Автор Водопьянова Т.М.
Содержание
I. Виды музыки
II. Средства музыкальной выразительности
III. Жанры
IV. Драматургия музыкального произведения
V. Зарубежная музыка
VI. Русская музыка
VII. VII. Как писать сравнительный анализ живописного и музыкального произведения?
VIII. Приложение
I. Виды музыки:
По способу исполнения
Вокальная, хоровая
Инструментальная музыка — музыка которая, в отличие от песенной, исполненяется без слов. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.
Камерная музыка - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения. Симфоническая музыка.
По содержанию –
Легкая, серьезная
По художественному стилю
Античный - до нашей эры
Средневековый(появляется полифония с 11 и до 18 века. Полифония – вид многоголосия (фуга, канон - полифонические жанры)
Барокко, классический, романтический, импрессионизм , модерн, современный
II. Средства музыкальной выразительности
Мелодия одноголосно изложенная музыкальная мысль, ряд звуков разной высоты, организованный ритмически.
Лад – звуковысотная система, где каждая ступень – на своём уровне. Лад определяет окраску мелодии. Самые известные лады – мажор и минор. Контрастное сопоставление этих ладов можно услышать в пьесе для фортепиано Бетховена «Весёлая. Грустная».
Ритм- соотношение длительностей звуков в их последовательности
Темп – скорость движения музыки:
медленный
спокойный
оживлённый
быстрый
Тембр - окраска звучания инструментов или голоса
Регистр - высота
Динамика - громкость (форте, пиано)
Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (.doc)
Справочные материалы по музыке - копия.doc
1
«Справочные материалы по музыке»
Автор Водопьянова Т.М.
Содержание
I.
II.
Виды музыки
Средства музыкальной выразительности
III. Жанры
IV.
Драматургия музыкального произведения
V.
Зарубежная музыка
VI.
Русская музыка
VII. VII. Как писать сравнительный анализ живописного и музыкального произведения?
VIII. Приложение
I. Виды музыки:
По способу исполнения
Вокальная, хоровая 2
Инструментальная музыка — музыка которая, в отличие от песенной, исполненяется
без слов. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.
Камерная музыка инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава
исполнителей: сольные сочинения. Симфоническая музыка.
По содержанию –
Легкая, серьезная
По художественному стилю
Античный до нашей эры
Средневековый(появляется полифония с 11 и до 18 века. Полифония – вид многоголосия
(фуга, канон полифонические жанры)
Барокко, классический, романтический, импрессионизм , модерн, современный
II. Средства музыкальной выразительности
Мелодия одноголосно изложенная музыкальная мысль, ряд звуков разной высоты,
организованный ритмически.
Лад – звуковысотная система, где каждая ступень – на своём уровне. Лад определяет
окраску мелодии. Самые известные лады – мажор и минор. Контрастное сопоставление
этих ладов можно услышать в пьесе для фортепиано Бетховена «Весёлая. Грустная».
Ритм соотношение длительностей звуков в их последовательности
Темп – скорость движения музыки:
медленный
спокойный
оживлённый
быстрый
Тембр окраска звучания инструментов или голоса 3
Регистр высота
Динамика громкость (форте, пиано)
Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле:
воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки,
основой музыкального мышления и общения.
Форма план музыкального произведения.
Простые формы
1 частная
2 частная
3 частная
Циклические формы
Вариации ( А.,А1, А2, А3…) это музыкальная форма, основанная на теме и её вариациях
Рондо (АВАСАDА…) Рондо – Французская хороводная песня – танец. Рефрен один,
запевы меняются.
Сонатная форма
Соната музыкальное произведение для одного – двух инструментов. Например: соната
для скрипки с фортепиано.
Строение I части сонаты, симфонии, увертюры, квартета.
Вступление.
Первый раздел сонатной формы – Экспозиция. Экспозиция – это показ тем. Как правило,
две основные темы. Часто они контрастны между собой, что и определяет дальнейшее
развитие произведения. Экспозиция состоит из 4 тем: главная, связующая, побочная и
заключительная. Смысловая нагрузка ложится именно на главную и побочную партии.
Разработка (строится на мотивах экспозиции).
Реприза (повторение тем экспозиции с изменениями). 4
Кода (эпилог, послесловие). Симфония – музыкальное произведение для симфонического
оркестра. Состоит из четырёх частей: Быстрая, Медленная, Весёлая, Торжественная.
III.
Жанры:
Вокальные жанры
Разновидности произведений(от франц. – вид). Каждому жанру присущи характерные
средства музыкальной выразительности.
Песня – это форма вокальной музыки. В песне важны слова и мелодия.
Вокализ – пение без слов
Романс жанр вокальной музыки; Музыкально поэтическое произведение для голоса с
сопровождением гитары.
Баллада Песня или пьеса повествовательного характера с драматическим и лирическим
содержанием
Опера (от итал. букв. – труд, сочинение)– жанр вокального музыкальнодраматического
искусства, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Примеры: М.
Глинка «Иван Сусанин», Ж. Бизе «Кармен», М. Мусоргский «Борис Годунов».
(Оперный словарь: Увертюра, ария, каватина, речитатив, либретто, лейтмотив яркая,
образная мелодическая тема. Лейтмотив изменяется по мере развития образа).
Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора,
солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного
Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты —
оо
б льшими размерами и разветвлённостью сюжета. 5
Кантата многочастное вокально симфоническое произведение торжественного или
повествовательноэпического характера (термин “кантата” происходит от итальянского
cantare — петь)
(Типы вокальных диапазонов:
Бас самый низкий мужской голос.
Баритон средний мужской голос.
Дискант высокий голос мальчика.
Альт – низкий женский голос.
Сопрано – высокий женский голос.
Колоратурное, Лирическое, Драматическое)
Инструментальные жанры
Танец вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа –
движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших
проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои национальные
традиции танца.
Русские пляска, хоровод
Украинский гопак
Грузинский лезгинка
Польские полнез, мазурка
Чешский полька
Итальянский тарантелла
Американский кантри 6
Балет вид синтетического музыкальнотеатрального искусства, сочетающего
драматургию, музыку, хореографию и изобразительное искусство, вид сценического
искусства, содержание которого раскрывается в танцевальномузыкальных образах.
(Словарь балета: Вступление, вариация, адажио ,п а де де, па де труа, кордебалет,
фуэте, арбесек)
Марш Музыка, сопровождающая движения людей. Торжественные марши звучат – во
время народных праздников и парадов.
Военностроевые, походные мы слышим– когда марширует войсковая часть или другая
организационная колонна людей.
Спортивные марши звучат– на физкультурных парадах и соревнованиях.
Траурные марши исполняются– в скорбные дни похорон.
Поэтому марши бывают торжественные, военностроевые, походные, спортивные,
похоронные.
Камерные
Пьеса – музыкальное произведение небольшого размера:
Музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и баллады, транскрипции для фортепиано
оркестровых сочинений и песни без слов, фантазии, рапсодии, сюиты, концертино.
Соната произведение для одного или двух произведений в нескольких частях. Первая
часть, как правило, сонатная форма.
Симфонические жанры
Симфония произведение для симфонического оркестра в нескольких частях. Первая
часть, как правило, сонатная форма.
Концерт с оркестром. Особый жанр инструментальной музыки, где виртуозные
особенности фортепиано или других инструментов выступают с особой яркостью.
Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило,
оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какоголибо представления — оперы,
балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто
принадлежащее к программной музыке. 7
Квартет – ансамбль из четырёх человек
Квинтет – ансамбль из пяти человек.
IV.Драматургия музыкального произведения
Музыкальная драматургия – это
процесс развития музыкального произведения.
Музыкальная мысль, развиваясь посредством изменения средств музыкальной
выразительности, и образует динамику музыкального звучания, называемую музыкальной
драматургией. Драматургия – это воплощение идеи, замысла композитора в музыкальном
произведении через развитие одного или нескольких музыкальных образов. Различают два
типа драматургии: конфликтная драматургия и драматургия сопоставлений (например,
Бетховен увертюра «Эгмонт» и Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила») Одними из
наиболее распространённых способов развития музыки являются: повторение,
варьирование,
определяющий
Музыкальный сценарий,
секвенция,
имитация.
взаимоотношения образов в произведении
Музыкальный образ – это мысли и чувства композитора, выраженные в звуках. Они бывают
лирическими, драматическими, эпическими и т.д. Воображаемые картины окружающего и внутреннего
мира человека, созданные средствами музыкальной выразительности.(«Утро»,
«В пещере горного короля»Э. Григ.«Грустный вальс» Я. Сибелиус.)
Программная музыка – это музыка, которая имеет конкретное содержание. Такие
произведения имеют определённый заголовок или литературное предисловие (эпиграф),
созданное или избранное самим композитором.
Пример: Бетховен увертюра к драме Гете «Эгмонт».
Вступление. Испанцы. Народ.
Экспозиция. Эгмонт. Клерхен.
Разработка. Испанцы. Клерхен.
Реприза. Клерхен. Смерть Эгмонта.
Кода. Победа восставшего народа. 8
V. Зарубежная музыка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Иоганн Себастиан Бах 2.Антонио Вивальди. 3.Йозеф Гайдн
4.Вольфганг Амадей Моцарт 5. Людвиг Ван Бетховен.
6. Франц Шуберт.7. Фредерик Шопен. 8. Эдвард Григ.
9. Ференц Лист.10. Никколо Паганини.11. Жорж Бизе.
12. Джузеппе Верди. 13. Камилл Сен – Санс.
14. Клод Дебюсси.15. Морис Равель.16. Джорж Гершвин.
17.Эндрю Лойд Уеббер
1
2
Шутка
Токката и фуга
И.С.Бах
И.С.Бах
Танцевальная сюита
Органное произведение 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
9
И.С.Бах
.Л.Вивальди
Прелюдия
№ 1
« Времена года»
11.
Полиф. пьеса для клавесина
Концерт для скрипки с
оркестром
Пассакалья
Г.Ф. Гендель
Инструментальная сюита
« Орфей и Эвридика»
Мелодия
« Прощальная
симфония»
« Маленькая ночная
серенада»
«Реквием»
« Турецкое рондо»
Симфония № 40
«Элизе»
Соната № 14
« Лунная»
«Симфония № 5»
«Эгмонт»
« Аве,Мария»
« Лесной царь»
Полонезы2, вальсы 7,
мазурки, этюды 12
« Пер Гюнт»:
« Утро»,
«В пещере горного
короля», Танец
Анитры
Каприс № 24,
« Трели Дьявола»
« Карнавал
животных»:
« Лебедь»,
« Аквариум»
« Кармен»
«Риголетто»,
« Травиата»,
К.В.Глюк
опера
Й.Гайдн
симфония
В.А.Моцарт
Программная музыка
В.А.Моцарт
В.А.Моцарт
В.А.Моцарт
Л.В.Бетховен
Л.В Бетховен
Л.В Бетховен
Л.В Бетховен
Ф. Шуберт
Ф. Шуберт
Ф.Шопен
Заупокойная месса
Рондо, финал сонаты
симфония
пьеса
соната
симфония
увертюра
песня
баллада
Инструментальные пьесы
Э.Григ
Программная музыка
Н.Паганини
Пьесы для скрипки
К.Сен Санс
Программная музыка
Ж.Бизе
Дж. Верди
опера
оперы « Аида»
10
Венгерская рапсодия
Ф. Лист
Рапсодия. Программная
№ 2
Этюды, транскрипции,
Ф. Лист
музыка
Инструментальные пьесы
24
25
26
27
28
29
« Грезы любви»
« Болеро»
« Лунный свет», Шаги
на снегу»
«Порги и Бесс»
Голубая рапсодия
« Иисус Христос –
суперзвезда»
М.Равель
К.Дебюсси
Д.Гершвин
Д.Гершвин
Л.Уеббер
Симфоническая поэма
Прелюдии для ф но
опера
Рапсодия в стиле блюз
Рок опера
VI. Русская музыка
1Михаил Иванович Глинка.2.Александр Порфирьевич Бородин.3.Модест Петрович
Мусоргский.4.Николай Андреевич Римский Корсаков.5.Петр Ильич
Чайковский.6.АлександрНиколаевич Скрябин.7.Сергей Васильевич Рахманинов.8.Игорь
Федорович Стравинский 9.ДмитрийДмитриевич Шостакович.10.Сергей Сергеевич
Прокофьев.11.Дмитрия Борисович Кабалевский.12. Георгий Васильевия Свиридов 11
13.Валерий Александрович Гаврилин.14 Родион Константинович Щедрин.15Арам Ильич
Хачатурян
№ Название
Автор музыки
жанр
1
2
3
4
5
6
7
8
Гимн России
Ан. Александров
Гимн, торжественная
песня
« Иван Сусанин»,
М.И. Глинка
опера
« Руслан и Людмила»
«Жаворонок»,
« Я помню чудное мгновенье»,
«Венецианская ночь»
« Князь Игорь»
«Богатырская симфония»
М.И. Глинка
Романс
А.П.Бородин
А.П.Бородин
опера
симфония
« Борис Годунов», «Хованщина»
М.П.Мусоргский
опера
« Картинки с выставки»
М.П.Мусоргский
Программная музыка
« Снегурочка»,
Н.А.Римский
оперы
Корсаков
« Садко»,
« Золотой петушок»,
« Сказка о царе Салтане»
9
« Шехерезада»
Н.А.Римский
Программная музыка
10
“Щелкунчик”
“Лебединое озеро”
“Спящая красавица”
11
« Евгений Онегин»,
« Пиковая дама»
Корсаков
П.И.Чайковский
П.И.Чайковский
П.И.Чайковский
П.И.Чайковский
балет
балет
балет
опера 12
12
« Ромео и Джульетта»
увертюра
П.И.Чайковский
13
1 концерт
П.И.Чайковский
Фортепианный
концерт
14
2 концерт
С.В.Рахманинов
Фортепианный
15
« Вокализ»,
С.В.Рахманинов
« Весенние воды»,
« Островок»
концерт
Вокализ
романсы
16
17
18
19
20
21
21
22
« Поэма огня. Прометей»
А.Н.Скрябин
Программная музыка
Прелюдия № 12 . «Буревестник»
А.Н.Скрябин
Фортепианный этюд
«Петрушка», «Весна священная»
И.Стравинский
« Война и мир»
« Александр Невский»
« Золушка»,
« Ромео и Джульетта»
С.С.Прокофьев
С.С.Прокофьев
С.С.Прокофьев
балеты
опера
кантата
балеты
Симфония № 7. «Ленинградская»
Д.Д.Шостакович
симфония
«Музыкальные иллюстрации к
повести А.Пушкина
« Метель»
Г.В.Свиридов
Программная музыка
23
«Поет зима, аукает»
Г.В.Свиридов
кантата
VII. Как писать сравнительный анализ живописного и музыкального
произведения? 13
Описать содержание: например, музыка рассказывает о весне или о каком либо
событии, человеке.
Нужно обратить внимание на особенности изображения на картине, на композицию, т.е.
расположение, смысловой центр.
Посмотреть, что происходит, в каком темпе, слышны ли конкретные звуки, голоса.
Настроение в картине передается через характер линий, плавных или ломанный, через
энергию штриха или мазка. Они определяют ритмический рисунок и характер
мелодической линии.
Возможно, что в картине можно услышать признаки песенности, танцевальности или
маршевости. Очень важен цвет:
Красный – тревога, героика, возбуждении.
Оранжевый – радость.
Желтый – солнце, энергия.
Зеленый – цвет природы, жизни.
Голубой – цвет мечты, духовного начала.
Синий – глубина мысли, чувства, моря
Фиолетовый – сумерки, тайна, загадка. Белый начало начал, чистота, ангел, снег.
Черный цвет конца, бездны.
Розовый –наив, Барби.
Серый – тоска.
Коричневый – печаль.
Золотой и серебряный цвета Бога, космоса, Вечности.
Нужно определить главные тона. Теплые, холодные. Их взаимоотношения контраст,
дополнение, как бежевый и оттенки коричневого. 14
Будьте внимательны в подборе инструментов. Он зависит от национальной окраски в
произведении (Россия – гусли, балалайка, Западные страны – симфонический оркестр,
орган, если собор).
Век, эпоха тоже накладывают отпечаток – так электрическая гитара соотносится с XX
веком, синтезатор иллюстрирует комические или подводные композиции, а орган
звучит там, где картина повествует о чем то старинном, возвышенном. Литавры
воспринимаются, как удары сабель. Флейта, гобой используются в музыке природы
Фортепиано, скрипка, это как бы «лирический герой».
Обобщите, сделайте выводы: что же здесь было самым главным?
VIII.Симфонический оркестр
Струнносмычковая группа:
скрипка, альт,
виолончель, контрабас
Духовая деревянная группа:
флейта гобой,
кларнет, фагот
Ударная группа:
малый и большой барабаны,
треугольник, литавры, ксилофон, маракасы
Духовая медная группа: труба, тромбон, валторна, туба.
Приложение 15
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Справочные материалы по музыке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.