Способы определения географической широты.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Обучающая: способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах, формула высоты светила. 2. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных явлений; борьба с астрологическими предрассудками; политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических способах применения астрометрических знаний. 3. Развивающая: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической астрономии при решении расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.
Иконка файла материала Способы определения географической широты..doc
Тема: Способы определения географической широты. Цель: Рассмотреть способ определения географической широты, суточное движение светил на разных  широтах, вывод формул высоты светила и закрепление ее на решение задач.  Задачи: 1. Обучающая: способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах,   формула высоты светила. 2. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого  познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных явлений; борьба с астрологическими  предрассудками; политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических  способах применения астрометрических знаний. 3. Развивающая: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической астрономии при решении расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы,  справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных  светил и протекания небесных явлений.        Знать:  1­й уровень (стандарт) ­ как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных  широтах.  2­й уровень ­ как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах,  правила работы с угломерными приборам.      Уметь:  1­й уровень (стандарт) ­ находить Полярную звезду и географическую широту по ней, решать задачи,  используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической  широтой места наблюдения.  2­й уровень ­ находить Полярную звезду и географическую широту по ней, уметь доказывать, что высота  полюса мира равна географической широте, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту  светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.  Оборудование: ПКЗН, Небесная сфера, Фото околополярной области, Теодолит или другой угломерный  инструмент, географическая карта, дидактический материал с/р №2. CD­ "Red Shift 5.1" (Экскурсии ­  Звездное небо и широта). Межпредметная связь: Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (природоведение, 3­5  кл). Градусная мера угла, транспортир, построение углов заданной величины (математика, 3­5 кл). Ход урока:  I. Новый материал (15 мин). 1. В одно и то же время в разных местах вид звездного неба на разных географических широтах неодинаков.  Например: высота Полярной звезды (полюса мира) на разных широтах разная.По фотографии околополярной области неба [Фото околополярной области, или рис.7 учебника] вращение неба происходит вокруг Северного полюса мира, а Полярная звезда примерно на 1о отстает от полюса (ее склонение  =89δ о16").  Теорема: Высота полюса мира над горизонтом (hp) равна географической широте места наблюдения (приближенно hφ≈  Полярной звезды). Доказано в 320г до н.э. ­ Питеас (Древняя Греция). в Москве около 56о  в Мурманске 68о  во в Владивосток е 43о  Новосибирск е 55о  Доказательство:  О ­ находится  наблюдатель на   φ Земле <АО1О=  географической  широте место  наблюдения.   Горизонт ⊥ отвесной линии. SN – полуденная  линия. Ось мира  оси вращения  Земли.   ­  кульминZQ= =φ PN=hp  ZM1=z2 =90­h2  QM1=δ 2  = φ δ2­z2; [фор м.4] h=90 + ­φ δ ирует к  северу,  М1     II. Закрепление материала.(10 мин) а). Рассматривается пример1 (стр.25 учебника, при необходимости, показывается запись решения).  б) Индивидуальные карточки по теме "Небесные координаты. Кульминация светил". (Н.Н. Гомулина)  в). Стр. 25 №6. (совместно рассматривается решение)  Из чертежа видно, что   Дано:    hВ=50o46 '   hн=35054 '   φ  =?,  =?δ = hφ н+ (hВ­ hн)/2=(hВ+hн)/2  φ=(50о46'+35о54')/2=(86о40')/2 =43о20'  φ δ δ h=90о+ ­   δ о+43о20'­50о46'=82о40'   =90 о+ ­hφ В   =90 Ответ:  =43φ о20',  =82δ о40' г) Диктант [перед собой ПКЗН] [10 ­12 мин.]     Или ТЕСТ "Небесная сфера" (Гомулиной Н.Н.) 1. Каково склонение Солнца в день летнего Солнцестояния (22 июня) [23o26']  2. Каково склонение Солнца в день осеннего равноденствия (23 сентября) [0o]  3. Какие созвездия называют зодиакальные? [через которые проходит эклиптика]  4. В каком созвездии находится сегодня Солнце? , его координаты? [по ПКЗН­Девы]  5. Сегодня склонение Солнца >O или