Средняя группа 4-5 лет
Оценка 4.8

Средняя группа 4-5 лет

Оценка 4.8
Домашняя работа
doc
воспитательная работа
Детсад
20.07.2017
Средняя группа 4-5 лет
Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес к труду транспортников. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Вызвать интерес к самостоятельной игре. Экскурсия к автостанции Наблюдения за автобусами; Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «автобус»; Рисование автобуса; Изготовление атрибутов для игры. Закрепление знаний и умений о труде шофёра, на основе которых дети смогут развивать сюжет игры. Воспитывать интерес и уважение к труду шофёра, побуждать работать добросовестно, ответственно заботиться о сохранности техники. Наблюдение за машинами на улице. Игра –занятие «Шофёры уходят в рейсы». Разучивание правил игры «Пешеходы и такси». Чтение и рассмотрение иллюстраций по теме «Шофёры». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?». Постройка гаражёй из строительного материала. Наблюдение за Машиной которая привозит продукты в детский сад.
Перспективное планирование сюжетно ролевых игр.doc
Перспективное планирование сюжетно ролевых игр Игра  Цель Игровой материал Подготовка к игре Игровые роли Игра Цель Игровой материал Подготовка к игре Игровые роли Игра Цель Игровой материал Подготовка к игре. Первый блок тема: Вежливые слова» «Волшебники» Воспитание у детей чуткости, стремления проявлять заботу и внимание к окружающим. Карандаши, бумага, картон, пластилин и др. Чтение   сказок.   Этическая   беседа   «Добрые   волшебники». Изготовление подарков для малышей. Подготовка к концерту. Волшебники. Второй блок: «Где и как себя вести» «Автобус» («Трамвай») Закрепление знаний о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство   с   правилами   поведения   в   автобусе.   Развитие интереса   в   игре.   Формирование   положительных   отношений между   детьми.   Воспитание   у   детей   уважения   к   труду водителя и кондуктора. Строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера – регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора. Наблюдение   за   автобусами   на   улице.   Экскурсия   на автобусную остановку. Поездка на автобусе. Наблюдение за играми детей подготовительной группы и совместная  игра с ними.   Чтение   и   рассматривание   иллюстраций   по   теме «Автобус».   Рисование   автобуса.   Изготовление   совместно   с воспитателем атрибутов для игры. Просмотр фильма. Водитель, кондуктор, контролер, милиционер­регулировщик. «Театр» Закрепление представлений детей о театре. Развитие интереса в   игре.   Формирование   положительных   взаимоотношений между детьми.  Ширма,   игрушки   бибабо,   игровые   атрибуты:   деньги, кошельки, билеты, большие таблички «Театр», «Касса». Просмотр   кукольного   спектакля.   Чтение   стихотворений   о театре. Совместные игры с детьми подготовительной группы. Изготовление   атрибутов   для   театра.   Просмотр   фильма   о Игровые роли Игра Цель Игровой материал Подготовка к игре Игровые роли Игра Цель театре. Кассир, контролер, водитель автобуса, артисты. «Поликлиника» Раскрытие   смысла   деятельности   медицинского   персонала. Формирование   умения   творчески   развивать   сюжет   игры. Формирование   ценных   нравственных   качеств(сочувствие, гуманность…) Формулы обращения, просьбы, благодарности в условиях   поликлиники.   Воспитание   уважения   к   профессии врача. Игровой набор «Кукольный доктор» для специалистов (лор, окулист…) Машина «скорая помощь», аптека. Экскурсия   в   поликлинику   №3.   Беседа   с   медицинским персоналом   поликлиники.   Посещение   мед.   Кабинета   в детском саду. Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева, «С   человеком   беда»   Ю.   Синицина,   «Человек   заболел»   И. Турича,   сказки   «Доктор   Айболит»   К.И.   Чуковского. Просмотр   фильма   о   докторах   и   мультфильма   «Доктор Айболит».   Рассматривание   иллюстративного   материала   по теме. Изготовление атрибутов для игр. Врачи   различных   специальностей,   медсестра,   пациент, водитель, работник регистратуры. «Парикмахерская» Раскрытие   смысла   деятельности   парикмахера.   Воспитание правил   поведения   клиента   во   время   ожидания   стрижки,  во время   стрижки   беседа   с   мастером.   Формирование   умения творчески   развивать   сюжет   игры.   Воспитание   уважения   к профессии парикмахера. Игровой материал Подготовка к игре Набор   специальных   игрушек   «Детский   парикмахер», самоделки, предметы­заменители. Экскурсия   в   парикмахерскую.   Беседа   с   работниками парикмахерской. Чтение произведений о работе парикмахера. Изготовление   альбома   «Модели   причесок».   Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. Игровые роли Игра Цель Игровой  материал Подготовка к игре Игровые роли Игра Цель Игровой материал Парикмахер (мастер), клиенты, кассир, уборщица. «Детский сад» Развитие   интереса   к   игре.   Формирование   положительных взаимоотношений   между   детьми.   Использование   правила речевого   поведения   во   время   знакомства,   этикетные выражения,   соблюдение   правил   знакомства   как   условие хорошего   впечатления   о   человеке.   Воспитание   интереса   и уважения к труду взрослых, развитие чувства благодарности за   труд   взрослых.   Развитие   умения   применять   полученные знания в коллективной творческой игре. Куклы,   игрушечная   посуда,   набор   «Доктор»,   игрушечный телефон, предметы­заместители. Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Внесение новой   куклы   обыграть     знакомство.   Чтение   рассказа   А. Кардашовой «Наш доктор». Рисование на тему « Первый день в детском саду». Врач,   медицинская   сестра,   воспитатель,   физ.   инструктор, заведующая, музыкальный руководитель, няня, повар. Четвертый блок «Семья» Побуждение   детей   творчески   воспроизводить   в   играх   быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствие и др.) Куклы,   игрушечная   посуда,   мебель,   игровые   атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы­ заместители. Подготовка к игре Игровые роли Игра Цель Игровой материал Подготовка к игре Игровые роли Игры занятия «как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник   в   семье»,   «День   рождения   куклы».   Беседы   о взаимоотношениях   в   семье.   Совместные   игры   с   детьми подготовительной и младшей групп. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра. Пятый блок «Как понравиться гостям» «Гости» Закрепление   культурных   навыков,   сообщение   ребятам некоторых   знаний   по   домоводству   (уборка   комнаты, сервировка стола) Кукольная   посуда,   воображаемое   угощение,   предметы­ заместители; столы со скатертями, чайные приборы, вазы, чай, пироги. Этические   беседы   «Ждем   гостей»   и   «Идем   в   гости». Разучивание песен «К нам гости пришли». Составление плана игры. Хозяева, гости. КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  НА  ТЕМУ: «ОБЩЕНИЕ  И  КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» Тема: Давайте говорить друг другу комплименты! Цель:  Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплементы; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное. ­ Ребята послушайте рассказ Я.Тайц «Кубик на кубик». Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую Ход занятия башню. Прибежал Миша. ­ Дай башню! ­Не дам! ­Дай хоть кубик! ­ Один кубичек возьми. Миша протянул руку – хвать нижний кубик! И вмиг – трах­тарарах – вся Машина башня раз – ва – ли – лась. ­Этот маленький рассказ вы знаете еще с младшего возраста, но сегодня давайте попробуем разыграть его в лицах, да притом по­разному. Ведь такая ситуация  часто  встречается   у  нас  в детском  саду  и надо  как­то  уметь  её исправлять. Как вы думаете, какие слова сказала Мише Маша, когда башня развалилась? ( Она сказала, что Миша плохой, злой, что она никогда с ним не будет играть, что расскажет маме и бабушке про него и т.д.) ­ Как вы думаете, что ответит Миша на такие слова? (Он скажет что играть   с   Машкой   неинтересно,   что   игрушки   у   неё   плохие,   что   с   ней дружить не хочет, и хорошо, что башня развалилась.) ­ Ребята, как вы думаете, смогут ли дружить дети, когда говорят друг другу столько обидных слов? (Нет, не смогут, их дружба может никогда не склеиться…) ­ Ребята, как вы думаете, Миша и Маша навсегда поссорились? Или через какое­то время они захотят играть вместе? (Конечно же, захотят. По одному играть очень скучно, но обида им обоим навредить..) ­ Так что же делать в таких ситуациях? А вот что! Давайте с вами представим Катрину всю наоборот. Как будто дети очень хорошо относятся друг к другу, не любят ссориться, но у них все равно случилась такая же ситуация. Что бы сказал Миша?  (Он сказал бы, что не хотел разрушать башню, ему просто понравился нижний кубик, и он не подумал, что все рухнет. Пусть Маша не расстраивается, он быстро все исправит.) ­   Что   бы   ответила   Маша?  (Ничего   страшного,   всякое   бывает.   Она сейчас   быстро   поможет   Мише   построить   башню   снова,   ещё   лучше прежней.)                 ­ Ребята, вот видите, любую ситуацию можно исправить, только нужно научиться видеть друг в друге только хорошие качества  и постараться не обращать   внимания   на   плохие.   Если   в   человеке   видеть   всегда   хорошие качества,   он   будет   стремиться   быть   таким.   Поэтому   давайте   поучимся говорить друг другу хорошие, приятные, добрые слова. Игра «Комплементы» Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» По кругу каждый ребенок говорит   соседу   комплимент,   называет   хорошие   качества   характера   или   внешние отличительные   признаки,   стараются,   что   бы   комплименты   не   повторялись,   были разными. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного   они   о   себе   узнали,   понравилось   ли   им   говорить   комплименты.   В упражнении   ребенок   видит   свои   положительные   стороны,   чувствует,   что   он принимаем и ценим другими детьми. ­ Ребята, как приятно говорить друг другу хорошие слова,  после не захочешь ссориться с друзьями, обижаться. Часто бывает, что ваши друзья не приходят   в   детский   сад:   кто­то   болеет,   кто­то   уехал   к   бабушке,   кто­то отправился на прием к врачу и т.д. И так грустно бывает без друга. Давайте представим, что вы не видели целый день своего друга, а на следующий день его встретили и сказали ему: «Этот день без тебя…» Дети   поворачиваются   лицом   друг   к   другу,   выбрав     своего   друга,   и говорят: (Этот день был без тебя неинтересным, потому что ты здорово играешь с мячом. Этот день без тебя был грустным, потому что ты самый веселый на свете. Этот день без тебя был долгим, потому что я люблю тебя и очень скучал по тебе.)    ­ Какие замечательные комплименты вы научились говорить друзьям, в них   столько   любви,   дружбы,   привязанности.   Есть   комплименты,   которые отмечают   черты   вашего   характера,   ваши   внутренние   качества.   Есть комплименты, которые отмечают вашу внешность. Можно придумать много комплиментов. « У тебя красивые глаза». «У тебя модная прическа». «У тебя нежный   голос».   «   Тебе   к   лицу   твое   новое   платье».   Комплименты   можно говорить не только своим друзьям, но и всем людям, которых ты любишь, которым хочешь сказать что­то приятное и порадовать их. ­ Какие  комплименты  можно  сказать  маме? (Мама, у  тебя  красивые волосы.   Мама,   какая   ты   красивая,   когда   улыбаешься.   Мама,   ты   такая рукодельница! И т.д.) ­ Какие комплименты можно сказать папе? (Папа, ты самый сильный папа   на   свете.   Папа,   ты   здорово   играешь   в   теннис.   Папа,   ты   очень трудолюбивый. И т.д.) ­   Какие   комплименты   можно   сказать   воспитательнице?   (   Нелла Сергеевна, вы очень добрая. Нелла Сергеевна, какое у вас красивое платье. И т.д.) ­ Молодцы! Вы уже научились говорить комплименты, но надо помнить самое главное: комплимент будет приятен человеку только тогда, когда ты говоришь его искренне, от чистого сердца. ­Посмотрите на карточки и подумайте, какие слова говорят герои друг другу. (Работа с карточками) ЗАНЯТИЕ «МОЯ  СЕМЬЯ» Цель:  формировать   у   детей   представление   о   семье   как     о   людях, которые   живут   вместе,   любят   друг   друга,   заботятся   друг   о   друге   (дети должны   знать   имена   всех   членов   своей   семьи),   воспитывать   желание заботиться о близких. Материал к занятию: семейные фотографии, детские рисунки семьи, серия сюжетных картинок о семье. Ход занятия: воспитатель предлагает показать всем фотографию своей семьи и рассказать, кто сфотографирован. Обращает внимание детей на то, что все на фотографии улыбаются, сидят близко друг к другу. Им хорошо вместе. Затем спрашивает у ребят, как их называют в семье близкие люди и как они называют своих папу и маму, бабушку, дедушку, других членов семьи. Просить рассказать об одном члене семьи ( по выбору и желанию ребенка). ­ Дети вспомните сказку «Три медведя?». Можно ли сказать что эта сказка о семье? Почему? Потому, что есть папа, мама, сыночек и все они любят друг друга и заботятся друг о друге. В гости к детям приходит Мишутка из этой сказки. ОН рассказывает о своей дружной семье и просит ребят вспомнить, какие сказки рассказывают им мама, бабушка, какие колыбельные песни поют перед сном. Воспитатель   показывает   детям   картинки,   на   которых   изображены отдельные моменты жизни семьи: больной ребенок лежит в постели и мама дает   ему   лекарство;   бабушка   и   внучка   моют   посуду;   девочка   плачет,   а старший брат её успокаивает. Воспитатель подводит детей к обобщению: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна   каждому   человеку.   Замечательно   если   она   большая.   Однако   семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то  и это хорошая, настоящая семья. Предложить детям перечислить какие добрые дела они могут делать дома, чем порадовать близких. Игра «Кто я?» Играют два человека­ ребенок и взрослый. Я – мама, а ты мне кто? Я ­ дочка, а ты мне кто? Я – внук, а ты мне кто? И так далее. Усложнение: Кому ты дочь? Кто тебе мамина мама? Кто тебе папина сестра? А ты ей кто? Или еще – игра­загадка «СКОЛЬКО НАС?» Отгадай загадку: «В семье у нас две мамы, три дочки, два папы и три сына. Сколько нас в семье?» ЗАНЯТИЕ « РИСУНОК  ­ РАССКАЗ  О  ДЕТСКОМ САДЕ». Цель занятия: вызвать желание отражать в рисунке свои впечатления и   воспитывать   любовь   к   своему   детскому   саду; представления; доброжелательное отношение к сверстникам. Ход   занятия:  воспитатель   предлагает   детям   нарисовать   письмо ребятам   соседнего   детского   сада   №   2   и   рассказать   в   рисунках   о   своем детском саде. ­ Нарисуйте то, что вам больше всего понравилось, запомнилось. Можно нарисовать и того, кого вы любите. В   конце   занятия   трое   детей   рассказывают   всем   о   том,   что   они нарисовали. В свободное от занятий  время  воспитатель беседует с детьми об их рисунках. Составляет альбом и рассказывает ребятам по их же рисункам о их жизни в детском саду. ЗАНЯТИЕ «ЧТО  ТАКОЕ МИЛИСЕРДИЕ» Цель   занятия:  формировать   у   детей   представление   о   содержании данной   этической   категории;   побуждать   проявлять   чувство   милосердия   к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне. Материал к занятию: сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Методы:  проблемные   ситуации,  игровые   упражнения   на   закрепление правил культуры отношений. Ход занятия: ­ Ребята мы продолжаем путешествие по Стране Вежливости. Сегодня вы познакомитесь с очень важными правилами, без которых нам просто нельзя обойтись   в   жизни.   Сейчас   я   прочитаю   вам   сказку   Владимира   Федоровича Одоевского «Мороз Иванович», а вы внимательно будете её слушать. Потом мы побеседуем. Беседа после прочитанного. ­ Как звали девочку? ­Почему их так звали? ­Что случилось с рукодельницей? ­Как она помогала Морозу Ивановичу? ­ Как заботилась о нем? ­Какой был Мороз Иванович? (Выслушав ответы, еще раз читаю соответствующие отрывки из сказки) Подвести   детей   к   пониманию   кого   же   называют   заботливым, милосердным:   это   человек,   думающий   о   других   людях,   творящий   добро. Подтвердить вывод словами из сказки: «А затем ещё я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых   нету   шубки,  да   и   дров   купить   не   на   что;   вот   я   затем   в   окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали». ­ А как себя вела Ленивица у Мороза Ивановича? Как она разговаривала с   пирожком   и   яблочками?   (Уточнить   ответы   детей   повторным   чтением отрывков.) ­ Как же отблагодарил Мороз Иванович девочек? ­ А вам не жаль Ленивицу? (Важно вызвать у детей чувство жалости и сострадания к Ленивице: хоть и наказана она по заслугам, но ведь ей тоже плохо обидно). Предложить детям придумать другой «хороший» конец сказки. ­ А вы знаете, ребята, как можно сказать о человеке, который проявил сочувствие к другому, пожалел его, помог? О таком человеке говорят «он проявил   милосердие».   Слово   –   милосердие   очень   древнее   слово.   Наши далекие предки называли человека милосердным, если он проявлял заботу о других людях, сочувствовал им, утешал их, если с ними приключалась беда. Считалось  очень  плохим поступком  не  оказать  помощь  нуждающемуся, не заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание. Такого человека называли бессердечным.   А сейчас я вам расскажу историю, а вы послушайте и скажите мне, кто из героев проявил милосердие, сострадание к другому человеку, а кто –нет. «Мальчики во дворе затеяли игру в прядки. Игорь изо всех сил побежал к ящику, чтобы спрятаться в нем, но нечаянно споткнулся и, падая ушиб ногу. Он громко заплакал. К Игорю подбежал Миша и Юра. Миша посмотрел на ссадину и засмеялся: «Подумаешь, ерунда какая. Стоит из­за неё реветь на весь   двор!»   А   вот   что   сказал   Юра:»Да,   ты   очень   сильно   ударился,   но, пожалуйста,   не   плачь.   Потерпи   немного.   Вот   увидишь,   все   будет   хорошо. Давай я подую на твою ссадину и тебе будет легче. А еще я помогу тебе дойти домой, и там мы перевяжем коленку бинтом». ­ А теперь, ребята, ответьте мне, о ком из детей мы можем сказать: «Он проявил милосердие»? Вывод: «Человек, который сочувствует, сострадает другому, никогда не будет смеяться над его бедой, а всегда постарается утешить, помочь ему, облегчить   его   страдания.   О   таком   человеке   говорят   –   он   проявил милосердие». Игры – упражнения на закрепление правил культуры отношений: 1. Оля прищемила палец. Ей больно. Сережа, утешь её. Что ты ей скажешь и как? 2. Малыш ушибся и заплакал, пожалейте его. 3. У Виталика сломалась машина, которую ему подарили. Он очень расстроен. Подумайте: как вы ему поможете, как успокоите его? 4. У няни заболела голова. Скажите ей слова утешения. Как вы еще сможете ей помочь? ЗАНЯТИЕ «ЧТО  ОЗНАЧАЕТ  ПРОСТОЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ»». Цель занятия:  познакомить детей с правилами приветствия, история этих правил; вызвать интерес, эмоциональный отклик и желание соблюдать правила приветствия в процессе общения с окружающими. Ход занятия:  ­ Сегодня мы с вами узнаем еще одно важное правило, без которого люди не могут обойтись ни дня и ежедневно выполняют его. Я расскажу вам сказку, слушайте: «Давным­давно это было. Люди тогда   одевались   в   шкуры   зверей   и   были   очень   не   вежливые.   Например, встретит один человек другого и вместо того чтобы сказать «Добрый день», «Здравствуйте!» ­ ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго. Но вот однажды вышел человек из своей пещеры в дремучий лес. Идет – идет, кругом никого: видно все друг друга перебили. Лишь через несколько дней встретил он другого человека и так ему обрадовался,   что   отбросил   свой   камень   и   побежал   на   встречу.   Но   другой оказался   очень   боязливым   и   сразу   замахнулся   каменным   топором.   Тогда первый протянул ему обе руки: смотри мол, у меня ничего нет, не бойся меня». Вот так получились первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба, первая в мире вежливость. Слышите: дружба и вежливость. А когда люди научились   говорить,   они   стали   при   встрече   произносить   разные   слова приветствия. Как   вы   думаете,   какие   это   слова?   –   Дети   отвечают:»Добрый   день, доброе утро, добрый вечер, здравствуйте». Удивительное слово «здравствуйте». Знаете, что оно означает? Слово «здравствуйте» ­ очень древнее. Русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья (показ). Слово «здравствуйте»   и   означает   «будь   здоров».   По   –   разному   можно приветствовать   знакомого   и   незнакомого   человека.   Но   уклониться   от приветствия,   не   ответить   на   него   –   всегда   считалось   невоспитанностью   и неуважение   к   людям.   Ведь   в   поклоне,   в   коротких   словах   приветствия заключено очень важное содержание:»Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне. Я желаю  тебе  всего  самого доброго –  здоровья,  веселья  и  счастья» Вот  что означает простое слово «здравствуйте». Слово «здравствуйте» можно легко заменить словом «привет». Но только использовать его можно не всегда. Как вы   думаете,   кого   можно   встретить   этим   словам?   (Своих   друзей,   но   не взрослых людей, которым надо говорить «Здравствуйте», «Добрый день»….) Очень хорошо если, приветствуя человека вы улыбнетесь ему и назовете его имя. Давайте еще раз вспомним правила приветствия. Игра «Вежливый ручеек». Правило  игры:  выбирая  себе пару, «ручеек» должен  сказать  какие – либо   слова   приветствия   и   обратиться   по   имени   (Добрый   день   Ульяна» «Привет, Антоша», «Здравствуйте, Нелла Сергеевна»). МЕТОДИКА ВЫЯСНЕНИЯ ОЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДРУГ ДРУГА. ( узнать истинный характер взаимоотношений детей) Перед   ребенком   раскладывают   10   фотографий   его   товарищей   по группе.   Опрашиваемый,   отвечая   на   вопрос   воспитателя,   выбирает   одну   из фотографий   и   объясняет,   почему   он   выбрал   именно   этого   сверстника.   А вопросы   задаются   в   стихотворной   форме,   что   делает   диагностическую методику интересной и необидной. 1. Посмотри на эти лица. С кем ты хочешь подружиться? (А почему ты хочешь подружиться с Олей?)  2. Кто, придя в наш детский сад, Всем помочь бывает рад? (Расскажи, как Ваня помогает другим детям)      3.   А ты можешь показать,            Кто не любит помогать?      4.   Кто заботливо дежурит,            Ничего не позабудет? 5.   Кто из тех, что перед нами,       Часто ссорится с друзьями?       (Из­за чего они обычно ссорятся?) 6.   А кто из тех, что перед нами,       Редко ссорится с друзьями? 7.    Если что­то ты не можешь,        Кто из них тебе поможет?       (Вспомни, в чем тебе помогали твои товарищи.) 8.    С кем ты любишь посмеяться,        Иногда – побаловаться? 9.    Кто из тех, кого ты видишь,        Даже кошку не обидит?        (Назови детей, которые никогда никого не обижают.) 10.   С кем охотнее играешь,           Дома ты о ком скучаешь? Проанализировав ответы детей, можно сделать вывод о том, хорошо ли ребенку в детском саду, не испытывает ли он дискомфорта от того, что у него не ладится общение с другими детьми. ПРАВИЛА   ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  МЕЖДУ ДЕТЬМИ (как общие для всех, так и индивидуальные для детей) Правило первое –  старайся быть доброжелательным к людям.  Что значит быть доброжелательным? Добро желательным – желающим добра всем, с кем встречаешься, новым друзьям, например. А как другие узнают, что ты человек, желающий им добра? Для этого: Не вредничай, Не обижай никого, Не жадничай, Чаще улыбайся. Пословицы разных народов о доме, близких людях. «Материнское сердце лучше солнца греет». «При солнышке тепло, при матери добро». «Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей» «Для внука дедушка – ум, для дедушки внук – дело» «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют». «Когда хочешь  себе добра, то никому не делай зла. «Кто аккуратен, тот людям приятен». «Нет милее дружка, чем родная матушка» «Вся семья вместе – душа на месте». «С людьми браниться – никуда не годится». «Сядем рядком, да поговорим ладком». «Одной рукой узла не завяжешь». «один за всех и все за одного». «В большом деле и малая помощь нужна». «Там где дружат – живут не тужат». СТИХИ   Пирог Я хотел устроить бал, И я гостей к себе …(позвал) Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый …(пирог) Пирог, ножи и вилки тут, Но что­то гости …(не идут) Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек …(откусил) Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту… (съел) Когда же гости подошли,  То даже крошки …(не нашли)                                   Д. Хармс Правила Будь щедрым! Будь бережливым! Будь трудолюбивым! Будь аккуратным! Люби животных и растения! Будь любознательным и наблюдательным! Помогай маленьким и слабым! Уважай взрослых! Не обижай людей! Будь вежливым и гостеприимным! Будь смелым! Будь честным! Слушай старших! Я влюбился (Ю. Михайленко)                         Появилась новая девчонка Утром в детском садике у нас. Почему же я  стою в сторонке, Не свожу с нее смущенных глаз? Припев: Ах, я не знаю, что же со мною? Я хочу быть с нею рядом сейчас. Может, я влюбился? Кажется, влюбился… Да, я влюбился в первый раз! Был я раньше непослушным очень. Задираться с каждым днем любил. Удивилась мама, между прочим: «Кто­то мне сыночка подменил!» Стал я скромен, даже странно это… Вежливым,­ себя не узнаю. Я свои печенья и конфеты С радостью подружке отдаю. Припев: Я принес в подарок ей с прогулки Желтых одуванчиков букет. «Ты не знаешь? Это же – к разлуке!» Фыркнула девчонка мне в ответ. Припев:  «Клятва рыцарей» Клянемся рыцарями быть! Всегда «спасибо» говорить, «Добрый день», «До свидания!» Нет в мире выше знания! Клянемся рыцарями быть! А значит, доброте служить! За слабых заступаться И просто так не драться. Клянемся рыцарями быть! Нашу дружбу не забыть. А невежам дать отпор, Чтобы мучил их позор. (В.МАСС, М. ЧЕРВИНСКИЙ)   Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут, … а впрочем, лучше Мы здесь его не назовем. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык, Простого слова «извините» Не одолел его язык… Ему бывает часто лень Сказать при встрече «добрый день!» Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуйте» бубнит. И даже вместо « до свиданья» Не говорит он ничего Или заявит на прощание «Ну, я пошел… Пока! Всего!» (В. БЕРЕСТОВ) Петушки распетушились, Но подраться не решились, Если очень петушиться, Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться, Нечем будет петушиться. (Н. ЮСУПОВ) Папа разбил драгоценную вазу, Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашелся: взглянул им в глаза И робко, и тихо «Простите» сказал. И мама молчит Улыбается даже: Мы купим другую, есть лучше в продаже… «Простите!»­ Казалось бы, что в нем такого? А вот ведь какое чудесное слово!.. Перестарался (С. Погореловский) Вот кто вежливость у нас Проявил на деле: Он в полночный тихий час Поднял мать с постели.­ Что с тобой? – вскричала мать.­ Заболел сыночек?..­ Я забыл тебе сказать «Мама, доброй ночи».  Поздравления с днем рожденья Дорогая наша Ксюша! Будь всегда везде послушна, Понапрасну слез не лей И так часто не болей. Наше шлем тебе желанье В день рожденья твоего, Чтоб гитару и вязание Продолжать не как ф­но! Желаем здоровья, отметок отличных, Друзей настоящих и книг необычных. Желаем тебе мы все успевать И песни веселые не забывать.   ЭТИЧЕСКИЕ  И  НЕЭТИЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ Ситуация 1.   Аня пришла очень нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!»  Правильно ли поступила Аня, этично? И почему? Ситуация 2. Кто из девочек поступил этично? …Оля подошла к воспитателю и сказала: « Вы сегодня такая красивая! Лучше, чем вчера». … Елена Ивановна увидела Софью и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!» ­ Спасибо , ­ сказала Софья, ­ мне очень приятно. Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказывать, т.е. хвалить   так,   чтобы   этим   не   обидеть   человека.   Не   забывать   о тактичности. Ситуация 3. Мама зовет сына: ­ Сережа, помоги, пожалуйста, вымой посуду.  Сережа отвечает: ­ Сейчас. Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Сережа закончил свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду. ­ Ну зачем ты вымыла, ­ обижается сын, ­ я бы вымыл, немного погодя. Мама не ответила. Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Сережа был действительно   занят,   то   что   он   должен   был   сказать?   Этично   или неэтично поступил Сережа? Ситуация 4. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал.  Кто поступил неэтично? ИГРА  СОРЕВНОВАНИЕ «Этично, неэтично» В игре участвует две группы – команды, каждой поочередно задается вопрос. Если первая команда не отвечает на вопрос, то он передается 2­й команде. Жюри   (трое:   педагог   и   дети)   дает   штрафные   очки   за   неэтичное поведение   команд   после   раунда.   В   каждом   раунде   нечетное   количество вопросов. 1­й раунд 1. Что при встречи и расставании должен сделать культурный человек? 2. Что нужно сделать, если друг ошибся? (помочь исправить ошибку, если он   огорчился   –   пожалеть   его,   объяснить,   как   можно   тактичней,   в   чем ошибка) 3. Если друг попал в беду – ваши действия (если возможно помочь ему, обратиться за помощью к взрослым). 2­й раунд «Выбери правильный ответ» 1. Вы в гостях у друга играете. Случайно  он разбивает что­то. Ваши действия: а) помочь другу незаметно спрятать осколки; б) посоветовать другу, самому признаться во всем; в) вместе с другом признаться во всем и разделить вину пополам. 2. Друг дал вам поиграть в игрушку. Вы случайно ее сломали. Ваши действия. а) отдадите игрушку и сделаете вид, что ничего не случилось; б) расскажите другу и попросите прощения;           в) расскажите родителям и попросите их вам помочь отремонтировать игрушку или приобрести новую. 3. Вы нечаянно толкнули друга, и он уронил книги. Ваши действия: а) извинюсь и подниму книги; б) извинюсь и пойду дальше; в) пройду мимо. 3­й раунд 1. Что такое правила поведения? 2. Какие поступки вы назовете неэтичными? 3. Кому и почему вы должны уступать место в транспорте? Жюри подводит этого, победившая команда получает призы. После   раздачи   призов   педагог   может   спросить:»Интересно,   как   вы поступите с призом?»  ЗАНЯТИЕ: «МЫ  ИДЕМ  В  ГОСТИ» В гости любят ходить все. Но надо уметь вести себя в гостях. Сегодня мы поиграем в «гостей». Кто будет хозяином и хозяйкой? Остальные гости. Перед началом игры наши ребята покажут вам подсказку, которая многим поможет вспомнить о правилах поведения в гостях. Выходят несколько ребят и показывают импровизацию стихотворения: одни  из них изображают гостей, другие – хозяев.   Игра в гостей ­ Здрасьте, здрасьте, мы вас ждем! ­Намочило нас дождем. ­ Ожидали мы гостей! ­ Мы промокли до костей! ­ Где ваш зонтик? ­ Потеряли! ­ Где калоши? ­ Кот унес! ­ Где перчатки? ­ Скушал пес! ­ Это гости, не беда, заезжайте в ворота, Поднимитесь на порог, к нам на яблочный пирог.                                                                                      И. Рахилло. А теперь давайте поговорим, какие правила нарушили гости? 1. Опоздали, хозяева их заждались. Нужно всегда приходить вовремя.  Опаздывать допустимо не более 15­20 минут и то, если возникли какие­то  обстоятельства. 2. Приходить в гости нужно аккуратным, в чистой одежде и обуви. А  эти гости все растеряли, промокли. Мы в игре постараемся быть хорошими гостями. Варианты игры различны. В игре в роли гостей желательно  участвовать педагогу, он тактично будет подсказывать и гостям, и  хозяевам о правилах поведения. Столы можно накрыть детской  посудой. Правила поведения для гостей  Поздороваться, раздеться с помощью хозяина.  Перед зеркалом привести себя в порядок: причесаться, поправить одежду.  Пройти  в  комнату, поздороваться  с хозяйкой, подождать, пока она   представит   вас   другим   гостям.   Если   вы   знакомы,   то   надо просто   поздороваться   со   всеми   сразу.   Если   не   знакомы,   то   – сначала   с   девочками,   потом   с   мальчиками,   приветливо улыбнувшись.  Рассаживаясь,   подвиньте   стул   своей   даме,   помочь   ей   удобнее устроиться.  Не садитесь за стол раньше, чем сядет хозяйка дома и дамы.  Сидеть за столом надо прямо, не облокачиваясь.  Есть бесшумно.  Салфетку расстелить на коленях.  Губы   вытирать   бумажной   салфеткой,   которую   затем,   скомкав, положить на свою тарелку.  Сидя   за   столом,  не   отвлекайтесь   от   еды,   если   вы   не   голодны, ешьте   понемногу.   Не   говорите,   что   вы   что­то   не   любите.   Это невежливо.  Кушанья   на   тарелку   накладывать   понемножку.   Не   съедать вкусное все самому!  Не говорить о том, что может испортить аппетит.  Из­за стола вставайте только после того, как поднимется хозяйка.  Если те, к кому вы пришли в гости, ваши друзья, то предложите свою помощь в мытье посуды, уборке со стола.  И   последнее.   Не   уходите   сразу   же   после   еды.   Хозяева   могут подумать, что вы пришли только за этим. Если вам нужно уйти раньше, предупредите хозяев сразу, как пришли. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  на тему «О бабушках и дедушках» Цель:   сформировать   осознанное   восприятие   старшего   поколения   как источника   мудрости,   опыта,   терпеливого,   заботливого   отношения   к внукам. Словарь: мудрость, очаг.     К занятию пригласить бабушек и дедушек, приготовить чай из трав, зажечь свечки. ХОД Воспитатель. Здравствуйте дорогие! Мы вас очень ждали, рады вам!  Как хорошо, что есть бабушки и дедушки в семье! Родители часто заняты, им  надо много успеть. И тогда им на помощь приходят их родители – бабушки и  дедушки. А вот как пишет М. Горький о своей бабушке. «…Она в лесу – точно хозяйка и родная всему вокруг, все видит, все хвалит и благодарит. От неё – точно тепло течет по лесу, и когда мох,  примятый её ногой, расправляется и встает – мне особенно приятно было видеть. Однажды я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок  и разорвав кожу на затылке. Она живо вытащила меня, повела к ручью,  вымыла, перевязала раны своей рубахой, приложив какие то листья, утоливших боль. Как – то вечером вижу: она спокойно срезает грибы, а  около неё, вывесив язык, стоит серая, поджатая собака… ­ А ты иди, иди прочь! – говорит бабушка. Собака странно изогнулась, не ворочая шеей, и прыгнула в лес, поджав  хвост. ­ Видал? – улыбаясь спросила бабушка. – А я вначале обозналась, думала  собака, гляжу – ан клыки­то волчьи, да и шея тоже! Испугалась даже:  Ну, говорю, коли ты волк, так иди прочь! Хорошо, что летом волки смиренны…» Что можно сказать о бабушке Алеши? Кто из вас может рассказать, как  и когда помогла вам бабушка? А  может быть, кому­то помог дедушка? Чья бабушка или дедушка много знают о растениях, животных, птицах? Кто пил у бабушки или дедушки чай из трав? Кого бабушка или  дедушка научили прикладывать листочек подорожника к ранке? А еще чему? О чем вы любите расспрашивать бабушек и дедушек? О чем они сами любят вам рассказывать? Кто из вас может сказать о  бабушке и дедушке, что они люди добрые, ласковые и много знающие, то есть  мудрые? Можно сказать, если очень любишь бабушку и дедушку, что вы  гордитесь тем, что они добрые мудрые? Что можно сказать о детях, у которых нет бабушки и дедушки? (Им не  повезло). Так бывает, если поженились мама и папа, которые воспитывались в  детском доме, или их родители умерли. Однажды в газете я прочитала объявление: «Ищем бабушку, ещё лучше  с дедушкой. Если старые люди одиноки, мы станем им детьми и внуками». Почему семья дала такое объявление? Как вы думаете, нашли они бабушку и дедушку своим внукам? (газета  не печатает результаты.) Что бы вы им пожелали? А себе бы вы что пожелали? Вы думаете, а я угадаю по вашим глазам и лицам. Зажжем свечки. Как будто это наш домашний очаг. И пока горят  огоньки, пожелаем бабушкам и дедушкам всего, что вы хотите. Замечательно, я горжусь вами, вашими добрыми и светлыми мыслями о  родных людях. А сейчас предоставляется слово бабушкам и дедушкам. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « Мы едем в городском транспорте» Цель:   закрепить   правила   поведения   в   общественных   местах, воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам. Ход. Разыгрывается ситуация: остановка городского транспорта.   Воспитатель.   Ребята   подскажите,   кто   в   какую   дверь   войдет?  (Старые, инвалиды, дети – в переднюю). Что нужно сделать вам, если надо выходить на следующей остановке? (Сказать: извините, мне скоро выходить; разрешите пройти вперед.) Почему мужчины подают руку женщине и выходят первыми? Если мальчик подаст руку маме, что о нем скажут? Если   выходят   много   людей,   есть   время   (возможность)   подать   руку маме? Если   ребенок   просится   сесть   или   требует   место   у   окна,   что   о   нем скажем?  (Он еще не знает правил!)  А вы как поступите? Уступите место? Скажите   негромко?  (Водителя   отвлекает   шум   в   салоне,   другим пассажирам можно помешать). А если много народу, тебя кто­то зовет сесть на колени – это прилично? (Да,   другим   будет   свободнее,   и   если   позволят   родители,   можно сесть). Почему   неприлично в транспорте есть мороженое?  (Можно кого­то запачкать). Вообще лучше не есть, не только мороженое. Тряхнет автобус – прикусишь язык или уронишь еду на свою одежду. Можно ли писать на обивке? Вы видели разрезанную обивку? Кто это сделал? Кто заплатит за починку? Приятно ли пассажирам? Поиграем несколько ситуаций на посадке и выходе и вспомним, как правильно обходить автобус и трамвай. У меня к вам просьба: вы говорите правила, а я запишу их на этот лист для других детей. Хотите? Молодцы! КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МАЛЬЧИКИ  И  ДЕВОЧКИ» Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать  правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении. Ход. Звучит песня «Мальчишки и девчонки» Воспитатель:   Чем   отличаются   мальчики   от   девочек?  (Одеждой, прической, играми, поведением и т.д.) Сравните голоса девочки и мальчика, жесты девочек и мальчиков, походка девочки и мальчика. Дидактическая игра «Кому это нужно?»    (Банты, машинки, куклы, рогатки, пистолеты …) Мальчики вы хотите надеть платьица, завязать бантики? Вам   будет   неловко   бегать,   прыгать.   Ваша   одежда   –   специально   для мальчиков. Почему  же   девочки   ходят   в  брюках?  Это  для  похода,  физкультуры, поездки. А каждый день – красивее в платьях. Мальчики вам больше нравятся девочки в платье или в брюках? Самые   красивые   принцессы,   Аленушки   –   все   в   платьях.   А   принцы, Иванушки – в брюках. Давайте посмотрим эти иллюстрации.  (Показывает репродукции картин художников 19 века) Как интересно одеты дети! А вот детский журнал мод. Детям можно предложить зарисовать фасоны для мальчиков и девочек. Если мальчики и девочки отличаются друг от друга, то они могут вести себя по­разному? В каких случаях? Кто сильнее? Значит, нельзя бороться с девочкой. Кто нежнее? Значит, голос негромкий, жесты плавные (показывает) Кто смелее? Значит, мальчик идет впереди в темноте, по мостику, а девочку держит за руку. Придумайте еще разные правила. Хорошо, что в группе есть мальчики и девочки? Хорошо, так как есть действия, которые лучше делают девочки, а есть то, что лучше умеют мальчики. Назовите их … Это замечательно, поскольку можно помогать друг другу. Что сказал кот Леопольт? (Ребята, давайте жить дружно) АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  № 1 Фамилия, имя ребенка _________________________________________  ______________________________________________________________ Возраст, № группы ____________________________________________ Дата заполнения ______________________________________________ 1. Считаете ли вы нравственное начало важнейшим компонентом личности? (Да, не ставлю на первое место, нет) Нужное подчеркнуть.   Согласны   ли   вы   с   тем,   что   до   школы   закладываются   основы 2.   нравственности и этики? (Да, не совсем так, нет) 3. Считаете ли вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального,   нравственного,   этического   развития   ребенка?   (да, частично, нет) 4.  Хотели бы вы, чтобы в группе были введены специальные ежедневные занятия   по   развитию   у   детей   нравственных   чувств,   навыков   культуры общения? (да, нет) 5. Готовы ли вы присутствовать на собрании, встречаться с психологом, помогать   ребенку   выполнять   домашнее   задание   (нарисовать,   подобрать фото)? (да, иногда, нет) 6. Испытываете ли желание услышать о своем ребенке: «хорошие манеры, хорошо воспитан»? (да, нет) 7. Хочется ли вам, чтобы к вашему ребенку окружающие (дети и взрослые) относились с симпатией? 8. Связываете ли вы нравственные качества и манеры поведения ребенка с отношением к нему сверстников? (да, не всегда, нет) АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  ­ 2 (Итоги работы с детьми по социально – нравственному воспитанию) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Фамилия, имя ребенка  Чувствовали ли вы, что ребенок получает новые знания? Использовал   ли   ребенок   полученные   знания,   умения, навыки дома? Изменился ли ребенок по отношению к сверстникам? Оценивает ли ребенок адекватно свое поведение? Изменился ли по вашему мнению, микроклимат в  группе? Изменилась ли эмоциональная отзывчивость ребенка? Хотели бы вы продолжения работы по социально –  нравственному воспитанию? Варианты ответов: Да (или +) Нет (или ­ ) Частично (или ч ) КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  НА  ТЕМУ: «ПРЕДМЕТЫ  НА ПРАЗДНИЧНОМ  СТОЛЕ» Цель:   сформировать   представления   и   понятия   о   сервировке   стола; совершенствовать   навыки   поведения   за   столом   и   владения   различными предметами. Словарь: сервируем, приборы, манеры, прилично. Воспитатель. Помогаете ли вы дома накрывать стол? Что делаете? Отличается ли праздничный стол от ежедневного? Чем? Хотите, вместе  накроем стол и устроим дружеский ужин? Посмотрите, как заглажена скатерть, зачем? Чем украсим стол? (Цветами.) Почему не ставят высокие цветы? (Чтобы не заслонять лица.) А   сейчас   сервируем   стол,   что   это   значит?   (Вместе   с   детьми   ставим   все приборы, рассматривает, куда что класть) Мы будем, есть блины с вареньем, и пить чай с тортом. Что еще поставим? Вазочки для варенья, салфетки из ткани, сахарницы. Стол накрыт. Садимся ужинать   Поощряем   хорошие   манеры,   обращаем   внимание   на   то,   как пользоваться ножом, вилкой, салфеткой (положить на колени). По чему лучше разговаривать негромко. Разрезаем   торт,   разливаем   чай,   учимся   передавать   друг   другу   чашки,   не оставляя   себе,   пока   не   получили   все,   кто   сидит   дальше.   Звучат   слова «пожалуйста – спасибо». Негромко советуемся, почему сахар (если кусочками) можно брать рукой, варенье нельзя брать своей ложкой, куда кладут грязные ложку, нож и вилку. Прилично ли выбирать себе кусок торта? Прилично ли разглядывать, как едят и пьют соседи по столу? Если у человека плохие манеры (действия), приятно ли с ним за столом? Хочется  ли вам,  чтобы вас приглашали  в гости?  Теперь  вы  сможете  сами накрыть стол для своих гостей?  Вместе с детьми убрать все со стола и поиграть в игры «Кто больше назовет предметов   сервировки   чайного   стола?»   и   «Кто   больше   назовет   предметов сервировки стола для обеда?» Игры, в которых дети запоминают правила речевого этикета. «Вежливый ребенок» Взявшись за руки, дети водят хоровод вкруг мягкой игрушки, например  котенка, и приговаривают; Все хорошие ребята Знают добрые слова.         Приходите к нам, котята,       Рады видеть вас всегда. Ребенок,   остановившийся   на   последнем   слове   напротив   игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов. Чтобы   быть   готовым   к   игре   с   детьми,   воспитателю   надо   составить список возможных приветственных слов и словосочетаний, например: «как я рада тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «я  беспокоюсь о тебе», «я бесконечно счастлив видя тебя», «как хорошо, что мы встретились» и др. «Цветок любви» Игра   заключается   в   следующем:   дети   должны   вырастить   «цветок любви»,   расцветающий   от   комплиментов.   Воспитатель   говорит   рядом сидящему   ребенку   комплимент   и   дает   ему   в   руки   бутон нераспустившегося цветка, сделанный руками воспитателя, тот передает его   следующему   со   своим   комплиментом.   Воспитатель   положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на добрые слова, умение видеть в других хорошие качества, произносить комплименты с улыбкой и глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры она показывает детям «цветок любви», распустившийся из бутона. «Вежливый ручеек» Дети стоят по двое, друг за другом, держась за руки, поднятые вверх. Ведущий   проходит   сквозь   пары,   выбирает   себе   партнера.   Новая   пара становится в конец ручейка. Тот, кто остался один, становится ведущим. Новое условие игры: у ведущего в руках « золотой ключик», который она дарит оставшемуся без пары, а своему избраннику говорит любое доброе слово. Дети   в   этой   игре   проговаривают   различные   вежливые   слова,   учатся говорить   их   друг   другу,   помогают   тому,   кто   забыл   слово.   Игра способствует   осознанию   детьми   того,   что   вежливые   слова   нужны   для построения доброжелательных отношений и проявления любви. Круг детского чтения:    А.Барто. «Имя и фамилия», «Шла вчера я по Садовой…»,   «Друзья,   вот   вам   на   всякий   случай   стихи   о   мальчике одном…»;   В.   Голяховский.   «Одно   слово»;   М.   Дружинина.   «Кто   знает волшебное слово»; А. Кондратьев. «Добрый день!»; В. Кривошеев. «Доброе утро»; С. Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости»; С. Михалков. «Сашина каша»; В. Осеева. «Волшебное слово»;   Г.   Остер.   «Будем   знакомы»   (из   книги   «как   хорошо   дарить подарки»);   И.   Пивоварова.   «Был   ослик   очень   вежливый…»;   С. Погореловский. « Что значит быть вежливым»; И. Токмакова. «Маша знала слов немало…»; Н. Юсупова. «Кто кого любит»; А. Шибаев. «Дядя Саша огорчен…»; А. Яшин. «Я люблю, когда при встрече …». Игры, в которых дети запоминают правила этикета телефонного разговора. «Разные ситуации» Игра   заключается   в   обыгрывании   ситуаций,   каждая   из   которых предлагается   конкретному   ребенку;   вторым   участником   разговора является воспитатель или другой ребенок: ­ по телефону пригласить подругу погулять; ­   позвонить маме на работу и узнать, когда она придет домой; ­ ответить на телефонный звонок воспитателя; ­ ответить по телефону маминому сотруднику (предлагаемые ситуации: мамы дома нет; мама моет голову в ванной комнате; мама спит); ­ ответить по телефону человеку, который неправильно набрал номер; ­ ситуации: друг дома; друга нет дома)   ты   звонишь   другу,   к   телефону   подошла   его   мама   (предлагаемые «Испорченный телефон» Дети передают друг другу шепотом одно и тоже слово, чтобы никто не слышал, кроме рядом сидящего игрока. Переспрашивать нельзя: говоришь следующему то, что услышал. По мере передачи слова может измениться. В конце игры сравниваем первое и последнее слово. В том случае, если первое   слово   сильно   изменилось,   делаем   вывод:   по   телефону   важно говорить четко и ясно, чтобы собеседник правильно нас понял. Круг чтения: К. Чуковский «Телефон» Игры   и   упражнения,   в   которых   дети   запоминают   правила этикета, соблюдаемые в общественных местах «Как поступить если…» 1 – вариант. Воспитатель задает вопросы, дети изображают свои поступки и действия. Двое детей – ведущие – угадывают, кто, что изобразил, и выбирают лучший показ. 2  –  вариант.   Воспитатель кидает мяч участнику игры, задает вопрос, тот, поймав мяч, должен ответить и кинуть мяч обратно.  Возможные вопросы: как поступить, если мимо ребят проходит женщина с коляской, в которой спит малыш? Если в поезд вошел старый человек? Если женщина с тяжелыми сумками в руках не может открыть дверь и выйти с магазина? Если ты съел конфету и у тебя в руках остался фантик? Если ты гуляешь во дворе и мимо проходит   твоя  мама  с  хозяйственной   сумкой?  Если   ты   встретил   на  улице старого знакомого?  « На лестнице» Упражнение   проводится   на   лестнице   детского   сада.   Дети   проходят парами (мальчик и девочка). Одна пара идет, остальные наблюдают. Мальчик идет за девочкой поднимаясь по лестнице, и впереди нее, спускаясь. В обоих случаях девочка идет рядом с перилами, т.е. ограждением по краю лестницы. Можно задать детям вопрос: почему мальчику и девочке следует идти по лестнице именно так? «В магазине» Детям   предлагаются   роли   продавцов   магазина   (овощного,   магазина игрушек,   булочной   и   т.п.),   кассиров,   покупателей.   Подготавливаются прилавки   с   товарами,   кассы,   вход   в   магазин.   В   этой   игре   закрепляются правила, соблюдаемые в магазине. «Чего нельзя и что можно делать в магазине» Дети стоят в кругу, воспитатель – в центре круга. Она бросает мяч участнику   игры,   тот   отвечает   на   поставленный   вопрос,   не   повторяя сказанного ранее. 1­ вариант.  Сначала дети говорят, что можно делать, затем – чего нельзя делать в магазине. 2­ вариант. Воспитатель задает вопросы в вперемешку, начиная их со слов «Можно…», «Нельзя…». 3­ вариант. Воспитатель сам описывает действия, а ребенок отвечает словом «Нельзя»   или   «Можно».  Примерные   действия,   предлагаемые  детям: купить мороженое; спросить продавца, сколько стоит…; улыбнуться кассиру; помочь бабушке открыть дверь; просить купить игрушку; кричать; плакать; покупать без очереди; прийти в домашних тапочках; купить без денег и т.п. «Мы в кафе» Игра проводится в течение всего занятия с необходимыми пояснениями воспитателя   или   как   заключительная   часть   занятия.   Определяется местоположение входной двери, вестибюля, гардероба, туалетной комнаты, зала   кафе.   Распределяются   роли   швейцара   (охранника),   гардеробщика, официанта,   посетителей.   Первые   три   персонажа   игры   выполнив   задание, присоединяются к посетителям. Обыгрываемые ситуации: «Вход в кафе»; «Приведение себя в порядок»; «Вход в зал и выбор столика»; «Рассаживание на места»; «Заказ официанту»; «За столом»; «Уход из кафе». Во время игры может   звучать   негромкая   музыка,   дети   не   только   едят   сладости,   но   и разговаривают   между   собой:   тихо,   спокойно,   со   свободным   от   еды   ртом. Воспитатель обучая ребят застольному общению, задает им вопросы, загадки, обращает внимание на тех, кто красиво и правильно ест, не забывая о том, что за ним также наблюдают. «Мы в театре на спектакле» Игра может продолжаться все занятие или быть его частью. Комната для   занятий   представляет   собой   театр:   вход,   гардероб,   фойе,   буфет, зрительный зал (два­три ряда стульев, поставленных так, чтобы с каждого места   было   удобно   смотреть).   Распределяются   роли   и   задания:   билетер проверяет   билеты,   гардеробщик   принимает   верхнюю   одежду   и   предлагает зрителям бинокли, буфетчица продает пирожные и напитки, администратор помогает   зрителям   найти   свои   места   и   продает   театральные   программки. Выполнив   свои   задания,   дети   присоединяются   к   зрителям.   Кукольный спектакль или концертные выступления детей приблизят занятие к реальной действительности.  Обыгрываемые ситуации: «Приход в театр»; «Ожидание спектакля в буфете и фойе»; «В зрительном зале перед представлением и во время его»; «Театральное действие»; «Аплодисменты зрителей и поднесение актерам   цветов».   Буфет   в   игре   организовывается   для   того,   чтобы   дети запомнили: долго сидеть за столиком театрального буфета не принято. Круг     детского   чтения:  А.   Барто.   «В   театре»;   С.   Маршак.   «Урок вежливости»; С. Михалков «Бараны», «Одна рифма», «Песенка друзей. Игры и упражнения, в которых дети запоминают правила гостевого этикета «Приглашение в гости» Дается задание пригласить к себе в гости друга, подругу, бабушку и дедушку, Вини Пуха разными способами: словесно, при личной встрече или по телефону, с помощью изготовленных заранее открыток – приглашений. «Встреча гостей» Обыгрывается   приход   гостей   и   их   встреча.   В   прихожей   ребенок встречает   первого   гостя,   остальных   гостей   в   прихожей   встречают   папа   и мама, в комнате их встречает ребенок. «Угощение гостей» Один   участник   игры   исполняет   роль   хозяина   праздника,   который угощает гостей печеньем и конфетами. Следует показать, как правильно есть печенье ( не откусывая, а отламывая небольшой кусочек печенья, лежащего на тарелке) и конфету (разворачивать конфетную обертку, держа конфету не на весу, а на тарелке; откусив конфету, остаток ее класть на обертку, лежащую в тарелке; не разбрасывать мятые обертки вокруг своей чашки, а аккуратно их складывать). «Прощание с гостями» Хозяин   праздника   прощается   с   гостями   в   прихожей   и   произносит адресованные им слова благодарности за участие в празднике. «Цветы для мамы» Для   обыгрывания   предлагается   ситуация,   в   которой   ребенок   дарит цветы  хозяйке  дома  –  маме  или  бабушке  своего   друга. В  ходе   игры  дети учатся   правильно   и   красиво   вручать   и   принимать   цветы:   глядя   в   глаза, улыбаясь, произнося добрые слова. « Слова благодарности» Гости   выражают   благодарность   хозяевам   дома:   за   праздник,   за угощение, за сувенир и т.д. Надо подобрать наиболее подходящие слова и запомнить: следует чаще благодарить родных и друзей, говорить им приятные слова, которые идут от  самого сердца. « Мой подарок тебе» 1­й   вариант.  Предлагаются   упражнения:   подарить   игрушку   другу; подарок ко дню рождения маме, бабушке – к 8 Марта, дедушке – к Новому году, папе – к Дню защитника Отечества; поблагодарить близких за подарок. В ходе выполнения упражнений отрабатываются умения дарить и принимать подарки. К каждому конкретному случаю подбираются подходящие слова. 2­й   вариант.  Каждый   ребенок   дарит   кому­то   подарок,   сделанный своими руками. Сначала дети танцуют под музыку в разных  частях комнаты. Когда   музыка   заканчивается,   они   рассаживаются   на   стульях,   стоящих   по кругу. Тот, кому не хватило стула, выбирает, с кем ему хочется сесть рядом, чтобы подарить свой подарок. Воспитатель  ставит для этого ребенка стул, он садится на него и дарит свой подарок выбранному им участнику игры; тот дарит свой следующему, и так по кругу. Каждый говорит необходимые слова, улыбается и глядит в глаза своему партнеру. В конце игры подводится итог: «Все   замечательно   справились   с   заданием,   подарки   и   дружеские   слова улучшили наше настроение». «Двойной подарок» В игре участвуют трое детей. Задание для первого ребенка: «У тебя день рождения, и ты принимаешь подарки». Задание двум другим детям: « Ты даришь подарок другу в день его рождения» Подарки в упаковке, одинаковые. Разыгрывается   ситуация   дарения.   Что   сделает   ребенок,   получивший   два одинаковых подарка? Здесь нужны самые добрые слова, чтобы у обоих гостей не испортилось настроение. Каждый из них старался доставить радость, а это следует ценить. Круг детского чтения:  А. Барто. «Подари, подари…»; С. Маршак. «Кошкин дом»; А. Милн. «Вини Пух и все­все – все»; Г. Остер. «Как хорошо дарить подарки …»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; Д. Хармс. «Очень – очень вкусный пирог»; К. Чуковский. «Муха – Цокотуха».

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет

Средняя группа 4-5 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2017