Любая творческая деятельность, в том числе педагогическая» требует высокого уровня сформированности навыков и умений, то есть прочных стереотипов деятельности. Перестройка деятель¬ности происходит на основании ломки старых и образования новых стереотипов. В интенсивности этого преобразования и проявляют¬ся способности. Наиболее талантливые идут в ногу со временем, смотрят в будущее. Они чувствительны к тому, что происходит в науке, представителями которой являются, к требованиям совре¬менного общества к учительству, к достоинствам и недостаткам организации учебно-воспитательного процесса. Еще задолго до ре¬формы они начали свой творческий поиск в области совершенство¬вания учебно-воспитательного процесса. Их опыт предварил ре¬форму и создал в педагогической практике образцы для перестрой¬ки деятельности школьных коллективов.
СПОСОБНОСТИ К ПЕРЕСТРОЙКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
РЕФОРМЫ
Любая творческая деятельность, в том числе педагогическая» требует высокого
уровня сформированности навыков и умений, то есть прочных стереотипов
деятельности. Перестройка деятельности происходит на основании ломки старых и
образования новых стереотипов. В интенсивности этого преобразования и проявляются
способности. Наиболее талантливые идут в ногу со временем, смотрят в будущее. Они
чувствительны к тому, что происходит в науке, представителями которой являются, к
требованиям современного общества к учительству, к достоинствам и недостаткам
организации учебновоспитательного процесса. Еще задолго до реформы они начали свой
творческий поиск в области совершенствования учебновоспитательного процесса. Их
опыт предварил реформу и создал в педагогической практике образцы для перестройки
деятельности школьных коллективов.
Способные учителя проявляют готовность к тому, чтобы правильно оценить и
использовать передовой опыт других школ, творчески его переработав и обогатив
собственными самостоятельными находками.
Малоспособные к педагогическому труду учителя медленно и болезненно осваивают
новые программы, медленно вырабатывают продуктивные модели и плохо осознают
достоинства и недостатки собственной деятельности. Поэтому перестройка школы у
одних из них вызывает стресс и угнетенное состояние, у других — стремление, пока
возможно, следовать устоявшимся стереотипам. Вот почему интенсивная перестройка
педагогического труда легче и быстрее происходит в условиях коллективного освоения
современной психологопедагогической теории, опирающегося на изучение ре
зультативности своего труда коллективом в целом, методическими объединениями,
отдельными педагогами. Это необходимо в связи с проявлением такой закономерности:
низкий уровень педагогических способностей, как правило, сочетается с завышенной
оценкой результатов своего труда и заниженной оценкой значимости советов и
рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности. Организация в
педагогическом коллективе сравнительного изучения результатов педагогического труда
на основании заранее сформулированных критериев позволяет разрушить неадекватную
самооценку учителя и стимулировать его самосовершенствование.
В условиях перестройки школы ярко проявляется мера педагогической одаренности.
Исследования Е. Н. Жучевой деятельности учителей математики и В. И. Кустовой —
учителей иностранных языков показали, что при освоении новых программ и учебников.
главными являются специальные способности к предмету (в данном случае
математические и лингвистические), а своеобразным «фоном» в этом процессе
выступают собственно педагогические способности. А когда в свете новых требований
переосмыслен предмет, проверяют новые системы его преподавания, накопление новых
дифференциально, социально и аутопсихологических знаний,. обусловливающих новые
стратегии педагогических воздействий,. целиком зависит от педагогических
способностей.
Каждый педагогический коллектив включает в себя учителей с разным уровнем
педагогических способностей и мастерства. Организация коллективной и групповой
работы (в методических объединениях) по осмыслению новых требований реформы, по
изучению меры соответствия достигнутых результатов искомым позволяет в полной мере
использовать и развивать педагогические таланты, обогащая тем самым весь коллектив.
Это особенно важно для процесса перестройки и совершенствования системы воспита
тельной работы, который осуществляется по общим правилам эвристического поиска:— анализ исходных данных (диагностика): изучение коллектива (уровень развития,
микро и макроструктура, характер взаимоотношений в коллективе); учет возрастных и
изучение индивидуальных особенностей учащихся (запросы, склонности, интересы);
ознакомление с семейной обстановкой. Используются методы: социометрия, интервью,
анкета;
— подбор заданийзадач, рассчитанных на формирование у учащихся потребности в
труде, нравственных установок, гражданской зрелости;
— сопоставление исходных данных с проектируемым результатом;
— подбор и обоснование главной воспитательной задачи на определенный период
времени и постановка системы перспектив перед учащимися;
— определение позиции классного руководителя, отрядного вожатого и актива в
организации воспитательного процесса по решению данных задач. Расстановка сил.
Организация взаимодействия;
— включение всех учащихся (пионеров, комсомольцев) в активную деятельность по
реализации поставленных задач. Система поручений и разовых заданий. Регулирование
взаимоотношений: деловых, личных, гуманистических (по классификации Т. Е.
Конниковой);
— определение содержания, методов, форм и их реализация решении
воспитательных задач;
— оценка полученных данных и сопоставление их с тем, что запланировано.
Реализация каждого из этапов предполагает владение гностическими,
проектировочными, конструктивными, коммуникативными и организаторскими
умениями, высокий уровень сформированности которых обеспечивает
продуктивное решение педагогических задач.
Исследуя закономерности профессиональнопедагогической умелости, мы
прежде всего стремились выяснить отличия в «технологии» организации учебно
воспитательного процесса педагогами разных уровней результативности. Главные
отличия результативных педагогов состоят в том, что они интуитивно учитывают
закономерности становления личности учащихся не просто в деятельности, но в
какой именно, как организованной, как направляемой, как оцениваемой, чтобы
формировать искомые свойства личности, позволяющие выпускнику успешно
жить, учиться, развиваться, совершенствоваться, становясь в дальнейшем
полезным членом общества.