Сравнение основных положений методики развития у детей математических представлений в трудах Е.И. Тихеевой и А.М. Леушиной
Оценка 4.7

Сравнение основных положений методики развития у детей математических представлений в трудах Е.И. Тихеевой и А.М. Леушиной

Оценка 4.7
docx
22.03.2024
Сравнение основных положений методики развития у детей математических представлений  в трудах Е.И. Тихеевой и                                  А.М. Леушиной
тема 31.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Сравнение основных положений методики развития у детей математических представлений  в трудах Е.И. Тихеевой и                                  А.М. Леушиной».

 

 

 

Междисциплинарный курс:

МДК 03.04. «Теория и методика математического развития»

 

 

 

 

Студент:

 

 

 

 

 

(подпись)

Группа:

4зДО1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность:

44.02.01 Дошкольное образование

 

 

 

 

Квалификация:

Воспитатель детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

Методика развития математических представлений Е.И. Тихеевой……

4

Методика развития математических представлений А.М. Леушиной….

6

Заключение…………………………………………………………………

10

Список использованных источников……………………………………..

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста находится на сегодняшний день в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере дошкольного образования.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников – это некий целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, а также приемов и способов их умственной деятельности, причем предусмотренных программными требованиями. Основной его целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и также всестороннее развитие детей.

Неоценимый вклад в разработку содержания, форм и методов формирования математических представлений у детей дошкольного возраста внесли педагоги А. М. Леушина и Е. И. Тихеева.

Позиция Е. И. Тихеевой рас­крыта и обоснована в предложен­ном ею «естественном» пути раз­вития детей. «Естественный» путь развития понимался ею как един­ственный путь, ведущий к нор­мальному развитию числовых и в целом математических пред­ставлений у детей.

Вопросы развития количественных представлений у детей до­школьного возраста разрабатывались А. М. Леушиной (1898—1982) с 50-х гг. XX в. Благодаря ее работам методика развития у детей ма­тематических представлений получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснования, были раскрыты законо­мерности развития количественных представлений у детей в усло­виях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. Это стало возможным благодаря глубокому и тщательному анализу раз­личных точек зрения, подходов и концепций формирования число­вых представлений; учету достижений отечественной и зарубежной науки, практики общественного воспитания и обучения дошколь­ников в нашей стране.

Методика развития математических представлений Е.И. Тихеевой

 

По мнению Е.И.Тихеевой развитие математических представлений у ребенка должно происходить из его практических потребностей в нормальной, естественной жизни.

Однако, роль воспитателя при таком развитии очень велика и ответственна (вопреки утверждениям критиков Тихеевой).

Действительно,

- «взрослые должны обставить жизнь детей так, чтобы каждая способность каждого из них развивалась интенсивно и беспрепятственно, чтобы все их духовные запросы находили удовлетворение»,

- «взрослые должны быть незаметными пособниками и руководителями детей»,

- взрослые должны вводить в жизнь ребенка развивающий материал,

- взрослые должны следить за тем, на какой ступени развития находится каждый из детей, каков его запас сведений и представлений.

- взрослые должны использовать все возможности выдвигаемые жизнью для ФЭМП и в порядке простого непринужденного разговора использовать каждый из них соответственно той или иной цели,

- в играх-занятиях на первоначальном этапе взрослые должны сами принимать участие. При этом, чем больше взрослые вложат в игры жизни, подвижности, разнообразия, тем с большим интересом дети будут к ним относиться, тем интенсивнее будут развиваться. Однако взрослый должен предлагать ребенку задачу-игру «лишь тогда, когда убедится, что соответствующее представление уже усвоено ребенком путем наблюдения и действенного участия в жизни.

Воспитателю (да и всем взрослым) отводится очень сложная роль и при этом очень необходимая: без воспитателя ребенок не сможет развиваться.

Тихеева утверждала:

«Ребенок, играя, трудясь, живя и пользуясь самостоятельно каждым удобным случаем жизни, нами взрослыми, надлежащим образом обставленной, научится сам всему, чему ему надлежит в первые годы научиться. Усвоит то или другое познание именно тогда, когда его духовные интересы этого потребуют, и усвоит в том именно виде, в котором сама жизнь это знание перед ним представит.

Воспитателю надо быть осторожным и последовательным в своем методическом отношении к каждому из малышей, надо считаться с той ступенью развития, на которой каждый из них находится, спрашивать с каждого по силе его, но развитие этих детей будет шириться и углубляться помимо вас, не считаясь лишь с вашим личным воздействием.

Младшие дети наблюдают игры, занятия своих старших товарищей и усваивают невольно и незаметно так много, что принуждают вас перескакивать сразу через несколько ступеней той лестницы методических приемов, по которой вы имеете твердое намерение шествовать последовательно и планомерно. При таких условиях развитие каждого ребенка совершается строго индивидуально, соответственно интересам и духовным запросам каждого из них. Коллективные уроки стремятся к тому, чтобы все дети сразу и в одно и то же время усвоили то, что им на этих уроках преподносят: сегодня все познакомились с 1, через неделю узнают, как записать число 2 и т.п. В детском саду этого не должно быть.

Познания детей будут различны, степень их развития не одинакова, но это должно не пугать, а радовать сознательного воспитателя. «К душе навязываемое знание не пристанет», сказал Платон уже 4 века до н.э.

Коллективные же уроки в применении с маленьким детям неизбежно навязывают знание большинству из них. Единственно правильный путь тот, когда душа ребенка сама воспринимает то, до чего она доросла и чего она сама просит.

 

 

 

Методика развития математических представлений А.М. Леушиной

 

 

С 1950-х гг. вопросы развития количественных представлений у дошкольников разрабатывались А.М. Леушиной. Благодаря ее работам методика развития у детей математических представлений получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснования, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А.М. Леушина разработала принципиально новый, теоретико-множественный подход в обучении счету, где практические действия детей с множествами рассматривались как начальные этапы счетной деятельности. Нельзя не согласить с ее точкой зрения о том, что полноценное математическое развитие обеспечивает лишь целенаправленная, организованная деятельность на занятии, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, показывает адекватные пути и способы их решения; на занятиях реализуются программные требования; математические представления формируются в определенной системе.

Теоретико-методическая концепция, разработанная А.М. Леу-шиной, заключается в следующем: от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и др.). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых арифметических задач. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (качественные особенности, расположение в пространстве). На этой основе строилось освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.

По утверждению А.М. Леушиной в работе по развитию количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.

Разработанная А.М. Леушиной концепция формирования количественных представлений в 60-70-е годы была существенно дополнена за счет научно-теоретической и методической разработки проблемы развития пространственно-временных представлений у дошкольников.

Результаты научных исследований А.М. Леушиной отражены в ее докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), многочисленных публикациях, учебных пособиях, например: «Обучение счету в детском саду» (М., 1959, 1961), «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М.,1974) и др.

Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А.М. Леушиной конспекты занятий «Занятия по счету в детском саду» (М., 1963, 1965) и наглядные дидактические материалы (1965).

В дальнейшем под руководством А.М. Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.

Разработанная А.М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания, реализована в «Программе воспитания и обучения в детском саду».

В эти годы была также выпущена книга З.В. Пигулевской «Счет в детском саду» (1953), адресованная воспитателям детских садов и родителям, которая представляет особый интерес для методики математики. В ней представлена серия конспектов занятий по счету, дано описание некоторых наглядных пособий и дидактических игр. В книге раскрываются психологические особенности детей дошкольного возраста, условия осознанного усвоения детьми знаний, принципы наглядности и активности в обучении счету, а также ориентировочные показатели математического развития детей. Следует отметить, что подходы к обучению детей счету, описанные З.В. Пигулевской, не могли удовлетворять теорию и практику дошкольного воспитания, однако это была первая проба создания системы обучения дошкольников математике.

Другая попытка создания системы обучения счету в детском саду была сделана Ф.А. Михайловой и Н.Г. Бакст, которые выпустили пособие «Занятия по счету в детском саду» (1958). В данном пособии обобщен опыт работы лучших воспитателей детских садов Ленинградской области. Авторы раскрывают содержание обучения счету и приемы работы с детьми в разных возрастных группах. При разработке пособия были учтены исследования А.М. Леушиной.

Итак, характеризуя уровень развития дошкольного математического образования на этом этапе, отметим недостаточность фундаментальных исследований в этой области, которая приводила к отказу от активного влияния на развитие детей. Авторы различных методик только указывали на необходимость создания позитивных условий, обеспечивающих саморазвитие ребенка. В работе с детьми предпочтение отдавалось дидактическим играм и индивидуальным занятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Требование Е. И. Тихеевой все брать из жизни и учиться лишь на практике — это дань времени. Практически же она чувствовала необходимость систематического обучения счету, но в силу ограниченности теоретических взглядов, обусловленных эпохой, делала бесчисленные оговорки при защите своих дидактических пособий, объясняла намечаемую ею последовательность в работе лишь необходимостью систематизировать знания, приобретенные детьми в жизни.

Теоретически ратуя за невмешательство в процесс развития ребенка, Е. И. Тихеева на деле активно руководила этим развитием, обучала детей, организуя индивидуальные и групповые игры-занятия под руководством воспитателя. Она прямо говорила о том, что наступит время, когда все дети будут приходить подготовленными в школу, но такое «обучение» она считала возможным осуществлять лишь индивидуально. Практически же все пособия разрабатывались ею с установкой на коллективные игры-занятия (всевозможные виды лото, домино, парные картинки и др.), Е. И. Тихеева требовала от воспитателей невмешательства в развитие детей и в то же время указывала на необходимость использования ее методики в работе с каждым ребенком.

Объем знаний, фактически намеченный Е. И. Тихеевой, для детей дошкольного возраста вопреки всем ее утверждениям о ненужности программы очень большой. Посильно ли его усвоение для всех детей, неясно, ибо не усвоившие знания должны быть отнесены, видимо, к числу детей, не одаренных математическим мышлением. Е. И. Тихеева не раскрывает трудностей, возникающих на пути детей при усвоении математических знаний, не указывает, как переходит ребенок от восприятия совокупности предметов к числу, от счета — к арифметическим действиям и решению примеров и задач. Теоретические взгляды того времени ограничивали возможности такого талантливого педагога, каким была Е. И. Тихеева. Считая недопустимым систематически обучать детей, Е. И. Тихеева не разработала по существу и не обосновала теоретически методику обучения детей счету: она не показала, как и почему надо обучать детей счету; не указала путей вооружения детей рационально обоснованными приемами вычисления при решении числовых примеров и задач. Самим дидактическим пособиям она приписывала обучающую роль. По ее мнению, воспитательница должна организовать процесс самообучения и лишь осуществлять контроль за выполнением детьми правил игры. В этом сказалось прямое влияние буржуазной дошкольной педагогики, переоценивающей значение дидактической игры и игрушки, так называемый принцип автодидактизма (Фребель, Монтессори и др.). Роль же прямого обучения и воздействия воспитателя на ребенка Е. И. Тихеевой явно отрицалась.

Исследование А. М. Леушиной, направленное на изучение особенностей развития представлений о множестве, числе, ве­личинах у детей 2—7 лет, активизировало направление иссле­дований в данной отрасли знаний, деятельность практических педагогов по разработке дидактического и педагогического ас­пектов: содержания, форм, методов и средств обучения.

Теоретико-методическая концепция, разработанная А. М. Леу­шиной, заключается в следующем: от нерасчлененного восприятия множества предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих этого множества элементов путем попар­ного сопоставления их, что представляет дочисловой период обуче­ния (усвоение отношений столько же, поровну, больше, меньше и др.). Обучение счету основывается на освоении детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух множеств. Дети зна­комятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы (множества) в сопоставлении ее с другой. В дальнейшем сравнении чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых ариф­метических задач. Элементарное представление о числе формиру­ется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества, независимо от других признаков (качественных особенностей, расположения в про­странстве). На этой основе строится освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.

В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леу­шиной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, знакомство с составом чисел) и метода изучения действий (число как результат счета; образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического уста­новления между ними взаимнооднозначного соответствия; увели­чение или уменьшение одного из них на единицу; освоение дей­ствий сложения и вычитания на основе сформированных пред­ставлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). Согласно методике, предложенной А. М. Леуши­ной, в процессе развития количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению ими чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, после­довательному обобщению детских представлений. Этим требова­ниям отвечает предложенная ею система практических упражне­ний с демонстрационным и раздаточным материалом.

Занятия рассматривались А. М. Леушиной в качестве основ­ной, ведущей формы развития количественных представлений в детском саду. С их помощью возможно освоение детьми знаний повышенной трудности, достаточно обобщенных, лежащих в «зо­не ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребе­нок не в состоянии. «Попутное» усвоение их в игре или труде малоэффективно, т. к. главными в них являются цели, способы действия и результаты самой деятельности, а не формирование математических представлений.

Полноценное математическое развитие обеспечивает лишь организованная, целенаправленная деятельность на занятии, в ходе которой взрослый продуманно ставит перед детьми познава­тельные задачи, показывает адекватные пути и способы их реше­ния. В процессе обучения на занятиях необходимо реализовывать основные программные требования, математические представле­ния формировать в определенной системе. Представления и соот­ветствующие им способы действия, сформированные на заняти­ях, должны обслуживать потребности разных видов детской дея­тельности, повышая ее продуктивность и результативность.

Вопрос о методах и средствах обучения должен решаться на ос­нове и в тесной связи с содержанием и формами организации про­цесса развития количественных представлений у детей в детском саду. В содержании обучения основное внимание необходимо уде­лять формированию счетной и вычислительной деятельности, ко­торые являются основой математического развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Список использованных источников

 

1.                 Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: конспект лекций в 2 ч. Ч.2. / Т.С. Будько / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: Изд-во БрГУ, 2012. – 68 с.

2.                 Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 2010. – 368 с.

3.                 Метлина, Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.С. Метлина. – М., 1977, 1984.

4.                 Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2010. – 303 с.

5.                 Шаталова // Дошкольное воспитание и образование. – 2017. – №9. – С. 12-17.


 

РЕФЕРАТ На тему: «Сравнение основных положений методики развития у детей математических представлений в трудах

РЕФЕРАТ На тему: «Сравнение основных положений методики развития у детей математических представлений в трудах

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

Введение Проблема формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста находится на сегодняшний день в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере дошкольного…

Введение Проблема формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста находится на сегодняшний день в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере дошкольного…

Методика развития математических представлений

Методика развития математических представлений

Усвоит то или другое познание именно тогда, когда его духовные интересы этого потребуют, и усвоит в том именно виде, в котором сама жизнь это знание…

Усвоит то или другое познание именно тогда, когда его духовные интересы этого потребуют, и усвоит в том именно виде, в котором сама жизнь это знание…

Методика развития математических представлений

Методика развития математических представлений

Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (качественные особенности,…

Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (качественные особенности,…

Разработанная А.М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже…

Разработанная А.М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже…

Авторы различных методик только указывали на необходимость создания позитивных условий, обеспечивающих саморазвитие ребенка

Авторы различных методик только указывали на необходимость создания позитивных условий, обеспечивающих саморазвитие ребенка

Заключение Требование Е. И

Заключение Требование Е. И

Считая недопустимым систематически обучать детей,

Считая недопустимым систематически обучать детей,

Элементарное представление о числе формиру­ется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества, независимо от других признаков (качественных особенностей,…

Элементарное представление о числе формиру­ется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества, независимо от других признаков (качественных особенностей,…

Полноценное математическое развитие обеспечивает лишь организованная, целенаправленная деятельность на занятии, в ходе которой взрослый продуманно ставит перед детьми познава­тельные задачи, показывает адекватные пути и способы…

Полноценное математическое развитие обеспечивает лишь организованная, целенаправленная деятельность на занятии, в ходе которой взрослый продуманно ставит перед детьми познава­тельные задачи, показывает адекватные пути и способы…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024