Справедливость
Цель: познакомить учащихся с понятием «справедливость», ее воздействием на человека.
Задачи:
- овладение учащимися моральных правил справедливого человека;
- воспитание в детях чувства справедливости;
- развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения;
- развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Оборудование: м\медийная установка, экран, мультфильм «Лиса, заяц и петух», презентация, карточки с буквами, листы бумаги, ручки.
Ожидаемые результаты:
- умение поступать по справедливости;
- соблюдать моральные правила;
- умение оценивать свои поступки.
План урока
1. Организационный момент - 1 минута
2. Постановка темы и цели урока - 7 минут
3. Просмотр мультфильма - 11 минут
4. Работа с различными источниками информации - 8 минут
5. Работа в группе - 6 минут
6. Самостоятельная работа - 7 минут
7. Итог урока. Рефлексия - 4 минут
8. Домашнее задание - 1 минута
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы с вами будем работать в группах и прежде, чем начать урок, давайте вспомним правила групповой работы. (Ответы детей)
Учитель: У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока.
Дети составляют слово «справедливость»
Учитель: Как будет звучать наша тема? (Справедливость) (Слайд 1)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим, какими моральными правилами должен руководствоваться справедливый человек.
Учитель: Как вы думаете, что такое справедливость? (Ответы детей) (Слайд 2)
3. Просмотр мультфильма «Лиса, заяц и петух» и ответы на вопросы.
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Лиса, заяц и петух».
Учащиеся просматривают мультфильм, после просмотра идёт обсуждение.
Учитель:
- Справедливо ли лиса поступила с зайцем?
- В чём выразилась её несправедливость?
- А с лисой поступили справедливо?
- Можно ли финал сказки назвать справедливым? Почему?
4. Работа с различными источниками информации.
Учащиеся работают в группах. Задание для групп написано на слайде. (Слайд 3)
Первая группа - найти значение слова «справедливость» в толковом словаре С. И. Ожегова.
Вторая группа - выбрать из группы слов те, которые близкие по смыслу со словом «справедливость»: равенство, ложь, правда, скупость, беспристрастие, безответственность, несправедливость, правильность, совесть, коварность.
Третья группа - выбрать пословицы о справедливости.
Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Где нет справедливости, там нет счастья.
Век живи, век учись.
Справедливый человек, словно памятник: отовсюду виден.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Если бы люди были справедливы, судьи бы ушли на отдых.
Дружба – великая сила.
Как аукнется, так и откликнется.
Первая группа зачитывает свои ответы, и идёт проверка на слайде.
( Слайд 4)
Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие. (Толковый словарь С. И. Ожегова)
Справедливость - одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. (Русская энциклопедия)
Справедливость - один из высших принципов взаимных отношений между людьми. (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона)
Учитель: В наших учебниках тоже дано определение понятия «справедливость», откроем страницу 28, найдём его и прочитаем. (Чтение вслух детьми)
Учитель: Ребята, эти определения простые или сложные для вас? (Ответы детей)
Учитель: Посмотрите ещё раз на все формулировки значения слова «справедливость», вспомните мультфильм, который смотрели и попробуйте сформулировать своё определение этого понятия. Учащиеся формулируют свои определения. Затем сверяют их с определением на слайде. (Слайд 5)
Справедливость – это отношение к людям по их делам.
Учитель: Давайте запишем это определение в свои словарики. (Записывают в тетрадь)
Учитель: А теперь обратимся ко второй группе. Они подбирали близкие по значению слова к слову «справедливость».
Вторая группа зачитывает свои ответы и идёт проверка на слайде
Равенство, правда, беспристрастие, правильность, совесть
Учитель: Запишите эти слова в словарик.
Учитель: И, наконец, третья группа подбирала пословицы о справедливости
Третья группа зачитывает свои ответы и идёт проверка на слайде. (Слайд 6)
Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
Где нет справедливости, там нет счастья.
Справедливый человек, словно памятник: отовсюду виден.
Если бы люди были справедливы, судьи бы ушли на отдых.
Как аукнется, так и откликнется.
Учитель: Объясните значение одной из пословиц.
1. Работа в группе. Обсуждение моральных качеств справедливого человека.
Учитель: Ребята, если мы сегодня говорим о таком качестве, как справедливость, то какими же качествами должен обладать справедливый человек? Подумайте и запишите, каким, по вашему мнению, должен быть справедливый человек?
Учащиеся работают в группах. Затем зачитываются ответы, и идёт проверка на слайде. (Слайд 7)
Добрый, умный, честный, правдивый, терпеливый, смелый, щедрый, мудрый.
6. Самостоятельная работа.
Учитель: Как справедливый человек будет относиться к другим людям? (справедливо)
Учитель: Оказывается, существуют моральные правила, которыми мы должны руководствоваться. Сейчас вы самостоятельно поработаете с текстом на странице 29 учебника и найдёте эти правила.
Дети читают учебник и озвучивают вслух правила.
2. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: О каком человеческом качестве мы сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Учитель: Справедливым может быть только человек с добрым сердцем. Давайте приклеим на большое сердце – сердце нашего класса - наши сердечки и постараемся всегда поступать по справедливости, хоть это иногда бывает очень трудно.
На классной доске – большое сердце, а у детей на парте маленькие сердца. Они приклеивают свои сердечки на большое сердце на доске.
3. Домашнее задание.Учитель: Обсудите с родителями и напишите правила, которые вам помогут справедливо относиться к людям.
Литература
1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
2.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012
3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2012
4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.
5.Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический Словарь. – С. Петербург.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.