Спряжение глаголов
конспект урока русского языка
4 «В» класс
Учитель: Музаева Яна Ясоновна
Тема: « Спряжение глаголов»
Цель: развивать умение определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
Задачи: учить определять спряжение глаголов по алгоритму, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа, развивать память и образное мышление детей, воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету, закрепить умение отличать глаголы от других частей речи, развитие культуры речи, закрепить правила написания глаголов.
Методы и формы: слово учителя, фронтальная работа, работа в группах, языковой анализ, упражнение, индивидуальная самостоятельная работа, самоконтроль.
Оформление доски: число, классная работа, карточки: пить, лить, вить, окончания глаголов; словарные слова.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, «схема»-алгоритм определения спряжения и правописания личных окончаний глаголов, карточки: пить, лить, вить, окончания глаголов, опорный конспект.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Приветствие учеников, учителей и гостей.
2 Актуализация знаний
Он энергичен, многолик.
Глагол,
Он действовать привык.
Необходим он – Вот в чём соль.
Я говорю ему:
Глаголь!
- Как автор характеризует слова-глаголы?
- Объясните разницу между словами «глагол» и «глаголь».
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с особенностями глаголов, сделаем ещё одно открытие в мире глаголов. Но сначала давайте поговорим. Что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Какие постоянные признаки глаголов мы знаем?
- Как изменяется глагол?
- Что называется спряжением глаголов?
- Какого спряжения бывают глаголы?
- какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?
- Глагол – одна из самых больших частей речи в русском языке. Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.
- Вот что такое глагол!
3.словарная работа.
- Итак, поработаем со словарными словами. Пишем: словарь:
- На доске записаны слова. Давайте раскроем транскрипцию и докажем написание окончаний. Как будем действовать?
начальная форма |
спряжение |
изменённое слово |
|
богате[и]шь |
богатеть |
1 |
богатеешь |
готов[и]шь |
готовить |
2 |
готовишь |
рису[и]шь |
рисовать |
1 |
рисуешь |
изобража[и]шь |
изображать |
1 |
изображаешь |
команду[и]шь |
командовать |
1 |
командуешь |
- Как правильно написать окончание у глаголов?
- Выделите орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова».
- Записываем предложение:
Капитан готовится принять командование кораблём.
1.Какие слова встретились с орфограммой «Непроверяемый безударный гласный в корне слова»?
2.Разберите предложение по членам предложения.
3.Устно сделаем синтаксический анализ предложения.
4. Тема урока.
1.Докажите, что слово «готовится» является глаголом. (обозначает действие, начальная форма (что делать?) готовить, постоянные признаки: несовершенный вид, 2 спряжение, непостоянные признаки: 3 лицо, ед. число, в предложении является сказуемым)
2.- Скажите, что необходимо сделать, чтобы определить спряжение у глаголов?
- Какой алгоритм определения правильного написания личных окончаний у глаголов надо применить?
- Какие слова исключения мы знаем?
3.Проверим, как вы это запомнили и можете применить. Показываем карточку с правильным спряжением:
Работаешь 2, сеять 2, строить 2, пахать 1, бриться 1, носить 2, знать 1, гнать 2, слышать 2, пилить 2.
- Кто запомнил, какие слова исключения прозвучали?
4.- Скажите, слова пить, вить, лить – это глаголы спряжения или нет и почему вы так думаете?
- Проспрягаем эти слова устно.
Единственное число |
Множественное число |
|
1 лицо |
Пью, вью, лью |
Пьём, вьём, льём |
2 лицо |
Пьёшь, вьёшь, льёшь |
Пьёте, льёте, вьёте |
З лицо |
Пьёт, вьёт, льёшь |
Пьют, льют, вьют |
- Так какое же это спряжение?
- Как же не ошибиться при определении спряжения?
- Что необходимо обязательно сделать? (проспрягать, последить за окончанием, проверить себя)
5.Работа с учебником.
Стр. 33 рубрика «Обрати внимание: это важно знать» читаем
Стр. 33 упр. 2
- Прочитайте задание.
- Что необходимо выписать?
- Выписываем.
(ловить 2, зависеть2, говорить 2, заснуть1, отвечать 2)
6. Закрепление
Стр. 33 упр. 3 в парах устно обсудите, что не правильно сделано в упражнении.
1. Выучить н.ф. выучить)
2. Держит 2 спряжение исключение)
3. Проверим 2 спряжение)
4. Лечить 2 спряжение лечат)
***Карточки с индивидуальным задание***
7. Итог урока.
Чтобы подвести итог урока предлагаю вам вспомнить, что говорили о глаголе, что повторяли о нём, что узнали нового и ответить на вопросы.
Отвечаем только ДА или НЕТ
1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Да
2. Вид глагола – постоянный признак глагола? Да
3. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос Что делать? Нет
4. В предложении глагол является сказуемым? Да
5. Определить спряжение глагола помогает окончание? Да
- Молодцы! Подошёл к концу наш урок. Мне хочется, чтобы вы в этом непростом мире людей были такими же как глагол в мире частей речи: живыми, активными, здоровыми, в постоянном действии и движении.
- А дома подумайте, над чем лично вам нужно поработать, чтобы писать более грамотно.
- Домашнее задание: стр. 33-34 упр. 4, правило
- Спасибо за урок.
Дополнительный материал к уроку
Вставь пропущенные буквы, у глаголов определи спряжение. Зв…рьки выход…т, с…ва обл…та…т, филин охот…тся, волк лов…т, рысь напада…т, заяц отсижива…т…ся, в…рона дремл…т. |
Вставь пропущенные буквы, у глаголов определи спряжение. Зв…рьки выход…т, с…ва обл…та…т, филин охот…тся, волк лов…т, рысь напада…т, заяц отсижива…т…ся, в…рона дремл…т. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.