Широко распространенные в настоящее время деловые игры оказываются неудовлетворительными именно с точки зрения целей и задач профессионального обучения. В общем виде каждая деловая игра предполагает две основных образующих своей организации: а) модель имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в <среде> или <объекте>, происходящих под влиянием тех или иных действий или решений участников игры; б) систему предлагаемых игроку решений и действий, вызывающих изменения в <среде>, результаты которых определяются по модели. Принципы построения модели и <законы> имитируемых процессов остаются скрытыми от играющих.
Сравнение организационных и деловых игр
Широко распространенные в настоящее время деловые игры оказываются
неудовлетворительными именно с точки зрения целей и задач профессионального
обучения. В общем виде каждая деловая игра предполагает две основных образующих
своей организации: а) модель имитируемого процесса, которая отражает зависимость
изменений в <среде> или <объекте>, происходящих под влиянием тех или иных действий
или решений участников игры; б) систему предлагаемых игроку решений и действий,
вызывающих изменения в <среде>, результаты которых определяются по модели.
Принципы построения модели и <законы> имитируемых процессов остаются скрытыми от
играющих. Исходя из имеющегося профессионального опыта, игроки принимают решения в
виде обратной связи получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут
в условиях конкуренции или кооперации с другими участниками анализировать и
оценивать свои действия только по результатам. За счет имитации в игре особенностей
профессиональной сферы деятельности или ее частных ситуации участники имеют
возможность сравнивать и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них
способов деятельности, но н больше. При этом содержание деятельности и ее способы
остаются скрытыми для рефлексивного анализа. Фактически в традиционных деловых
играх расширяется ранее сформированная профессиональная ориентировка, но не
создаются условия для овладения новыми способами деятельности. Отсутствие условий
для осуществления рефлексивного сознательного отношения к собственным действиям
определяется тем, что в таких формах организации игрового обучения не делается
специального акцента на необходимости возникновения у учащихся игрового отношения к
игровой деятельности. Более того, в деловых играх, как замечает Артур Л. Робертс,
возникновение рефлексивного игрового отношения к самому сюжету или попытки
раскрыть закон имитационной модели рассматриваются как отрицательный момент.
Говорится, что при этом игра идет ради самой игры, а достижение выигрыша ради
выигрыша. Игроки, стараясь обыграть друг друга или <модель>, отвлекаются от целей
обучения. Это опасение естественно, так как всякая игровая форма может провоцировать
возникновение игровой деятельности, но внешние по отношению к игре цели обучения
навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать игровую деятельность как
основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения.
Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры, несмотря на
недостатки, всетаки дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх
момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с
координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и
исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То,
насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру
эффективности формирования рефлексивномыслительного и исследовательского
отношения к действительной профессиональной деятельности. Психологически это
означает, что участники начинают отходить от узкопредметных вопросов и направляют
свою активность на анализ и соорганизацию коллективной современной деятельности вконкретных условиях игры, т.е. осуществляют собственно игровую деятельность. Они
переносят внимание с продуктов и результатов мыслительных действий на процессы,
способы и логику. Однако нигде в литературе, посвященной деловым и имитационным
играм, применяемым в обучении, не подчеркивается эта сторона игрового процесса и
метода и названный процедуры не становятся предметом специальной организации.
Существенные отличия ОДИ от игр других типов.
Вопервых, это относительно менее жесткий сценарий (в отличие от четкого
алгоритма в большинстве деловых игр);
вовторых, разнообразный подбор состава участников игры в зависимости от
специфики решаемой проблемы;
втретьих, ориентация игры на поиск решения проблем, требующих новых
нетривиальных подходов (в отличие от деловых игр, где участники отрабатывают действия
в стандартных ситуациях и стремятся к достижению некоторого устанавливаемого
знатокамиэкспертами эталона);
и наконец, ОДИ преследует цель разработки и внедрения новых методов
осуществления коллективной творческой деятельности, в частности, организаторской.
ОДИ обладают гораздо большей неопределенностью, чем деловые игры, как в
процедуре проведения, содержании обсуждения, так и в предсказуемости получаемых
результатов. Если деловые игры формируют тип мышления (педагогического,
управленческого), ориентированный на анализ и сопровождение деятельности, то ОДИ
направляют мышление на анализ и прогнозирование развития социокультурных,
педагогических и других процессов.