В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»:
1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения
способностей.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.
Способности- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено
В современной психологии и на протяжении всей истории её развития
можно встретить разные определения понятия «Способности»:
1. Способности- свойства души человека, понимаемые как
совокупность всевозможных психологических процессов и состояний.
Это наиболее широкое и старое определения
способностей.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития
общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих
успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX
веков.
Способности- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам,
но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и
эффективное использование на практике. Это определение принято
сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является
наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов)
Таким образом, под способностями понимаются устойчивые свойства
людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных
видах деятельности. Есть, например, способности, от которых зависят
успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством
приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также
музыкальные, художественно- иэобразительные, литературные,
лингвистические, математические, организаторские и множество
других способностей.
Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов
деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения
способностей по видам деятельности в которых они проявляются,
способности принято делить на общие и специальные.
Общими называются такие способности, которые одинаковым
образом проявляют себя в различных видах человеческой
деятельности. К ним, например, относится уровень общего
интеллектуального развития человека, его обучаемость,
внимательность, память, воображение, речь, ручные движения и
работоспособность.
Специальные- это способности к определённым видам деятельности:
музыкальные, изобразительные, лингвистические и другие.
Кроме способностей существует понятие задатки. Задатки- это
качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться
и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие
способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия
того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди
отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то,
почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей
способности быстрее развиваются,
достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.
Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки
даны (заданы- отсюда и название) человеку с рождения или возникают
благодаря естественному развитию организма. Способности
приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки,
человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий.
Задатки не «требуют», чтобы человек активно включался в те видыдеятельности, с которыми эти задатки функционально связаны.
Способности без активного участия человека в тех видах деятельности,
к которым они относятся, не формируются.
Задатки, как и способности могут быть различными. Есть задатки,
которые связаны с общими и специальными способностями,
центральные и периферические, сенсорные и двигательные.
К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и
функционирования организма человека в целом или его отдельных
подсистем: нервной, эндокринной, сердечно- сосудистой, желудочной.
К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов
коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового,
двигательного, обонятельного, осязательного и других) и
мотивационного ( сила и специфика эмоциональных процессов и
потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо-
физиологического строения ЦНС и внутренних органов человека.
Периферические задатки связаны с работой периферических отделов
органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы
восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой
при помощи различных органов чувств, а двигательные относятся к
работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.
На протяжении многих лет психологии вели дискуссию о природе
человеческих способностей. Правильное понимание сущности
способностей человека предполагает выяснение отношения к мозгу-
субстрату всех психологических процессов,
состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально-
психологические особенности личности, способности не приобретаются
человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы,
врожденное, а формируются в жизни и деятельности.
На свет человек появляется без психологических свойств, а лишь с
общей возможностью их приобретения. Только в результате их
взаимодействия с действительностью и активной деятельности
человеческий мозг начинает сражать окружающий мир, обнаруживая
свои индивидуально- психологические качества и особенности (в том
числе и способности). В таком смысле и следует понимать принятое в
научной психологии положение, что способности не являются
врожденными.
Чтобы задатки превратились в ярко- выраженные способности,
необходимо с детства создавать условия для их формирования:
занятие детей техническим, научным и художественным творчеством,
многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер
его общения.
Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую
способность детей, необходимо соблюдать психологические
требования: создание положительного эмоционального настроения,
поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности;
творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности
выполняемой деятельности.