СПОСОБНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ (ИМАЖИНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ)

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание.
Иконка файла материала Способности воображения.doc
СПОСОБНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ (ИМАЖИНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ) В   психологии   познавательных   процессов   не   выработано   единого   определения воображения.   В   каждом   из   предлагаемых   определений   авторами   подчеркиваются   те стороны,   которые,   по   их   мнению,   являются   наиболее   яркими   и   важными   чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса   воображения   большинство   авторов   считает   преобразование   представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание. Отличительной   чертой   воображения   можно   считать   то,   что   оно   обязательно протекает   в   наглядном   плане,   хотя   возникающие   образы   и   не   имеют   оригинала   в действительности,   причем   эти   образы   невозможно   Получить   ни   эмпирическим,   ни логическим   путем.   В   качестве   материала   воображения   обычно   выступают   образы предметов, ситуаций,  обстоятельств,  а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи.   Основным   действием   в   процессе   воображения   является   представливание, «направленное   на   воспроизведение   того   или   иного   представления   и   на   мысленное изменение его» [115,с.185]. Существует   и   другая   точка   зрения,   согласно   которой   воображение   не рассматривается   как   самостоятельный   психический   процесс,   поскольку,   по   мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые   в   качестве   основных   признаков   воображения,   являются   необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов [30, с.156]. Традиционно видами воображения считают пассивное и активное, различающиеся по степени сознательного и активного отношения человека к действительности. Пассивное воображение   в   свою   очередь,   делится   на   преднамеренное   (произвольное)   и непреднамеренное   (непроизвольное,   проявляющееся,   как   правило,   в   пограничных состояниях),   а   активное   —   на   творческое,   представляющее   собой   создание   новых, оригинальных   образов   и   идей,   и   воссоздающее,   основанное   на   создании   образов, соответствующих   описанию.   Некоторые   авторы,   однако,   отрицают   целесообразность разделения   воображения   на   воссоздающее   и   творческое,   поскольку   «всякое   деление познания на репродуктивное и продуктивное неправомерно уже потому, что исключает какую бы то ни было возможность перейти от первого ко второму» [30, с.71]. Особенностьже собственно творческого воображения заключается в том, что «оно является процессом в   основе   своей   сознательным,   протекающим   при   активной   деятельности   мышления субъекта   и   подчиненным   прямо   или   косвенно   осознаваемой   задаче   —   научной, художественной, практической» [97, с.34]. По   временной   направленности   виды   воображения   можно   раз   делить   на ретроспективное (воображение­воспоминание) ; воображение непосредственно включенное в совершаемую деятельность, и воображение, направленное на будущее [173]. По   характеру   возникновения   образов   воображение   может   подразделяться   на конкретное, регулятором которого выступают конкретные образы и идеи, и абстрактное, выражающееся в создании символов, схем. В   зависимости   от   вида   деятельности,   в   процессе   которой   функционирует воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное и другие виды воображения. Характеризуя   воображение   как   «сквозной   психический   процесс,   симметричный памяти,  но  противоположного  направления»,   Л.М.Веккер  предлагает   классификацию,  в основе которой лежат особенности материала, предмета психической деятельности [38, с.263]. Такой подход позволяет выделить сенсорно­перцептивное воображение (собственно образное), включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и, вероятно, другие   виды   воображения,   словесно­логическое   (концептуальное),   выступающее   как элемент мышления; эмоциональное. Как особый вид выделяется оперативное воображение, определяемое как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности [38]. Показатели   продуктивности   воображения   отмечают   новизна,   оригинальность   и осмысленность переработки данных опыта; широта оперирования образами, понимаемая как возможность выполнять преобразования из различного материала, тип оперирования (доступный способ преобразования) , который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований.