Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Краеведение».
Оценка 4.6

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Краеведение».

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
окружающий мир +1
Взрослым
07.11.2017
Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение».
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом НОО (Примерные программы Внеурочной деятельности. Раздел IV. Патриотическое направление, стр.77), на основе пособия Н.А. Князевой «Маленький пермяк: азбука краеведа» для учащихся начальной школы (Н.А.Князева . «Маленький Пермяк: азбука краеведа», Пермь. Книжный мир, 2000г). Программа защищена на муниципальном экспертно-методическом совете и получила статус авторизованной. Цель программы – развитие духовно-нравственных качеств личности средствами краеведения.
статья ....docx
Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение». Для   современного   человека   стало   актуальным   восстановление   культурно­исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно­историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить   через   осознание   ребенком   причастности   ко   всем   процессам,   происходящим   в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности   самого   ребенка,   жизни   его   семьи,   знакомясь   с   биографией   своих   родителей, бабушек,   дети   начинают   понимать   связь   времен,   преемственность   поколений,   начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что учащиеся проявляют интерес к малой родине,   к   родному   краю,   но   временный   рамки   уроков   не   позволяют   использовать   весь потенциал краеведческого материала. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому и настоящему, к природе родного края, видя заинтересованность детей, и учитывая запрос   родителей,   мы   пришли   к   необходимости   выделить   краеведение   в   отдельное направление внеурочной деятельности. Именно поэтому, мы решили включить составить и включить в образовательный процесс программу «Краеведение».  Данная     программа   составлена   в   соответствии     с   Федеральным   Государственным Образовательным   Стандартом   НОО   (Примерные   программы   Внеурочной   деятельности. Раздел   IV.   Патриотическое   направление,   стр.77),   на   основе   пособия   Н.А.   Князевой «Маленький   пермяк:   азбука   краеведа»   для   учащихся   начальной   школы   (Н.А.Князева1. «Маленький Пермяк: азбука краеведа», Пермь. Книжный мир, 2000г). Программа защищена на муниципальном экспертно­методическом совете и получила статус авторизованной. Цель    программы   –   развитие   духовно­нравственных   качеств   личности   средствами краеведения.   Обучающие   задачи:   развивать   познавательный   интерес   к   истории,   культуре   и     природе родного   края,   учить   работать   с   информационными   источниками,   выбирать   необходимый материал. 1  Воспитательные задачи: воспитывать общественно активную личность с чётко выраженной гражданской   позицией,   прививать   культуру   общения   и   поведения   в   социуме,   навыки здорового образа жизни.  Развивающие задачи:  развивать личностные качества ­ самостоятельность, ответственность,   творческие   способности   учащихся   через   вовлечение   в активность,   аккуратность   и   разнообразные виды деятельности. Для создания программы мы ознакомились с различными наработками по краеведению. Проанализировав   их,   мы   пришли   к   выводу,   что   наиболее   подходит   нам   программа Н.А.Князевой «Маленький пермяк: азбука краеведа». При выборе направлений внеурочной деятельности на классных родительских собраниях от родителей поступило предложение о внесении изменений и дополнения данной программы новыми модулями – мой город и моя семья. В этом и заключается новизна программы.  В   ФГОС   НОО   семье   и   развитию   личностных   качеств   ребёнка   отводится   особая   роль. История любой семьи неразрывно связана с историей малой Родины и, значит, с историей страны.   Изучение   краеведения   через   изучение   истории   отдельной   семьи   происходит   на деятельностной основе на доступном для детей материале, с учётом их жизненного опыта и возрастных   особенностей.   Это   позволяет   формировать   знания,   умения   и   ценностные ориентиры,   соответствующие   культуросообразному   поведению   в   нашей   стране   и   регионе; развивать творческие способности, воспитывать уважение к культуре и истории родного края.   Внесение   изменений   в   данную   программу   послужило   поводом   то,   что   содержание изученных   нами   материалов   не   отражает   богатую   историю   нашего   города,   носящего   имя великого русского композитора П.И.Чайковского;  не учитывает наш опыт работы в течение многих лет по разработке и проведению творческих мастерских для учащихся начальных классов школы «Литературное Прикамье» в тесном сотрудничестве с коллективом городской библиотеки­филиала № 9. Новая история города тесно связана с  зимними видами спорта. Изучение истории развития спорта в нашем городе и крае в свете Зимних Олимпийских и Параолимпийских игр нашло отражение в нашей программе.      Занятия по данной программе построены на основе совместной творческой деятельности учащихся и педагога. Роль педагога на занятиях заключается, прежде всего, в активизации мыслительной   и   творческой   деятельности   учащихся   и   в   руководстве   их   практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы. Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен, а  формы работы   весьма   разнообразны:   викторины,   экскурсии,   конкурсы,   праздники,   походы, презентации, литературные гостиные, заочные путешествия, индивидуальные и коллективные проекты. Эти виды деятельности позволяют использовать разнообразные методы для развития учащихся.  Данная программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть осуществляется через применение следующих методов обучения: ­   словесный   –   рассказ,   беседа, ­   наглядный   –   иллюстрация, объяснение; демонстрация. Практическая   часть   предусматривает   разработку   учебно­исследовательских   проектов, участие в социальных проектах, изготовление сувениров, создание презентаций, публикации материалов в СМИ. Предусмотрено   использование   методов   обучения,   в   основе   которых   лежит   уровень деятельности детей: ­ репродуктивный;­ частично­поисковый;­ проектирование;­ исследовательский. Продукт,  который может появиться в результате:  индивидуальные и групповые учебно­ исследовательские   работы   учащихся,   участие   в  социальных   проектах,   созданные компьютерные презентации, оформленные альбомы, стенды, газеты, сувениры, выступления на классных   часах,   родительских   собраниях,   конференциях,    публикации   материалов   на школьный сайт, в СМИ, участие в конкурсе «Муравьишко». Всё это позволяет формировать метапредметный результат.   Программа составлена на 34 часа за год: 1 час в неделю     х   34 учебные недели. Включает в себя модули 2 класс: Моя семья. Мой город. Мой край. 3класс: Моя семья, мой род. Моя школа, мой город. Моя страна, моя Отчизна.   Темы занятий: «История   моей   семьи   в   истории   города»,«Семейные   традиции»,«Они   прославили   наш край»,«История края в истории России», «Школы   олимпийского   резерва   зимних   видов   спорта   в   Пермском   крае»,   «Учащиеся   и выпускники школы – наша гордость»  «Достопримечательности     «Игры   народов Прикамья»,«Чайковский   институт   физической   культуры   –   кузница   спортсменов   города»,«Малые   олимпийские   игры»,      В   ходе   работы     на   занятиях   по   краеведению   дети   составляли   проекты:  «Улицы России»,«Дети – ветеранам ВОВ»,«Чайковский – имя известное миру».   Завокзального района», «Герб Пермского края»   и творческие работы:   Древо рода. Участвовали в муниципальной краеведческой игре и муниципальном фестивале «Народы Прикамья».   Работы   учащихся   заслужили   положительную   оценку   на   конкурсе «Муравьишко».       Создали  комбинированные   задания     интегративного   характера   для учащихся 2   классов   на основе текста о Пермском крае, адаптированного для данного возраста. Программа   прошла   экспертизу   на   муниципальном   ЭМС   и   получила   статус авторизованной. Одно   из   занятий   в   третьем     классе   было   проведено   по     теме  «Моделирование интеллектуальной игры по краеведению» В   начале   занятия   дети   в   коллективной   деятельности   настроились   на   работу   и определили цели. Далее учащиеся, работая в группах, определили этапы работы  подготовки  игры  по краеведению. Группы согласовали возможные этапы, высказывая мнения. Интересным на занятии было то, как ребята объединились в группы.  Каждый выбирал ленточку определённого цвета по желанию: белый, синий, красный. И прошло объединение в группы по цвету ленточки. Вспомнили   и работали по принципу матрёшки: от малого   к большому. Важно, что каждая группа работала над одной темой, но знала, что  их наработки нужны для  создания общей игры. В результате были подобраны и составлены вопросы и задания.  Таким образом,  был подведён итог, который показал, как важно знать материал, уметь работать по извлечению информации из разных источников, анализировать, преобразовывать (работать с информацией и интерпретировать её). Занятия   по   краеведению   позволяют   формировать:  контрольно­оценочную   компетентность (шкалы);   информационную   компетентность   (своё   умение   работать   с   информацией); коммуникативную компетентность (групповая работа ).  Этот материал формирует метапредметные  умения: коммуникативные и информационные. И он необходим на других предметах, это выходит за рамки всех предметов. Здесь идёт работа по формированию личностных результатов. Я  ­  семья, школа  ­  город  ­  край  ­ страна – принцип МАТРЁШКА!  И формируются нравственные качества человека.        Я   считаю,   что   на   занятиях     внеурочной   деятельности,   на   примере     «Краеведения», формируются метапредметные  умения. Дети узнают о новых источниках информации, учатся работать   в   группе,   моделировать,   принимать   решения,   выступать   перед   аудиторией   с представлением результатов работы.   В   результате   изучения   краеведения   на   ступени   начального   общего   образования   у учащихся   будут   сформированы   личностные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.   регулятивные,   познавательные   и                                                        Литература 1. образование».   «Примерные   программы   внеурочной   деятельности.   Начальное   и   основное   под   редакцией   В.А.Горского.   –   М.:   (Стандарты   второго   поколения)   Просвещение, 2011. 2. Агафонов Н.Н., Белавин А.М.,  Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир»,  2003.  3. Верхоланцев В.С. Город Пермь:  его прошлое и настоящее. – Пермь: Пушка,  2002. Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. – 4. Пермь: Книжный  мир, 2003. 5. Долбилов Н.В. Беспокойное сердце ветеранов Зеленин А.С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. –  Пермь: Пермский 6. край, 2009. 7. 8. 9. 10. Князева Н.А. Маленький пермяк: азбука краеведа. – Пермь: Книжный мир, 2007.  Назаров М.Н. Это в сердце было моём. Пермь:  Суркова О.П. «Произведения пермских писателей». – Пермь,  2001. Твоё   Прикамье.   Эколого­краеведческая   хрестоматия.   /Сост.   Е.А.Черных,   Т.В. Похожаева– Пермь: Пушка, 2002. 11. Хрестоматия для начальной школы.   «Литература Прикамья».   –   Пермь: «Книжный мир»,  2001. 12. Чагин  Г.Н. Народы и культуры Урала XIX – XX веков. Учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 г. Чайковского Самохвалова Людмила Николаевна

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Краеведение».

Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017