Сравнительный анализ авторитарной и гуманистической концепций образовательного процесса
Оценка 4.8

Сравнительный анализ авторитарной и гуманистической концепций образовательного процесса

Оценка 4.8
docx
24.05.2020
Сравнительный анализ авторитарной и гуманистической концепций образовательного процесса
Сравнительный анализ авторитарной и гуманистической концепций образовательного процесса.docx

Гуманная и авторитарная педагогика. Возможна ли золотая середина?

Сравнительный анализ авторитарной и гуманистической концепций образовательного процесса

Коваленко Н. Н., заместитель директора по УВР

 МОУ «Средняя школа № 49 города Макеевки»

 

Определения основных понятий и категорий:

§  авторитаризм - это исторически определенная система воззрений и действий, предусматривающая постоянный контроль над личностью и ее подавление, которые создают препятствие на пути самореализации личности;

§  гуманизм - это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей;

§  гуманистическая педагогика - педагогическая концепция, основанная на принципах уважения в ребенке растущего человека, стимулирования в ходе воспитания развития ребенка, ориентированная на самореализацию личности подрастающего человека;

§  авторитарная педагогика - педагогическая концепция, основанная на принципах отношения к ребенку как к объекту педагогического воздействия, безоговорочного его подчинения воле педагога, ориентированная на подавление личности ребенка. http://borisovbel.ru/images/humanic/humanic_simbol_1.png

Долгое время в нашей стране преобладала концепция образования, которая впоследствии стала называться «авторитарной». Согласно этой системе в учебно - воспитательном процессе личности учителя и ученика не важны. Есть субъект - учитель, и объект, на который он воздействует, -ученик. Мастерство учителя заключается в его профессиональных знаниях, умениях и способностях, а не в личностных качествах и творческом подходе к делу. Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.

Как выяснилось в исследованиях А.Б.Орлова, только 10% учителей обладают достаточным уровнем развития таких профессионально важных качеств, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении.

Подавляющее большинство учителей не склонны вникать во внутренний мир детей, в контекст их проблем и переживаний, не склонны доверять детям. Отсюда постоянное стремление контролировать учащихся и навязчивое желание идентифицироваться с авторитарными ролями, что приводит к чрезмерной строгости и властности в преподавании и воспитании, к желанию учителя любой ценой утвердить свою доминирующую позицию в глазах учащихся.

К началу ХХ века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.

Гуманистическая концепция образования - это прежде всего педагогическое сотрудничество, т.е. совместная развивающая деятельность детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Уроки сотрудничества, сотворчества - это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «услышал - запомнил - пересказал» к схеме «познал - осмыслил - сказал - запомнил».

Ш. Л. Амонашвили сформулировал принципы гуманного учительского поведения и вообще всего учебно-воспитательного процесса.

Они таковы:

- любить ребенка;

- понимать ребенка;

-восполняться оптимизмом в отношениях к ребенку.

Руководящие принципы учителя:

- очеловечивание среды вокруг ребенка;

- уважение личности ребенка;

- терпение, когда происходит становление ребенка.

В гуманном педагогическом процессе учитель опирается на стремление ребенка к развитию, взрослению, свободе.

Доброта, откровенность, искренность и преданность ученикам - главные черты личности гуманного учителя. Определены и его заповеди: верить в безграничность возможностей ребенка, свои педагогические способности, силу гуманного подхода. Ш. А. Амонашвили предлагает учителю строить методику преподавания своего предмета на принципах гуманизма и личностного подхода к детям. Гуманная педагогика в 12 цитатах Шалвы Амонашвили

Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. В чем главная сущность этой педагогики? Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) - целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.).

Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.

Отличительные признаки:

  • смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;
  • сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;
  • обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемым, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Гуманизировать этот процесс - это создать условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Учителем гуманизма называют Карла Роджерса (родился в США в 1902 г.). Carl Ransom Rogers.jpgСтав педагогом, был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Создал кружок гуманистической ориентации, который превратился со временем в крупнейший исследовательский центр. В своей книге «Freedom to Learn for the 80's» К. Роджерс писал, что нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (анг. facilitate), учителей - фацилитаторами. От них требуется одно - определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются.

К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:

1.     Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.

2.     Основные элементы - уроки и экзамены.

3.     Учитель является руководителем, обучаемый - подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.

4.     Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре.

5.     Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без его постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.

6.     Учитель верит, что обучаемым лучше всего руководить, держа его периодически или постоянно в чувстве страха (публичная критика, высмеивание и т.д.).

7.     Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей. Учитель также не имеет права голоса.

8.     В школе место не для личности, а для интеллекта.

К. Роджерс предложил новую модель образования - модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений:

1.     Главное условие: фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся, чтобы понять - они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя.

2.     Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.

3.     Учитель руководствуется собственным опытом.

4.     Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора.

5.     В классе создается климат, облегчающий обучение.

6.     Все направлено на поддержание учебно-воспитательного процесса. Содержание, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.

7.     Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

8.     Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.

9.     В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение - собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.

В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих учащегося на всем протяжении его обучения. Он будет:

  • принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать;
  • находить выход для своего творчества;
  • открывать, что учиться интересно;
  • ожидать, когда же наконец наступит время идти в школу;
  • любить и уважать учителей так, как они любят его;
  • открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации и самодисциплины и так далее.

Итак, гуманистическая педагогика - это «наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с правом на самовыражение и свободу выбора». (И.П. Подласый. Педагогика: Учебник для ВУЗов. - М.: Педагогика, 1999).

Гуманистическая педагогика - это «личностно-гуманная основа педагогического процесса» (Ш. Амонашвили, 1984 г.). Исходные педагогические позиции, которые предопределяют установление гуманных отношений между педагогом и учащимися:

1.     Управлять обучением и всей школьной жизнью учащихся с позиции их интересов.

2.     Постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого учащегося.

3.     Сотрудничать с учащимися в процессе обучения.

4.     Быть этичным по отношению к учащемуся, уважать и поддерживать его достоинство.

Гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм. «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром.» (В.А.Сухомлинский) https://pp.userapi.com/c301414/v301414468/4159/s9Q5J9NiBXg.jpg

Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия учащемуся, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей его развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Сравнительная таблица авторитарной и гуманистической педагогики

Авторитарная педагогика

Гуманистическая педагогика

 

Строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений

 

Строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений

Ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения.

Направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.

 

Довольствуется учётом психологических особенностей детей.

 

Вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть.

 

Провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни.

 

Воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.

 

Приспосабливает Ребёнка к жизни.

Воспитывает преобразователя жизни.

 

Монологична в своём общении с детьми.

 

Ведет постоянный диалог с ними.

Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям

Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…

 

Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…

 

 

Авторитарная педагогика консервативна.

 

Гуманная педагогика инновационна.

 

Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания…

 

Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения

Возможна ли золотая середина? Любовь воспитывается любовью, доброта воспитывается добротой, успех воспитывается успехом. Невозможно здесь определить золотую середину: всё зависит от личности ребёнка, её потребностей. http://vnd12.ru/uploads/posts/2017-03/1490169309_5120e0027cf7d.jpg


 

Гуманная и авторитарная педагогика

Гуманная и авторитарная педагогика

Подавляющее большинство учителей не склонны вникать во внутренний мир детей, в контекст их проблем и переживаний, не склонны доверять детям

Подавляющее большинство учителей не склонны вникать во внутренний мир детей, в контекст их проблем и переживаний, не склонны доверять детям

В гуманном педагогическом процессе учитель опирается на стремление ребенка к развитию, взрослению, свободе

В гуманном педагогическом процессе учитель опирается на стремление ребенка к развитию, взрослению, свободе

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и…

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и…

Учитель является руководителем, обучаемый - подчиненным

Учитель является руководителем, обучаемый - подчиненным

Итак, гуманистическая педагогика - это «наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с…

Итак, гуманистическая педагогика - это «наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с…

Сравнительная таблица авторитарной и гуманистической педагогики

Сравнительная таблица авторитарной и гуманистической педагогики

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020