Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Оценка 4.7
Лекции
docx
информатика
6 кл
28.01.2019
Данный сборник является одним из трёх компонентов УМК, представленный мною в 2018 году. Я являюсь не автором текстов, а составителем. Этот сборник составлен только на 1 раздел программы. Есть примеры и тексты, которых нет ни в одном учебнике (продуманы самостоятельно).
сборник.docx
Дорогие ребята!
Вашему вниманию предлагается сборник, целью которого является систематизировать
весь материал раздела «Объекты и системы», изучаемый на уроках. В сборнике представлен
как теоретический материал, так и задания для закрепления материала, представленные в
специальной рабочей тетради. Чтобы материал пособия был полезен, читать его нужно по
правилам:
при чтении нужно отмечать важные фрагменты, чтобы не забыть о них и не тратить в
дальнейшем по десять минут на их поиски;
записывайте свои мысли на тему прочитанного, связывайте факты, указывая
источники, и так далее;
чтобы отмеченные места можно было оперативно отыскать, обзаведитесь
индексационными наклейками — их можно клеить прямо на страницы без ущерба для книги;
они часто продаются наборами, содержащими образцы четырех цветов; края одной наклейки
могут выступать за страницу, а вторая закладка может быть наклеена внутри книги на нужном
фрагменте;
задавайте себе вопросы по изученному материалу: напишите каждый ответ на
листке бумаги; сделайте это несколько раз, если некоторые факты вам сложно запомнить;
при изучении материала не отвлекайтесь на посторонние дела, сосредоточьтесь,
старайтесь во время чтения запомнить как можно больше материала с первого раза.
В пособии используются специальные обозначения:
важная информация, которую нужно запомнить.
вопросы по изученному материалу.
задания для закрепления материала.
3 §1 Объекты окружающего мира
Изучаемые термины и понятия: объект, множество, имя объекта (единичное,
общее), объекты изучения в науках, признаки объекта (свойства, действия, поведение,
состояние), величина.
Объект – любой предмет, процесс или явление окружающей действительности или
виртуальной реальности. То есть это всё то, на что направлена практическая или
познавательная деятельность человека.
Объекты могут существовать как в окружающей нас действительности, так и в
придуманном (виртуальном) мире.
В разных областях знаний мы постоянно взаимодействуем с различными объектами.
Объект исследования — главное поле приложения сил
учёных, работающих в некоторой сфере науки.
Математический объект — абстрактный объект,
определяемый и изучаемый в математике или философии
математики.
Космический объект — небесное тело или космический
аппарат, находящиеся за пределами земной атмосферы в
космическом пространстве.
Объект в программировании — некоторая сущность в
виртуальном пространстве, обладающая определённым состоянием и
поведением, имеет заданные значения свойств (атрибутов) и
операций над ними (методов).
Объект управления — устройство или динамический
процесс, управление поведением которого является целью создания
системы автоматического управления.
Технический объект — вещь, предмет искусственного
Объект налогообложения — реализация
(технического) происхождения.
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход,
расход или иное обстоятельство, имеющее
стоимостную, количественную или физическую
характеристику, с наличием которого законодательство
о налогах и сборах связывает возникновение у
налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Объект правонарушения — общественные
отношения, закреплённые действующими нормативно
правовыми нормами, нарушаемые противоправным
посягательством.
Объект преступления — интересы, блага, общественные отношения, нарушаемые
преступным посягательством.
Туристский объект — объект (предмет) показа для туристов, предмет туристского
интереса, искусственного или естественного происхождения.
Если объектов несколько, и они объединены какимито общими признаками, то их
объединяют в группы. Эти группы называют множествами.
4 Множество – совокупность (набор) различных объектов, каждый из которых
называется элементом.
Множество может состоять из любого количества элементов. Если множество не
содержит ни одного элемента, его называют пустым и обозначают Ø. Есть множества,
состоящие из одного элемента, двух элементов, бесконечного числа элементов и другие.
Примеры пустых множеств: множество вечных двигателей, множество чисел,
делящихся на ноль. Множества, состоящие из одного элемента: множество столиц России,
множество чисел, не являющихся ни положительными, ни отрицательными. Бесконечные
множества: множество натуральных чисел, множество отрицательных чисел.
Чтобы объекты и множеств можно было отличать один от другого, они обладают не
только определёнными свойствами, но и именами. Если имя обозначает целое множество, то
говорят, что это общее имя. Если же имя указывает на какойто конкретный объект в
множестве, который больше не повторяется, то это имя называют единичным. Общее имя
подходит любому элементу из множества. У одного объекта может быть несколько имён,
наиболее подходящих ему в той или иной ситуации.
ЕЛЬ
ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО
ДЕРЕВО
ЗДАНИЕ
ДОМ
ПОСТРОЙКА
Особенность единичного имени в том, что каждый конкретный объект в множестве
имеет своё имя. Единичные имена делятся на конкретные, которые просто указывают на
конкретный объект в множестве, и собственные, которые указывают на единственный объект
в множестве.
Общие имена: одежда, мебель, цифра. Конкретные имена: первая парта в кабинете
информатики нашей школы. Собственные имена: Эверест, Золушка, Эрмитаж.
В разных областях науки изучаются различные объекты и множества. В некоторых
науках изучаются одинаковые объекты, но разные их свойства, признаки.
ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
В АСТРОНОМИИ
5 ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
В ГЕОГРАФИИ
ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
В БИОЛОГИИ
ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
В ФИЗИКЕ
Информатика – наука, изучающая закономерности протекания процессов получения,
обработки, хранения и передачи информации в технике, науке, природе, обществе, а также
возможности их автоматизации.
В информатике изучают такие объекты и множества, как информация,
информационные процессы, устройства, алгоритмы, программы, программное обеспечение и
многое другое.
Когда мы описываем объекты и множества в сообщениях, мы кроме имени
перечисляем их различные признаки: свойства, действия, поведение, состояние объектов.
Свойство – это признак, который отличает один объект от другого.
Например, фрукты отличаются друг от друга формой, вкусом, содержащимися в них
витаминами, планеты отличаются временем оборота вокруг Солнца, при форматировании
рисунок может поменять своё местоположение, при охлаждении вода сжимается, а при
нагревании расширяется.
Каждое свойство определяется величиной, а величина значением.
Свойство: красная крыша
Величина: цвет крыши
Значение величины: красный
Ещё одним отличительным признаком объекта является действие объекта. Все
действия можно разделить на активные и пассивные. Активные действия – это те, которые
выполняет сам объект (Что он может делать?), а пассивные действия – те, которые ктото или
чтото выполняет с объектом (Что с ним можно делать?).
Например, активными действиями мяча являются такие действия, как прыгает (он
прыгает), катится, а пассивными – бросают (его бросают), ловят.
Некоторые действия различные объекты выполняют поразному. Пошаговое описание
выполнения действия объектом называют его поведением.
Например, действие «сложить» человек выполняет поразному с числами и рубашкой.
А действие «летать» птица и самолёт тоже выполняют поразному.
6 Если собрать вместе признаки объекта (свойства, действия, поведение), то это
определит состояние объекта в момент его описания. Когда объект в покое, он находится в
одном состоянии, а как только на него начнут действовать внешние силы, он перейдёт в иное
состояние. Например, только что купленный в магазине не надутый воздушный шар имеет
небольшой объём, не может лететь. По мере надувания у шарика изменяется объём. А если
после надувания мы отпустим его, то он получит возможность лететь. То есть в разный
период времени шарик находится в различных состояниях относительно своего объёма и
возможности летать.
Задания для закрепления
Выполните задания 18 в рабочей тетради.
Выполните задание 9 на отельном листе формата А4.
Раздел «Проверь себя» электронного пособия поможет в закреплении материала.
§2 Компьютерные объекты
Изучаемые термины и понятия: файл, имя файла, размер файла, типы файлов,
документ, папка, программа, программное обеспечение, приложение, действия с файлами и
папками, атрибуты файлов и папок, объекты операционной системы.
В компьютере хранится очень много различной информации: программы,
различные данные. Всю эту информацию можно назвать одним словом — файл. Если их
много, то они группируются в папки.
Файл – любой именованный набор данных или программа, распознаваемая
компьютером как единое целое.
Чтобы компьютер мог безошибочно определить, к какому конкретно файлу
происходит обращение, каждый файл имеет имя. Полное имя файла состоит из собственно
имени и расширения, которые отделяются друг от друга точкой.
Имя файлу присваивает либо пользователь, либо программа. Расширение же
устанавливается программой автоматически. Пользователю расширение помогает определить,
какого типа информация содержится в файле (текстовая, графическая, звуковая и т.д.), а
компьютеру – в какой программе необходимо открыть этот файл.
В различных файловых системах установлены разные правила именования файлов.
В FAT16 и FAT12 размер имени файла ограничен 8.3 знаками (8 на имя и 3
на расширение); в других системах имя файла ограничено обычно в 255 байт.
Помимо ограничений файловой системы, операционные системы дополнительно
ограничивают набор символов, который допустим при работе с файлами.
Для MSDOS в имени файла допустимы только заглавные латинские буквы, цифры.
Недопустимы пробел, знак вопроса, звёздочка, символы больше и меньше, символ
вертикальной черты. При вызове системных функций имена файлов в нижнем или смешанном
регистре приводятся к верхнему регистру.
Для Windows в имени файла разрешены заглавные и строчные буквы, цифры,
некоторые знаки препинания, пробел. Запрещены символы >, <, |, ?, *, /, \, :, ".
Для GNU/Linux (с учётом возможности маскировки) разрешены все символы,
кроме / и нульсимвола.
Большинство операционных систем требуют уникальности имени файла в одном
каталоге.
7 Если в файлах содержатся данные, то их часто называют документами. Документы
создаются и обрабатываются с помощью прикладных программ, которые ещё называют
приложениями.
Каждый файл файловой системы обладает определёнными атрибутами. Это тип,
размер файла, дата и время создания файла, дата последнего изменения.
Тип файла можно узнать по его расширению и по значку файла.
Например,
текстовые файлы с расширением doc, docx. Они создаются с помощью
приложения Microsoft Office Word.
звуковые файлы с расширением mp3.
графические файлы, содержащие изображения, с расширением jpg, создаваемые
графическими редакторами.
Самые распространённые типы файлов
Возможные
расширения
txt, rtf, doc,
docx
jpg, png, bmp,
gif, tif,
Тип файла
Текстовый
Графический
Что содержится в файле
Значки
Обычный текст либо текст с
изображениями
Изображение
Звуковой
Видео
mp3, wav, wma,
wmw, ogg, aif
avi, wmv, mp4,
f4v, mkv, mov
Звук, музыка, голос
Видеоролик, мультфильм,
фильм и т.п.
На любом носителе может находиться любое количество файлов. Иногда это
количество больше 1000, а иногда и более 100000 файлов. Как же не запутаться в таком
количестве файлов?
Для удобства все файлы группируют в папки, каждая из которых тоже имеет
собственное имя. Файлы можно распределять по папкам по различным принципам. Например,
по алфавиту или по типу содержащейся информации. Также можно разбивать файлы по
темам. Любой файл может быть вложен в папку, которая в свою очередь тоже может быть
вложена в другую папку, а эта папку ещё в одну папку и т.д.
Такой тип вложенности папок и файлов получил название иерархического. То есть
подчиненного одного уровня другому. Чтобы попасть к какомунибудь файлу на диске,
вложенному в несколько папок, нужно поочерёдно пройти все уровни иерархии.
Файловую структуру диска можно сравнить с расстановкой книг в библиотеке.
Диск – шкаф
Папка (каталог) – полка
Файл – книга
8 И так же, как и с книгами, с файлами можно производить разные действия.
Действие с книгой
Реставрация
Аналогичное действие с файлом
Модификация
Сделать копию и поместить на другую полку
Скопировать и поместить в другую папку или
или шкаф
диск
Убрать книгу из шкафа для списания
Удалить файл из папки
Перенести книгу с одной полки на другую
Переместить файл из одной папки в другую
Как же узнать, какие файлы хранятся на диске, в каталоге?
Для этого, в первую очередь, нужно выполнить двойной щелчок на папке «Мой
компьютер». В этой папке отображаются все имеющиеся в компьютере локальные диски.
Затем открыть нужный вам диск и, последовательно открывая двойным щелчком папки,
можно просмотреть содержимое любой из них.
При работе с файлами и папками нужно руководствоваться несколькими важными
принципами.
1. При удалении файла убедитесь, действительно ли он вам больше не
понадобится.
2. Имя файлу нужно давать такое, чтобы оно поясняло смысл содержимого файла.
Так легче будет его найти.
3. Имена папок тоже должны быть со смыслом, чтобы не приходилось запоминать,
в какой именно папке вы сохранили файл, а найти его по смыслу
4. Нельзя удалять и перемещать файлы из папок с прикладными программами –
это может нарушить их работу.
Кроме имени и типа файла важным его атрибутом также является и размер. От знания
размера файла мы можем сделать вывод, хватит ли нам места на носителе при сохранении
файла. Или сколько носителей информации нужно, если мы сохраняем несколько файлов.
Компьютерная память разбита на ячейки, каждая из которых может быть заполнена
минимальным количеством информации – 1 битом. Для сохранения любого символа
требуется 8 бит. Поэтому 8 бит объединяются в одну единицу измерения – 1 байт.
Таким образом, если в документе написано слово «Компьютер», то файл будет иметь
размер 9 байт или 72 бита.
Максимальный объем информации, который может быть записан на носитель,
называют его емкостью. За единицу измерения объема информации принят байт. Емкость
носителей измеряют в производных единицах:
1 Кбайт (килобайт) = 1024 байт;
1 Мбайт (мегабайт) = 1024 Кбайт;
1 Гбайт (гигабайт) = 1024 Мбайт;
1 Тбайт (терабайт) = 1024 Гбайт.
Невозможно себе представить современные персональные
компьютеры без наличия в них операционной системы. ОС – это особое
средство для взаимодействия между компьютером и пользователем.
Сегодня существуют десятки таких программ. Мы рассмотрим вопрос
о том, что собой представляют основные объекты операционной
системы на примере Windows.
Большинство разработчиков операционных систем на современном этапе развития
информационных технологий применяют методы, которые позволяют максимально упростить
работу пользователя и обеспечить быстрый доступ к необходимым настройкам и
информации. Для организации какогото события, активации процесса, подтверждения
исполнения команд достаточно только нажимать на кнопки. Какие же объекты операционной
9 системы существуют? Какова их роль и свойства? Какие действия можно производить с
ними? Давайте рассмотрим основные понятия.
Самое название операционной системы Windows
указывает на то, что она состоит из окон с графическим
представлением. Это даёт возможность использовать режим
многозадачности с быстрым переключением между
параметрами, программами и настройками. Однако суть даже
не в окнах. Сегодня можно найти множество классификаций. В
широком понимании все существующие объекты операционной
системы можно представить в виде следующего списка:
графический интерфейс (окна, «Рабочий стол», панели, ярлыки, меню,
пиктограммы, интерактивные оболочки, кнопки);
файловая система (структура организации каталогов и файлов);
документы и приложения.
В операционных системах интерфейсу отводится одно из главных мет. После старта
операционной системы первое, что видит пользователь, это «Рабочий стол», «Панель задач».
Здесь размещаются кнопки, ярлыки и прочие вспомогательные элементы. Объекты
операционной системы обладают такими свойствами, что с их помощью можно получить
доступ практически ко всем возможностям и функциям операционной системы. Здесь особое
внимание отводится кнопке «Пуск» и одноименному меню, вызываемому при ее нажатии.
Здесь находится большое количество ссылок на программы и основные настройки. Стоит
обратить внимание на тот момент, что все приложения физически расположены в другом
месте. В меню присутствуют только ярлыки, которые представлены в виде названий
приложений или настроек с пиктограммами. Иконки и пиктограммы как объекты
операционной системы представляют собой небольшие графические изображения. Отличие
ярлыков от пиктограмм заключается в том, что ярлыки помимо названия файла или
программы описывают также и некоторые свойства настроек, приложений и документов.
Также они указывают и на месторасположение самого файла, который подлежит открытию.
Для описания файлов также используется указание на программу, при помощи которой
можно открыть его. Меню представляют собой средства для выбора действий пользователя.
Их можно условно разделить на контекстные и основные. Контекстные меню вызываются при
помощи правого клика мыши. Организация основных меню входит в состав объектов, которые
называют окнами. Также можно отнести меню к элементам управления, так как именно в них
пользователь может выбрать то или иное действие.
В контекстном меню приведены все действия,
которые можно выполнить с объектом. Например,
документ можно открыть, проверить на вирусы,
переименовать, скопировать, отправить по почте, удалить.
Последний пункт контекстного меню любого объекта
называется Свойства. С его помощью можно не только
узнать свойства объекта, но и изменить некоторые из них.
Основными объектами операционной системы
являются окна. В них имеется пространство, в котором отображается информация. Его также
называют рабочей областью. Представлены также и специальные панели с основным меню, в
котором содержится набор действий и команд, кнопки быстрого доступа к тем или иным
функциям, линейки прокрутки и так далее. Действия с объектами операционной системы
данного типа заключаются в том, что можно менять их размеры, сворачивать или
разворачивать, осуществлять переключение между программами, менять масштаб рабочей
области и так далее. Сами по себе окна бывают основными и диалоговыми. Это обеспечивает
более тесное взаимодействие между пользователем и программой.
10 Если не учитывать смартфоны и планшетные компьютеры, а также сенсорные экраны,
основным элементом управления является курсор. С его помощью можно перемещаться по
всему интерфейсу, вызывать определенные действия, выполнять изменение размеров окон и
так далее. В стационарных компьютерах курсор «привязан» к мыши. В ноутбуках роль мыши
выполняет тачпад. Курсор это не только указывающий элемент. Он меняет свой значок при
растяжении окон. Таким образом, даже при изменении состояния курсора всегда можно
определить, какое действие выполняется в данный момент. Если на экране появились
песочные часы или вращающийся круг, это может свидетельствовать о том, что в данный
момент происходит выполнение какогото процесса и до завершения к нему не будет доступа.
Задания для закрепления
Выполните задания 1021 и 23 в рабочей тетради.
Выполните задание 22 на отельном листе формата А4.
Раздел «Проверь себя» электронного пособия поможет в закреплении материала.
Для проверки своих знаний выполните тест «Компьютерные объекты».
Устно ответьте на вопросы для закрепления.
Вопросы для закрепления материала §1 и §2
1.
Объект – это …
а) любая часть окружающей действительности
б) любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое
в) любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление)
г) любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая
человеком как единое целое
2.
3.
4.
Множество – это …
а) совокупность объектов
б) совокупность, набор, коллекция объектов
в) совокупность, набор, коллекция объектов, обладающих одинаковыми признаками
г) объекты, составляющие его состав
Выберите объекты окружающего мира:
а) книга, компьютер, ветер
б) гроза, кружка, дерево
в) подушка, дом, телевизор
г) все перечисленное
Выберите общие имена объектов:
а) книга, компьютер, принтер Samsung
б) кружка, дерево, телевизор
в) подушка, дом, небоскреб
г) все перечисленное
11 5.
6.
7.
8.
9.
Выберите единичные имена:
а) Лондон
б) Сок J7
в) Степан
г) все перечисленное
Выберите собственные имена:
а) Хирург Егор Довыдов
б) Чайник Samsung 410009
в) Иванов
г) все перечисленное
Информатика – это …
а) наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки
информации с помощью компьютера
б) наука, изучающая закономерности протекания процессов с помощью компьютера
в) наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки
информации в природе и обществе
г) наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки
информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с
помощью компьютера
Выберите признаки объектов:
а) рост, вес, объем
б) свойства, действия, поведение, состояния
в) цвет, вкус, размер
г) поведение, свойства
Файл – это …
а) информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная
именем
б) информация в компьютере
в) бланк заказа
г) папка, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем
10.
Имя файла состоит из:
а) собственного имени и расширения
б) собственного имени и размера
в) расширения и символов
г) размера и расширения
11.
Папка – это…
а) файл
б) информация в компьютере
в) хранилище
г) контейнер для группы файлов
12.
Наименьшая единица измерения информации:
12 а) бит
б) байт
в) Кбайт
г) Гбайт
13.
Чему равен 1 байт?
а) 2 бита
б) 4 бита
в) 8 битов
г) 16 бит
14.
Сколько требуется битов памяти для хранения слова «компьютер»?
а) 1 байт
б) 9 байт
в) 72 бита
г) 9 бит
13 §3 Отношения объектов и их множеств. Отношения между множествами. Отношение
«входит в состав»
Изучаемые термины и понятия: отношение, имя отношения, отношение «является
элементом множества», отношение «входит в состав», схема отношения, схема состава, круги
Эйлера.
Большинство объектов и множеств в окружающем нас и в виртуальном мире находятся
в какихлибо отношениях друг с другом. То есть они както взаимосвязаны. Мы знаем
множество различных отношений, например, отношения между людьми, семейные отношения.
Но отношения могут быть не только между живыми существами, но и между любыми другими
объектами, между одним объектом и множеством и между целыми множествами.
Примерами отношений могут быть следующие:
Петя дружит с Васей.
Ирина дочь Александра.
Учебник – вид книги.
Материнская плата входит в состав системного блока.
Выделенные курсивом слова – это имена отношений, которые указывают на характер
отношений между объектами.
Представленные в примерах отношения достаточно коротки и удобны для восприятия.
Но бывают отношения, которые связывают попарно несколько объектов и имеют длинное
текстовое описание, не очень удобное для восприятия. Такие отношения можно изобразить в
виде схемы. Например, схемы дорог, схема файловой структуры диска, схема разновидностей
животного мира и т.д.
Объекты в схеме отношений обозначаются геометрической фигурой или точкой, а
связи между объектами обозначаются линиями или стрелками. Если взаимосвязь возможна в
обоих направлениях, то используют линию, а если только в одном, то стрелку. Например,
родственные отношения «быть матерью» или «быть внучкой» возможны только в одном
направлении. А отношение «быть другом» возможно в обоих направлениях.
Если отношение «одностороннее» то при перемене местами объектов в схеме
поменяется их имя отношения. Например, «сорока на дереве сидит выше воробья», это
одностороннее отношение. Если поменять в предложении имена объектов местами, то
поменяется и имя отношения: «воробей на дереве сидит ниже сороки». Генеалогическое
древо – пример схемы односторонних отношений, а схема дорог между населёнными
пунктами – пример схемы двусторонних отношений.
14 Такие отношения, как «приходится дочерью», «соединён автомобильной дорогой»,
«продаёт», «лечит» и т. д., могут связывать только объекты некоторых видов. То есть
дочерью может быть только девочка, девушка, женщина. Соединён автомобильной дорогой
может быть только населённый пункт с другим населённым пунктом. Лечить может только
доктор. В отношениях «является элементом множества», «входит в состав» и «является
разновидностью» могут находиться любые объекты. Так как существует очень много
различных множеств и их элементов, то и в отношении «является элементом множества»
может находиться любой объект. Например, «Снегурочка – сказочный персонаж» и «Таймыр
полуостров», – это примеры отношения «является элементом множества».
Отношение может связывать и несколько множеств. Например, «Носороги – это
млекопитающие», «Книги – это носители информации». Если отношение связывает между
собой два или более множеств, то эти отношения можно изобразить с помощью кругов
Эйлера. Размер кругов не имеет значения.
Отношение «Тождество». Когда множества полностью совпадают по своим объёмам
(каждый элемент одного множества является элементом и другого множества), то говорят,
что они находятся в отношении «тождества». В русском языке такому отношению
соответствуют понятия «синоним» или «определение термина». Если каждый элемент
множества В является элементом множества А и, наоборот, каждый элемент множества А
является элементом множества В, то говорят, что множества А и В равны.
А=В
Красный= Алый
Равносторонний
прямоугольник = квадрат
Отношение «Пересечение». Когда какойто объект принадлежит по своим свойствам
одновременно к двум множествам, то говорят, что эти множества находятся в отношении
«Пересечение». Например, сладкое красное яблоко принадлежит и множеству красных
объектов и множеству сладких объектов.
Красный
Сладкий
15 Отношение «Подчинение». Когда элементы одного множества полностью входят в
другое множество, содержащее и другие элементы, то говорят, что первое множество
находится в отношении «подчинение». Если каждый элемент множества А является
элементом множества В, то говорят, что А — подмножество В.
В
А
Целые числа
Натуральн
ые числа
Отношение «Соподчинение». Соподчинением называется отношение между
несколькими объектами (видами одного множества), которые принадлежат какомуто общему
(родовому) множеству.
D
А
В
С
Носители информации
Диск
Бумага
Береста
Отношение «Противоположность». В отношении противоположности находятся
объекты с противоположными значениями. В русском языке мы их называем словами
антонимами. Противоположные значения разделены какимито ещё значениями. Например,
светлый и тёмный это значения противоположных объектов.
А В
Горький Сладкий
16 17 Отношение «Противоречие». Если есть два противоположных объекта, которые
нельзя разделить третьим понятием, то они находятся в отношении «противоречие». Если
один объект обозначить АВ, то второй обозначится как неА.
А В
р
е
т
ю
ь
п
м
о
к
й
ы
в
о
Н
Не
нов
ый
ком
пью
тер
Чтобы определить, в каких отношениях находятся объекты или множества, их
необходимо сравнить. Реальные объекты сравнивают по размеру, форме, цвету, содержанию и
т.д.
Отношения «Входит в состав» и «Является элементом множества». В зависимости
от рассматриваемой ситуации объект может быть целым и состоять из некоторого количества
объектов (элементов), а может сам являться элементом какогото множества.
Например, компьютер. Если его разобрать на части, то он будет состоять из различных
элементов: материнская плата, видеокарта, жёсткий диск и т.д. Тогда компьютер будет
целым, обозначающим множество под названием «Персональный компьютер». Если же зайти в
компьютерный класс, то мы увидим множество таких же компьютеров. И тогда компьютер
уже сам будет являться элементом множества под названием «компьютерный класс».
Или апельсин. Он является элементом множества под названием «фрукты» и
целым состоящим из частей (долек).
18 Объекты могут состоять из множества одинаковых (однородных, подобных) объектов
или из множества различных объектов. Например, объект «апельсин» состоит из одинаковых
частей — долек апельсина. Признаки этих частей одинаковы. Объект «компьютер» состоит из
множества не похожих друг на друга объектов (системный блок, монитор, клавиатура и т. д.).
При делении объекта «компьютер» на части новые объекты получают разные имена; признаки
новых объектов различны.
Описывая состав объекта, человек мысленно «делит» его на части. При этом можно
использовать такой приём: сначала называют небольшое число крупных частей, затем каждую
из них «разбирают» на части поменьше и т. д. Например, при описании состава здания удобно
выделить сначала фундамент, стены и крышу, затем в составе стены выделить окно и дверь,
затем сообщить, что окно состоит из рамы и стёкол, и так же поступить, описывая дверь.
Отношение «Входит в состав» очень удобно изображать в виде схемы. Причём в этой
схеме отображаются не только элементы, но и порядок их связи. На схеме состава можно
использовать линии без стрелок, если имя части располагать ниже имени объекта, которому
принадлежит эта часть.
Пример схемы состава яблони.
Задания для закрепления
Выполните задания 2438 в рабочей тетради.
Раздел «Проверь себя» электронного пособия поможет в закреплении материала.
Для проверки своих знаний устно ответьте на вопросы для закрепления.
Вопросы для закрепления материала §3
1.В приведенных примерах выберите только те, в которых один объект находится в
отношениях с другим объектом.
а) Иван – сын Андрея
б) Камчатка – это полуостров
в) Эверест выше Эльбруса
г) Колеса входят в состав автомобилей
19 2.Задано отношение, в котором один объект находится с другим объектом: «Эверест выше
Эльбруса». Найдите имя отношения, которое обозначает характер связи.
а) Эверест
б) Выше
в) Эльбрус
3. В приведенных примерах выберите только те, в которых один объект находится в
отношениях с множеством других объектом.
а) Дискета является носителем информации
б) Винни Пух дружит с Пяточком
в) Бабочки – это насекомые
г) 21 кратно 3
4. Примером объекта процесса является:
а) Прогулка
б) Мираж
в) Газета
5. Примером отношения входит в состав является
а) Материнская плата и системный блок
б) Редактирование и форматирование
в) Текстовый процессор и прикладное программное обеспечение
6. 3072 Мб – это
а) 3 бита
б) 3 Кб
в) 3 Гб
7. Укажите вид отношения для пары «дерево и яблоня»:
а) множество – множество
б) множество – объект
в) объект – объект
8. Назовите по 2 подмножества приведенных множеств:
а) растения
б) животные
20 §4 Разновидности объектов и их классификация. Классификация компьютерных
объектов
Изучаемые термины и понятия: вид, род, видовое отличие, классификация, естественная
классификация, искусственная классификация, классификация компьютерных объектов, схема
разновидностей.
Если одно множество является подмножеством другого, то говорят, что подмножество
связано с данным множеством отношением «является разновидностью».
Например, кольраби является разновидностью капусты, то есть множество кольраби
является подмножеством множества капуст. Или множество колокольчиков является
подмножеством множества растений. Подругом мы ещё говорим, что колокольчик – это вид
растений. Тогда «колокольчик» это вид, а «растение» это род. Каждый объект
подмножества имеет своё видовое отличие и родовое сходство. На основе родового
сходства объекты объединяются, а на основе видового отличия объекты множества выделяют.
Схему отношения «является разновидностью» называют просто схемой
разновидностей. Чтобы не использовать в схеме разновидностей стрелки, для удобства имя
подмножества всегда располагается ниже имени включающего его множества.
Рептилии
Чешуйчатые
Змеи
Объекты подмножества обязательно обладают всеми признаками объектов множества
(наследуют признаки множества) и кроме них имеют ещё свой, дополнительный признак (или
несколько признаков). Этим дополнительным признаком может быть свойство или действие.
Сами по себе объекты не делятся ни на какие множества и подмножества. Подмножес
тва объектов выделяет и обозначает человек, потому что ему так удобнее. Например, огурцу
совершенно «безразлично», относят ли его к семейству тыквенных растений, к подмножеству
зелёных или продолговатых объектов. Поэтому один и тот же объект может принадлежать к
различным подмножествам. Для упрощения работы с множеством объектов его делят на
несколько частей; каждую из этих частей опять делят на части; те, в свою очередь, ещё раз и
т. д. Деление большого множества на подмножества происходит по некоторым признакам его
объектов. Этот процесс деления называется классификацией. Основанием для
классификации являются те самые признаки и свойства, по которым множество было
разделено на части. Классом называют подмножество объектов, имеющих общие признаки.
Естественная классификация — классификация, в которой упорядочение понятий в
классификационной схеме совершается на основе сходства или различия предметов в
существенных признаках. Посредством естественной классификации изучаемые объекты
упорядочиваются с целью выявления и фиксации их закономерных связей и дальнейшего
систематического изучения. К естественной классификации относятся, например,
21 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, биологические систематики
растений и животных, базирующиеся на эволюционной теории, и др.
В искусственной классификации за основу берут один или несколько легко
различимых признаков. Она создается и применяется для решения практических задач, когда
главным является удобство использования и простота. Наиболее распространенные
искусственные классификации это те, которые основаны на алфавитном расположении имен
объектов: алфавитные каталоги в библиотеках, расположение фамилий в различных списках и
т.д. Также к искусственной классификации можно отнести деление звёзд на созвездия.
В каждом школьном предмете вы сталкиваетесь с различными классификациями. В
информатике также существует некоторое количество классификаций. В том числе и
классификация компьютерных объектов. Причём в зависимости от того, какие свойства
объектов выделены, классификации могут быть различны. Здесь мы можем сделать вывод, что
любая классификация компьютерных объектов – искусственная.
Динамика изменения технических параметров компьютеров столь велика, что спустя
некоторое время, возможно, приводимую в различных учебниках классификацию придется
корректировать.
Как и при любой классификации, прежде всего, должно быть выбрано некоторое
основание классификации, по которому производится соответствующая группировка.
Компьютеры могут быть классифицированы по разным признакам, например по
габаритам, по областям применения, по быстродействию, по выполняемым функциям, по
этапам их создания и еще по многим другим параметрам.
Рассмотрите пример классификации компьютерных объектов.
К
К
У
У
о
о
с
с
м
м
т
т
п
п
р
р
ь
ь
о
о
ю
ю
й
й
т
т
с
с
т
т
р
р
н
н
в
в
ы
ы
а
а
е
е
о
о
б
б
ъ
ъ
е
е
к
к
т
т
ы
ы
22
е
е
Задания для закрепления
Выполните задания 3946 в рабочей тетради.
Выполните задание 47 на отельном листе формата А4.
Раздел «Проверь себя» электронного пособия поможет в закреплении материала.
Для проверки своих знаний устно ответьте на вопросы для закрепления. 23 Вопросы для закрепления материала §4
1.Отношение объектов «является разновидностью» связывает:
а) Один объект с другим
б) Подмножество с множеством
в) Одно множество с другим множеством
г) Ничего не связывает
2.Как на схеме разновидностей располагаются подмножества относительно множества?
а) Подмножество выше множества
б) Подмножество ниже множества
в) Подмножество на одном уровне с множеством
г) Все ответы верны
3.Деление множества объектов на классы называется
а) Школой
б) Разновидностью
в) Классификацией
г) Классом
4. Как называется подмножество объектов, имеющих общие признаки?
а) Подуровнем
б) Уровнем
в) Разновидностью
г) Классом
5.Выберите основной признак искусственной классификации.
а) Если в качестве классификации взяты существенные признаки
б) Если в качестве классификации взяты несущественные признаки
в) Оба ответа не верны
г) Оба ответа верны
Заполни схему разновидностей средств передвижения, используемых в реальной жизни и
встречающихся в сказках.
24 С
С
Р
Р
р
е
р
е
д
д
а
а
т
т
л
л
а
а
ь
ь
п
п
н
н
р
р
ы
ы
д
д
е
е
и
и
ж
ж
н
н
я
я
§5
в
в
с
с
е
е
в
в
е
е
е
е
и
и
е
е
Системы объектов. Состав и структура системы. Система и окружающая среда
Изучаемые термины и понятия: система, свойства системы, системный эффект, входы и
выходы системы, «чёрный ящик».
Ранее мы говорили об отдельных объектах и множествах. Причем чаще упоминали
множества, которые являются простым набором элементов. Если же множество элементов
находятся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую
целостность, единство, то такое множество называют системой. Система взаимодействует с
окружающей её средой как единое целое. Части системы называют – компонентами или
элементами системы.
При описании систем используют так называемый системный подход – это когда
называют не просто элементы системы, но и взаимосвязи и зависимости элементов между
собой внутри системы.
Каждая система в целом и каждый элемент в отдельности обладает определёнными
свойствами и функциями. Но у системы есть такие свойства и функции, которыми по
отдельности не обладает ни один её элемент. А когда эти элементы объединены, то у системы
это свойство есть. Такой эффект называется системным эффектом. Например, возьмём
систему под названием «самолёт». Главное свойство самолёта – умение летать. Но в
отдельности ни крыло, ни шасси, ни корпус, ни двигатель не летают. Это и есть системный
эффект. Причём, убери хотя бы один элемент из этой системы, и самолёт не полетит.
В зависимости от структуры (элементный состав и взаимосвязи элементов) и
назначения системы все системы можно разделить на три типа. Это материальные (состоящие
из материи, реально существующие), нематериальные (не состоящие из материи,
придуманные, составленные людьми) и смешанные. Материальные в свою очередь делятся на
природные (созданные природой) и технические (созданные руками человека).
Примеры материальных систем: камень, дерево, комета (природные); компьютер,
самолёт, наушники (технические). К нематериальным системам можно отнести языки
программирования, нотные записи. Смешанные системы включают в себя материальные и
нематериальные элементы. Например, хоккейный клуб, оркестр.
25 Любую систему можно определить набором и признаками её элементов, взаимосвязями
между элементами. Всё это определяет структуру системы. Между одинаковыми объектами
могут быть разные взаимосвязи. И вследствие этого могут быть образованы различные
системы. Примером могут служить алмаз и графит. Молекулы этих веществ состоят из
одного и того же элемента – углерода. Но разное строение молекул определяет различное
состояние этих веществ. Графит – мягкое вещество, а алмаз – самое твёрдое вещество в
природе.
Порядок, в котором объединены элементы, составляющие систему, называют
структурой системы.
С помощью схемы состава можно описать состав и структуру системы. Если в состав
системы входят и другие системы, то первую называют надсистемой, а вторую – подсистемой.
Такие системы называют многоуровневыми. Примерами таких систем могут служить схема
состава нервной системы человека, файловая система диска, схема локальной сети.
В нашей жизни нам нередко встречаются такие объекты, для которых очень сложно
определить, к какой системе они относятся. Связь между элементами найти несложно, а вот
определить, к какой надсистеме они принадлежат, порой бывает затруднительно. Тогда
необходимо найти как можно больше взаимосвязанных элементов и попытаться найти, что же
их объединяет или от чего все эти элементы зависят.
Примерами таких систем могут быть системы «Парк», «Лес», «Транспортная система
города», в которые входит очень большое количество компонентов.
Мы уже говорили выше, что любая система взаимодействует с окружающей средой.
Если мысленно вокруг системы провести границу, то всё, что не вошло в систему влияет на
неё. Также и сама система влияет на то, что в неё не входит. Всё, что не входит в какую либо
систему, называется средой.
Например, человек. На него влияют природные и космические явления, погодные
условия. Сам человек тоже влияет на окружающую его среду, выделяя отходы своей
жизнедеятельности или труда.
26 Поэтому говорят, что среда и система взаимодействуют. Всё, что воздействует из
среды на систему, называется входами системы, а всё то, что воздействует из системы на
среду, называется выходами.
Для некоторых систем список выходов и выходов ограничен, а для многих систем он
бесконечен.
Примеры
Водонагреватель. Служит для подогрева проходящей через него воды.
Входы: электропитание, холодная вода.
Выходы: горячая вода.
Телевизор. Устройство для демонстрации изображения со звуковым сопровождением.
Входы: электропитание, сигналы от внешних устройств, управление от пульта.
Выходы: звук изображение, сигналы на внешние устройства.
Нередко встречаются и такие системы, в которых неизвестен
процесс преобразования и вообще всё, что происходит внутри системы,
но вполне понятны входы и выходы системы. Такие системы получили
название «чёрного ящика». Когда мы читаем какуюнибудь инструкцию
к устройству, прибору или механизму, то мы узнаём, что нужно сделать
на входе, чтобы получить результат на выходе. Например, любой
автолюбитель должен знать, как завести автомобиль и заполнить бак
бензином, чтобы машина могла поехать, но нет необходимости в подробностях знать, как
устроены механизмы внутри неё, чтобы вести. При любой поломке или проблемах с
автомобилем можно обратиться в специальную сервисную службу. Также с компьютером. Все
пользователи компьютера знают, как он включается, как напечатать текст или запустить
нужную ему программу. Но не каждый пользователь сможет собрать или отремонтировать
компьютер, так как не знаком с его внутренним устройством и принципами работы.
Задания для закрепления
Выполните задания 4856 в рабочей тетради.
Раздел «Проверь себя» электронного пособия поможет в закреплении материала.
Определите принцип преобразования информации
Ответ: О
Утром – завтрак (З)
Днем – обед (О)
Вечером – ужин (У)
Пример:
УТРО
ДЕНЬ
ВЕЧЕР
1. ДЕД
2.
ОТЧИМ
СЫН
ЗЕМЛЯ
СТОЛ
ОКНО
З
?
У
Б
?
Д
Ж
М
?
Для проверки своих знаний устно ответьте на вопросы для закрепления.
Вопросы для закрепления материала §5
Вопрос 1
Выходы системы – это…
а) совокупность воздействий среды на систему и системы на окружающую среду
27 б) воздействие системы на окружающую среду
в) воздействие среды на систему
Вопрос 2
Входы системы – это…
а) воздействие системы на окружающую среду
б) воздействие среды на систему
в) совокупность воздействий среды на систему и системы на окружающую среду
Вопрос 3
Продолжите предложение "Понятие «Система как «черный ящик» употребляется в том
случае, если…".
Выберите несколько из 3 вариантов ответа:
□ человек не знает, как устроена та или иная система «внутри»
□ система похожа на ящик
□ система не представляет интереса
Вопрос 4
Как взаимодействуют система и объекты окружающей среды?
а) Только система влияет на объекты окружающей среды
б) Только объекты окружающей среды влияют на систему
в) Система и объекты окружающей среды не взаимодействуют друг с другом
г) Система и объекты окружающей среды влияют друг на друга
§6 Персональный компьютер как система
Изучаемые термины и понятия: персональный компьютер, устройства ввода, устройства
вывода, устройства хранения, устройство обработки, интерфейс, пользовательский интерфейс.
Для полноценного функционирования компьютера требуются не только различные
устройства, но и программное обеспечение. Любая программа, составляющая программное
обеспечение компьютера, находится в файле и представляет собой набор команд и данных.
Также и любой файл, созданный пользователем – это набор данных.
То есть любой персональный компьютер – это комплекс аппаратных средств
(устройства), программного обеспечения и информационных ресурсов. Значит, компьютер
можно назвать системой. Ведь все его составляющие взаимосвязаны и обладают общей
функцией – работа с информацией.
28 Устройства ввода, вывода, хранения и обработки объединены в надсистему
«Аппаратное обеспечение», в свою очередь аппаратное обеспечение является подсистемой
для системы «Персональный компьютер».
Аналогично можно определить компоненты, входящие в подсистемы
«Информационные ресурсы» и «Программное обеспечение».
Так как компьютер не может полностью самостоятельно управлять своими ресурсами,
то можно сказать, что он входит в состав системы «Человеккомпьютер».
Чтобы компьютером мог управлять человек, чтобы человек мог полноценно
использовать ресурсы компьютера, чтобы устройства могли связываться друг с другом,
необходимы специальные средства. Комплекс таких средств взаимодействия между
компьютером и человеком называется интерфейсом.
Производители оборудования обеспечивают устройства средствами взаимодействия,
т.е. аппаратным интерфейсом. Аппаратный интерфейс позволяет, например, сканированный
текст сразу направить на принтер для копирования. Или звук из монитора передавать в
наушники или динамики.
Разработчики программного обеспечения снабжают персональный компьютер
средствами взаимодействия между программами. Таким образом, программный интерфейс
позволяет, например, переносить таблицы из программы Excel в программу Word.
Аппаратнопрограммный интерфейс позволяет взаимодействовать программам и
устройствам.
Ну и, наконец, человек взаимодействует с компьютером посредством
пользовательского интерфейса. В операционной системе Windows пользовательский
интерфейс – это комплекс окон (диалоговых, программных, окон документов), значков и
ярлыков, меню (основного, контекстного и др.).
Задания для закрепления
Выполните задания 5760 в рабочей тетради.
Раздел «Проверь себя» электронного пособия поможет в закреплении материала.
Для проверки своих знаний устно ответьте на вопросы для закрепления.
29 Укажите надсистемы и подсистемы для следующих объектов:
Надсистема
Объект
Компьютер
Принтер
Клавиатура
Подсистема
Вопросы для закрепления материала §6
Вопрос 1
Аппаратное обеспечение – это…
а) совокупность всех устройств компьютера. Базовая комплектация содержит следующие
функциональные блоки: системный блок, монитор, клавиатура, мышь
б) набор всех установленных на компьютере программ. На каждом компьютере этот
набор может быть различным. Это зависит от сферы деятельности человека
в) система текстовых, графических, музыкальных, видеофайлов и так далее
Вопрос 2
Программное обеспечение – это…
а) совокупность всех устройств компьютера. Базовая комплектация содержит следующие
функциональные блоки: системный блок, монитор, клавиатура, мышь
б) набор всех установленных на компьютере программ. На каждом компьютере этот
набор может быть различным. Это зависит от сферы деятельности человека
в) система текстовых, графических, музыкальных, видеофайлов и так далее
Вопрос 3
Аппаратнопрограммный интерфейс – это…
а) способы взаимодействия программ между собой (их совместимости), а также
программного обеспечения и информационных ресурсов
б) способы взаимодействия аппаратного и программного обеспечения компьютера
в) способы, с помощью которых человек взаимодействует с компьютером
г) способы взаимодействия устройств компьютера между собой
Вопрос 4
Информационные ресурсы – это…
а) совокупность всех устройств компьютера. Базовая комплектация содержит следующие
функциональные блоки: системный блок, монитор, клавиатура, мышь
б) набор всех установленных на компьютере программ. На каждом компьютере этот
набор может быть различным. Это зависит от сферы деятельности человека
в) система текстовых, графических, музыкальных, видеофайлов и так далее
Вопрос 5
Программный интерфейс – это…
а) способы взаимодействия устройств компьютера между собой
б) способы, с помощью которых человек взаимодействует с компьютером
в) способы взаимодействия аппаратного и программного обеспечения компьютера
г) способы взаимодействия программ между собой (их совместимости), а также
программного обеспечения и информационных ресурсов
30 Вопрос 6
Продолжите предложение "Интерфейс делится на…"
а) аппаратный, программный, пользовательский и аппаратнопользовательский
б) аппаратный, программный, аппаратнопрограммный и информационный
в) аппаратный, программный, аппаратнопрограммный и пользовательский
Вопрос 7
Продолжите фразу "Пользовательский интерфейс можно разделить на…"
а) на текстовый, видеоинтерфейс и графический
б) текстовый, речевой и графический
в) на текстовый, смешанный и графический
Вопрос 8
Пользовательский интерфейс – это…
а) способы взаимодействия программ между собой (их совместимости), а также
программного обеспечения и информационных ресурсов
б) способы взаимодействия аппаратного и программного обеспечения компьютера
в) способ, с помощью которого человек взаимодействует с компьютером
г) способы взаимодействия устройств компьютера между собой
Вопрос 9
Продолжите фразу "Система «Персональный компьютер» является …"
а) как надсистемой, так и подсистемой
б) надсистемой
в) подсистемой
Вопрос 10
Аппаратный интерфейс – это…
а) способы взаимодействия аппаратного и программного обеспечения компьютера
б) способы взаимодействия устройств компьютера между собой
в) способы, с помощью которых человек взаимодействует с компьютером
г) способы, с помощью которых человек взаимодействует с компьютером
31 §7 Способы познания окружающего мира
Изучаемые термины и понятия: ощущение, восприятие, представление, мышление,
понятие, суждение, умозаключение.
Наша жизнь – это и есть познание в
чистом виде, ведь родившись и до
последнего вздоха, человек постоянно
делает для себя открытия. Познание
окружающего мира в действительности это
отображение этого мира в нашем сознании.
Но исследование самого себя также
представляет некий процесс познания, не
менее глобальный, чем познание мира.
Субъектом или познающим лицом,
всегда является человек, как индивидуум, либо общество в целом. Однако полноценное
познание окружающего мира человеком невозможно без нахождения в обществе.
Способы познания окружающего мира изучает наука гносеология.
Методы познания окружающего мира передаются из поколения в поколения в виде
книг, карт, рисунков, схем и открытие одного человека никогда не является его личным
достоянием на 100 %. Он – сын своего времени и черпал знания из источников предков.
Открытие никогда не появляется само по себе не из чего.
Главный инструмент для познавательной деятельности – это практика.
диалектизм позволяет подойти к вопросу с точки зрения развития
человечества и использовать законы, теории, принципы;
история – позволяет взглянуть на вопрос с высоты исторического опыта, в
познаваемость – это главный принцип без которого познание невозможно, ибо
он представляет собой саму позицию того, что мир познать возможно;
объективизм – это возможность видеть предмет бесстрашно, вне зависимости
от воли и чувств, таким, каким он есть в реальном мире;
творчество – умение художественного отображения реального мира;
конкретика – возможность рассматривать проблему индивидуально, ограждено.
Совершенно иным и непохожим на мышление является процесс познания окружающего
мира с помощью сенсорных чувств. Мы не можем познать законы мироздания с помощью носа
или ушей, однако именно наши органы осязания дают нам возможность отражать
наружные качества мира.
процессе развития;
Каждый сенсорный орган отвечает и воспринимает по
отдельности, но мозг дает целостную картинку. Более того,
благодаря этому, мы имеем возможность не чувствуя сейчас, в
будущем воспроизвести те былые чувства.
Однако на одну и ту же вещь, обладая теми же сенсорными
органами, мы смотрим поразному. Художник, увидев стог сена,
восхитится тонами и красками,
мягкостью,
вдохновившись, тут же возьмется за кисть, а сельский мужик вмиг
ароматом,
прикинет, насколько хватит скоту этого сена. Все зависит от нашего восприятия мира.
Кроме того, мы познаем и чувствуем то, чего на данный момент перед нами нет.
Именно на познании и умении воспроизводить, и строятся человеческие ассоциации.
32 Роль познания окружающего мира в поведении человека невозможно переоценить. Все
люди, в какой бы закрытой среде они не воспитывались, рано или поздно сталкиваются с
другими людьми, познают окружающий мир, и все это влияет на их воспитание и поведение.
Познание мира относится к социальной потребности индивида, и получило название
ориентировочной потребности. Все живые организмы используют органы чувств, которые
помогают им ориентироваться в пространстве. Такие внешние раздражители, как звук, цвет,
запах, форма позволяют создать определенное отношение к окружающему миру и выбрать по
отношению к нему определенную форму поведения, позволяющую достичь цели и избежать
вредных воздействий. Таким образом организм получает наилучшие условия для сохранения
внутреннего равновесия в самом широком смысле этого слова.
Человек, в отличие от других живых организмов, обладает высокоразвитым
интеллектом. В своих познаниях мира он использует присущие ему возможности
абстрактного и образного мышления, поэтапного предвидения ситуации, индивидуального
планирования и организации своей деятельности. Этим в определенной степени
обеспечивается его независимость от внешней среды обитания, возможность преобразования
различных сред и приспособления их к собственным потребностям.
Ощущение это отражение отдельных
чувственно воспринимаемых свойств предметов
материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и
т.д. Восприятие представляет собой целостный
образ предмета, непосредственно воздействующего
на органы чувств. Например, образ орудия
преступления, места совершения преступления,
конкретного человека и т.д. Представление это
сохранившийся в сознании чувственный образ
предмета, который воспринимался раньше. Если
ощущение и восприятие возникают лишь в результате
непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется в
сознании тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о
человеке, с которым приходилось встречаться раньше. Чувственное познание, таким образом,
дает нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно
эмоционально ярко, многогранно, но редко позволяет познать объект более глубоко, в его
существенных признаках и качестве.
Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается
опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов
чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.
Абстрактное мышление имеет несколько форм и этими формами являются понятия,
суждения и умозаключения.
Понятие – это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в
одном или нескольких существенных признаках.
В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами.
Например, «конь», «трактор» или «работник научноисследовательского института»,
«разрывная пуля» и др.
Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об
окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают
простыми и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух
простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел,
перрон опустел». Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.
33 Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких
суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.
Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над
другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются
посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.
Пример суждения.
Все деревья – растения.
Клен – дерево.
Клен – растение.
Понятие, суждение и умозаключение – это категории, которые немыслимы без
привязки к повседневной жизни и деятельности человека. Они проходят проверку только на
практике. Практика – это ежедневная общественная, материальная, производственная и
прочая деятельность человека в определенных условиях. Она может быть в области политики,
права, промышленности, сельского хозяйства и т. д. Иными словами, практика – это проверка
теоретических знаний с точки зрения их применимости в реальном мире.
Истина – знание, адекватно отражающее в сознании человека явления и процессы
окружающего мира.
Кроме абстрактного мышления, истину могут предоставить и ощущения, и восприятие,
и представление, но их уровня познания зачастую недостаточно. Абстрактное мышление,
таким образом, дает нам возможность постичь более глубокие слои истины.
Абстрактное мышление – это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий
познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и
совершить открытие.
Любое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Двух значений
одновременно у суждения быть не может. Если в предложении невозможно определить,
истинно оно или ложно, значит, данное предложение не является суждением. Так
вопросительные и побудительные предложения никогда нельзя назвать суждениями.
Задания для закрепления
Выполните задания 6173 в рабочей тетради.
Раздел «Проверь себя» электронного пособия поможет в закреплении материала.
Для проверки своих знаний устно ответьте на вопросы для закрепления.
Вопросы для закрепления материала §7
Вопрос 1
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
а) Отдельное свойство объекта окружающего мира вызывает у нас:
б) Целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств,
это:
в) Чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого
ранее, это:
1) Представление
2) Ощущение
3) Восприятие
34 Вопрос 2
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
Две формы получения знаний о реальной действительности, это:
□ Чувственное познание
□ Представление
□ Мышление
□ Логическое познание
Вопрос 3
Форма мышления, в которой чтолибо утверждается или отрицается об объектах и их
признаках, это: …..
Вопрос 4
Когда Алла, Катя и Люда спросили, какие оценки они получили за контрольную по
математике, то учитель ответил: "Попробуйте догадаться сами, а я вам скажу, что в классе
двоек нет, и у вас троих три разные оценки, причем у Аллы не "3" , у Люды не "3" и не "5" .
Какую оценку получила каждая из трех учениц?
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
а) Катя
б) Люда
в) Алла
1) Оценка "2"
2) Оценка "3"
3) Оценка "4"
4) Оценка "5"
Вопрос 5
Информация для человека это:
а) Целостное отражения объекта
б) Форма мышления
в) Познание реальной действительности
г) Знания, которые человек получает из различных источников
35 §8 Понятие как форма мышления. Как образуются понятия
Изучаемые термины и понятия: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение,
определение понятия.
Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они
друг от друга отличаются. Все то, что так или иначе характеризует предмет, позволяет
рассматривать его именно как данный, а не иной предмет, служит для человека его признаком
(т. е. показателем, приметой, средством признания предмета).
Признаки предмета могут носить самый разнообразный характер. Они могут быть
общими и единичными, существенными и несущественными, необходимыми и случайными. В
основе понятий лежат общие, существенные и необходимые признаки. Понятие носит
предметный характер, т. е. отражает конкретно существующие в материальной или духовной
деятельности людей вещи, процессы, явления, их свойства, связи и отношения. В то же время
понятия обладают относительной самостоятельностью. Предмет может исчезнуть, а понятие
его – сохраниться и передаваться от поколения к поколению. С изменением человеческой
деятельность появляются новые понятия.
Понятия закрепляются и выражаются в словах и словосочетаниях. Единство понятия и
слова не означает их полного совпадения. Понятия однозначны, а слова имеют нередко
множество значений. В любом языке существуют омонимы и синонимы. Омонимы – это слова,
совпадающие по звучанию и по форме, но выражающие различные понятия (напр., слово
«коса» обозначает прядь волос, узкую полоску суши, инструмент для срезания травы и т. п.).
Синонимы – слова, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию (напр.,
родина и отечество, хворь и болезнь, юридическая наука – правоведение и т. д.).
В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами.
Понятия служат одним из важнейших способов духовного освоения человеком мира.
Они выполняют две основные функции.
Первая – познавательная. Понятие образуется в результате выявления наиболее общих
свойств предметов, т. е. уже в процессе своего формирования понятия помогают постигать
общие свойства предметов, а значит, познавать их сущность. Понятия служат средством
дальнейшего познания человеком мира при помощи логической операции подведения
предмета под понятие. Напр., понятие «вещество» образовалось в результате выделения
общих свойств предметов окружающего мира. В дальнейшем оно распространялось на новые
явления, позволяя выделять в них уже известные человеку свойства.
Вторая – коммуникативная, заключающаяся в том, что понятие является средством
общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе
общения, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется
социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений.
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Анализ — мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков
объекта.
Синтез — мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков,
полученных в процессе анализа.
Так, ребёнок, «разбирающий» игрушку, проводит своеобразный анализ (ему интересно,
как устроена игрушка); ребёнок, собирающий игрушку из её частей, проводит своеобразный
синтез.
Сравнение — мысленное установление сходства или различия объектов по
существенным или несущественным признакам.
«Все познается в сравнении» — гласит народная мудрость.
36 Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечения от
других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение — мысленное объединение однородных объектов.
Совокупность объектов, выделенных по какомулибо признаку, называют классом.
Примеры: класс носителей информации, класс устройств ввода информации, класс растений и
пр.
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными
логическими приёмами формирования понятий.
Для выделения отдельных признаков требуется произвести анализ, то есть мысленно
расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить
обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его
признаков в единое целое.
Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от
которых в любом предмете очень много. Этому
несущественных признаков,
способствует сравнение или сопоставление предметов.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств,
отношений), присущих классу однородных объектов.
Любое понятие можно составить если сначала записать родовое понятие, а затем
присоединить к нему видовое отличие.
Например, квадрат – это прямоугольник (родовое понятие), у которого все стороны
равны (видовое отличие).
Задания для закрепления
Выполните задания 7482 в рабочей тетради.
Раздел «Проверь себя» электронного пособия поможет в закреплении материала.
Отгадайте несколько загадок, используя мыслительные операции.
Это кто то тут, то там
тускло светит по ночам?
Словно горстка звезд с небес,
опустилась ночью в лес.
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий непременно
найдет иголку в стоге сена.
Для проверки своих знаний устно ответьте на вопросы для закрепления.
Вопросы для закрепления материала §8
Вопрос 1
В понятии отражается совокупность … признаков объекта или класса
однородных объектов.
1. Всех
37 2. Существенных
3. Несущественных
Вопрос 2
Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других – это …
1. Анализ
2. Синтез
3. Сравнение
4. Абстрагирование
5. Обобщение
Вопрос 3
Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных
в процессе анализа – это …
1. Анализ
2. Синтез
3. Сравнение
4. Абстрагирование
5. Обобщение
Вопрос 4
Мысленное установление сходства или различия объектов по какимлибо признакам –
это …
1. Анализ
2. Синтез
3. Сравнение
4. Абстрагирование
5. Обобщение
Вопрос 5
Все существенные признаки объекта, отраженные в понятии – это …
1. Объем понятия
2. Содержание понятия
3. Определение понятия
38 Оглавление
§1 Объекты окружающего мира.......................................................................4
§2 Компьютерные объекты...............................................................................7
§3 Отношения объектов и их множеств. Отношения между множествами.
Отношение «входит в состав»..................................................................................14
§4 Разновидности объектов и их классификация. Классификация
компьютерных объектов............................................................................................21
§5 Системы объектов. Состав и структура системы. Система и
окружающая среда.....................................................................................................25
§6 Персональный компьютер как система.....................................................28
§7 Способы познания окружающего мира.....................................................32
§8 Понятие как форма мышления. Как образуются понятия......................36
39
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Справочное пособие по информатике 6 класс "Объекты и системы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.