Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
физика
7 кл—9 кл
02.04.2019
В статье "Способы организации активного обучения в рамках ФГОС" рассматривается вопрос о наполнении содержания деятельностью, которая способствовала бы саморазвитию личности ученика, созданию мотивации к обучению. Приводятся примеры создания мотива с помощью различных интересных задач, способствующие вовлечению учащихся в тему урока.
Способы организации.docx
Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
Кукнерик Дина Романовна, учитель физики
МОБУ Талаканская СОШ № 5
ФГОС ориентирует процесс обучения на создание наилучших условий для развития и
максимальной реализации склонностей и способностей учащихся в настоящем и будущем.
Для решения поставленных задач в преподавание физики внедряю деятельностный подход,
идею которого я взяла у Э.М. Браверман, кандидата педагогических наук, члена Союза
журналистов России, президента Ассоциации учителей физики, редактора отдела журнала
«Физика в школе».
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование творческого мышления
учащихся на основе системнодеятельностного подхода в обучении физике» Цель работы
сделать обучение физике доступным, интересным, увлекательным, позволить учащимся
«переваривать знания с аппетитом».
→
→
операции
средства реализации задачи
→
→
мотив
цель и задача
→
рефлексия.
результат
«Главный тезис деятельностного обучения: Человек (его мышление, сфера
практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения)
формируется в деятельности и только в ней, причём в деятельности интенсивной,
напряжённой и разнообразной» цитирую Э.М. Браверман.
Моя задача как педагога наполнить содержание преподавания деятельностью, которая
способствовала бы самоизменению и саморазвитию личности ученика. В обучении важен
мотив. Поскольку есть мотив, ученик испытывает потребность в знаниях и умениях,
нацеливается на них, втягивается в работу, а значит, нет места скуке, пассивности.
Поэтому на уроках стараюсь подвести к проблеме, чтобы появился мотив к действию.
Затем, включение в продуктивную деятельность, это может быть постановка опытов,
работа с учебником, дополнительной литературой, работа с приборами, раздаточным
материалом, решение кроссвордов, ребусов и др. При построении уроков на
деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания, должна быть реализована
→
цепочка: потребности
→
действие
Приведу пример создания мотива и включения в деятельность учащихся, который работает
всегда. На уроке в 7 классе при изучении темы «Давление газа» учащиесялаборанты
показывают опыт: При откачивании воздуха изпод купола воздушного насоса завязанный
резиновый шарик, находящийся внутри купола увеличивается в размерах. Почему? Все
учащиеся с удовольствием ищут ответ в учебнике. Мотивом к уроку в 8 классе по теме
«Плавление вещества» служит качественная задача: Можно ли расплавленным металлом
заморозить ложку воды? Часто ответ – нет. Изучаем, какой процесс называется
плавлением. Работаем с таблицей «Температура плавления» ( Да, ртуть – это металл,
температура плавления которого 39о С)
В своей работе использую различные модели уроков, дающие положительный результат.
Например:
При проведении урока решения экспериментальных задач изучение идет по схеме:
вывод 1. Например.
Вопрос 1
При изучении темы «Кипение» в 8 классе вспоминаем, что температура кипения зависит от
рода вещества. А от чего ещё зависит температура кипения? Правильно от атмосферного
давления. Под куполом воздушного насоса находится стакан с водой, температура которой
600 С. При откачивании воздуха вода закипает. Вывод учащихся: температура кипения
зависит от атмосферного давления, при уменьшении атмосферного давления температура
кипения понижается.
эксперимент для проверки гипотезы
→
→
ответгипотеза
→ При проведении урока сотрудничества и экспериментов учащихся тема урока
разбивается на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых
поручается отдельным группам. С полученными результатами учащиеся знакомят класс, и
на их основе формулируется общий вывод.
Так, при изучении темы «Плотность вещества» в 7 классе группам учащихся выдаются
задания по определению плотности различных сортов картофеля – Адретты и Кардинала.
Оборудование: Весы, линейка, мензурка с водой. У одной группы кусочек картофеля в
форме прямоугольного параллелепипеда, а у другой – неправильной формы. Учащиеся
самостоятельно выбирают способы определения объёма, определяют массу и рассчитывают
плотность, по которой можно судить о доли крахмала в картофеле. Чем больше плотность
картофеля, тем больше содержание крахмала в нём.
Как активную форму работы на уроках применяю «Шаги познания» Э.М. Браверман
Стремлюсь насыщать уроки развивающими творческими заданиями.
Главная идея для их подбора следующая: задания должны приглашать к размышлению,
наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в
его разных видах, к полету фантазии.
Задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием.
Например: На тело действуют две силы 5Н и 7Н. Чему будет равна
равнодействующая? Решение задачи зависит от того, куда направлены силы?
Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в
решении. Например: Гидростроители Бурейской ГЭС работали в трудных условиях,
порой ртутный столбик опускался до 420 С. Учащиеся должны вспомнить, что
температура отвердевания ртути 390 С. Или другой пример. Какую ошибку допустил
поэт в своём стихотворении о капле:
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла".
Озвучиваются версии учащихся. Необходимо знать, что при плавлении тепло
поглощается, а при кристаллизации, наоборот, выделяется. В подтверждение этому
дополнение: С образованием Бурейского водохранилища в Талакане осень стала теплее, а
начало лета более холодное.
Задачи позволяющие овладеть методом познания. Учащиеся сами делают
открытия. При изучении темы «Источники звука. Звуковые колебания» возникает вопрос:
Колеблются ли источники звука? Докажите свою гипотезу. Оборудование: камертон с
молоточком, маленькая гайка на нити. Ударяем молоточком по ножке камертона и
подносим к ней гаку, которая приходит в колебательное движение. Вывод: все источники
звука колеблются.
Задачи на поиск и объяснение народных примет и различных физических
явлений, встречающихся в нашей жизни. Эти задачи позволяют объяснить конкретные
процессы на основе общих законов природы. Результат работы в этом направлении
создание интерактивной презентации «Физика в народных приметах» (конкурс «Радуга
презентаций Международного сообщества «Я – учитель», статья «Физика и туризм» (II
Международная научнопрактическая конференция по экологическому образованию,
воспитанию и просвещению, г. Биробиджан)
(Приложение 4).
На уроке стремлюсь поддерживать деловую, доброжелательную атмосферу. Моё
педагогическое кредо «С верою в ученика», поэтому стараюсь работать на позитиве,
ученик должен быть успешен. Важное место уделяю контролю и рефлексии. Делилась опытом
на районном семинаре учителей математики, физики и,
информатики и ИКТ по теме «Формирование информационнокоммуникационной
компетентности обучающихся с позиции системнодеятельносного подхода»
По теме «Реализация деятельностного подхода в обучении физике в рамках ФГОС»
научнопрактической педагогической конференции
выступала на межрегиональной
«Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития
образовательной организации и профессионального развития педагога».
Большое значение придаю самостоятельной учебной деятельности, которая
направлена на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и
самоконтролю. На уроках формирую задатки умения сотрудничать с соседом по парте, с
классом, учителем. С целью развития творческого мышления учащихся на уроках
использую проблемные ситуации, задачи поискового характера, учу выстраивать
логические цепочки в решении задач. Активные формы обучения способствуют повышению
качества образования по предмету, побуждают учащихся к деятельности.
Кружок «Научное общество учащихся по физике» так же как урочная форма
способствует активной и разносторонней деятельности учащихся. Создание и применение
мультимедийной видео технологии позволяет активно изучать предмет, развивает интерес,
без которого невозможно получать знания. Деятельность – это движение. Педагогическое
исследование «Ставим эксперименты» опубликовано в периодическом издании «Школьные
годы» (№ 69, 2016 год, издательства «Гуманист», г. Краснодар.) (Подписка по
Российской Федерации и зарубежным странам осуществляется по индексу 47223
каталог.) На кружке НОУ по физике учащиеся проводили эксперименты, которые были
записаны на видео. Дело в том, что обычно учитель демонстрирует опыты, а ученики
наблюдают и делают выводы, а если поменяться ролями, то процесс обучения станет
эффективнее. В применении мультимедийной видео технологии учащиеся являются
активными участниками, так как в основе творческая познавательная деятельность.
Успешно применяю исследовательскую технологию деятельностного подхода,
учащиеся глубже изучают отдельные вопросы физики, с которыми они выступают в ВУЗах
нашей области. На основе сотрудничества
с ДальГАУ создана молодёжная
образовательная программа «Энергия молодости», которая касается развития внеурочной
деятельности, направленной на личное развитие учащихся, знакомство с энергетикой, а
также предполагает решение задач по физике, участие в олимпиаде и НПК. Эта работа
направлена на профориентацию учащихся и является продолжение исследовательской
деятельности на уроках и школьных НПК.
Программа согласована с ректором ДальГАУ, реализована частично изза отсутствия
финансирования. На программу составлена рецензия преподавателя энергетического
факультета ДальГАУ кандидата наук доцента Пустовой О.А.. Программа «Энергия
молодости» опубликована спустя год в печатном издании научнотеоретическом журнале
«Вопросы науки и образования». Имеются положительные результаты сотрудничества с
энергетическим и инженернофизическим факультетами АмГУ.
Как результат внедрения системнодеятельностного подхода в обучение предмету
является развитие интереса к физике, повышение качества знаний учащихся.
Благодаря системнодеятельностному подходу в обучении, закладываются основы
для успешной адаптации и самореализация в дальнейшей жизни наших выпускников, этот
подход в обучении заключает в себе большой образовательный, развивающий и
воспитательный потенциал.
Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.