Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Краеведение».

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом НОО (Примерные программы Внеурочной деятельности. Раздел IV. Патриотическое направление, стр.77), на основе пособия Н.А. Князевой «Маленький пермяк: азбука краеведа» для учащихся начальной школы (Н.А.Князева . «Маленький Пермяк: азбука краеведа», Пермь. Книжный мир, 2000г). Программа защищена на муниципальном экспертно-методическом совете и получила статус авторизованной. Цель программы – развитие духовно-нравственных качеств личности средствами краеведения.
Иконка файла материала статья ....docx
Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной деятельности  по курсу «Краеведение». Для   современного   человека   стало   актуальным   восстановление   культурно­исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно­историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить   через   осознание   ребенком   причастности   ко   всем   процессам,   происходящим   в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности   самого   ребенка,   жизни   его   семьи,   знакомясь   с   биографией   своих   родителей, бабушек,   дети   начинают   понимать   связь   времен,   преемственность   поколений,   начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что учащиеся проявляют интерес к малой родине,   к   родному   краю,   но   временный   рамки   уроков   не   позволяют   использовать   весь потенциал краеведческого материала. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому и настоящему, к природе родного края, видя заинтересованность детей, и учитывая запрос   родителей,   мы   пришли   к   необходимости   выделить   краеведение   в   отдельное направление внеурочной деятельности. Именно поэтому, мы решили включить составить и включить в образовательный процесс программу «Краеведение».  Данная     программа   составлена   в   соответствии     с   Федеральным   Государственным Образовательным   Стандартом   НОО   (Примерные   программы   Внеурочной   деятельности. Раздел   IV.   Патриотическое   направление,   стр.77),   на   основе   пособия   Н.А.   Князевой «Маленький   пермяк:   азбука   краеведа»   для   учащихся   начальной   школы   (Н.А.Князева1. «Маленький Пермяк: азбука краеведа», Пермь. Книжный мир, 2000г). Программа защищена на муниципальном экспертно­методическом совете и получила статус авторизованной. Цель    программы   –   развитие   духовно­нравственных   качеств   личности   средствами краеведения.   Обучающие   задачи:   развивать   познавательный   интерес   к   истории,   культуре   и     природе родного   края,   учить   работать   с   информационными   источниками,   выбирать   необходимый материал. 1 Воспитательные задачи: воспитывать общественно активную личность с чётко выраженной гражданской   позицией,   прививать   культуру   общения   и   поведения   в   социуме,   навыки здорового образа жизни.  Развивающие задачи:  развивать личностные качества ­ самостоятельность, ответственность,   творческие   способности   учащихся   через   вовлечение   в активность,   аккуратность   и   разнообразные виды деятельности. Для создания программы мы ознакомились с различными наработками по краеведению. Проанализировав   их,   мы   пришли   к   выводу,   что   наиболее   подходит   нам   программа Н.А.Князевой «Маленький пермяк: азбука краеведа». При выборе направлений внеурочной деятельности на классных родительских собраниях от родителей поступило предложение о внесении изменений и дополнения данной программы новыми модулями – мой город и моя семья. В этом и заключается новизна программы.  В   ФГОС   НОО   семье   и   развитию   личностных   качеств   ребёнка   отводится   особая   роль. История любой семьи неразрывно связана с историей малой Родины и, значит, с историей страны.   Изучение   краеведения   через   изучение   истории   отдельной   семьи   происходит   на деятельностной основе на доступном для детей материале, с учётом их жизненного опыта и возрастных   особенностей.   Это   позволяет   формировать   знания,   умения   и   ценностные ориентиры,   соответствующие   культуросообразному   поведению   в   нашей   стране   и   регионе; развивать творческие способности, воспитывать уважение к культуре и истории родного края.   Внесение   изменений   в   данную   программу   послужило   поводом   то,   что   содержание изученных   нами   материалов   не   отражает   богатую   историю   нашего   города,   носящего   имя великого русского композитора П.И.Чайковского;  не учитывает наш опыт работы в течение многих лет по разработке и проведению творческих мастерских для учащихся начальных классов школы «Литературное Прикамье» в тесном сотрудничестве с коллективом городской библиотеки­филиала № 9. Новая история города тесно связана с  зимними видами спорта. Изучение истории развития спорта в нашем городе и крае в свете Зимних Олимпийских и Параолимпийских игр нашло отражение в нашей программе.      Занятия по данной программе построены на основе совместной творческой деятельности учащихся и педагога. Роль педагога на занятиях заключается, прежде всего, в активизации мыслительной   и   творческой   деятельности   учащихся   и   в   руководстве   их   практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы.Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен, а  формы работы   весьма   разнообразны:   викторины,   экскурсии,   конкурсы,   праздники,   походы, презентации, литературные гостиные, заочные путешествия, индивидуальные и коллективные проекты. Эти виды деятельности позволяют использовать разнообразные методы для развития учащихся.  Данная программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть осуществляется через применение следующих методов обучения: ­   словесный   –   рассказ,   беседа, ­   наглядный   –   иллюстрация, объяснение; демонстрация. Практическая   часть   предусматривает   разработку   учебно­исследовательских   проектов, участие в социальных проектах, изготовление сувениров, создание презентаций, публикации материалов в СМИ. Предусмотрено   использование   методов   обучения,   в   основе   которых   лежит   уровень деятельности детей: ­ репродуктивный;­ частично­поисковый;­ проектирование;­ исследовательский.Продукт,  который может появиться в результате:  индивидуальные и групповые учебно­ исследовательские   работы   учащихся,   участие   в  социальных   проектах,   созданные компьютерные презентации, оформленные альбомы, стенды, газеты, сувениры, выступления на классных   часах,   родительских   собраниях,   конференциях,    публикации   материалов   на школьный сайт, в СМИ, участие в конкурсе «Муравьишко». Всё это позволяет формировать метапредметный результат.   Программа составлена на 34 часа за год: 1 час в неделю     х   34 учебные недели. Включает в себя модули 2 класс: Моя семья. Мой город. Мой край. 3класс: Моя семья, мой род. Моя школа, мой город. Моя страна, моя Отчизна.   Темы занятий: «История   моей   семьи   в   истории   города»,«Семейные   традиции»,«Они   прославили   наш край»,«История края в истории России», «Школы   олимпийского   резерва   зимних   видов   спорта   в   Пермском   крае»,   «Учащиеся   и выпускники школы – наша гордость»  «Достопримечательности     «Игры   народов Прикамья»,«Чайковский   институт   физической   культуры   –   кузница   спортсменов   города»,«Малые   олимпийские   игры»,      В   ходе   работы     на   занятиях   по   краеведению   дети   составляли   проекты:  «Улицы России»,«Дети – ветеранам ВОВ»,«Чайковский – имя известное миру».   Завокзального района», «Герб Пермского края»   и творческие работы:   Древо рода. Участвовали в муниципальной краеведческой игре и муниципальном фестивале «Народы Прикамья».   Работы   учащихся   заслужили   положительную   оценку   на   конкурсе «Муравьишко».       Создали  комбинированные   задания     интегративного   характера   для учащихся 2   классов   на основе текста о Пермском крае, адаптированного для данного возраста. Программа   прошла   экспертизу   на   муниципальном   ЭМС   и   получила   статус авторизованной. Одно   из   занятий   в   третьем     классе   было   проведено   по     теме  «Моделирование интеллектуальной игры по краеведению» В   начале   занятия   дети   в   коллективной   деятельности   настроились   на   работу   и определили цели. Далее учащиеся, работая в группах, определили этапы работы  подготовки  игры  по краеведению. Группы согласовали возможные этапы, высказывая мнения. Интересным на занятии было то, как ребята объединились в группы.  Каждый выбирал ленточку определённого цвета по желанию: белый, синий, красный. И прошло объединение вгруппы по цвету ленточки. Вспомнили   и работали по принципу матрёшки: от малого   к большому. Важно, что каждая группа работала над одной темой, но знала, что  их наработки нужны для  создания общей игры. В результате были подобраны и составлены вопросы и задания.  Таким образом,  был подведён итог, который показал, как важно знать материал, уметь работать по извлечению информации из разных источников, анализировать, преобразовывать (работать с информацией и интерпретировать её). Занятия   по   краеведению   позволяют   формировать:  контрольно­оценочную   компетентность (шкалы);   информационную   компетентность   (своё   умение   работать   с   информацией); коммуникативную компетентность (групповая работа ).  Этот материал формирует метапредметные  умения: коммуникативные и информационные. И он необходим на других предметах, это выходит за рамки всех предметов. Здесь идёт работа по формированию личностных результатов. Я  ­  семья, школа  ­  город  ­  край  ­ страна – принцип МАТРЁШКА!  И формируются нравственные качества человека.        Я   считаю,   что   на   занятиях     внеурочной   деятельности,   на   примере     «Краеведения», формируются метапредметные  умения. Дети узнают о новых источниках информации, учатся работать   в   группе,   моделировать,   принимать   решения,   выступать   перед   аудиторией   с представлением результатов работы.   В   результате   изучения   краеведения   на   ступени   начального   общего   образования   у учащихся   будут   сформированы   личностные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.   регулятивные,   познавательные   и                                                        Литература 1. образование».   «Примерные   программы   внеурочной   деятельности.   Начальное   и   основное   под   редакцией   В.А.Горского.   –   М.:   (Стандарты   второго   поколения)   Просвещение, 2011. 2. Агафонов Н.Н., Белавин А.М.,  Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир»,  2003.  3. Верхоланцев В.С. Город Пермь:  его прошлое и настоящее. – Пермь: Пушка,  2002. Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. – 4. Пермь: Книжный  мир, 2003.5. Долбилов Н.В. Беспокойное сердце ветеранов Зеленин А.С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. –  Пермь: Пермский 6. край, 2009. 7. 8. 9. 10. Князева Н.А. Маленький пермяк: азбука краеведа. – Пермь: Книжный мир, 2007.  Назаров М.Н. Это в сердце было моём. Пермь:  Суркова О.П. «Произведения пермских писателей». – Пермь,  2001. Твоё   Прикамье.   Эколого­краеведческая   хрестоматия.   /Сост.   Е.А.Черных,   Т.В. Похожаева– Пермь: Пушка, 2002. 11. Хрестоматия для начальной школы.   «Литература Прикамья».   –   Пермь: «Книжный мир»,  2001. 12. Чагин  Г.Н. Народы и культуры Урала XIX – XX веков. Учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 г. Чайковского Самохвалова Людмила Николаевна