Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова
Оценка 4.7

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Оценка 4.7
docx
10.01.2020
Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова
Конспект по лит. чт. 3 Б.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 34»

 

 

 

 

 

Конспект урока литературного чтения

 

Тема: Сравнение басен

«Ворон и лисица» Эзопа и

 «Ворона и лисица» И.А.Крылова

(3 класс)

 

 

 

 

 

Выполнила:

учитель начальных классов

высшей категории

Яковлева Л.А.

 

 

Ульяновск, 2016 г.

 

Цели:

 

ü Формировать  умения выделять жанровые особенности басни.

 

ü Формировать умение сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали.

 

 

ü Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (словари).

 

ü Формировать умение высказывать свои мысли, строить доказательства, вести диалог.

 

Задачи урока:

ü  закрепить представление о времени появления пословиц, басен и сказок;

 

ü  соотнести время, когда работали самые известные баснописцы;

 

ü  дать школьникам  представление о том, как рождались бродячие басенные истории;

 

ü  подчеркнуть, что басня отличается от сказки о животных наличием морали;

 

 

ü  провести сравнительный анализ двух басен;

 

ü  помочь детям прийти к выводу, что характеры героев подробнее разработаны в басне И. Крылова.

 

 

Ресурсы: учебник Н.А. Чуракова « Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, с.19 -21, М.Л. Каленчук «Русский язык», часть 2; слайдовая презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

·        Всем, всем

Добрый день!

 

·        Добрый день, дорогие ребята!

·        Добрый день, дорогие гости!

 

Слайд № 1.

·        Начинаем урок литературного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.               Актуализация прежних знаний обучающихся.

Слайд № 2.

1)- Как называется раздел, который мы изучаем?

(Набираемся житейской мудрости.)

 

- Почему так назвали? Как вы считаете?

(Из данных произведений мы узнаём что – то о мудрости.)

 

2)  Бланк заданий № 1.  Работа в парах «Уберите лишнее».

 

– На столах у вас таблички. Что вы там видите?

(На них  - жанры произведений.)

 

 - А можно утверждать, что они несут какую – то мудрость?

( Не все произведения несут мудрость.)

 

-Уберите лишние, оставьте только те, которые несут мудрость.

 

- Кто готов?

 

- Какие жанры произведений помещены в этом разделе?

(Басни, сказки и пословицы).

 

- Почему выбрали басню?

(Она учит  мудрости, доброте, дружбе, трудолюбию, отличать истинные чувства от лживых, правильным поступкам, высмеивает лесть, глупость, хвастовство, невежество.)

 

3) Бланк заданий № 2.  «Допишите нужное слово».

 

-Перед вами тест.

 

Выполни задание в тесте по заданному алгоритму:

1.Прочитай внимательно определения.

2.Найди и прочитай слова для справок.

3.Выбери и вставь в определения нужные их них.

4.Проверь.

 

Задание «Допишите нужное слово в определения»

 

Количество баллов

1.

 

Басня – это короткий _________, чаще всего в _______, в котором действуют _____________, а подразумеваются ________. В баснях высмеиваются _______ людей. Персонажами басен чаще всего являются __________ и ____________.

 

 

2.

В басне __________ части.

 

 

3.

Основная часть басни – это ______________.

 

 

4.

Вывод из басни называется ____________.

 

 

Слова для справок:

Две, животные, недостатки, рассказ, мораль, растение, в стихах, люди, животные, повествование.

 

 

ПРОВЕРКА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТОР «ДОКУМЕНТ - КАМЕРА».

 

 -А кто выполнил по -  другому?

 

 - Как вы считаете, в чём причина?

(Не знал определения жанра  басня. Был невнимателен. Запутался. Не понял задание.)

 

 -  Оцените себя в баллах. Каждый правильный ответ 1 балл.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Выполнил без ошибок или с одной ошибкой

10 – 9 баллов

+

«5»

Допустил 2-3 ошибки

8 – 7 баллов

*

«4»

Допустил 4-5ошибок

6 – 5баллов

-

«3»

 

 

Вывод: Молодцы, ребята! Вы действительно много знаете о литературном жанре – басня. А кто допустил ошибки, не волнуйтесь, мы только начали изучать новый раздел.

 

III.           Постановка цели и задачи урока.

 

Слайд № 3.

(На слайде иллюстрации Валентина Серова к басням «Ворон и лисица», «Ворона и лисица».)

 

Очень часто художников привлекали басни. Они с удовольствием их иллюстрировали.

 

Слайд № 4.

Тема сегодняшнего урока: Сравнение басен «Ворон и лисица» Эзопа и

 «Ворона и лисица» И. А. Крылова.

 

  Сравнение басен:

   ЭЗОП                         КРЫЛОВ

 

«Ворон и лисица»           «Ворона и лисица»

 

- Что вы заметили?

(Они авторские, но авторы разные.)

 

1. Авторы разные.

 ( Эзоп и Крылов.)

2. Названия, почти одинаковые, но отличаются.

 ( У Эзопа – ворон, а у Крылова – ворона.)

 (Лисица - и у Эзопа, и у Крылова.)

 

- А вы, как считаете, ворон и ворона – это одна и та же птица?

(1.Одна и та же птица, самец и самка. 2.Разные птицы.)

 

 - На самом деле у воронов может быть самец и самка и у ворон тоже. И ворон и ворона относятся к роду воронов, но виды у них разные. Путаница произошла из – за схожести названия видов. Ворон крупнее вороны. Его практически не встретишь в городе. Это осторожная птица. Летает как хищная птица. Бывает только чёрного цвета. А ворона меньше по размеру. Их мы видим возле своего жилья. Они бывают и серые, и чёрные.

- Подробнее о них  вы узнаете  в старших классах на уроках биологии, а кого заинтересовал этот материал, можете посмотреть в энциклопедиях или в интернете.

- Если ворон и ворона раз

 -А почему многие птицы живут рядом с жильём людей?

(Чтобы найти пищу.)

 

Слайд № 4.

- А какую помощь птицам оказывает наш класс?

(Развесили кормушки и подкармливаем птиц. Участвуем в акции «Помоги птицам».)

 

- А как вы думаете, сами басни могут быть одинаковые?

(Не могут быть одинаковыми, потому что они написаны разными авторами, в разное время, разные герои.)

 

Проблемные вопросы:

 

- Как нам рассудить, кто прав? Что надо сделать для того, чтобы решить этот вопрос?

( Найти сходство и различие.)

 

СХОДСТВО                РАЗЛИЧИЕ

 

Можем ли мы сразу найти их?

(Нет.  Мы не знаем содержание данных произведений.)

 

 - Так что нам надо для этого сделать?

 

Для этого надо:

- прочитать произведения;

- сравнить их;

- сделать вывод.

 

 

 

 

 

 

 

IV.           Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

1)    Чтение басни Эзопа «Ворон и лисица» учителем (стр.16 -17, учебник).

      2) Фильм.

 - Внимание на экран.

(Звучит басня в музыкально – звуковом  и иллюстрированном сопровождении И.А.Крылова «Ворона и лисица»)

- Что ещё вы заметили? Какие сходства и различия нашли?

3.Форма написания.

 (Эзопа  басня написана в не стихотворной форме, т.е. в прозе, а у Крылова - в стихах.)

4.Сюжет в произведениях один и тот же.)

- Напомните, что такое сюжет?

(Сюжет – это цепь событий, которые развиваются в произведении.)

5. В них есть мораль.

 (У Эзопа в конце басни, а у Крылова в начале.)

 

- Что такое мораль?

(Мораль басни – нравоучение, совет: что надо делать и чего не надо делать.)

 

 - Найдите мораль басне Эзопа. Прочитайте.

 

- Мораль в басне Крылова. Прочитайте.

 

 - Сравните. У какого автора мораль более наставительна?

(У Крылова более наставительна. Сначала идёт утверждение, а потом доказательство.)

 

-Кому посвящается  мораль, басни?

(Мораль басни посвящается людям.)

 

- А  её повествование: взаимоотношениям животных или людей?

(Взаимоотношениям животных.)

 

- Какая басня помогает тебе лучше представить животных: их внешний вид и поведение?

(Басня Крылова)

 

- Какая басня тебе кажется более смешной и почему?

( В басне И. Крылова – героев легче представить (их поведение, манеру говорить) поэтому басня кажется более смешной.)

 

6.У Крылова образы животных ярче, психологически более разработаны. А Эзоп просто называет действия.

- У  нас получилась вот такая сравнительная схема.

 

Сравнение басен:

                              Эзоп                                             Крылов                             

                « Ворон и лисица»                        « Ворона и лисица»

 

СХОДСТВО

в конце           мораль           в начале

сюжет

  лисица

 

РАЗЛИЧИЕ

авторы

названия

                  в прозе                     форма написания                в стихах

                кусок мяса                 разные предметы           кусочек сыра

просто называет действия                                           образы животных ярче

 - Как вы считаете, басни одинаковые?

Вывод: Действительно, басня Эзопа написана прозой, а Крылова – стихами. Крылов создаёт более яркие образы, чем Эзоп. А мораль басни может со временем поменяться в соответствии с требованиями эпохи, т.е. авторы делают разные выводы из одного и того же сюжета.

 

V.               Этап физической разрядки. Словарная работа.

 

- Сравните понятия  «лесть» и «похвала».

- Кто из вас может объяснить значение слова лесть?

 

- Если затрудняетесь, обратитесь за помощью в учебник, страница 18, или к соседу по – парте.

 (Лесть – обман, хитрость, т.е. преувеличенное, угодливое восхваление кого – либо.)

 

- Как вы понимаете значение  слово похвала?

( Похвала - хороший отзыв о ком - либо, одобрение.)

 

Музыка.

 

А теперь немного отдохнём.

(Звучит спокойная музыка.)

 

Игра «Похвали соседа по парте».

(Дети встают, поворачиваются друг к другу и по очереди  хвалят друг друга.)

 

 - Я тоже хочу похвалить вас за прекрасную работу на уроке!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.            Резерв. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

 

-Давайте вернёмся к тексту басни. Какого испытания не выдержал ворон?

(Он не выдержал лести.)

 

- А живет ли лесть в наше время?

(Конечно, живёт.)

 

- Могли ли привести случаи из жизни, когда вы кому – либо льстили и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом, выступали в роли глупой вороны?

 

- Расскажите об этом.(2 – 3 ученика)

- Какие  ещё незнакомые слова и выражения встретились в произведении?

- Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значение.

 

Словарная работа:

Льстец– тот, кто склонен к лести.

Взгромоздясь–взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. (Ожегов)

Пленил – очаровать, увлечь.

Вещунья– предсказатель.

Твердили – постоянно говорили одно и то же, повторяли. (О. – С. 686)

Пленил – очаровал,  увлёк. (О. – С. 450)

Зоб – расширенная часть пищевода (у птиц, насекомых, моллюсков),

Где предварительно обрабатывается пища. (о. – с. 202)

 

-Кого осуждает басня: глупого ворона или хитрую лисицу? Как вы считаете?

(Она осуждает глупого ворона.)

 

 

 

 

 

 

Бланк заданий № 3.  «Допишите нужное слово».

- Поработаем в парах и составим «Словарь близких по значению выражений».

- Соедините стрелками выражения первого столбика с близкими по – смыслу выдержками из басен, т.е. цитатами правого столбика.

1 столбик – выражения:

 

 

2 столбик - выдержки из басен, т.е. цитаты.

Говорили не раз.

 

 

«Была такова»

Нашёл случайно, без особого труда.

 

 

«Во всё горло»

Очень близко.

 

 

«На цыпочках подходит»

Подходит тихо, осторожно.

 

 

«Дыханье спёрло»

Каркнула очень громко.

 

 

«Бог послал»

Исчезла, скрылась.

 

«Уж сколько раз твердили миру»

Трудно стало дышать.

 

 

«Близёхонько»

 

ПРОВЕРКА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТОР «ДОКУМЕНТ - КАМЕРА».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.       Рефлексия.

Бланк заданий № 4.  «Допишите нужное слово».

- Возьмите бланки.

 

1.Запишите, какой урок вам преподала эта басня? _______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Какое сделали открытие?___________________________________________

 

 

 

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________

 

 - Зачитайте ваши ответы.

 

-Так почему эти литературные произведения поместили в данный раздел?

(Они учит нас житейской мудрости.)

 

- Истории, какого баснописца  пересказал Крылов?

( Истории Эзопа пересказал Иван Андреевич.)

 

 -Разместите, имя Ивана Андреевича на ленте времени.

 

- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени, и известны у разных народов?

(Бродячие истории.)

 

- Почему их произведения актуальны в наше время?

(Они учат мудрости.)

 

Вывод: Бессмертные творения Эзопа и Крылова

              Мы с каждым днём всё ценим всё сильней!

Слайд № 5.

VIII.    Разноуровневое домашнее задание от вороны и лисицы:

 

Задание от вороны:

 

1.                 Прочитать выразительно басни, ответить на поставленные вопросы и нарисовать иллюстрацию к произведению.

Задание от лисицы:

2.                 Выучить одну басню наизусть

 

 

Слайд № 6.

- Я хотела бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока.

-На столах у вас солнышки.  Дорисуйте солнышку, и покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

- А я ухожу с таким настроением!

- Посветите вашими лучиками добра и мудрости нашим гостям!

                                                                                                                            

Пусть басни друзья заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

 

Урок закончен.  Оценки сообщу после проверки тестов.

Спасибо вам большое за прекрасную  работу на уроке!

 

 

 

 

 

 

 

Бланк заданий № 1.  Работа в парах «Уберите лишнее».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия _________________________________________________

 

Фамилия__________________________________________________

Бланк заданий № 2.  «Допишите нужное слово».

 

Выполни задание в тесте по заданному алгоритму:

1.Прочитай внимательно определения.

2.Найди и прочитай слова для справок.

3.Выбери и вставь в определения нужные их них.

4.Проверь.

Задание «Допишите нужное слово в определения»

 

Количество баллов

1.

 

Басня – это короткий _________________, чаще всего в ________________, в котором действуют _____________________, а подразумеваются ________________. В баснях высмеиваются __________________ людей. Персонажами басен чаще всего являются __________________ и _____________________________.

 

 

2.

В басне ____________________ части.

 

 

3.

Основная часть басни – это ____________________.

 

 

4.

Вывод из басни называется ____________________.

 

 

Слова для справок:

Две, животные, недостатки, рассказ, мораль, растение, в стихах, люди, животные, повествование.

 

 

-  Оцените себя в баллах. Каждый правильный ответ 1 балл.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Выполнил без ошибок или с одной ошибкой

10 – 9 баллов

+

«5»

Допустил 2-3 ошибки

8 – 7 баллов

*

«4»

Допустил 4-5ошибок

6 – 5баллов

-

«3»

 

Фамилия__________________________________________________

Бланк заданий № 3. Работа в парах «Допишите нужное слово».

 

- Составьте «Словарь близких по значению выражений».

- Соедините стрелками выражения первого столбика с близкими по – смыслу выдержками из басен, т.е. цитатами правого столбика.

1 столбик – выражения:

 

 

2 столбик - выдержки из басен, т.е. цитаты.

Говорили не раз.

 

 

«Была такова»

Нашёл случайно, без особого труда.

 

 

«Во всё горло»

Очень близко.

 

 

«На цыпочках подходит»

Подходит тихо, осторожно.

 

 

«Дыханье спёрло»

Каркнула очень громко.

 

 

«Бог послал»

Исчезла, скрылась.

 

«Уж сколько раз твердили миру»

Трудно стало дышать.

 

 

«Близёхонько»

 

 

 

 

 

 

Фамилия _________________________________________________

 

Фамилия__________________________________________________

 

 

 

Бланк заданий № 4.  «Допишите нужное слово».

 

1.Запишите, какой урок вам преподала эта басня? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Какое сделали открытие?___________________________________________

 

 

 

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Фамилия__________________________________________________

 

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова

Сравнение басен "Ворон и лисица" Эзопа и "Ворона и лисица" И.А. Крылова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020