Сравнение организационных и деловых игр

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Широко распространенные в настоящее время деловые игры оказываются неудовлетворительными именно с точки зрения целей и задач профессионального обучения. В общем виде каждая деловая игра предполагает две основных образующих своей организации: а) модель имитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в <среде> или <объекте>, происходящих под влиянием тех или иных действий или решений участников игры; б) систему предлагаемых игроку решений и действий, вызывающих изменения в <среде>, результаты которых определяются по модели. Принципы построения модели и <законы> имитируемых процессов остаются скрытыми от играющих.
Иконка файла материала Сравнение организационных и деловых игр.doc
Сравнение организационных и деловых игр Широко   распространенные   в   настоящее   время   деловые   игры   оказываются неудовлетворительными   именно   с   точки   зрения   целей   и   задач   профессионального обучения.  В общем  виде  каждая деловая  игра предполагает  две основных образующих своей   организации:   а)   модель   имитируемого   процесса,   которая   отражает   зависимость изменений в <среде> или <объекте>, происходящих под влиянием тех или иных действий или   решений   участников   игры;   б)   систему   предлагаемых   игроку   решений   и   действий, вызывающих   изменения   в   <среде>,   результаты   которых   определяются   по   модели. Принципы построения модели и <законы> имитируемых процессов остаются скрытыми от играющих. Исходя из имеющегося профессионального опыта, игроки принимают решения в виде обратной связи получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут в   условиях   конкуренции   или   кооперации   с   другими   участниками   анализировать   и оценивать свои действия только по результатам. За счет имитации в игре особенностей профессиональной   сферы   деятельности   или   ее   частных   ситуации   участники   имеют возможность сравнивать и критически оценивать эффективность уже имеющихся у них способов деятельности, но н больше. При этом содержание деятельности и ее способы остаются   скрытыми   для   рефлексивного   анализа.   Фактически   в   традиционных   деловых играх   расширяется   ранее   сформированная   профессиональная   ориентировка,   но   не создаются условия для овладения новыми способами деятельности. Отсутствие условий для   осуществления   рефлексивного   сознательного   отношения   к   собственным   действиям определяется   тем,   что   в   таких   формах   организации   игрового   обучения   не   делается специального акцента на необходимости возникновения у учащихся игрового отношения к игровой   деятельности.   Более   того,   в   деловых   играх,   как   замечает   Артур   Л.   Робертс, возникновение   рефлексивного   игрового   отношения   к   самому   сюжету   или   попытки раскрыть   закон   имитационной   модели   рассматриваются   как   отрицательный   момент. Говорится,   что   при   этом   игра   идет   ради   самой   игры,   а   достижение   выигрыша   ­   ради выигрыша. Игроки, стараясь обыграть друг друга или  <модель>, отвлекаются от целей обучения. Это опасение естественно, так как всякая игровая форма может провоцировать возникновение   игровой  деятельности,  но  внешние  по  отношению  к игре  цели   обучения навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать игровую деятельность как основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения.  Вместе   с   тем   следует   отметить,   что   современные   деловые   игры,   несмотря   на недостатки, все­таки дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором   игры.   Именно   в   этом   моменте   они   действительно   рефлексивно   и исследовательски   относятся   к   собственной   деятельности   и   ее   соорганизации.   То, насколько   организованна   будет   эта   сторона   игрового   процесса,   и   определит   меру эффективности   формирования   рефлексивно­мыслительного   и   исследовательского отношения   к   действительной   профессиональной   деятельности.   Психологически   это означает, что участники начинают отходить от узкопредметных вопросов и направляют свою активность на анализ и соорганизацию коллективной современной деятельности вконкретных   условиях   игры,   т.е.   осуществляют   собственно   игровую   деятельность.   Они переносят   внимание   с   продуктов   и   результатов   мыслительных   действий   на   процессы, способы и логику. Однако нигде в литературе, посвященной деловым  и имитационным играм,   применяемым   в   обучении,   не   подчеркивается   эта   сторона   игрового   процесса   и метода и названный процедуры не становятся предметом специальной организации.  Существенные отличия ОДИ от игр других типов.  Во­первых,   это   относительно   менее   жесткий   сценарий   (в   отличие   от   четкого алгоритма в большинстве деловых игр);  во­вторых,   разнообразный   подбор   состава   участников   игры   в   зависимости   от специфики решаемой проблемы;  в­третьих,   ориентация   игры   на   поиск   решения   проблем,   требующих   новых нетривиальных подходов (в отличие от деловых игр, где участники отрабатывают действия в   стандартных   ситуациях   и   стремятся   к   достижению   некоторого   устанавливаемого знатоками­экспертами эталона); и   наконец,   ОДИ   преследует   цель   разработки   и   внедрения   новых   методов осуществления коллективной творческой деятельности, в частности, организаторской.  ОДИ   обладают   гораздо   большей   неопределенностью,   чем   деловые   игры,   как   в процедуре   проведения,   содержании   обсуждения,   так   и   в   предсказуемости   получаемых результатов.   Если   деловые   игры   формируют   тип   мышления   (педагогического, управленческого),   ориентированный   на   анализ   и   сопровождение   деятельности,   то   ОДИ направляют   мышление   на   анализ   и   прогнозирование   развития   социокультурных, педагогических и других процессов.