Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
Оценка 4.8

Способы организации активного обучения в рамках ФГОС

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
физика
7 кл—9 кл
02.04.2019
Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
В статье "Способы организации активного обучения в рамках ФГОС" рассматривается вопрос о наполнении содержания деятельностью, которая способствовала бы саморазвитию личности ученика, созданию мотивации к обучению. Приводятся примеры создания мотива с помощью различных интересных задач, способствующие вовлечению учащихся в тему урока.
Способы организации.docx
Способы организации активного обучения в рамках ФГОС                                                                                                                                    Кукнерик Дина Романовна, учитель физики                                                                  МОБУ Талаканская СОШ № 5 ФГОС ориентирует процесс обучения на создание наилучших условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей учащихся в настоящем и будущем. Для решения поставленных задач  в преподавание физики внедряю деятельностный подход, идею которого я взяла у Э.М. Браверман,   кандидата педагогических наук, члена Союза журналистов России, президента Ассоциации учителей физики, редактора отдела журнала «Физика в школе».  Тема инновационного педагогического опыта «Формирование творческого мышления учащихся  на основе системно­деятельностного подхода в обучении физике» Цель работы сделать   обучение   физике   доступным,   интересным,   увлекательным,   позволить   учащимся «переваривать знания с аппетитом». → →  операции    средства   реализации  задачи   → →   мотив     цель   и  задача   →  рефлексия.  результат  «Главный   тезис   деятельностного   обучения:   Человек   (его   мышление,   сфера практических   умений,   знания,   способности,   характер,   межличностные   отношения) формируется   в   деятельности   и   только   в   ней,   причём   в   деятельности   интенсивной, напряжённой и разнообразной» ­  цитирую Э.М. Браверман. Моя задача как педагога наполнить содержание преподавания   деятельностью, которая способствовала бы самоизменению и саморазвитию личности ученика. В обучении важен мотив.   Поскольку   есть   мотив,   ученик   испытывает   потребность   в   знаниях   и   умениях, нацеливается   на   них,   втягивается   в   работу,   а   значит,     нет   места   скуке,   пассивности. Поэтому на уроках стараюсь подвести к проблеме, чтобы появился мотив к действию. Затем,     включение в продуктивную деятельность, это может быть постановка опытов, работа   с   учебником,   дополнительной   литературой,   работа   с   приборами,   раздаточным материалом,   решение   кроссвордов,   ребусов   и   др.   При   построении   уроков   на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания,   должна быть реализована → цепочка:  потребности   → действие  Приведу пример создания мотива и включения в деятельность учащихся, который работает всегда.   На   уроке   в   7   классе   при   изучении   темы   «Давление   газа»   учащиеся­лаборанты показывают опыт: При откачивании воздуха  из­под купола воздушного насоса завязанный резиновый шарик, находящийся   внутри купола увеличивается в размерах. Почему? Все учащиеся с удовольствием ищут  ответ в учебнике. Мотивом к уроку в 8 классе по теме «Плавление вещества» служит   качественная задача: Можно ли расплавленным металлом заморозить   ложку   воды?   Часто   ответ   –   нет.   Изучаем,   какой   процесс   называется плавлением.   Работаем   с   таблицей   «Температура   плавления»   (   Да,   ртуть   –   это   металл, температура плавления  которого ­39о С) В своей работе использую различные модели уроков, дающие положительный результат. Например: При проведении урока решения экспериментальных задач изучение идет по схеме:   вывод 1. Например. Вопрос 1  При изучении темы «Кипение» в 8 классе вспоминаем, что температура кипения зависит от рода вещества. А от чего ещё зависит температура кипения? Правильно  ­ от атмосферного давления. Под куполом воздушного насоса находится стакан с водой, температура которой 600  С. При откачивании воздуха вода закипает. Вывод учащихся: температура кипения зависит от атмосферного давления, при уменьшении атмосферного  давления температура кипения понижается.  эксперимент для проверки гипотезы  → →  ответ­гипотеза  → При   проведении   урока   сотрудничества   и   экспериментов  учащихся  тема   урока разбивается   на   ряд   небольших   и   разных   экспериментальных   задач,   решение   которых поручается отдельным группам. С полученными результатами учащиеся знакомят класс, и на их основе формулируется общий вывод.  Так, при изучении темы «Плотность вещества» в 7 классе группам учащихся выдаются задания по определению плотности различных сортов картофеля – Адретты и Кардинала. Оборудование: Весы, линейка, мензурка с водой. У одной группы   кусочек картофеля в форме прямоугольного параллелепипеда, а у другой – неправильной формы. Учащиеся самостоятельно выбирают способы определения объёма, определяют массу и рассчитывают плотность, по которой можно судить о доли крахмала в картофеле. Чем больше плотность картофеля, тем больше содержание крахмала в нём. Как активную форму работы на уроках  применяю «Шаги познания» Э.М. Браверман  Стремлюсь насыщать уроки развивающими творческими заданиями.   Главная идея для их подбора следующая: задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах, к полету фантазии. Задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием. Например:  На   тело   действуют   две   силы   5Н   и   7Н.   Чему   будет   равна равнодействующая?  Решение задачи зависит от того, куда направлены силы? Задачи   с  частично  неверными   сведениями   в   условии   и  на  поиск   ошибок   в решении. Например:  Гидростроители Бурейской ГЭС работали в трудных условиях, порой   ртутный   столбик   опускался   до   ­420  С.  Учащиеся   должны   вспомнить,   что температура отвердевания ртути ­390  С.   Или другой пример.   Какую ошибку допустил поэт в своём стихотворении о капле:                                     «Она жила и по стеклу текла,                                     Но вдруг ее морозом оковало,                                      И неподвижной льдинкой капля стала,                                      А в мире поубавилось тепла".  Озвучиваются   версии   учащихся.   Необходимо   знать,   что   при   плавлении   тепло поглощается,   а   при   кристаллизации,   наоборот,   выделяется.   В   подтверждение   этому дополнение: С образованием Бурейского водохранилища в Талакане осень стала теплее, а начало лета более холодное. Задачи   позволяющие   овладеть   методом   познания.   Учащиеся   сами   делают открытия. При изучении темы «Источники звука. Звуковые колебания» возникает вопрос:   Колеблются ли источники звука? Докажите свою гипотезу. Оборудование: камертон с молоточком,   маленькая   гайка   на   нити.   Ударяем   молоточком   по   ножке   камертона   и подносим к ней гаку, которая приходит в колебательное движение.  Вывод: все источники звука колеблются.                       Задачи на поиск и объяснение народных примет и различных физических явлений, встречающихся в нашей жизни. Эти задачи позволяют объяснить конкретные процессы   на   основе   общих   законов   природы.   Результат   работы   в   этом   направлении создание   интерактивной   презентации   «Физика   в   народных   приметах»   (конкурс   «Радуга презентаций Международного сообщества «Я – учитель», статья «Физика и туризм» (II Международная   научно­практическая   конференция   по   экологическому   образованию, воспитанию и просвещению, г. Биробиджан) (Приложение 4). На   уроке   стремлюсь   поддерживать   деловую,   доброжелательную   атмосферу.   Моё педагогическое   кредо   «С   верою   в   ученика»,   поэтому   стараюсь   работать   на   позитиве, ученик должен быть успешен.  Важное место уделяю контролю и рефлексии. Делилась   опытом     на   районном   семинаре   учителей   математики,   физики   и, информатики   и   ИКТ   по   теме   «Формирование   информационно­коммуникационной компетентности обучающихся с позиции системно­деятельносного подхода»   По теме «Реализация деятельностного подхода в обучении физике в рамках ФГОС»   научно­практической   педагогической   конференции выступала   на   межрегиональной   «Реализация   ФГОС   общего   образования   как   механизм   инновационного   развития образовательной организации и профессионального развития педагога».  Большое   значение   придаю   самостоятельной   учебной   деятельности,   которая направлена   на   решение   конкретной   задачи,   побуждает   ученика   к   самоорганизации   и самоконтролю. На уроках формирую задатки умения сотрудничать с соседом по парте, с классом,     учителем.     С   целью   развития   творческого   мышления   учащихся   на   уроках использую   проблемные   ситуации,   задачи   поискового   характера,   учу   выстраивать логические цепочки в решении задач. Активные формы обучения способствуют повышению качества образования по предмету, побуждают учащихся к деятельности.   Кружок   «Научное   общество   учащихся   по   физике»   так   же   как   урочная   форма способствует  активной и разносторонней деятельности  учащихся. Создание и применение мультимедийной видео технологии позволяет активно изучать предмет, развивает интерес, без которого невозможно получать знания. Деятельность – это движение. Педагогическое исследование «Ставим эксперименты» опубликовано в периодическом издании «Школьные годы»   (№   69,   2016   год,     издательства   «Гуманист»,     г.   Краснодар.)    (Подписка   по Российской   Федерации   и   зарубежным   странам   осуществляется   по   индексу   47223   ­ каталог.) На кружке НОУ по физике учащиеся проводили эксперименты, которые были записаны   на   видео.   Дело   в   том,   что   обычно   учитель   демонстрирует   опыты,   а   ученики наблюдают   и   делают   выводы,   а   если   поменяться   ролями,   то   процесс   обучения   станет эффективнее.     В   применении     мультимедийной   видео   технологии   учащиеся   являются активными участниками, так как в основе  творческая познавательная деятельность.     Успешно   применяю     исследовательскую   технологию   деятельностного   подхода, учащиеся глубже изучают отдельные вопросы физики, с которыми они выступают в ВУЗах нашей   области.   На   основе   сотрудничества     с   ДальГАУ   создана    молодёжная образовательная программа «Энергия молодости», которая касается развития внеурочной деятельности, направленной на личное развитие учащихся, знакомство с энергетикой, а также предполагает решение задач по физике, участие в олимпиаде и НПК. Эта работа направлена   на   профориентацию   учащихся   и   является   продолжение   исследовательской деятельности на уроках и школьных НПК.  Программа согласована с ректором ДальГАУ, реализована частично из­за отсутствия финансирования.   На   программу   составлена   рецензия   преподавателя   энергетического факультета   ДальГАУ   кандидата   наук   доцента   Пустовой   О.А..   Программа   «Энергия молодости» опубликована спустя год в  печатном издании научно­теоретическом журнале «Вопросы науки и образования».    Имеются положительные результаты сотрудничества с энергетическим и инженерно­физическим факультетами АмГУ. Как результат внедрения системно­деятельностного  подхода  в обучение предмету является развитие интереса к физике,  повышение качества знаний учащихся. Благодаря   системно­деятельностному   подходу   в   обучении,   закладываются   основы для успешной адаптации и самореализация в дальнейшей жизни наших выпускников, этот подход   в   обучении    заключает   в   себе   большой   образовательный,   развивающий   и воспитательный потенциал.

Способы организации активного обучения в рамках ФГОС

Способы организации активного обучения в рамках ФГОС

Способы организации активного обучения в рамках ФГОС

Способы организации активного обучения в рамках ФГОС

Способы организации активного обучения в рамках ФГОС

Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2019