Справка
по проверке организации воспитательно- образовательного процесса по познавательно-речевому направлению
Цель:
· Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.
· Оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по познавательному развитию детей в ДОУ.
Тип контроля: тематический.
С __ по __ _______ комиссия в составе заместителя заведующего по УВР _______ и старшего воспитателя _______ провела проверку организации воспитательно- образовательного процесса по познавательно-речевому направлению детей детского сада в соответствии с ФОП и ФГОС ДО.
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы с воспитанниками по познавательной деятельности показал, что во всех возрастных группах планируется ОД по познавательному развитию с включением разделов: математическое развитие, природный мир, предметный мир, социальный мир. В режиме дня при планировании совместной деятельности с воспитанниками не все включают в работу опыты и эксперименты. Планируются досуги познавательного характера в соответствие с тематическими неделями.
При изучении условий для познавательного развития детей в детском саду заместителем заведующего по УВР и старшим воспитателем был проведен анализ условий для познавательного развития воспитанников групп № 2,8,10,11,13, в ходе которого было отмечено следующее:
- во всех возрастных группах имеется наглядный демонстрационный материал и раздаточный материал. Воспитателям групп № 2,13 разнообразить его. Дополнить картотеки занимательной математики и окружающего мира. Группа № 8 много наглядного и демонстрационного материала, но мало используют;
- во всех группах достаточное количество литературы по познавательному развитию детей, есть уголки.
На занятиях используются разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, групповые. Педагоги используют в работе с детьми наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки, персонажи из сказок) и раздаточный материал. Применялись разнообразные формы обучения (дидактические игры, игры-драматизации, загадки, упражнения, беседы, рассказывания).
Некоторые педагоги проводят ОД как занятие в школе (гр. № 11 _______).
Не все педагоги учитывали двигательную активность, смену деятельности, проводили физминутки (гр. № 10,13 _______, _______).
Основная ошибка у многих педагогов – говорят больше, чем воспитанники. Не дослушивают ответы детей, спешат ответить за них, не требуют отвечать полными ответами (гр. № 2, 8 _______).
Для создания положительного эмоционального фона и проявления познавательной активности немногими педагогами использовались ИКТ. В конце занятий проводится анализ работы, в некоторых группах формально. Дети подготовительных групп умеют хорошо делать анализ, кратко рассказывать о пройденном на занятии.
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к ОД, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.
Во время организованной образовательной деятельности ведется словарная работа; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; формирование связной речи и рассказывания; воспитание любви и интереса к художественному слову.
В режимных моментах организуется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме; дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; работа в книжных уголках; досуги, развлечения. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.
В группах созданы условия для речевой деятельности детей, вся художественная литература соответствует возрасту, полочки расположены на уровне роста детей, места пользования книгами находятся в хорошо освещенном месте, книги сопровождается яркими иллюстрациями.
Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками. В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развертывания сюжета игр. В группах созданы игровая и театрализованная зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Соблюдены правила техники безопасности. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют.
Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.
Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках, не во всех группах имеются материалы о писателях, поэтах, художниках иллюстраторах.
В рамках оценки профессиональных умений воспитателей была проанализирована образовательная деятельность. В ходе контроля было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. ОД организована в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.
Просмотр ООД осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В старшей группе № 2 занятие проводила _______ Воспитатель с детьми решали задачи обобщения слов мебель и посуда, отличие слов стул и табурет и слов стакан и чашка. В итоге занятия задачи были не решены. Дети давали только односложные ответы.
Дети подготовительной к школе группы №13(_______) составляли рассказы по картинам с разворачивающимся продолжающимся сюжетом. Рассказы были составлены детьми интересно, грамотно. Ни один рассказ не был похож на другой. Занятие прошло в хорошем темпе. Видна работа воспитателей.
По времени ОД выдержаны, в соответствии с возрастом детей, использовались знакомые физкультминутки.
Развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям программы. Время проведения занятий соответствует требованиям СанПиН. Большинство детей отвечают односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями и предложениями. Структура занятий выдержана педагогами не во всех группах. Некоторые педагоги пренебрегают методикой проведения занятий.
Выводы:
Организация и эффективность работы в основном соответствует требованиям реализуемой программы. В старших и подготовительных группах организация работы по реализации образовательных областей «Познание» и «Речевое развитие» соответствует возрастным требованиям. Наблюдается удовлетворительный профессиональный уровень педагогов. Однако некоторым педагогам даны методические рекомендации по разделам реализуемой программы. Рекомендовано периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал. В книжных уголках размещать картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений.
Предложения:
1.Воспитателям всех возрастных групп включать в работу проблемно-поисковые методы, приемы активизации самостоятельного мышления детей;
2.Воспитателям групп активно использовать современные технологии при организации воспитательно-образовательного процесса познавательной направленности;
3.Воспитателям всех возрастных групп продумывать подбор и подготовку демонстрационного и раздаточного материала к занятиям;
4. Воспитателям регулярно проводить (не реже 1-2 раза в месяц) индивидуальные консультации с родителями и обсуждать успехи детей в освоении программы возрастной группы (ФЭМП, окружающий мир);
Результаты проверки обсуждены на совещании при заместителя заведующего по УВР.
Члены комиссии _______
_______
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.