Справка№15
об организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО в
1 – 4 классах МБОУ «Топкинская НОШ»
Согласно плана внутришкольного контроля с 11 по 15 декабря 2017 года был организован контроль за организацией внеурочной деятельности в 1 - 4 классах.
Цель контроля:
1. Получение объективной информации о занятости учащихся во внеурочной деятельности.
2. Отслеживание посещаемости , качества проведения занятий .
3. Выполнение режимных моментов, индивидуальный подход.
Объект контроля: деятельность классных руководителей, педагогов дополнительного образования по вовлечению детей в кружки и секции;
Методы контроля: анализ документации: списки детей; карта интересов учащихся, планы ВР классных коллективов, проверка классных журналов (в части занятости детей), проверка журналов по внеурочной деятельности, посещение занятий.
Вопросы, рассматриваемые при контроле: - заполнение в журналах занятости учащихся;
- соответствие записей в журналах с программами кружков и студий;
-определение количества учащихся, посещающих занятия в учреждениях дополнительного образования.
Результат контроля: справка, рекомендации педагогам по ведению журналов. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и позволяет решить ряд важных задач: - обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе; - снижает учебную нагрузку обучающихся; - создает условия для самореализации, самоопределения, развития творческих способностей детей; Принципами реализации программ являются: - Соответствие возрастным особенностям; - Преемственность в технологиях; - Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Всего на учебный год в 1-4 классах отведено 340 часов (по 10 часов в неделю) .
Ориентирами в организации внеурочной деятельности являются:
Запросы родителей;
· Приоритетные направления деятельности школы;
· Интересы и склонности учащихся;
В организации внеурочной деятельности заняты:
Учителя начальных классов;
Педагог дополнительного образования
Работники КДЦ МО СП «Топкинское»
Внеурочная деятельность в школе организуется по следующим направлениям:
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
Направления внеурочной деятельности явились содержательным ориентиром и основанием для построения соответствующей рабочей программы «Активный досуг».
Нормативной основой для написания рабочей программы внеурочной деятельности послужили следующие документы: письмо департамента общего образования Министерства образования и науки· Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» методические рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной· деятельности в рамках реализации ФГОС. Расписание занятий по внеурочной деятельности в 1- 4 классах утверждено заведующим школы. Расписание доведено до сведения каждого родителя, находится на стенде в фойе начальной школы. Длительность занятий внеурочной деятельности 35 - 40 минут. Занятия проводятся в кабинетах школы, на улице, в спортзале КДЦ.
Анализ посещённых занятий позволяет сделать вывод:
1. формы проведения разнообразны: турниры, соревнования, тематические беседы, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, Дни здоровья, Дни ОБЖ, инсценировки, ролевые игры, практические работы, выставки, театральные постановки, викторины, экскурсии, конкурсы.
2. Анализ журналов внеурочной деятельности позволяет сделать вывод о 100% посещаемости занятий.
3. Из бесед с обучающимися видно, что кружки ребятам нравятся. Они с желанием посещают все кружки, им нравится разнообразные мероприятия.
4. Режимные моменты соблюдаются.
5. С детьми ведется индивидуальная работа.
Выводы: 1. Внеурочная деятельность осуществляется во всех классах в течение всего учебного года.
2. Организации внеурочной деятельности предшествовала большая подготовительная работа: разработка планов внеурочной деятельности, составление рабочих программ, выявление запросов участников образовательного процесса.
3. Гигиенические требования: обязательное пребывание на свежем воздухе, активный отдых при смене занятий (динамические паузы, игры) соблюдаются.
Рекомендации: 1. Продолжить работу по всем направлениям.
2. Продолжить работу по вовлечению обучающихся в занятия кружков и секций .
Зав. шк : ___________ Н.Н.Смородникова
Справка
по результатам проверки организации внеурочной деятельности в 1-4 классах
в рамках реализации ФГОС
Цель: проверить организацию внеурочной деятельности 1-4 классов в рамках реализации ФГОС
Сроки проверки: с 01.11.2015 по 21.11. 2015
Проверку осуществляла: Просоленко Л.И., заместитель директора по ВР
Просоленко Л.И. было организовано посещение занятий внеурочной деятельности согласно графику, проверена наполняемость групп, реализующих внеурочную деятельность; проверено качество оформления школьной документации по реализации внеурочной деятельности.
В ходе проверки отмечено, что внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования наряду с урочной деятельностью. Основными задачами внеурочной деятельности школы являются:
· соблюдение федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования;
· создание возможностей для развития способностей каждого ребенка с учетом интересов и психологических особенностей разных категорий обучающихся;
· усиление деятельностного подхода и практической ориентации в образовании.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность осуществляемая в рамках, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
Списочный состав детских объединений внеурочной деятельности определяется согласно программе педагога и желаниям обучающихся.
Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в школе. В соответствии с программой педагоги используют различные формы образовательно-воспитательной деятельности.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.
Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность выбора двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий.
Участие обучающихся во внеурочной деятельности осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. Группы для проведения занятий внеурочной деятельности сформированы в сентябре.
В ходе проверки отмечено, что внеурочная деятельность в МБОУ СОШ №6 пгт Зеленоборский организована на основе плана внеурочной деятельности (Приложение 1). Внеурочная деятельность осуществляется через программы внеурочной деятельности педагогов, классное руководство (планы воспитательной работы), общешкольные программы воспитательной напрпвленности, образовательные программы учреждений дополнительного образования в рамках договора о сотрудничестве.
Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ №6 реализуется во второй половине дня и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное направление, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, художественно-
эстетическое), в том числе через такие формы как, клубы, объединения, кружки, отряды.
В ходе проверки отмечено, что внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня на основе расписания, которое составлено в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Внеурочная деятельность учитывает возрастные особенности обучающихся, обеспечивает баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и организована в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями к общеобразовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
За период проверки посещено 9 мероприятий, организованных для обучающихся 1-4 классов. В ходе посещения занятий отмечено, что для реализации внеурочной деятельности используются эффективные формы организации внеурочной работы:
· Индивидуальная работа – подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти свое место в общем деле.
· Кружковая работа (через систему дополнительного образования) – кружки и секции. В кружках проводятся занятия разного типа: подготовка к соревнованиям, творческим отчетам, концертных номеров, акций, декоративно - прикладного творчества.
· Объединяющие формы работы – детские клубы, отряды. Для этого проводятся встречи с интересными людьми, слеты.
· Массовая работа – конкурсы, олимпиады, соревнования, игры, беседы, праздники, смотры.
В МБОУ СОШ №6 обеспечена кадровая готовность к организации внеурочной деятельности. Все педагоги имеют соответствующее образование и курсы повышения квалификации по теме реализации Федерального образовательного стандарта начального общего образования.
В МБОУ СОШ №6 создана материально-техническая база организации досуга обучающихся:
- актовый зал и кабинеты оснащены звуковой и мультимедийной аппаратурой (каб. №32, 33);
- все кабинеты (1-4 классов) оснащены видеопроекционной аппаратурой;
- спортивный зал оборудован необходимым инвентарем;
- оборудовано рабочее место педагога.
В школе обеспечена информационная поддержка занятости учащихся в свободное оо учебы время:
· Создана система информирования обучающихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях различного уровня (информационный стенд, размещение информации на школьном сайте)
· Организованы экскурсии в учреждения дополнительного образования.
· Оформлено расписание работы кружков, факультативов, спортивных секций.
· Создана система информирования обучающихся и взрослых о достижениях обучающихся (размещение благодарностей и грамот на информационных стендах, в классных кабинетах оформлены стенды «Наши достижения», на сайте школы)
Контроль результативности и эффективности осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Определение эффективности внеурочной деятельности основывалось на следующих критериях:
1. Продуктивность деятельности
2. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
В соответствии с критериями определены показатели и методики для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворения организацией и результатами деятельности.
Выводы:
1. В МБОУ СОШ №6 реализуется базовая модель (модель дополнительного образования) реализации внеурочной деятельности.
2. Внеурочная деятельность реализуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
3. Отмечена эффективность работы педагогов по реализации модели внеурочной деятельности.
Рекомендации:
1. Продолжить работу кружков, объединений, клубов с целью эффективной реализации модели внеурочной деятельности.
2. Руководителям:
2.1 проанализировать и принять к сведению результаты проверки организации внеурочной деятельности;
2.2 продолжить вести учет внеучебных достижений обучающихся;
3. На методическом объединении учителей начальных классов Просоленко Л.И.., заместителю директора по ВР рассмотреть результаты проверки организации внеурочной деятельности.
21.11.2015 г.
Заместитель директора по ВР: Л.И. Просоленко
Справка №15
по результатам проверки внеурочной деятельности в 1- 4 классах
по итогам 2015/2016 учебного года
Цель: Получить объективную информацию о реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Результат контроля: справка.
Методы контроля. Анализ документации: рабочие программы, календарно-тематическое планирование, журнал по внеурочной деятельности (в части занятости детей), анкетирование.
Согласно плану внутришкольного контроля за реализацией ФГОС НОО на 2015/2016 учебный год в период с 01.06.2015г. по 10.06.2016г. был проведен анализ внеурочной деятельности 1-4-х классов.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость контроля организации внеурочной деятельности 1-4-х классов в соответствии с требованиями нового стандарта.
С целью получения объективной информации о занятости учащихся во внеурочное время была проведена проверка по следующим направлениям:
Содержание внеурочной деятельности складывалось из пожеланий родителей и детей (выявление запросов родителей и интересов детей). Для этого были проведены родительские собрания, на котором проведено знакомство с примерным учебным планом начальной школы (в связи с внедрением ФГОС НОО), где включена внеурочная деятельность учащихся.
В школе составлено расписание внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов. Режим проведения внеурочной деятельности: понедельник – пятница с 12-30 по14-30 часов.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, игры, соревнования, конкурсы, проектные и поисковые исследования и т. д.
№ п/п |
Направления |
Название внеурочной деятельности |
Класс |
Количество часов по программе |
Форма организации занятий |
ФИО педагога |
||
Всего за год |
В неделю |
|||||||
1 |
Художественнно-эстетическое |
«Поделкин» |
3 класс |
34 |
1 |
Проекты, беседы, досугово-развлекательная деятельность |
Варыпина А.В. |
|
«Умелые руки»
«Техника эффективного чтения» |
4 класс
5 класс |
34
34 |
1
1 |
Проекты, экскурсии, беседы, игры, викторины.
Беседы, игры, инсценировки, работа в парах, группах. |
Джемилова А.Э.
Буткалюк В.Н. |
|||
2 |
Спортивно-оздоровительное |
«Подвижные игры» |
1 класс |
34 |
1 |
Игры на свежем воздухе, эстафеты, общеразвивающие упражнения |
Лагуткина Л.П. |
|
«Подвижные игры» |
3 класс |
34 |
1 |
Уроки с использованием ИКТ, с просмотром видеофильмов; соревнования, подвижные игры |
Варыпина А.В. |
|||
3 |
Обще интеллектуальное |
«Веселый информатик» |
1 класс |
34 |
1 |
Работа в группах, решение ребусов, кроссвордов, заочные путешествия |
Лагуткина Л.П. |
|
«Веселый информатик» |
2 класс |
34 |
1 |
Индивидуальная, групповая, работа в парах, проекты, соревнования, игры, конкурсы, викторины, выставки |
Кравчук В.А. |
|||
«Веселый информатик» |
3 класс |
34 |
1 |
Работа в тетрадях, проекты, игры, разгадывание ребусов, загадок. |
Варыпина А.В. |
|||
«Веселый информатик» |
4 класс |
34 |
1 |
Практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, сообщения |
Джемилова А.Э. |
|||
«Веселый информатик» |
5 класс |
34 |
1 |
Индивидуальная, групповая работа, в парах, работа над проектом, соревнования, игры, конкурсы, викторины, выставка |
Сулейманова И.Ж. |
|||
4 |
Духовно-нравственное |
Культура добрососедства |
1 класс |
34 |
1 |
Беседа, игра, инсценировка, работа в группах, парах, праздник, турнир |
Лагуткина Л.П. |
|
Культура добрососедства |
3 класс |
34 |
1 |
Конкурсы, экскурсии, проекты, решение ребусов, игры |
Варыпина А.В. |
|||
Уроки нравственности |
4 класс |
34 |
1 |
Индивидуальная работа, работа в парах, групповая, мероприятие-праздник, игровые программы, беседы, заочные путешествия |
Джемилова А.Э. |
|||
5
6 |
Социальное
Интеллектуальное |
«Уроки развития» |
2 класс |
34 |
1 |
Экскурсия, проект, работа в парах, группах, практическое занятие, беседа |
Кравчук В.А. |
|
«Зеленая лаборатория» |
5 класс |
34 |
1 |
Экскурсии, проекты, игры, просмотр видеофильмов |
Приходько М.А. |
Анализ занятости обучающихся внеурочной деятельностью.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100% учащихся 1-4-х классов посещают занятия внеурочной деятельности в количестве:
Класс |
Кол-во часов внеурочной деятельности |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
Расписание занятий составлено в соответствии с рекомендациями, в которых между основными занятиями и занятиями внеурочной деятельности предусмотрен час динамической паузы. Расписание составлено так, чтобы занятия двигательной активности чередовались с занятиями других видов деятельности.
Каждым учителем, ведется журнал внеурочной деятельности по своему направлению, где своевременно записываются все занятия согласно календарно-тематическому планированию, фиксируется учет посещаемости учащихся.
Спортивно-оздоровительное направление в 1 и 3-х классах реализуется в количестве 1 часа, с целью удовлетворения двигательной потребности учащихся младших классов, укрепления здоровья, развития двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей.
Для воспитания в детях любви к родному краю, уважения к старшим, чувства справедливости, добра реализуются программы духовно-нравственного направления. Данное направление имеет большое воспитательное значение, играет большую роль в формировании личностных УУД.
Программы общеинтеллектуального направления необходимы для выявления и развития одаренности детей, развития у детей мыслительных умений и навыков, воображения, творческого мышления, умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Программы «Веселый информатик», развивают мотивацию учащихся к обучению образовательных предметов. С помощью, казалось бы несложных заданий учителя начальных классов работают над формированием умений работать с печатными изданиями, находить в них необходимую информацию, т.е. работать с текстом, работают над развитием логического мышления школьников.
Программы художественно-эстетического направления имеют цель раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Результаты данного направления неоднократно были представлены на всеобщее обозрение родителям и учащимся школы на общешкольных праздниках, и получали положительную оценку и отзывы.
Программы социального направления закладывают основы адаптации в коллективе, стимулирования у ребенка самостоятельности в принятии решений, учиться самовыражаться. Постоянная смена видов деятельности на занятиях внеурочной деятельности не позволяет детям скучать и уставать от однообразных заданий, дети активно, с интересом работают, что способствует сбережению здоровья учащихся. 100% программ внеурочной деятельности реализуется силами учителей школы.
Через реализацию данных программ формируются УУД:
Таким образом,каждый учитель понимает, что:
Выводы:
Рекомендации:
Заместитель директора по ВР Андреева И.А
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.