка файла материала СПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ.doc
СПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ  К САМООБРАЗОВАНИЮ Кузнецова Е.В. За последние годы особое значение приобретает усовершенствование подготовки   студентов   высших   учебных   заведений   к   профессиональной деятельности.   Наше   будущее   будет   определяться   уровнем   образования молодого   поколения,   его   способностью   адаптироваться   в   условиях, которые постоянно изменяются.  В современных условиях возрастает потребность в людях, способных к творческому поиску и непрерывному самообразованию. Способность к самообразованию   рассматривается   важнейшее профессиональное качество специалиста. Для того чтобы специалист мог сегодня   как   поддерживать   высокий   уровень   своей   квалификации,   он   должен   быть участником   процесса   непрерывного   образования.   Необходимость непрерывного   образования   и   постоянного   совершенствования   знаний диктуется не только требованиями любой профессиональной деятельности, но   и   быстрыми   темпами   общественного   развития,   ростом   культурных потребностей в стране. Перед   высшей   школой   ставится   задача   разработки   более эффективных условий организации обучения. В учебный процесс вводятся новые   средства   и   методы   его   интенсификации,   повышающие   качество обучения   и   создающие   новые   возможности   для   совершенствования познавательной   деятельности.   Все   более   широкое   применение   находит исследовательский подход к изучению науки, получает широкое развитие самостоятельная   работа   студентов.   Разрабатываемые   в   педагогической теории   и   практике   образовательные   модели   рассматривают   изменение преподавательского   труда   в   консультационно­творческом   направлении.Познавательная   деятельность   студентов   высшей   школы   характеризуется все большей самостоятельностью. Наиболее   значимые   для   высшей   школы   задачи   направлены   на повышение качества подготовки специалистов в условиях интенсификации учебной   деятельности,   формирование   готовности   выпускников   вузов   к непрерывному   образованию   и   самообразованию.   Это   требует   развития самостоятельности и активности будущих специалистов в образовательном процессе.   Следовательно,   самообразование,   как   метод   саморазвития   и активный   познавательный   процесс,   управляемый   самим   его   субъектом, должно стать неотъемлемой частью образовательного пространства вуза. В   педагогической   литературе   самообразование   определяют   как особым образом организованное приобретение знаний и умений, основанное на систематической самостоятельной работе. Самообразование человека – это   его   целенаправленная   систематическая   познавательная   деятельность, необходимая   для   решения   задач,   возникающих   на   разных   этапах жизнедеятельности и социально значимых задач для удовлетворения своих потребностей   не   только   в   целях   совершенствования   образовательного уровня, но и получения второй и третьей специальностей. Самообразование   можно   рассматривать   как   средство   поиска   и усвоения   социального   опыта,   с   помощью   которого   человек   может осуществить   собственное   образование,   развитие   и   профессиональную подготовку   в   соответствии   с   поставленными   перед   собой   целями   и задачами.   Такой   подход   кажется   более   естественным,  так   как   истинное самообразование должно в максимальной мере соответствовать мотивам и задачам,   стоящим   перед   человеком,   уровню   его   личной   готовности   к самосовершенствованию.   Только   в   этом   случае   функционирование процесса   самообразования   человека   может   стать   максимально продуктивным и результативным.Для   успешного  самообразования  в  условиях  современных  больших учебных нагрузок необходимо воспитать в каждом студенте определенные личностные качества, и следовательно, можно говорить о возрастании роли самовоспитания   при   самообразовательной   работе   студентов.   Процесс самовоспитания направлен на изменение внутреннего мира человека именно в   этом   направлении,   целесообразно   искать   средства   формирования специалиста,   который   будет   востребован   временем.   В   связи   с   этим необходимо   вносить   изменения   в   содержание   процесса   самостоятельной работы   личности,   т.е.   учитывать   возрастание   воспитательного   и деятельного аспектов в самообразовании. Самообразовательная   деятельность   является   таким   процессом,   в котором соединены воспитательная и образовательная функции студентов, направленные на формирование профессионального мастерства личности. Необходимо   отметить,   что   в   процессе   самообразования   в   свете подготовки к будущей деятельности студенты по собственной инициативе усваивают дополнительные объемы знаний, приобретают знания и умения использования   современных   вычислительных   систем,   необходимых   для самостоятельной работы и для дальнейшего самообразования. Уровень   сформированности   мировоззрения,   миропонимания   и осознания   своего   места   в   обществе   определяет   мотивы   и   цели самообразовательной деятельности студентов при подготовке к будущей профессиональной   деятельности.  Выбор   цели   –   один   из   основных   актов умственно­логической деятельности человека. В этот момент им движут личные   стимулы,   интересы   и   ценностные   ориентиры,   но   помимо собственных интересов учитываются еще и интересы тех, на ком отразится будущее решение. Одна из главных задач вуза заключается в том, чтобы научить студентов учиться, сформировать у них способность ко все более сознательному   и   самостоятельному   усвоению   знаний   и   приобретению умений.Основными опыта самообразовательной   деятельности   человека   являются:   формирование направлениями     формирования   потребности   самостоятельно   приобретать   знания,   умения   как   средства удовлетворения   своих   личных   интересов   и   решения   проблем,   социально значимых для данного этапа общественно­политического развития России; усвоение   обобщенных   знаний   и   умений,   необходимых   для   выполнения приоритетных видов человеческой деятельности; овладение современными   дистанционное методами   и   средствами   использования   информации,   образование;   освоение   умений   рационально   организовать   (спланировать, реализовать,   а   затем   оценивать   и   корректировать)   траекторию   своей познавательной деятельности.