Данная программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом НОО (Примерные программы Внеурочной деятельности. Раздел IV. Патриотическое направление, стр.77), на основе пособия Н.А. Князевой «Маленький пермяк: азбука краеведа» для учащихся начальной школы (Н.А.Князева . «Маленький Пермяк: азбука краеведа», Пермь. Книжный мир, 2000г). Программа защищена на муниципальном экспертно-методическом совете и получила статус авторизованной.
Цель программы – развитие духовно-нравственных качеств личности средствами краеведения.
Способы формирования метапредметных умений обучающихся на занятиях внеурочной
деятельности по курсу «Краеведение».
Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических
связей с родным краем, своей малой родиной.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края,
к культурноисторическому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует
проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в
родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости,
неповторимости. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –
личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей,
бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают
понимать свою причастность к историческим событиям.
Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что учащиеся проявляют интерес к малой
родине, к родному краю, но временный рамки уроков не позволяют использовать весь
потенциал краеведческого материала. Неконкретность приводит к сложности восприятия и
понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его
прошлому и настоящему, к природе родного края, видя заинтересованность детей, и учитывая
запрос родителей, мы пришли к необходимости выделить краеведение в отдельное
направление внеурочной деятельности. Именно поэтому, мы решили включить составить и
включить в образовательный процесс программу «Краеведение».
Данная
программа составлена в соответствии
с Федеральным Государственным
Образовательным Стандартом НОО (Примерные программы Внеурочной деятельности.
Раздел IV. Патриотическое направление, стр.77), на основе пособия Н.А. Князевой
«Маленький пермяк: азбука краеведа» для учащихся начальной школы (Н.А.Князева1.
«Маленький Пермяк: азбука краеведа», Пермь. Книжный мир, 2000г). Программа защищена
на муниципальном экспертнометодическом совете и получила статус авторизованной.
Цель
программы – развитие духовнонравственных качеств личности средствами
краеведения.
Обучающие задачи: развивать познавательный интерес к истории, культуре и природе
родного края, учить работать с информационными источниками, выбирать необходимый
материал.
1 Воспитательные задачи: воспитывать общественно активную личность с чётко выраженной
гражданской позицией, прививать культуру общения и поведения в социуме, навыки
здорового образа жизни.
Развивающие задачи: развивать личностные качества самостоятельность, ответственность,
творческие способности учащихся через вовлечение в
активность, аккуратность и
разнообразные виды деятельности.
Для создания программы мы ознакомились с различными наработками по краеведению.
Проанализировав их, мы пришли к выводу, что наиболее подходит нам программа
Н.А.Князевой «Маленький пермяк: азбука краеведа». При выборе направлений внеурочной
деятельности на классных родительских собраниях от родителей поступило предложение о
внесении изменений и дополнения данной программы новыми модулями – мой город и моя
семья. В этом и заключается новизна программы.
В ФГОС НОО семье и развитию личностных качеств ребёнка отводится особая роль.
История любой семьи неразрывно связана с историей малой Родины и, значит, с историей
страны. Изучение краеведения через изучение истории отдельной семьи происходит на
деятельностной основе на доступном для детей материале, с учётом их жизненного опыта и
возрастных особенностей. Это позволяет формировать знания, умения и ценностные
ориентиры, соответствующие культуросообразному поведению в нашей стране и регионе;
развивать творческие способности, воспитывать уважение к культуре и истории родного края.
Внесение изменений в данную программу послужило поводом то, что содержание
изученных нами материалов не отражает богатую историю нашего города, носящего имя
великого русского композитора П.И.Чайковского; не учитывает наш опыт работы в течение
многих лет по разработке и проведению творческих мастерских для учащихся начальных
классов школы «Литературное Прикамье» в тесном сотрудничестве с коллективом городской
библиотекифилиала № 9.
Новая история города тесно связана с зимними видами спорта. Изучение истории развития
спорта в нашем городе и крае в свете Зимних Олимпийских и Параолимпийских игр нашло
отражение в нашей программе.
Занятия по данной программе построены на основе совместной творческой деятельности
учащихся и педагога. Роль педагога на занятиях заключается, прежде всего, в активизации
мыслительной и творческой деятельности учащихся и в руководстве их практической
деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного
плана действий и обсуждения возможного хода работы.Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен, а формы
работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, конкурсы, праздники, походы,
презентации, литературные гостиные, заочные путешествия, индивидуальные и коллективные
проекты. Эти виды деятельности позволяют использовать разнообразные методы для развития
учащихся.
Данная программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть
осуществляется через применение следующих методов обучения:
словесный – рассказ,
беседа,
наглядный – иллюстрация,
объяснение;
демонстрация.
Практическая часть предусматривает разработку учебноисследовательских проектов,
участие в социальных проектах, изготовление сувениров, создание презентаций, публикации
материалов в СМИ.
Предусмотрено использование методов обучения, в основе которых лежит уровень
деятельности детей:
репродуктивный; частичнопоисковый; проектирование; исследовательский.Продукт, который может появиться в результате: индивидуальные и групповые учебно
исследовательские работы учащихся, участие в социальных проектах, созданные
компьютерные презентации, оформленные альбомы, стенды, газеты, сувениры, выступления на
классных часах, родительских собраниях, конференциях, публикации материалов на
школьный сайт, в СМИ, участие в конкурсе «Муравьишко». Всё это позволяет формировать
метапредметный результат.
Программа составлена на 34 часа за год: 1 час в неделю х 34 учебные недели.
Включает в себя модули 2 класс: Моя семья. Мой город. Мой край. 3класс: Моя семья, мой
род. Моя школа, мой город. Моя страна, моя Отчизна. Темы занятий:
«История моей семьи в истории города»,«Семейные традиции»,«Они прославили наш
край»,«История края в истории России»,
«Школы олимпийского резерва зимних видов спорта в Пермском крае», «Учащиеся и
выпускники школы – наша гордость»
«Достопримечательности
«Игры народов
Прикамья»,«Чайковский институт физической культуры – кузница спортсменов
города»,«Малые олимпийские игры»,
В ходе работы на занятиях по краеведению дети составляли проекты: «Улицы
России»,«Дети – ветеранам ВОВ»,«Чайковский – имя известное миру».
Завокзального района», «Герб Пермского края» и творческие работы: Древо рода.
Участвовали в муниципальной краеведческой игре и муниципальном фестивале «Народы
Прикамья». Работы учащихся заслужили положительную оценку на конкурсе
«Муравьишко». Создали комбинированные задания интегративного характера для
учащихся 2 классов на основе текста о Пермском крае, адаптированного для данного
возраста.
Программа прошла экспертизу на муниципальном ЭМС и получила статус
авторизованной.
Одно из занятий в третьем классе было проведено по теме «Моделирование
интеллектуальной игры по краеведению»
В начале занятия дети в коллективной деятельности настроились на работу и
определили цели.
Далее учащиеся, работая в группах, определили этапы работы подготовки игры по
краеведению. Группы согласовали возможные этапы, высказывая мнения.
Интересным на занятии было то, как ребята объединились в группы. Каждый выбирал
ленточку определённого цвета по желанию: белый, синий, красный. И прошло объединение вгруппы по цвету ленточки. Вспомнили и работали по принципу матрёшки: от малого к
большому.
Важно, что каждая группа работала над одной темой, но знала, что их наработки нужны
для создания общей игры. В результате были подобраны и составлены вопросы и задания.
Таким образом, был подведён итог, который показал, как важно знать материал, уметь
работать по извлечению информации из разных источников, анализировать, преобразовывать
(работать с информацией и интерпретировать её).
Занятия по краеведению позволяют формировать: контрольнооценочную компетентность
(шкалы); информационную компетентность (своё умение работать с информацией);
коммуникативную компетентность (групповая работа ).
Этот материал формирует метапредметные умения: коммуникативные и информационные.
И он необходим на других предметах, это выходит за рамки всех предметов. Здесь идёт
работа по формированию личностных результатов. Я семья, школа город край
страна – принцип МАТРЁШКА! И формируются нравственные качества человека.
Я считаю, что на занятиях внеурочной деятельности, на примере «Краеведения»,
формируются метапредметные умения. Дети узнают о новых источниках информации, учатся
работать в группе, моделировать, принимать решения, выступать перед аудиторией с
представлением результатов работы.
В результате изучения краеведения на ступени начального общего образования у
учащихся будут сформированы личностные,
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
регулятивные,
познавательные и
Литература
1.
образование».
«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
под редакцией В.А.Горского. – М.:
(Стандарты второго поколения)
Просвещение, 2011.
2.
Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. –
П.: «Книжный мир», 2003.
3.
Верхоланцев В.С. Город Пермь: его прошлое и настоящее. – Пермь: Пушка, 2002.
Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. –
4.
Пермь: Книжный мир, 2003.5.
Долбилов Н.В. Беспокойное сердце ветеранов
Зеленин А.С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. – Пермь: Пермский
6.
край, 2009.
7.
8.
9.
10.
Князева Н.А. Маленький пермяк: азбука краеведа. – Пермь: Книжный мир, 2007.
Назаров М.Н. Это в сердце было моём. Пермь:
Суркова О.П. «Произведения пермских писателей». – Пермь, 2001.
Твоё Прикамье. Экологокраеведческая хрестоматия. /Сост. Е.А.Черных, Т.В.
Похожаева– Пермь: Пушка, 2002.
11.
Хрестоматия для начальной школы. «Литература Прикамья». – Пермь: «Книжный
мир», 2001.
12.
Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала XIX – XX веков.
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 г. Чайковского
Самохвалова Людмила Николаевна