Сравнительный анализ героев якутского эпоса Олонхо, русских былин и бурятского эпоса «Гэсэр» Нюргуна Боотура Стремительного, Ильи Муромца и Гэсера
Про эпос иногда говорят, что это – детство Человечества. Но Человечество состоит из многих народов, которые жили и развивались в разных географических, исторических условиях и в разные времена. Поэтому каждый народ создавал свои эпические сказания. Эпос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.
Проблема: для формирования национального самосознания учащихся, патриотического воспитания необходима более глубокая информация о культуре народов, в частности об их героях –богатырях.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что изучение героев сказаний якутского, русского и бурятского народов помогут лучше понять культуру, узнать мировоззрение этих народов.
Цель работы- выявить общие и отличительные черты образов богатырей русского, якутского и бурятского эпосов.
Задачи:
- изучить и сравнить тексты былин об Илье Муромце, олонхо «Нюргун Ботур Стремительный» и эпоса «Гэсэр»
- выявить сходство и различие персонажей
- обобщить и систематизировать полученные данные.
Гипотеза:
В образах героев якутского, бурятского и русского эпосов много общего, духовная культура, оставленная нашими предками,- это историческая память, которая помогает осмыслить прошлое, настоящее и будущее, связь времен и народов.
Объектом исследования являются герои якутского эпоса Олонхо, русских былин и бурятского эпоса «Гэсэр»: Нюргун Боотур Стремительный, Илья Муромец и Гэсэр
Предметом – общее и различное между Нюргуном Боотуром Стремительным, Ильей Муромцем и Гэсэром.
Методы исследования:
1. Метод изучения литературных источников.
2. Метод непосредственного наблюдения и описания.
3. Сравнительно-сопоставительный анализ.
4. Синтез.
Якутский эпос - олонхо
Олонхо – общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний, возникших в глубокой древности. В нем говорится о трех мирах: в Верхнем мире живут добрые Боги(Айыылар), в Срединном – люди, в Нижнем – злые чудовища (абаасы).Наряду с богами и абаасы имеются всевозможные добрые и злые существа,
являющиеся духами разных местностей,
гор, лесов, воды, огня, зверей, птиц и др.
Все три мира держит вертикально Мировое
Древо – Аал Лук Мас. Древо дает белое
благо – молоко, символ изобилия.
. Главные герои олонхо - богатыри
(боотурдар).
Славянский эпос - былина
Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.
Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой
борьбы невозможен былинный мир.
Главным персонажем былин являются
богатыри. Они воплощают идеал мужественного,
преданного родине и народу человека.
Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Главным русским богатырем был Илья Муромец.
Бурятский эпос "Гэсэр"
Героический эпос "Гэсэр" существует, по крайней мере, тысячелетие. Его по праву считают одним из наиболее значительных произведений мирового героического эпоса, называя "Илиадой Центральной Азии"… Эпос ярко воплотил в себе идеал народного богатыря, поборника правды и справедливости. В эпосе девять частей, называемых «ветвями». В каждой ветви Гэсэр совершает подвиги и побеждает одного, а то и нескольких грозных врагов. Он очистил мир от чудовищ и сделал его более приспособленным для существования человека. Гэсэр – самый популярный персонаж
всего фольклора бурят, национальный герой Бурятии.
Появление героя (причины)
Нюргун Боотур Стремительный | Илья Муромец | Гэсэр |
Из Верхнего мира Нюргуна Боотура вместе с сестрой Айталы Куо опускают в Средний мир, когда на жителей Среднего мира нападают абаасы – злые чудовища с Нижнего мира. | Родился в крестьянской семье и с детства не мог ходить. В 33 года старцы — калики перехожие исцелили Илью. | В незапамятные времена случилось так, что на земле стали распространяться невиданные ранее болезни, голод и мор, вспыхнули войны, к людям стали приходить несчастья и беды. Небожители, увидев это, решили послать на землю Бухэ Белигтэ, среднего сына Хан Хурмусты, правнука божественной Манзан Гурмэ. |
Происхождение
Нюргун Боотур Стремительный | Илья Муромец | Гэсэр |
Спустившийся из Верхнего мира в средний мир по воле Юрюн Аар-тойона для защиты айыы аймага. | В обычной крестьянской семье | Сын небесного божества. Небожители, решили послать на землю Бухэ Белигтэ, правнука божественной Манзан Гурмэ. Бухэ Белигтэ должен был родиться на земле как человек, а не прийти к людям в облике небожителя. Будущий герой родился в семье семидесятилетнего старика и его шестидесятилетней жены. |
Внешний вид
Нюргун Боотур Стремительный | Илья Муромец | Гэсэр |
Строен станом, словно копье | Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын, | Это был некрасивый ребенок: сопливый и шелудивый |
Помощники. Богатырский конь
Нюргун Боотур Стремительный | Илья Муромец | Гэсэр |
Конь вороной богатырский заржал и резво поскакал, пролетел певучей стрелой по трем великим мирам. | Покупал Илья того жеребчика, | Небожители присылают Гэсэру в помощь волшебного коня, который будет его верным помощником в опасных битвах и походах. |
Подвиги
Нюргун Боотур Стремительный | Илья Муромец | Гэсэр |
На протяжении всего произведения богатырь совершает ряд подвигов – освобождает свою сестру от похитителя Тимир Ыйыста Хара, спасает красавицу Туйаарыма Куо от Тимир Дьэсинтэя, освобождает 39 богатырей среднего мира от плена Уот Усутаакы. Всеми этими подвигами он доказывает, что является защитником своего народа. | Пленил знаменитого грабителя Соловья-разбойника. | Первый подвиг Гэсэра - битва с великаном Лобсоголдой-мангадхаем. Другим подвигом Гэсэра была битва с чудовищем, обладающим большой магической силой, Гал-Дурмэ-ханом. |
Темные силы. Враги
Нюргун Боотур Стремительный | Илья Муромец | Гэсэр |
Богатыри абаасы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин. | Соловей-разбойник; | Основными врагами Гэсэра выступают многочисленные чудовища-мангадхаи, злобные старухи-мангадхайки, Гал Нурма хан, гигантские железноклювые вороны, комары, бешеные волки и другие враждебные людям существа. Борьба героя с чудовищами происходит как случайное столкновение в пути или на охоте. |
Земля
Нюргун Боотур Стремительный | Илья Муромец | Гэсэр |
Действие в олонхо происходит в трёх мирах: Верхний мир – светлые духи Айыы. | Действие в былинах происходит на русской земле. | В отличие от богатырей айыы якутского олонхо, Гэсэр ведет бой только на своей родине, он сбрасывает в глубокую яму всех изловленных им мангадхаев (мангусы, которые стремятся уничтожить богатыря). |
Миссия
Нюргун Боотур Стремительный | Илья Муромец | Гэсэр |
Миссия вселения богатыря и его сестры на землю – спасти и сберечь жителей Среднего мира от злых духов и продолжить род. | Защита своего дома, своего Отечества от вражеской силы, которые описаны под видом Калин-царя, бабы Горынинки, Идолища Проклятого. | Гэсэр родился на земле с определенной, четко выраженной миссией: он искоренитель зла. Он уничтожает чудовищных мангадхаев, сеющих на земле болезни, зло, несчастья. Все его действия направлены на защиту родной земли, своего племени и рода от чужеродцев-врагов, от иноземных вторжений. |
Идея эпоса
Нюргун Боотур Стремительный | Илья Муромец | Гэсэр |
Кровопролитные бои Нюргун Боотура ведутся за утверждение жизни, за основание и продолжение рода ураангхай-саха, защиту интересов всего племени айыы аймага и установление мирной жизни и счастья на земле ураангхай-саха. | Любовь к Родине, верность долгу, безмерная сила и готовность каждую секунду броситься в бой во имя отечества, слабеньких, обижаемых людей и собственной чести. | В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена и предательство. "Гэсэр" - гимн любви к своей земле. "Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу, там-то он будет побежден" - вот один из важнейших мотивов этого эпического сказания. |
Развязка
Нюргун Боотур Стремительный | Илья Муромец | Гэсэр |
Нюргун Боотур выступает создателем айыы аймага: женится и остается жить в Среднем мире, выполняя напутствие своих небесных наставников: | Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев).. | В конце повествования |
Проведенное исследование свидетельствует о сложности, богатстве и неповторимости русской, якутской и бурятской культуры. Сравнение эпоса трех народов, богатырей открыло много общего.
Выводы:
Эпосы трех народов во многом сходны. В центре этих героических сказаний богатырь, сражающийся за справедливость, борющийся за освобождение, спасение народа, побеждающий зло. В героях, сотворенных народной фантазией, воплощались мечты народа о будущем. Добро побеждает зло. Каждый богатырь в своей истории герой. Богатыри имеют одни и те же черты характера, похожий внешний вид, цели в жизни одинаковые. Но у каждого народа своя история становления богатыря.
Сказания предков учат нас быть добрыми, сильными, помогать попавшим в беду, любить свою родину
Эпос – это путь к пониманию культуры народа. Без бережного отношения к традициям, современный человек обречен на вырождение и гибель.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.