Тема: Способы определения географической широты.
Цель: Рассмотреть способ определения географической широты, суточное движение светил на разных
широтах, вывод формул высоты светила и закрепление ее на решение задач.
Задачи:
1. Обучающая: способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах,
формула высоты светила.
2. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого
познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных явлений; борьба с астрологическими
предрассудками; политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических
способах применения астрометрических знаний.
3. Развивающая: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической
астрономии при решении расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы,
справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных
светил и протекания небесных явлений.
Знать:
1й уровень (стандарт) как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных
широтах.
2й уровень как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах,
правила работы с угломерными приборам.
Уметь:
1й уровень (стандарт) находить Полярную звезду и географическую широту по ней, решать задачи,
используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической
широтой места наблюдения.
2й уровень находить Полярную звезду и географическую широту по ней, уметь доказывать, что высота
полюса мира равна географической широте, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту
светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.
Оборудование: ПКЗН, Небесная сфера, Фото околополярной области, Теодолит или другой угломерный
инструмент, географическая карта, дидактический материал с/р №2. CD "Red Shift 5.1" (Экскурсии
Звездное небо и широта).
Межпредметная связь: Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (природоведение, 35
кл). Градусная мера угла, транспортир, построение углов заданной величины (математика, 35 кл).
Ход урока:
I. Новый материал (15 мин).
1. В одно и то же время в разных местах вид звездного неба на разных географических широтах неодинаков.
Например: высота Полярной звезды (полюса мира) на разных широтах разная.По фотографии
околополярной области
неба [Фото околополярной
области, или рис.7
учебника] вращение неба
происходит вокруг
Северного полюса мира, а
Полярная звезда примерно
на 1о отстает от полюса (ее
склонение =89δ
о16").
Теорема: Высота
полюса мира над
горизонтом (hp)
равна
географической
широте места
наблюдения
(приближенно
hφ≈ Полярной
звезды).
Доказано в 320г до
н.э. Питеас
(Древняя Греция).
в Москве
около 56о
в Мурманске
68о
во
в
Владивосток
е 43о
Новосибирск
е 55о
Доказательство:
О находится
наблюдатель на
φ
Земле <АО1О=
географической
широте место
наблюдения.
Горизонт ⊥
отвесной линии. SN
– полуденная
линия. Ось мира
оси вращения
Земли.
кульминZQ= =φ
PN=hp
ZM1=z2
=90h2
QM1=δ
2
= φ
δ2z2;
[фор
м.4]
h=90
+ φ
δ
ирует к
северу,
М1
II. Закрепление материала.(10 мин)
а). Рассматривается пример1 (стр.25 учебника, при необходимости, показывается запись решения).
б) Индивидуальные карточки по теме "Небесные координаты. Кульминация светил". (Н.Н. Гомулина)
в). Стр. 25 №6. (совместно рассматривается решение)
Из чертежа видно, что
Дано:
hВ=50o46
'
hн=35054
'
φ
=?,
=?δ
= hφ н+ (hВ hн)/2=(hВ+hн)/2
φ=(50о46'+35о54')/2=(86о40')/2
=43о20'
φ δ δ
h=90о+
δ
о+43о20'50о46'=82о40'
=90
о+ hφ В
=90
Ответ: =43φ
о20', =82δ
о40'
г) Диктант [перед собой ПКЗН] [10 12 мин.] Или ТЕСТ "Небесная сфера" (Гомулиной Н.Н.)
1. Каково склонение Солнца в день летнего Солнцестояния (22 июня) [23o26']
2. Каково склонение Солнца в день осеннего равноденствия (23 сентября) [0o]
3. Какие созвездия называют зодиакальные? [через которые проходит эклиптика]
4. В каком созвездии находится сегодня Солнце? , его координаты? [по ПКЗНДевы]
5. Сегодня склонение Солнца >O или