Способы и приемы работы с обучающимися начальных классов при подготовке к ВПР
Выполнила: Маринченко Е.В.
Учитель начальных классов
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества
общего образования. ВПР не являются государственной итоговой
аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно
сравнить с контрольными работами.
Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ?
Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.
Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.
В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Что дают ВПР?
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:
· Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в
частности к ГИА и ЕГЭ.
· Проверить объем знаний, полученный учениками за период обучения в начальной школе.
· Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах. Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
· Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
· Даст возможность улучшить общую систему обучения.
Работа с одаренными детьми:
- выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время
- участие в дистанционных олимпиадах по предметам
- проведение пробных проверочных работ
- психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР
Работа со слабыми учащимися
- проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися
- ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией
- Психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР
Работа с родителями
- проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР
- ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга
- индивидуальные консультации для родителей
- психологическая подготовка родителей к проведению ВПР
Как проходит подготовка к впр в нашем классе. На родительском собрании в 3 классе совместно с родителями было принято решение приобрести тетради для подготовки к впр. Совместно с Юлией Васильевной мы ответственно подошли к вопросу выбора тетради. Было изучено множество вариантов.
Для русского языка мы выбрали тетрадь М.И. Кузнецовой. Пособие заинтересовало тем, что все задание распределены по тематическим разделам.
Для математики мы выбрали тетрадь В.В. Богдановой «Организация подготовки к ВПР», также к этой тетради мы купили методическое пособие.
Это пособие также заинтересовало тематическими разделами, состоящие из самостоятельных и контрольных работ, а также блока работы над ошибками.
В середине 1 четверти в классе проведена беседа о ВПР, вспомнили результаты проведения впр по русскому языку во 2 классе, как можно подготовиться к впр.
Обсудили план работы в пособиях начиная с 1 четверти.
Подготовка к Всероссийским проверочным работам, на мой взгляд, станет менее трудоёмкой, если в качестве подготовительных заданий брать материал того УМК, по которому работает педагог. Конечно, придётся потрудиться, нужно привести задания учебников к той логике, в которой сформулированы задания ВПР. Это куда проще, чем специально искать похожие задания и корректировать их в зависимости от целей урока, уровня класса и других условий.
Приведу пример. Программа «Перспективная начальная школа».
50. Устно по цепочке объясните все орфограммы.
Календарь отсчитывает последние дни
ноября. По ночам схватывает лужицы лёгкий морозец. Давно побелели зайцы,
сбросили с себя летний рыжий мех, да поспешили. Спасительное снежное покрывало
опаздывает.
Короток осенний денёк, как заячий хвостик. Утром поздно рассветает, вечером
рано темнеет. Лес готовится к зиме.
Зная уровень заданий по русскому языку в ВПР, логично было бы переформулировать задания. В этом могут помочь сами обучающиеся, отвечая на вопрос: «Какие задания вы могли бы предложить?»
Задания могут быть такие:
1.Написать под диктовку текст.
2.Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение. Подчеркни в нем однородные сказуемые.
3.Выпиши из текста 1-ое предложение. Подчеркни в нем главные члены. Над каждым словом укажи, какой частью речи оно является.
4.В последнем предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
5.Задай по тексту вопрос, который сможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
6. Как понимаешь выражение «схватывает лужицы». Запиши своё объяснение.
7.Найди в тексте ответ на вопрос «К чему готовятся зайцы?». Запиши ответ.
8.Озаглавь, определи и запиши основную мысль текста.
Можно заметить, что задания в основном, направлены на работу с текстом.
Если провести небольшую интеграцию в другой предмет, то на этом же уроке русского языка, мы можем окунуться в «Окружающий мир», при этом решая задачи двух предметов.
Каждый год в большинстве стран мира отмечается Всемирный день защиты животных. Целью создания этого праздника было желание побудить людей бережно относиться ко всем формам жизни, обитающим на нашей планете. В нашей стране праздничная дата совпадает с международной, праздник приходится на 4 октября. Почему важно охранять животных? Напиши свой ответ объёмом до 5 предложений.
Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?
(рекомендации для учителей)
1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.
Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.
4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.
5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8. Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
9. Общайтесь с коллегами!
Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.