В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание.
СПОСОБНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ (ИМАЖИНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ)
В психологии познавательных процессов не выработано единого определения
воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те
стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами
воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием
процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений,
отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений,
приведение образов в новое сочетание.
Отличительной чертой воображения можно считать то, что оно обязательно
протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в
действительности, причем эти образы невозможно Получить ни эмпирическим, ни
логическим путем. В качестве материала воображения обычно выступают образы
предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли,
идеи. Основным действием в процессе воображения является представливание,
«направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное
изменение его» [115,с.185].
Существует и другая точка зрения, согласно которой воображение не
рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по мнению
сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового, традиционно
выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми
сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех
психических процессов [30, с.156].
Традиционно видами воображения считают пассивное и активное, различающиеся по
степени сознательного и активного отношения человека к действительности. Пассивное
воображение в свою очередь, делится на преднамеренное (произвольное) и
непреднамеренное (непроизвольное, проявляющееся, как правило, в пограничных
состояниях), а активное — на творческое, представляющее собой создание новых,
оригинальных образов и идей, и воссоздающее, основанное на создании образов,
соответствующих описанию. Некоторые авторы, однако, отрицают целесообразность
разделения воображения на воссоздающее и творческое, поскольку «всякое деление
познания на репродуктивное и продуктивное неправомерно уже потому, что исключает
какую бы то ни было возможность перейти от первого ко второму» [30, с.71]. Особенностьже собственно творческого воображения заключается в том, что «оно является процессом
в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления
субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче — научной,
художественной, практической» [97, с.34].
По временной направленности виды воображения можно раз делить на
ретроспективное (воображениевоспоминание) ; воображение непосредственно включенное
в совершаемую деятельность, и воображение, направленное на будущее [173].
По характеру возникновения образов воображение может подразделяться на
конкретное, регулятором которого выступают конкретные образы и идеи, и абстрактное,
выражающееся в создании символов, схем.
В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует
воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное и другие
виды воображения.
Характеризуя воображение как «сквозной психический процесс, симметричный
памяти, но противоположного направления», Л.М.Веккер предлагает классификацию, в
основе которой лежат особенности материала, предмета психической деятельности [38,
с.263]. Такой подход позволяет выделить сенсорноперцептивное воображение (собственно
образное), включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и, вероятно,
другие виды воображения, словеснологическое (концептуальное), выступающее как
элемент мышления; эмоциональное. Как особый вид выделяется оперативное воображение,
определяемое как активное функционирование образов воображения в качестве программы
деятельности [38].
Показатели продуктивности воображения отмечают новизна, оригинальность и
осмысленность переработки данных опыта; широта оперирования образами, понимаемая
как возможность выполнять преобразования из различного материала, тип оперирования
(доступный способ преобразования) , который может характеризоваться либо изменением
положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией
этих преобразований.