Долгополова Р.Г.
2019г.
Справочник для начальных классов по русскому языку и математике.
Издание подготовлено в полном соответствии с программой для
начальной школы, утвержденной Министерством образования
Российской Федерации.
Справочник по русскому языку и математике содержит краткий курс для начальной школы. В таблицах, памятках и алгоритмах представлены все разделы с 1-го по 4-й класс.
Автор: Долгополова Раиса Григорьевна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Каменск – Уральский городской округ
2019 год
Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки.
ЗВУКИ БУКВЫ
Звуки- используют в Буквы - специальные устной речи, значки для обозначения их произносят и слышат. звуков на письме.
Буквы- используют в письменной речи, их пишут и видят.
Всего 42 звука: Всего 33 буквы:
* гласные- 6 * гласные – 10
[а, о, у, э, ы, и ] а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е
* согласные - 36 * согласные - 21
звонкие-глухие;
твёрдые - мягкие
Буквы Ь, Ъ звука не образуют.
Гласные звуки образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
1
гласные |
|
согласные |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
а |
о |
у |
э |
ы |
н |
м |
л |
р |
й |
б |
в |
г |
д |
ж |
з |
|
|
|
|
ъ |
я |
ё |
ю |
е |
и |
|
|
|
|
|
п |
ф |
к |
т |
ш |
с |
х |
ц |
щ |
ч |
ь |
Гласные буквы второго ряда обозначают мягкость предшествующего согласного:
мяч-[м’ач] сила- [с’ила]
Гласные буквы второго
ряда обозначают два звука, если написаны:
в начале после после слова гласной Ъ, Ь
Я - [йа ] Ё - [ йо] Ю - [йу] Е - [ йэ]
ёлка - [ йолка] поют - [пайут] колья -[кол’йа]
АЛФАВИТ
Аа Бб Вв Гг Дд Ее
Ёё Жж Зз Ии Йй Кк
Лл Мм Нн Оо Пп Рр
Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь
Ээ Юю Яя
2
Порядок разбора.
1. Сколько слогов в слове, назвать их; определить какой слог ударный.
2. Назвать гласные звуки: ударные и безударные, какими буквами обозначены.
3. Согласные звуки: какие они: звонкие - глухие; твёрдые - мягкие, какими буквами обозначены.
4. Количество звуков и букв.
Образцы разбора. Устный разбор:
В слове ёлка два слога: ёл-, ка, ударный слог ёл-
Гласные звуки:[ о] – ударный, [а] -безударный.
Согласные звуки:
[й] –звонкий непарный, мягкий непарный; [л ]– звонкий непарный, твёрдый непарный; [к] – глухой парный, твёрдый парный. В слове ёлка- 4 буквы, 5 звуков.
Письменный разбор:
Ёлка – [йол-ка]- 2 слога, 2 гласн., 3 согл.
ё- [й] –согл., звонк.-, мягк.- -[о] – гласн., ударн. л- [л] – согл., звонк.-, твёрд.+
к –[к]- согл., глух.+, твёрд.+ а- [а] – гласн., безударн.
4б., 5зв.
3
1.Заглавная буква в начале предложения.
Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Звёзды ещё сверкали. Небо на востоке уже светилось.
2. Заглавная буква в имени собственном. Имена собственные – это имена, отчества, фамилии людей; клички животных; названия рек, городов, деревень, морей, океанов, стран.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Река Исеть, город Екатеринбург, кот Рыжик,
Светлана Николаевна Веселова
3.Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в
корне слова ( а, о, и, е, я)
• Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. деревья - дéрево, тяжёлый - тяжесть, молодой- мóлод, молóденький примирять – мúр, примерять – примéрка
• Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.
Календарь, портрет, помидор, сирень
Бб Вв Г Бб 4
4.Сочетания - ОРО-, -ОЛО-, - ЕРЕ- город, ворона, соловей, берег неполногласные сочетания: -РЕ-, -ЛЕ-, -РА-, -ЛА- град, глас, брег, шлем
5. Проверяемая и непроверяемая согласная в корне |
8.Непроизносимая согласная в корне слова. Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых соглас- ных в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, в котором этот согласный произносит- ся отчётливо. |
слова. Поздний – опоздать, устный – уста, звёздный – звезда.
В словах вкусный, опасный, интересный, прекрасный,
• Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, напрасный, ужасный
нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное * перед буквами непроизносимого согласе, ё, ю, я только ного после приставок, которыенет:
слово, в котором после проверяемой согласной находится вкусный – вкусен, опасный – опасен,
гласная. прекрасный – прекрасен, интересный – интересен,
Ножка – ноженька, головка – голова напрасный – напрасен, ужасный – ужасен шарф – шарфик глазки – глаза
• Правописание непроверяемых согласных в корне слова ЗАПОМНИ!
нужно запомнить. В словах лестница, праздник, чувство
Футбол, вокзал, рюкзак, незабудка, общество. непроизносимая согласная не проверяется.
6. БуквыИ, У, А после шипящих. 9.Разделительные Ъ, Ь знаки.
ЖИ – ШИ пишется с буквой И( жилище, мыши ) Разделительный Ъ пишется:
ЧА – ЩА пишется с буквой А (чаща, роща) ЧУ – ЩУ пишется с буквой У( чудо, щука )
7. ЧК- ЧН- НЧ- НЩ- РЩ пишутся без Ь ручной, ночка, барабанщик, птенчик, спорщик
5 |
• перед буквами е, ё, ю, я только после приставок, которые оканчиваются на согласную подЪезд сЪёмка обЪявление • в сложных словах, которые начинаются со слов двух-, трёх-, четырёх- перед буквами е, ё, ю, я ( двухЪярусный ) Разделительный Ь пишется в корне слова перед буквами е, ё, ю, я, и лЬю, воробЬю, семЬя 6 |
10. Ь - обозначающий мягкость согласных - пишется в корне слова между согласными или в конце слова
мебелЬ малЬчик
11. Ь после шипящих:
пишется не пишется
в им. сущ. Ж.Р. тишь, речь, дочь |
в им. сущ. М.Р. грач, хрящ, туш |
в наречиях вскачь |
наречия - исключения: уж, замуж, невтерпёж |
в глаголах 2 лица ед.ч. занимаешься, светишься |
в прилагательных краткой формы ( свеж,горяч ) |
в глаголах неопределённой формы ( беречь, жечь ) |
в им. сущ. МН.Ч. Р.п. ( нет рощ,много дач ) |
12. Правила переноса. При переносе слов:
Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.
правильно неправильно взрыв вз – рыв про – смотр просмо – тр
Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
правильно неправильно ба – бушка баб- ушка
ра–зыс – кать раз – ыс- кать
7
Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной.
правильно неправильно объ- явление об- ъявление
маль- чик мал – ьчик
Нельзя отрывать букву Й от предшествующей гласной.
правильно неправильно вой- на во – йна
Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
правильно неправильно ави-ация а- виация авиа – ция авиаци- я
Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные.
правильно неправильно мас-совый масс-овый жуж – жать жу-жжать
При переносе слов с приставками нельзя разбивать одно- сложную приставку: раз – бить
13. Раздельное написание предлогов.
Предлоги (к, по, в, на, за, под, для, у, о и др.) пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. В лесу было тихо. В осеннем лесу было тихо.
8
14. Двойная согласная.
Написание слов с двойными согласными нужно запомнить!
Аллея кроссворд ссора аппарат кросс суббота аппетит кроссовки телеграмма аттракцион килограмм теннис баллада корреспондент терраса бассейн кристалл территория ванна масса террор ванная (комната) металл террариум весенний миллион тонна грамматика миссия трасса грипп медленно троллейбус группа одиннадцать утренний дискуссия параллель хоккей дрессировщик пассажир шоссе длинный пассивный эффект
иллюзия перрон юннаты иллюстрация программа
искусство прогресс НО иммунитет пропеллер длина интеллигенция профессия искусный
касса процесс класс ранний коллекция расстояние коллектив режиссёр колонна Россия комиссия сумма
9
(СОСТАВ СЛОВА)
Морфемика — это раздел науки о языке, который изучает морфемный строй слова (состав слова) и каждую морфему в отдельности.
слово
Корень- это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Это общая часть однокоренных слов.
Слова, имеющие общий корень и близкие по смыслу,
называются однокоренными или родственными.
Например: лес, лесник, лесочек, подлесок, лесной.
Суффикс- это значимая часть слова, которая
находится после корня и служит для образования новых слов. Например: ключ,
ключик, ключевая.
Приставка-это
значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования
новых слов. Например: прилетел, улетел, вылетел.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Пример: за рекой, у реки , в реке , около
рек 10 Слово называет предметы, признаки, действия
предме- тов. Законченной интонации не имеет.
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
2. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
3. Укажи приставку. Назови ещё слова с такой приставкой. 4. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
Примеры письменного разбора.
1. Правописание безударных гласных.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы беНачало предложения пишется с зударная гласная стала ударной:заглавной буквы.
поласкатьЗвёзды ещё сверкали. - лáска Небо на востоке уже полоскать – пол óщет светилось.
2. Правописание соединительных гласных в сложных это названия рек, городов, деревень,
Имена собственные – словах.
морей, океанов, стран; вертОлёт имена, отчества, фамилииводОпровод Имена собственные пишутся с заглавной буквы.пылЕсос птицЕфабрика
река Исеть, город Екатеринбург, кот Рыжик, Весело-
3. Таблица чередования согласных:ваСветлана Николаевна к//ч пеку – печёшь б//бл рубить – рублю
загородил школа т//ч свет – свеча г//ч стерегу – стеречь д//ж ходить – хожу ц//ч заяц – зайчонок Сложные слова: д//тс приведу – привести
4. В корнях слов после шипящих под ударением пишется буква Ё, если при изменении слова или образовании нового слова в этом корне появляется Е: шёл – шéдший дешёвый – дешéвле в остальных случаях пишется буква О: шорох, крыжовник, 11 жонглёр, лечо, шоколад, Шотландия, шоссе, шофёр |
горогд, в//ж оро бена, вгу – бороежбей, сишь оло вей, м п/оло/пл ко, берег купить – куплю
5. В корнях слов после Ц Звук [ы] обозначается буквой И: Цирк, цифра, циркуль циферблат но ЗАПОМНИ слова-исключения: цыган, цыц, цыплёнок, цыпочки
6. Корни с чередованием О– А
КАС
– КОС в корне пишетсяА, если за корнем ЛАГ
– ЛОЖ следует суффикс -А- касаться прикоснуться излагать изложение
ГАР
– ГОР без ударения пишется – О,
ТВАР – ТВОР под ударением - А КЛАН – КЛОН загáр загорáть творéние
ЗАР
– ЗОР пишется А без
ударения
РАВН - РОВН
зарнúца зóрька равнúна рóвный
РАСТ–РОС возраст вырос
СКАК – СКОЧ скакун выскочил
исключение: скачок, скачу, скок - поскок
7. Корни с чередованием Е - И
БИР
– БЕР
ЧИТ – ЧЕС пишется И, если после корня
МИР – МЕР есть суффикс –А-
СТИР - СТЕР
БЛИСТ – БЛЕСТ
Собираю - соберу, умирает - умереть.
в- во- взо- до- за- на- над- о- об- от- ото- пере- по- под- пред- с- со-
Приставки 1 группы всегда пишутся одинаково независи- мо от того как они произносятся.
НО ! прабабушка,
прадедушка, правнучка, правнук, паводок
раз- роз- чрез- через- рас- рос- чрес- черес
вз- из- низ- воз- без- вс- бес- ис-
буква З пишется перед буква С пишется перед звонкой согласной или глухой согласной
перед гласной
разукрасил, избрать, распилить, исправить,
безбородый, разбить бесплатный, чересчур
* * *
раз- рас- А пишется без ударения (развалúть, расписáть)
роз- рос- О пишется под ударением (рóзвальни, рóспись)
Если слово без приставки начинается со звука [и], то в однокоренных словах после приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и произносится и пишется ы.
Исключение составляют приставки: меж- сверх-. интересный – безынтересный, играть – сыграть
НО сверхинтересный
3 группа: при- пре- пре- * близкое к слову очень (предобрый – очень добрый) * близкое к приставке пере-(прекратил – перестал) при- *указывает на присоединение, приближение, неполное
действие, близость (присесть, пригород, прибежать,
пришить, приоткрыть) 14
Правописание суффиксов.
-оват- -онок- -онк- пишутся после твёрдых согласных и Ч: медвежонок, грачонок |
-еват- -ёнок- -енк- пишутся после мягких согласных кроме Ч тигрёнок, синеватый |
- чик- пишется после согласных д-т, з-с, ж переводчик, рассказчик |
-щик- в остальных случаях каменщик, вязальщик |
-ок- пишется под ударением снежóк, гребешóк |
-ек- пишется без ударения горóшек, мешóчек |
-ек- если при изменении слова гласный звук выпадает замочек - замочка |
-ик- если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает ключик – ключика |
-ечк- -еньк- после мягких согласных и после шипящих ж, ш, ч сладенький, рученька, шишечка
|
-очк- -оньк- после твёрдых согласных кроме ж, ш звёздочка, глазоньки |
-енк- пишется у существительных, образованных от слов на – ня, -на вишня – вишенка, сосна – сосенка
|
-инк- пишется у существительных, образованных от слов на – ин горошина – горошинка |
существительных прилагательных глагольные
-к- ночка -ск- сельский -ева- кольцевать
-ик- нолик -н- больной -ова- зимовать
-инк- пушинка -ов- мостовая -ива- укачивать
-ник- чайник -оват-красноватый -ть- читать
-щик- каменщик -еват- синеватый -ти- нести -чик- переводчик -еньк- рыженький -л- читал
-ышк-
пёрышки -онн-станционный
-ся- учился -ишк- мальчишка -енн- соломенный безветренный
-ушк- соловушка -ин- гусиный
-ость- молодость -ан- кожаный
-ищ- домище -ян- серебряный
-ичк- сестричка
-ечк- дочечка
-ок- подарок
-очк- лопаточка
-ек- денёк
-ист- машинист
-тель- учитель
-ец- молодец
-иц- девица
-б- дружба
15 16
-ен- пишется у существительных, образованных от слов на –мя время – времена, имя – имена |
|
-ичк- пишется у существительных, образованных от слов на –ица сестрица - сестричка |
|
-ец- пишется у существительных М.Р. молодец пишется у существительных СР.Р. с ударением на окончание письмецó |
-иц- пишется у существительных Ж.Р. девица пишется у существительных СР.Р. с ударением на основу плáтьице |
-ив- пишется под ударением красúвый |
-ев- пишется в безударном положении волевáя |
-лив- всегда пишется буква И пугливый |
-чив- всегда пишется буква И доверчивый |
Запомни! Суффиксы имён прилагательных: -онн-, -енн- безветренный, но ! ветреный (день) -ин-, -ан-, -ян- гусиный, кожаный, серебряный, но !оловянный, деревянный, стеклянный |
|
Буквы О и Е после шипящих и Ц. После шипящих и Ц пишется: О - под ударением Е - без ударения пастушóк, галчóнок, ежóвый; оврáжек, грýшевый |
Слово называет предметы, признаки, действия
предметов. Законченной интонации не имеет.
Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются СИНОНИМАМИ. дети – ребята – детвора – малыши ; погасить – потушить – выключить – задуть резкий ветер – порывистый ветер
резкий поворот – крутой поворот
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противопо- ложные по своему значению, называются АНТОНИМАМИ.
молодой – старый, мороз – жара ;
думай медленно – работай быстро
ОМОНИМЫ–это слова:
- одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению девичья коса – острая коса
Уж наступал вечер. Уж питается лягушками. - одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению
Сложный код. Пушистый кот.
- одинаковые по написанию, но разные по звучанию и значению
Зацвели душистые гвоздúки.
Мальчик рассыпал маленькие гвóздики.
17 18
Норка– дом для животных; - зверёк ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – это устойчивые сочетания слов.
Ласка- небольшое животное; - проявление любви
Гладь – ровная поверхность; - вид вышивки - в рот воды набрал (будто онемел, лишился дара речи)
Почитать– уважать кого – либо; - занятие чтением -хлопот полон рот (очень много дел )
Бор – лес; - химический элемент; - сверло - зарубить на носу, - задирать нос
Кол – палка; - самая низкая оценка в школе - как снег на голову - как с Луны свалился
Лавка – скамейка на улице; - в магазине - как две капли воды - не путайся под ногами
Наряд – одежда; - у солдат дежурство - с первого взгляда - с минуты на минуту
Среда – день недели; - место обитания - знает кошка, чьё мясо съела; - медвежья услуга
Заставлять – принуждать; - загораживать… - работать как лошадь - ворон считать
– вертеться как белка в колесе;
МЕТАФОРА – это перенос названия с одного предмета на – яблоку некуда упасть; -волчий аппетит другой на основании их сходства. - не ударить в грязь лицом - замер как столб
- днём с огнём не сыскать - дел по горло
озеро как зеркало — зеркало озера; – покажут, где раки зимуют; - пальчики оближешь
руки как золото — золотые руки; - бить баклуши - за тридевять земель
- семь пядей во лбу - точить лясы волосы как серебро — серебряные волосы. - с гулькин нос - сложа руки безмолвная женщина — безмолвная улица; - воробью по колено - что есть духу деликатный человек — деликатный вопрос; - во всю прыть - лодыря гонять
– только пятки засверкали; - засучив рукава
бойкий мальчик — бойкий спор;
- спустя рукава- ловить мух мудрый старик — мудрое решение; - без лишних слов - без сучка, без задоринки любопытная соседка — любопытный вопрос. - бок о бок - болеть душой
- в центре внимания - в час по чайной ложке
- витать в облаках - вкладывать душу…
- только пятки засверкали
19 20
алфавúт пéтля Мн.ч. арéст процéнт директорá баловáть принỳдить докторá балỳется ремéнь мастерá бáнты не балýйся поварá ворóта включúм адресá включúт ржáветь вечерá диалóг свёкла голосá договóр слéсари цветá дозвонúться слесаряʹ холодá докумéнт слỳчай дремóта срéдства гербӹ стáтуя шофёры жалюзú столя′р инженéры завúдно творóг пóрты звонúт чéрпать тóрты úскра шáрфы крéмы
каталóг щавéль киломéтр партéр
красúвее хвóя
крáны квартáл Р.п. мн.ч. кýхонный (нож) помидоров кремéнь бананов намéрение мандаринов начáть килограммов нáчал носков началá НО яблок чулок нóжницами мест сапог мусоропровóд стёкол 21
Синтаксис - это раздел науки о языке, который Изучает словосочетание и предложение.
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
какой? х
Высокий мост
! Подлежащее и сказуемое словосочетания НЕ образуют.
Связь слов в словосочетании:
согласование: это такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде, падеже или лице, что и главное слово вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
какое? х
какая? х
управление: это связь, при которой зависимое слово ставится в том же падеже, какого требует главное слово вопросы: кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?
х на что?
(например: смотрит на землю - главное слово смотрит требует, чтобы зависимое слово земля стояло в винительном падеже с предлогом на:
х
кого? х чего?
примыкание: это такая связь, при которой зависимое слово связывается с главным только по смыслу; зависимое слово чаще всего выражено наречием или глаголом в неопределённой форме вопросы: что делать? как? куда? когда?
х что делать? х как?
Предложение состоит из одного или нескольких слов.
Все слова в предложении связаны грамматически.
Предложение выражает законченную мысль.
Для предложения характерна интонация конца предложения.
Простые и сложные предложения.
Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна основа.
Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.
Простые предложения могут быть:
нераспространёнными распространёнными
Схема характеристики простого предложения.
1. Вид предложения по цели высказывания:
повествовательное побудительное вопросительное
2. Вид предложения по интонации:
восклицательное невосклицательное
3. Грамматическая основа предложения.( главные члены:
подлежащее + сказуемое )
4. Вид по составу
грамматической основы: полное (двусоставное) неполное
(односоставное) ( подлежащее и сказуемое ) ( подлежащее или сказуемое )
5. Вид предложения по наличию второстепенных членов:
а) распространённое или нераспространённое;
б) второстепенные члены ( если есть);
в) однородные члены ( если есть);
г) обращения ( если есть ).
Образец разбора.
х где? какой? х
Поредел над
сопками утренний туман.
( Предложение повествовательное, невосклицательное, полное, распространённое.)
24
Схема характеристики сложного предложения. Показать связь слов в предложении.
1. Вид предложения по цели высказывания: К вечеру сердитый мороз крепко натянул вожжи.
натянул ( когда? ) к вечеру 2.
натянул (как?) крепко. восклицательное невосклицательное
3. Грамматическая основа главные второстепенные 4. Разобрать каждую часть сложного предложения (вид предложения по наличию второстепенных членов предложения). Главные члены предложения |
5. С помощью союзов или без союзов соединены части сложного предложения.
Образец разбора.
Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
( Повествовательное, невосклицательное, состоит из двух простых распространённых предложений, которые соединены союзом И. )
- = , и - =
Грамматическую основу предложения составляют его главные члены: подлежащее и сказуемое.
25
подлежащее сказуемое
Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Подлежащее может быть выражено:
• именем существительным в И.п. ( Пришла весна.)
• местоимением в И.п. ( Я отправился в поход.) словосочетанием (Мы с братом смотрели фильм.)
Сказуемое – это главный член предложения, который связан
с подлежащим, показывает, что о нём говорится, отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО
ПРОИСХОДИТ С ПРЕДМЕТОМ? КАКОВ ПРЕДМЕТ?
26
Сказуемое может быть выражено:
• глаголом (Пришла весна.) именем существительным (Наша бабушка – рукодельница.)
• именем прилагательным (Ночь звёздная.) краткой формой имени прилагательного (Воздух прохладен.)
Дополнение определение обстоятельство второстепенные члены предложения.
Обстоятельство может быть выражено существительным, словосочетанием, различными частями речи. Обстоятельство обозначает:
• цель действия (как? каким образом? ) (Я мчался со всех ног.) место действия ( где? куда? откуда? ) ( Тропинка вела в лес.)
• время действия (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?) ( Дождь лил весь день.)
Дополнение – это второстепенный член предложения, кото- рый отвечает на вопросы косвенных падежей ( кого? чего? Лопнулих первыекакие? почких где? на сирени . кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? ) и где? х какие? для чего? х обозначает предмет. Кругом лежали удобные для сидения камни. Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. ( Старик ловил неводом рыбу.Я помню о нём.) Однородные члены предложения. Обычно в предложении дополнение связано со сказуемым. Однородными называются такие члены предложения, кото- рые являются одним и тем же членом предложения, относят- Определение– это второстепенный член предложения, кото- ся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один рый отвечает на вопросы ЧЕЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и тот же вопрос. КАКОЙ? и обозначает признак предмета. Поясняет ( В тайге водятся медведи, волки, рыси. подлежащее или другие второстепенные члены предложения. (однородные подлежащие ) |
Разбор по членам предложения.
Определение может быть выражено именем прилагательным.
Обстоятельство- это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака, отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА?
ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? Поясняет сказуемое или другие
27
Мы наловили окуней, ершей и щук.
( однородные дополнения )
Однородные члены предложения связываются с помощью союзов и перечислительной интонации или только при по- мощи интонации.
28
Пунктуация– это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
1. Запятая НЕ ставится, если однородные члены предложения соединены одиночными союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И ):
Каштанкою овладело отчаяние и ужас. И
Шутки
да смех слышались повсюду. ДА
2.Запятая ставится:
• если однородные члены предложения соединены при помощи интонации:
В вазе лежали яблоки,
груши, сливы. , ,
• если однородные члены соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ, ДА ( в значении И): Весёлые голоса, шутки и смех разносились по долине.
Мишка любил и апельсины, и мандарины, и яблоки.
И , И , И
Мама купила яблоки,
и груши, и апельсины, и
бананы.
, И ,И , И
Алёнка собирала в букет ромашки и колокольчики, васильки и незабудки.
И , И
если
однородные члены предложения соединены союзами А, НО, ДА ( в значении НО): Не
работа сушит, а забота. ,А
Месяц светит, но не греет. , НО
Гусь заговорил о чём-то быстро, горячо, но непонятно.
, , НО
3.При однородных членах предложения бывают обобщающие слова, которые могут стоять впереди или позади однородных членов.
Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены.
Особенно часто обобщающими словами бывают такие: все, всё, это, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде, всегда, никогда и другие.
Когда обобщающее слово стоит впереди однородных членов предложения, то после него ставится двоеточие. Вдруг всё ожило :и леса, и пруды, и степи.
Когда обобщающее слово стоит позади однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
В лесах, на горах, у морей и у рек – повсюду друзей мы найдём.
30
Обращение- это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью. Обращение всегда стоит в И.п., членом предложения НЕ является, может быть нераспространённым ( Здравствуйте,
друзья!) или распространённым ( Здравствуйте, дорогие
друзья!)
Обращение выделяется запятыми. В начале предложе- ния может выделяться восклицательным знаком.
Бабушка, расскажи сказку.
Ребята! Послушайте меня внимательно.
Расскажи, бабушка, сказку.
Расскажи сказку, бабушка.
Схемы предложений с прямой речью:
1) А: «П». А: «П!» А: «П?»
2) «П», -а. «П?» - а. «П!» - а.
3) А: «П»,-а. А: «П!?» -а.
4) «П, -а,- п». «П? –а,- П». «П, -а, -п?»
Лев Толстой писал : "Все мы на свете друг другу нужны".
“Я не сержусь, - тихо молвила она.
«Почему здесь никого нет, - удивилась Алёнка, - я пришла раньше или опоздала?»
31
Текст.
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Характеризуется определённым порядком предложений, в каждом из которых говорится об одном и том же предмете речи. Текст можно озаглавить.
Типы текстов:
• описание ( описывает предмет или явление ) повествование ( рассказывает о последовательности событий )
• рассуждение ( говорится почему происходят те или иные события, явления; присутствуют такие слова: так как, поэтому, потому что )
32
Морфология– это раздел науки о языке, который
изучает слово как часть речи.
Междометие не относится ни к самостоятельным ни к служебным частям речи. Это слова, которые обозначают наши чувства, побуждения, но конкретно не называют их при этом. В роли междометий может выступать любая часть речи и целое словосочетание, если они теряют способность обозначать предмет, признак предмета, действие и служат для выражения тех или иных чувств.
Ах, эх, ух, ой, эй,… Батюшки! Боже упаси! Вот те раз!
Честное слово!
( Чу! Ночная птица кричит. Ой, я забыл тебя предупредить.) 33
гл. прил. сущ. п. сущ.
Лопнули первые почки на сирени.
п. сущ. сущ. нареч. гл. сущ. К вечеру мороз крепко натянул вожжи.
34
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
одушевлённое (кто?)
неодушевлённое (что?) ( кузнечик, олень, дядя…) ( вода, цветок, ветер…)
собственное нарицательное
Снежок конь
Васька кот
Пушок воробей
Москва город
Исеть река
ед.ч.
мн.ч.
книга, школа, доктор, … книги, школы, доктора,…
Существительные, которые употребляются только в форме ЕД.Ч.: храбрость, творог, мёд, совесть, солома, трусость, рожь, лук, кино, одежда, посуда, молоко, шоссе, метро, соль, пальто, радио, виноград, крыжовник, ловкость, брусника, капуста, земляника, пшеница.
Существительные, которые употребляются только в форме МН.Ч.: часы, грабли, весы, ножницы, сливки, каникулы, брюки, духи, сутки, очки, ворота, именины, пряники.
Ж.Р. (она) |
М.Р. (он) |
СР.Р. (оно) |
-а, -я
книга, песня |
пенал, дядя, папа |
-о, -е
окно, озеро, поле |
Запомни!
ж.р. |
м.р. |
ср.р. |
фамилия мышь мозоль прорубь вермишель
|
пони какаду шимпанзе фламинго кофе кенгуру картофель тюль рояль шампунь |
пальто радио шоссе кино пианино метро какао эскимо желе меню полотенце |
Имена существительные общего рода.
м.р. м.р. ж.р. ж.р.
такой задира Андрюша; такая задира Таня
Имена существительные м.р., называющие лиц по профессии, обозначают как лиц М.Р., так и лиц Ж.Р.:
м.р. м.р. ж.р. ж.р.
врач Иванов; врач Иванова
Имя прилагательное с таким существительным употребляется в М.Р.: м.р. м.р
Склонение имён существительных Морфологический разбор им. существительного
II Морфологические признаки: 1. Начальная форма (И.п., ед,ч.) 2. Постоянные признаки: - одушевлённое или неодушевлённое; - собственное или нарицательное; - род; Несклоняемые имена существительные: - склонение. пальто, пианино, такси, какао, кофе, пони, кенгуру, желе, 3. Непостоянные признаки : |
дежурный врач Иванов; дежурный врач Иванова кафе, кино, метро, эскимо, шоссе, меню, какаду, радио
(Катя пришла в школу в красивом пальто.)
Несклоняемые имена существительные
не имеют окончания!
• В окончаниях после Ц пишется -Ы
( огурцы, ножницы, рукавицы)
• В словах на –ция в окончаниях пишется -И
( станция, акация, милиция ) В окончаниях после Ц и после шипящих пишется ПОД УДАРЕНИЕМ -О БЕЗ УДАРЕНИЯ -Е
борцóм товáрищем
37
- падеж;
- число.
III Синтаксическая роль. Член предложения.
Образец разбора:
На столе лежала забытая книга.
I. На столе – имя сущ. ( на чём?), обозначает предмет; II. Н.ф. –стол; неодуш., нарицат., м.р., 2скл.; в ед.ч.; П.п. III. Лежит (где?) на столе.
I. между стволами – (между чем?) – имя сущ.
II. н.ф. – ствол; неодуш., нариц., м.р., 2 скл.; во мн.ч., Т.п.
III. лежит (где?) между стволами
38
40
Имя прилагательное– это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая?
какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
( здоровый, голубое, лисья )
• Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
• Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым они связаны.
• Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.
• В предложении прилагательное чаще всего бывает определением.
Имена прилагательные по значению делятся на:
(трудный- ( деревянный, ( мамин, птичьи, труднее- летние ) сестрицын)
труднейший)
41
Качественные прилагательные называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени; указывают на качество: цвет, размер, свойство.
• К качественным прилагательным можно подобрать анто- нимы:широкий – узкий, чёрный – белый.
• Качественные имена прилагательные могут иметь степень сравнения: широкий – шире – самый широкий – более широкий.
Степень сравнения качественных прилагательных
сравнительная превосходная
• -е, -ее, -ей, -ше -ейш, -айш
(трудный – труднее – более труд- ( трудный – труднейший – са-
ный) мый трудный)
• можно подставить слово чем нельзя подставить слово чем
( Чёрная смородина более сладкая, (Вишнёвое варенье самое вкусное.
чем красная.)
• Качественные прилагательные могут иметь краткую форму.
Краткие формы качественных прилагательных изменяются по родам и числам, но НЕ изменяются по падежам.
( хороший – хорош –м.р., ед.ч.; хороша – ж.р., ед.ч.; хорошо – ср.р., ед.ч.; хороши – мн.ч. )
• В предложении прилагательные в краткой форме всегда являются сказуемыми. ( Цветущие вишни очень красивы.)
42
Относительные прилагательные указывают на материал, время, место нахождения, вес, длину, назначение предмета.
деревянный стол (материал) – стол из дерева; летние каникулы (время) – каникулы летом; подземная дорога (место) – дорога под землёй
• Относительные прилагательные образуются от имён существительных:
ü суффиксальным способом; при помощи суффиксов:
-н, -ан, -ян, -ск, -ин, -ов, -онн, -енн
( хрустальный, июньский, ореховый)
Запомни: январь - январский
ü приставочно – суффиксальным способом:
( при + вокзал +н = привокзальный)
• Относительные прилагательные изменяются по падежам, числам, а в ед.ч. по родам:
деревянный стол – ед.ч., м.р., И.п. деревянным столом – ед.ч., м.р., Т.п. деревянной рамой – ед.ч., ж.р., Т.п. деревянному окну – ед.ч., ср.р., Д.п.
• Во мн.ч. относительные прилагательные изменяются толь- ко по падежам:
деревянные столы – мн.ч., И.п. деревянными столами – мн.ч., Т.п. деревянных столов – мн.ч., Р.п.
43
Притяжательные прилагательные указывают на принад- лежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?
х
мамин (чей?) платок;
х
птичьи (чьи?) гнёзда
• Притяжательные прилагательные образуются с помощью суффиксов: -ин, -ын, -ий, -ов, -ев
( нянины сказки, сестрицын платок, Андреева дочка, дедов костюм, бараний рог )
• Притяжательные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам:
мамин платок – ед.ч., м.р. мамина шляпа – ед.ч., ж.р. мамино платье – ед.ч., ср.р. мамины журналы – мн.ч.
волчий хвост – ед.ч., м.р., И.п. волчьего хвоста – ед.ч., м.р., Р.п. волчьим хвостам – мн.ч., Д.п.
Не путай!
притяжательные прил. относительные прил.
лисья нора – нора принад- лисья шуба – шуба из лежит лисе меха лисы
44
45
Паде жи |
Вопросы, окончания |
|
||
Ед.ч. |
Мн.ч. |
|||
м.р. |
ср.р. |
ж.р. |
|
|
И.п. |
какой? -ой, -ый, -ий |
какое? -ое, -ее |
какая? -ая, -яя |
какие? -ые, -ие |
Р.п. |
какого? -ого, -его |
какого? -ого, -его |
какой? -ой, -ей |
каких? -ых, -их |
Д.п. |
какому? -ому, -ему |
какому? -ому, -ему |
какой? -ой, -ей |
каким? -ым, -им |
В.п. |
какой? -ой, -ый, -ий какого? -ого, -его |
какое? -ое, -ее |
какую? -ую, -юю |
какие? -ые, -ие
каких? -ых, -их |
Т.п. |
каким? -ым, -им |
каким? -ым, -им |
какой? -ой, -ей |
какими? -ыми, -ими |
П.п. |
о каком? -ом, -ем |
о каком? -ом, -ем |
о какой? -ой, -ей |
о каких? -ых, их |
I. Части речи.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р., какой?)
2. Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное.
3. Непостоянные признаки:
- род;
- число;
- падеж.
III. Синтаксическая роль. Член предложения.
Образец разбора:
Беленький ландыш цвёл на опушке леса.
I. Беленький– прилагат.(какой?)
В окончаниях прилагательных после шипящих и Ц пишется
II. Н.ф. – беленький ; качествен., в ед.ч., м.р., И.п.
под ударением О, без ударения Е III. Ландыш (какой?) беленький. чужóй о неуклюжем
46
Местоимение – это часть речи, которая указывает на пред- мет, количество, признак, но не называет его.
местоимения – существи- местоимения–прилагатель- тельные (кто? что?) ные (какой? какая? какое?
какие? чей? чья? чьё? чьи?)
Местоимения – существительные:
• Личные:
|
1лицо |
2 лицо |
3 лицо |
ед.ч. |
я |
ты |
м.р. ж.р. ср.р. он, она, оно |
мн.ч. |
мы |
вы |
они |
• Возвратное: себя
• Вопросительные: кто, что
• Отрицательные: никто, ничто, никого, ничего, ни у кого
• Неопределённые: некто, нечто, кто-нибудь, что-нибудь, кто-то, кое-кто, кое-что, кое у кого, какой-либо…
Местоимения – прилагательные ведут себя так же, как и имена прилагательные: отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и являются Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый
• Отрицательные: никакой, ничей Неопределённые: некоторый, некий Притяжательные:
|
1лицо |
2 лицо |
3 лицо |
ед.ч. |
мой |
твой |
его(м.р., ср.р.); её(ж.р.) |
мн.ч. |
наш |
ваш |
их |
Запомни!
• Местоимения с предлогами пишутся раздельно:
за нас, от него, для тебя, к тебе, от тебя… У местоимений нет приставок.
• После предлогов у местоимений 3 лица пишется буква Н от него, за ней, перед ним, от них…
Паде- жи |
Вопросы |
3 лицо ед.ч. |
мн.ч. |
|
м.р., ср.р. |
ж.р. |
|||
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
кто? у кого? к кому? на кого? с кем? о ком? |
он, оно у него к нему на него с ним о нём |
она у неё к ней на неё с ней о ней |
они у них к ним на них с ними о них |
Правописание местоимений с предлогами
определением. Местоимение ставится в тех же формах, что и существительное.
• Указательные: этот, тот, такой, таков
• Вопросительные:какой, который, чей, сколько
47 48
Склонение местоимений – существительных Морфологический разбор местоимения
па- де- жи |
вопро- сы |
|
ед.ч. |
|
мн.ч. |
|
|
1лицо |
2 лицо |
3 лицо |
1 лицо |
2 лицо |
3 лицо |
||
И.п
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п |
кто?
кого?
кому?
кого?
кем?
о ком? |
я
меня
мне
меня
мной
обо мне |
ты
тебя
тебе
тебя
тобой
о тебе |
он, она, оно его, её
ему, ей
его, её
им, ей (ею) о нём, о ней |
мы
нас
нам
нас
нами о нас |
вы
вас
вам
вас
вами
о вас |
они
их
им
их
ими
о них |
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма ( И.п., ед.ч.)
2. Постоянные признаки:
- разряд, - лицо ( у личных местоимений). 3. Непостоянные признаки:
- падеж,
- число (если есть)
- род (если есть)
III. Синтаксическая роль
Склонение местоимений – прилагательных
Образец разбора:
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п. |
этот
этого
зтому
этот
этим
об этом |
наш
нашего
нашему
наш
нашим
о нашем |
самый (рассказ)
самого (рассказа)
самому (рассказу)
самый ( рассказ)
самым (рассказом)
о самом ( о рассказе) |
Тебя просят к телефону.
I. Тебя – местоим.-существит.
II. Н.ф. – ты; личное, 2 лица; в В.п., ед.ч. III. Просят (кого?) тебя.
Саша потерял твою ручку.
I. Твою–местоим.-прилагат.
II. Н.ф.- твой; притяжат., 2 лица; в В.п., ед.ч., ж.р. III. Ручку (чью?) твою.
49 50
Имя числительное – это часть речи, которая включает слова, обозначающие количество ( один, четыре) или порядковый номер предмета ( первый, пятый); отвечает на вопросы сколько? какой? который?
• количественные (сколько?) простые
(четыре;
полтора, полтораста) (три,
девятнадцать
сорок, двадцать )
• порядковые (который?,какой?) сложные
(второй, восьмой) (шестьдесят, пятьсот)
• дробные составные
3,4 –три целых четыре десятых; ( тридцать четыре,
1/5-одна пятая) двести сорок шесть)
Запомни!
• Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять;
• одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать; пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать.
• Пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот.
• Триста, четыреста
Р.п.
девяносто девяноста Д.п. И.п.
сорок
сорока Т.п.
сто ста П.п.
51
Количественные числительные изменяются по падежам так же, как существительные.
Они отличаются от имён существительных и прилагательных тем, что:
1). Не имеют рода и не изменяются по родам (кроме числительных: один, два, оба, полтора).
2). Не имеют формы числа (кроме числительного один).
В предложении количественные числительные могут быть:
-подлежащим (Одиннадцать не делится на два без остатка.)
-дополнением ( Умножьте трина пять.) -сказуемым ( Пятью пять – двадцать пять.)
паде- жи |
11-19 |
50 -80 |
500 - 800 |
200, 300, 400 |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п П.п..
|
пятнадцать пятнадцати пятнадцати пятнадцать пятнадцатью о пятнадцати |
пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью о пятидесяти |
пятьсот пятисот пятистам пятьсот пятьюстами о пятистах |
четыреста четырёхсот четырёмстам четыреста четырьмястами о четырёхстах
|
У составного количественного числительного склоняются все слова, из которых оно состоит:
765 рублей- И.п. – семьсот шестьдесят пять рублей
Т.п. – семьюстами шестьюдесятью пятью рублями
П.п. – о семистах шестидесяти пяти рублях
Количественное числительное полтора обозначает количество, равное единице и половине единицы (1,5).
полтора метра, полторы тонны И.п. полтораста (150) страниц
полутора Р.п.
полутораста
Д.п
Т.п.
П.п.
52
Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам, согласуются с существительными.
Мы подошли к третьему вагону.
к вагону (какому?) третьему – Д.п., ед.ч., м.р.
В предложении порядковые числительные могут быть:
-определением ( Мы подошли к третьему вагону.)
- сказуемым ( Наш вагон пятый.)
Порядковые числительные могут приобретать качественное значение: первый ученик – лучший, первый сорт – лучший
третий сорт - худший
Порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные:
Р.п. – синего, третьего
Д.п. - синему, третьему
Т.п. – синим, третьим
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Окончания порядковых числительных определяются так же, как и окончания прилагательных.
1905 год – Т.п. – тысяча девятьсот пятым годом
П.п. – в тысяча девятьсот пятом году Запомни!
• 8 Марта, 9 Мая или Восьмое марта, Девятое мая
• при указании
даты к первому сентября, перед первым октября
• в названиях событий Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта.
Дробные числительные представляют собой:
количественное
числительное 3
порядковое числительное 5
При склонении дробных числительных изменяются обе части:
первая часть склоняется как числительное, вторая часть – как прилагательное во мн.ч.
И.п. – три пятых
3 5 |
Р.п.- от трёх пятых
Т.п. – с тремя пятыми
Четверо мальчиков (сущ. м.р.), пятеро медвежат ( название детёнышей)
двое саней, трое ножниц (им. сущ. только мн.ч.)…
Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во мн.ч.
Р.п. – около четверых медвежат двоих троих
Д.п. – четверым медвежатам двоим троим
Т.п. – четверыми медвежатами двоими троими
Собирательные числительные
оба обе
( м.р., ср.р. ) ( ж.р. )
( оба друга, с обоими мальчиками, ( обе подруги, с обеими девоч-
около обоих окон ) ками )
Р.п. обоих обеих
Д.п. обоим обеим
Т.п. обоими обеими
П.п. об обоих об обеих
I Часть речи. Общее значение.
II Морфологические признаки: 1). Начальная форма ( И.п.) 2). Постоянные признаки:
- простое или составное; - количественное или порядковое.
3). Непостоянные признаки: - падеж; - число ( если есть); - род (если есть).
III Синтаксическая роль.
( Имена числительные могут быть разными членами предложения:
Два мальчика подошли к школе.
Занятия начинаются в девять часов.
Мы живём на втором этаже.
Образец разбора:
Петя выучил пятнадцать английских слов.
1. Пятнадцать – (сколько?) числит.
2. Н.ф.- пятнадцать; прост., колич., целое; в В.п. 3. Выучил (сколько?) пятнадцать (слов).
55
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие пред- мета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что сделает? что делал?
что сделал?…
что делать? что сделать?
несовершенный вид совершенный вид
( писать, решать) (написать, решить)
Имеет прош. вр., наст. вр., буд. вр Имеет прош. вр. и буд. вр
Глаголы, у которых есть суффикс –ся (-сь), называются возвратными.
Суффикс –ся (-сь) – совсем особенный. Он может стоять
после окончания. (
улыбается, смеюсь )
что делать? что сделать?
(читать, бежать, летать) (прочитать, добежать)
Суффиксы –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ в
основу слова не включаются, потому что они образуют
не новое слово, а начальную форму. за
плести обедать
В начальной форме глагол не имеет окончания, даже нулевого.
Глагол
ед.ч. мн.ч.
(рисую, прыгаю) (рисуем, прыгаем)
56
по лицам и числам по числам, 1 лицо-я, мы -пишу, пишем а в ед.ч. – по родам
2 лицо-ты,
вы -пишешь, пишете м.р. – (он) блестел
3 лицо-он, она, - пишет, пишут ж.р. – (она) блестела оно, они ср.р. – (оно) блестело
прош.вр. наст.вр. буд.вр.
* момент
речи
прошедшее вре- мя показывает, что действие происхо- дило до момента речи ( что делал? что сделал? что делали?) говорил, веселились, нарисовал,… лёг нёс пёк…
|
настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи ( что делает? что делают?)
говорит, веселятся, рисует… |
будущее время показывает, что действие будет происходить после момента речи (что сделают? что будет делать? что сделает?) скажет, будет говорить, повеселится, будет веселиться нарисует… |
Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Спряжение глагола определяется по:
неопределённой форме форме 3 лица мн.ч.
глагола
При изменении глагола не должен изменяться его вид: несов.в. несов.в. сов.в. сов.в.
рисовал - рисовать нарисовал - нарисовать
Iспр. |
IIспр. |
В неопределённой форме оканчивается на –еть, -оть, -ать, -уть + исключения: брить, стелить
|
В неопределённой форме оканчивается на –ить+ исключения: гнать, держать, смотреть, и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. |
|
|
ед.ч. мн.ч. 1л.-у (ю) -ем 2л. –ешь -ете 3л. – ет -ут (-ют) |
ед.ч. мн.ч. 1л. –у(ю) -им 2л. –ишь -ите 3л. –ит -ат(ят) |
Разноспрягаемые глаголы: Хотеть, бежать, есть, дать
Я хочу, ты хочешь, он хочет – Iспр.
Мы хотим, вы хотите, они хотят – IIспр. 58
• Суффиксы глаголов неопределённой формы:
-и-, -е-, -а-, -я-
• Суффиксы глаголов
настоящего времени:
-
ыва-, -ива- (опаздывать, опаздываю)
-ова-, -ева- (если в форме 1л. ед.ч. превращается в суффикс
-у- (-ю-) )
(командовать, я командую)
• Суффикс глаголов прошедшего времени:
-л- (не входит в основу слова)
(плавать – плавал,
кричала)
Чтобы определить, какой суффикс пишется перед суффиксом –л-, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Какая буква будет перед –ть, та же будет и перед –л-.
(помнить - помнил, видеть - видел)
• -тся- ться в форме 3л. ед.ч. в неопределённой форме (что делает? нравится ) (что делать? нравиться )
Запомни!
1. Перед глаголами не бывает предлогов:налетел, дочитаем 2. Родовые окончания глаголов прошедшего временипроверяй личными местоимениями 3 лица.
( Упало яблоко. (оно) Песня закончилась.(она) )
3.НЕ с глаголами пишется раздельно (не видел, не плавал)
НО: ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, невзлюбить, нездоровится
59
изъявительное условное повелительное Глаголы изъявительного наклонения обозначают дейст- вия, которые происходили, происходят или будут происхо- дить на самом деле (создаю, создавал, создам, буду создавать). Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам : наст.вр. – создаю
прош.вр. – создавал буд.вр. – создам, буду создавать. Глаголы условного наклонения обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях. Образуются при помощи суффикса –Л- и частицы бы (б) (сделал бы, хорошо бы это было). Глаголы условного наклонения изменяются по числам, а в ед.ч. – по родам: ед.ч. - сделал бы (м.р.), сделала бы (ж.р.), сделало бы (ср.р.) мн.ч. - сделали бы
Глаголы повелительного наклонения обозначают дей- ствия, которые кто-то заставляет или просит выполнить.
Образуются с помощью суффикса –И- или без него.
(Учат учи
, учите ; бросают бросай, бросайте). Не изменяются по
временам.
Запомни!
На конце после мягких согласных и шипящих пишется Ь.
(познакомь –познакомьте – познакомьтесь; отрежь – отрежьте)
- ете |
- ите |
в изъявительном наклонении у глаголов I спр. (вы выйдете, ты выйдешь)
|
• в повелительном наклонении (Выйдите побыстрее!) • в изъявительном наклонении у глаголов II спр. (ты выгонишь, вы выгоните) |
I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки:
1). Начальная (неопределённая) форма.
2). Постоянные признаки:
- вид (совершенный, несовершенный);
- наклонение (изъявительное, повелительное, условное); – спряжение.
3). Непостоянные признаки:
- число;
- время;
- лицо ( у глаголов настоящего и будущего времени); - род ( у глаголов прошедшего времени).
III. Синтаксическая часть.
Образец разбора:
Соловей поёт.
I. Поёт – (что делает?) глагол.
II. Н.ф. – петь, несов. вида, изъяв. накл., I спр., в ед.ч., наст.вр., 3лице. III. Соловей (что делает?) поёт.
61
Наречие – это часть речи, включающая слова, которые обозначают признак действия, состояния, качества и не изменяются при связи с другими словами.
Наречия отвечают на вопросы: где? куда? откуда?
(издали); когда? ( завтра); почему? ( сослепу); зачем? (нарочно); как? каким образом? ( весело, храбро, вдруг).
• Наречия могут иметь высокую степень качества. Чаще всего употребляются со словами: страшно, ужасно, сказочно, очень.
( очень тихо, сказочно красиво…)
• Не нужно путать наречие с кратким прилагательным. Сравни:
краткое прилагательное ! наречие этот большой, а тот сделал игрушек (какой?)больше (сколько?) больше
• Наречия, которые примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, в предложении являются обстоятельствами.
( Обед продолжался довольно долго.)
Наречия, которые примыкают к именам существительным, в предложении являются определением.
( яйца всмятку, кофе по-варшавски)
62
Правописание наречий Служебные части речи:
|
|
Если наречие имеет
|
Если
наречие имеет приставки на-,
за-, в-
исправно |
|
Если наречие образовано от имени прилагательного: (низкий – низко, быстрый – быстро) |
В наречиях после шипящих ж, ш, ч, щ пишется Ь (навзничЬ, вскачЬ, настежЬ) Исключение: уж, замуж, невтерпёж |
|
После шипящих ж, ш, ч, щ пишется: |
|
под ударением О (всежó, хорошó) Исключение:ещё |
без ударения Е ( певýче, неуклюже) |
предлог
союз частицы
Предлог
Предлог выражает зависимость существительного, числи- тельного, местоимения от других слов в словосочетании и в предложении.
Предлоги не изменяются не являются членами
предложения
Предлоги:
• в, во, к, ко, с, со, от, ото, под, об, обо, за, над, на, о, про, по, из-за, из-под, по-над,
• между, благодаря, ввиду, по мере, вследствие…
Союз связывает однородные члены в составе простого пред-
ложения и простые предложения в составе сложного.
Морфологический разбор наречия Союзы:
I. Укажи часть речи. и, да (=и), ни-ни, тоже,
II. Каким членом предложения является. а, но, да(=но), однако,
когда, потому что, чтобы,… Образец разбора:
I. Долго – (когда?) наречие. не ( отрицательная) ни (усилительная)
II. Продолжался (когда?) долго – обстоят. (не читал, не задумывался) (ни минуты, ни облачка)
63 64
Орфографический словарик 2 класс автобус июнь ноябрь среда автомобиль капуста обед столица адрес карандаш облако суббота апрель картина овощи телевизор берёза квартира одежда телефон быстро кино однажды тетрадь вдруг кинофильм октябрь товарищ весело класс отец ужин ветер компьютер пальто ученик вокзал коньки пенал фамилия воробей корзина платок февраль ворона корова понедельник хорошо воскресенье космонавт посуда четверг вторник космос праздник что вчера Красная площадь пятница чувствовать герой Кремль работа щавéль город лестница ребята ягода дежурный лопата рисунок язык декабрь машина Родина январь деревня медведь Россия дорога месяц русский до свидания мечта сегодня завтра молоко сентябрь завтрак мороженое скоро заяц мороз собака земляника Москва соловей иней мультфильм сорока июль народ спасибо |
аптека багаж беседа библиотека |
3 класс конечно помидор костёр потом костюм прекрасный лагерь привет лимон профессия лучше пшеница магазин ракета малина расстояние медленно салют метро сапог морковь сверкать назад север обычный сейчас овёс солдат огород счастье огромный тарелка огурец теперь один территория океан топор организм трактор орех трамвай осина учитель остров фамилия охрана футбол очень человек песок шелест петух шоколад пирог шофёр победа яблоко погода якорь |
билет болото ботинки вагон везде вместе вокруг восток впереди газета галерея гигант горячий девочка животное забота завод запад здесь инженер |
||
интересный календарь картофель кастрюля когда комната |
66
акварель аккуратно аллея альбом аппетит аппликация аромат бассейн биография богатство бутерброд викторина волшебник восемь горизонт готов двенадцать диалог директор желать железо забавный изложение изображение иногда искусство истина кабинет камыш капитан 67 |
4 класс килограмм путешествие километр район командир революция комета решать конверт сверху корабль свитер коридор свобода кроссворд секрет лиловый секунда матч ситуация металл снизу минута совсем надежда сочинение обида ссора оборона сумма огонь тайга одиннадцать телеграмма отечество фантазия охотник федерация памятник финиш пассажир фиолетовый пейзаж хозяин перрон шоссе печаль экипаж портрет экскурсия похожий экспресс правительство электричество председатель электростанция приятно эскалатор происшествие |
Памятка №1 Приготовление письменных заданий 1. Прежде чем приступить к выполнению письменных заданий, поработай над ошибками. 2. Прочитай данное задание. 3. Если письменная работа связана с определением, правилом, вспомни их. Повтори по учебнику, выучи. 4. При выполнении письменных заданий проверяй каждое написанное предложение, каждую часть работы. 5. Замеченные ошибки исправляй аккуратно.
Памятка №2 Правило проверки 1. Проверь предложение по смыслу: Прочитай предложение вслух. • Проверь, подходят ли слова друг к другу. • Нет ли пропуска слов в предложении? • О чём говорится в предложении, бывает ли так? 2. Проверь предложение по написанию: • Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог. • Нет ли пропуска букв? Замены? • Выдели орфограммы, объясни их. 3. Внимательно прочитай записанное предложение ещё раз.
68 |
Памятка №3
1. Прочитай предложение, текст.
2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
3. Прочти каждое слово по слогам. Запомни, как пишутся эти слова.
4. Списывай частями или целыми предложениями.
5. Проверь, правильно ли ты списал.
1. Прочитай внимательно текст.
2. Выясни значение непонятных слов.
3. Определи основную мысль текста.
4. Разбей текст на части и озаглавь их.
5. Устно перескажи текст по плану.
6. Объясни правописание трудных для тебя слов, а также постановку знаков препинания.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст.
Памятка №5
1. Прочитай внимательно текст. Подумай над его содержанием.
2. Объясни правописание пропущенных и выделенных
69
букв.
3. Прочитай текст ещё раз. Обрати внимание на слова, которые не выделены, но трудны для написания. Поста- райся объяснить их правописание.
4. Прочитай текст ещё раз. Объясни знаки препинания в известных тебе случаях.
Памятка №6
1. Выпиши слово (словосочетание), в котором допущена ошибка, с новой строки.
2. Выдели орфограмму.
3. Определи, в какой части слова (части речи) допущена ошибка.
4. Вспомни или выясни, на какое правило допущена ошибка.
Повтори это правило.
5. Обозначь орфограмму, объясни.
6. Приведи 2-3 примера на это правило (слово, словосочетание, предложение).
Например:
1. Дорóга (словарное слово). Дорога привела путников в небольшое село.
2. Привозúть (вóзит). Извóзчик, повóзка.
3. Играешь (гл. 2 л.). Пишешь, бережёшь.
4. Полёт. Поездка,
поход, покраска.
5. Честный (честь). Он поступил честно. 6. Не пошёл (гл.). Не хотел, не знал, не мог.
70
7. Лежал на книге (1скл., П.п.). Сидел на скамейке , бежал по дорожке .
8. В лёгком платье (в каком?П.п.).В старом доме.
Памятка № 7
1. Выпиши предложение, в котором допущена ошибка.
Подчеркни пунктограмму.
2. Повтори правило.
3. Составь схему предложения.
4. На данное правило приведи пример.
Например:
1. Кузнечики,
сверчки, медведки затянули в траве свою скрипучую музыку. [
, , ] По улице ветер гнал перья, стружки, пыль.
2. Журавли покружились
над рекой и отправились в дальний путь. [ и ]
Слабый огонёк костра показался на берегу и скоро снова исчез.
3. Здравствуй, весна
долгожданная! [ …, ] Расскажи сказку, мама!
71
Памятка № 8
1. Прочитай предложение. Пойми его.
2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно 3. написано.
4. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как 5. пишется слово.
6. Запиши слово, чётко диктуя его себе.
7. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.
8. Так же списывай остальные слова предложения.
72
73
Числа 1, 2, 3, 4 …, употребляемые при счёте каких-либо предметов, называются натуральными.
• Наименьшее натуральное число – 1
• Наибольшего натурального числа не существует: всегда можно назвать натуральное число, которое больше данного.
• Число 0меньше любого натурального числа, поэтому любое натуральное число больше числа 0. Натуральные числа можно сравнивать.
• Если одно число при счёте встречается раньше другого, то оно меньше его.
• Если одно число при счёте встречается после другого, то оно больше его.
• То число больше, которое на числовом луче расположено правее, и то меньше, которое расположено левее.
О Х
* * * * * *
* * * * 0
1 2 3 4 5 6 7 8 9
числовой луч
6 < 9 ( шесть меньше девяти )
9 > 6 ( девять больше шести )
Отношение граф «больше» Отношение граф «меньше»
4 4
6 9 6 9
74
Пример:8 + 7 На пересечении горизонтали и вертикаливидим число 15.
8 + 7 = 15
15 – 8 = 7
15 – 7 = 8
75
• Числа, которые делятся на 2 называются чётными:
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, …
• Числа, которые не делятся на 2 называются нечётными:
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, …
• Числа, которые делятся только на 1 или сами на себя, называются простыми:
2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, …
• При сложении чётных чисел получается чётное число:
2 + 4 = 6 8 + 6 + 14
• При сложении двух нечётных чисел получается чётное число:
1 + 3 = 4 7 + 9 = 16
• При сложении нечётного числа с чётным получается нечётное число: 3 + 6 = 9 9 + 8 = 17
76
__сумма___
5 + 6 = 11 слагаемое слагаемое значение
суммы
+6
* 11
-6
Переместительный закон сложения:
от перемены мест слагаемых значение суммы не меняется.
4 + 3 = 7 а + в = с
3 + 4 = 7 в + а = с
Сочетательный закон сложения:
( 8 + 6 ) + 4 = 8 + ( 6 + 4 ) ( а + в ) + с = а + ( в + с )
_____разность_____
14 - 6 = 8
уменьшаемое вычитаемое значение разности
-6
-
*
8 14
8
+6 14 – 8 = 6
77
с переходом через десяток
8 + 7 = 15 16 – 9 = 7
2+5 6 и 3
43 + 29 = 72 84 – 37 = 47
7+22 34 и 3
запись вычислений столбиком
10 10 1 1 . .
26 234 - 64 - 985
+ 17 +582 37 679
43 816 27 306
При записи «столбиком» единицы записываются под едини- цами, десятки – под десятками, сотни записываются под сотнями.
При сложении двузначных или трёхзначных чисел едини- цы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.
78
__произведение___
3 * 6 = 18
множитель множитель значение
произведения
6
*
18 3 18
6
Переместительный закон умножения:
4 * 3 = 12 а * в = с 3 * 4 = 12 в * а = с Сочетательный закон:
( а * в ) * с = а * ( в * с ( 4 * 3 ) * 5 = 12 * 5 = 60 4 * ( 3 * 5) = 4 * 15 = 60
Распределительный закон :
( а + в ) * с = а * с + в * с ( 2 + 3 ) * 4 = 5 * 4 = 20
2 * 4 + 3 * 4 = 8 + 12 = 20
___частное___
18 : 6 = 3
делимое делитель значение
частного
*6 *
3
18 3
18
:6
18 : 3 = 6
79
6 + 0 = 6 0 * 6 = 0 1 * 9 = 9
0 + 5 = 5 5 * 0 = 0 8 * 1 = 8
7 – 0 = 7 0 : 7 = 0 5 : 5 = 1
4: 1 = 4
Запомни! На 0 делить нельзя!
5
10 = 50 5
100 = 500 5
1000 = 5000
5000 : 10 = 500
5000 :
100 = 50
5000 : 1000 = 5
×348 ×348
38400 50
500 502 -35 768
174000 +4096 34
1740 -30
178096 40
-40
0
80
– 58 : 6 = 9 (ост. 4) проверка:
54 54
4 9 6 + 4 = 58
• На 2 делятся числа, которые оканчиваются на чётную цифру:
38 : 2 = 19 124 : 2 = 62
• На 3 делятся числа, сумма цифр которых делится на 3:
135 : 3 = 45 ( 1 + 3 + 5 = 9
9 : 3 = 3 )
• На 4 делятся числа, если двузначное число, образованное двумя последними цифрами, делится на 4:
124
: 4 = 31 ( 24 : 4 = 6 )
* На 5 делятся числа, которые оканчиваются на 0 или на 5:
80 : 5 = 16 135 : 5 = 27
50+30 100+35
81
Числа,
состоящие только из десятков, называют круглыми десятками.
Числа, состоящие только из сотен , называют круглыми сотнями.
1 дес. = 10 (десять) 1 сот. = 100
2 дес. = 20 (двадцать) 2 сот. = 200 (двести) 3 дес. = 30 (тридцать) 3 сот. = 300 (триста)
4 дес. = 40 (сорок) 4 сот. = 400 (четыреста)
5 дес. = 50 (пятьдесят) 5 сот. = 500 (пятьсот)
6 дес. = 60 (шестьдесят) 6 сот. = 600 (шестьсот)
7 дес. = 70 (семьдесят ) 7 сот. = 700 (семьсот)
8 дес. = 80 (восемьдесят) 8 сот. = 800 (восемьсот)
9 дес. = 90 (девяносто) 9 сот. = 900 (девятьсот)
10 дес. = 100 (сто) 10 сот. = 1000 (тысяча)
7 * 8 = 56 56 : 8 = 7 30 + 40 = 70 90 – 40 = 50 8 * 7 = 56 56 : 7 = 8 3 дес. + 4 дес. = 7 дес. 9 дес. – 4 дес. = 5 дес.
83
82
+ 3 5 4 8 _ 7 9 3 2 _ 5 7 0 2
2 9 7 3 3 9 8 3_ 2 9 3 4
6 5 2 1 3 9 4 9 2 7 6 8
х 824 х 7 3 5 х 8 9 6 236 3 0 7 4 0
+ 4 9 4 4 + 5 1 4 5 3 5 8 4 0
2 4 7
2 2 2 0 5____
1 6 4 8___ 2 2 5 6 4 5
1 9 4 4 6 4
8 9 6 0 _ 3 5, 8 4 4
х
4
0 3
2__ 8 9 6
3 5 8 4 0 0 _3 8
3 6_
_ 2 4
2 4_
0
_ 2 7 1 9 5 3 7
2 5 9__ 7 3 5
_ 1 2 9
1 1 1__
_ 1 8 5
1 8 5
0
84
• В выражениях без скобок сначала выполняются дейст- вия умножения и деления и только после этого действия вычитания и сложения по порядку слева направо.
3 1 4 5 2
87 – 2 * 3 + 13 – 32 : 8 = 87 – 6 + 13 – 4 = 90
6 4
81 94 90
• В выражениях со скобками сначала выполняются все действия в скобках, затем действия умножения и деления и только после этого остальные действия по порядку.
5 1 2 6 4 3 7
66
– ( 14 + 2 ) : 8 + 13 * ( 12 – 11 ) + 20 = 97
16 2 13 1
64 97
77
5 1 3 6 4 2 7
66 – ( 14 + 2 ) : 8 + 13 * ( 12 – 11 ) + 20 = 97
85
х + 16 = 30 17 + х = 28
х = 30 – 16 х = 28 - 17 х = 14 х = 11
Ответ: х = 14 Ответ: х = 11
х – 24 = 15 36 – х = 15 х = 24 + 15 х = 36 - 15 х = 39 х = 21
Ответ: х = 39 Ответ: х = 21
с х 5 = 60 20 х с = 60 с – 30 : 5 с = 60 : 20
с = 6 с = 3
Ответ: с = 6 Ответ: с = 3
с : 8 = 12 96 : с = 8
с = 12 х 8 с = 96 : 8 с = 96 с = 12
Ответ: с = 96 Ответ: с = 12
86 87
88 89
Запомни!
Увеличить число А на некоторую величину С – значит
прибавить ( + )
Уменьшить число А на некоторую величину С – значит
вычесть ( - )
Увеличить число А в несколько раз ( в С раз )– значит умножить ( х )
Уменьшить число А в несколько раз ( в С раз ) – значит
разделить ( : )
В задаче:
На сколько больше? __
Во сколько раз больше?
:
На сколько
меньше? Во сколько раз меньше?
Задачи на нахождение стоимости, цены, количества:
Ст. = Ц × К Стоимость (Ст.) – рубли, копейки
Ц= Ст. : К Цена (Ц) - рубли, копейки
К = Ст. : Ц Количество (К)
90
Задачи на движение:
S = V * t Расстояние (S) – км, м, см, мм V = S :t Скорость (V) – км/ч, м/мин, м/с, см/с t =S : V Время (t) – час, мин, с
• встречное движение:
V1 V2
VСБЛ = V1 + V2
• движение в одном направлении:
V1 V2
VСБЛ = V2–V1
• движение в противоположных направлениях:
V1 V2
VУДАЛ = V1 + V2
• движение с отставанием:
V1 V2
VУДАЛ = V2–V1
• движение по течению реки:
VЛОДКИ + VТЕЧ.
• движение против течения реки:
VЛОДКИ - VТЕЧ.
91
Равенства и неравенства могут быть верными и неверными:
Равенства:
Неравенства:
по размеру
по цвету
93
Плоские геометрические
фигуры
94 95
Координатная плоскость Как найти длину ломаной
96
97
Объём Прямая линия
98 99
Автор: Долгополова Раиса
Григорьевна, учитель высшей квалификационной категории
город Каменск – Уральский Свердловской области
2019г.
100 101
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.