1. Обучающая: способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах, формула высоты светила.
2. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных явлений; борьба с астрологическими предрассудками; политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических способах применения астрометрических знаний.
3. Развивающая: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической астрономии при решении расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.
Способы определения географической широты..doc
Тема: Способы определения географической широты.
Цель: Рассмотреть способ определения географической широты, суточное движение светил на разных
широтах, вывод формул высоты светила и закрепление ее на решение задач.
Задачи:
1. Обучающая: способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах,
формула высоты светила.
2. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого
познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных явлений; борьба с астрологическими
предрассудками; политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических
способах применения астрометрических знаний.
3. Развивающая: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической
астрономии при решении расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы,
справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных
светил и протекания небесных явлений.
Знать:
1й уровень (стандарт) как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных
широтах.
2й уровень как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах,
правила работы с угломерными приборам.
Уметь:
1й уровень (стандарт) находить Полярную звезду и географическую широту по ней, решать задачи,
используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической
широтой места наблюдения.
2й уровень находить Полярную звезду и географическую широту по ней, уметь доказывать, что высота
полюса мира равна географической широте, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту
светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.
Оборудование: ПКЗН, Небесная сфера, Фото околополярной области, Теодолит или другой угломерный
инструмент, географическая карта, дидактический материал с/р №2. CD "Red Shift 5.1" (Экскурсии
Звездное небо и широта).
Межпредметная связь: Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (природоведение, 35
кл). Градусная мера угла, транспортир, построение углов заданной величины (математика, 35 кл).
Ход урока:
I. Новый материал (15 мин).
1. В одно и то же время в разных местах вид звездного неба на разных географических широтах неодинаков.
Например: высота Полярной звезды (полюса мира) на разных широтах разная. По фотографии
околополярной области
неба [Фото околополярной
области, или рис.7
учебника] вращение неба
происходит вокруг
Северного полюса мира, а
Полярная звезда примерно
на 1о отстает от полюса (ее
склонение =89δ
о16").
Теорема: Высота
полюса мира над
горизонтом (hp)
равна
географической
широте места
наблюдения
(приближенно
hφ≈ Полярной
звезды).
Доказано в 320г до
н.э. Питеас
(Древняя Греция).
в Москве
около 56о
в Мурманске
68о
во
в
Владивосток
е 43о
Новосибирск
е 55о
Доказательство:
О находится
наблюдатель на
φ
Земле <АО1О=
географической
широте место
наблюдения.
Горизонт ⊥
отвесной линии. SN
– полуденная
линия. Ось мира
оси вращения
Земли.
кульмин ZQ= =φ
PN=hp
ZM1=z2
=90h2
QM1=δ
2
= φ
δ2z2;
[фор
м.4]
h=90
+ φ
δ
ирует к
северу,
М1
II. Закрепление материала.(10 мин)
а). Рассматривается пример1 (стр.25 учебника, при необходимости, показывается запись решения).
б) Индивидуальные карточки по теме "Небесные координаты. Кульминация светил". (Н.Н. Гомулина)
в). Стр. 25 №6. (совместно рассматривается решение)
Из чертежа видно, что
Дано:
hВ=50o46
'
hн=35054
'
φ
=?,
=?δ
= hφ н+ (hВ hн)/2=(hВ+hн)/2
φ=(50о46'+35о54')/2=(86о40')/2
=43о20'
φ δ δ
h=90о+
δ
о+43о20'50о46'=82о40'
=90
о+ hφ В
=90
Ответ: =43φ
о20', =82δ
о40'
г) Диктант [перед собой ПКЗН] [10 12 мин.] Или ТЕСТ "Небесная сфера" (Гомулиной Н.Н.)
1. Каково склонение Солнца в день летнего Солнцестояния (22 июня) [23o26']
2. Каково склонение Солнца в день осеннего равноденствия (23 сентября) [0o]
3. Какие созвездия называют зодиакальные? [через которые проходит эклиптика]
4. В каком созвездии находится сегодня Солнце? , его координаты? [по ПКЗНДевы]
5. Сегодня склонение Солнца >O или
Способы определения географической широты.
Способы определения географической широты.
Способы определения географической широты.
Способы определения географической широты.
Способы определения географической широты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.