Средства и методы обучения. Функции средств обучения.
Оценка 4.9

Средства и методы обучения. Функции средств обучения.

Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
Междисциплинарный 4
Взрослым
07.05.2021
Средства и методы обучения. Функции средств обучения.
Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Средства и методы обучения.Функции средств обучения.ppt

М.Е. Никитин, преподаватель высшей категории

М.Е. Никитин, преподаватель высшей категории

М.Е. Никитин,
преподаватель высшей категории

Средства и методы обучения. Функции средств обучения.

Средства обучения Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей…

Средства обучения Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей…

Средства обучения

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.
К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)

https://znanio.ru/person/z98576333

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами. Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

Дидактические средства

https://znanio.ru/person/z98576333

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации: - печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники; -простые визуальные…

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации: - печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники; -простые визуальные…


К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:
- печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;
-простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;
- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплеер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

Визуальные дидактические средства

https://znanio.ru/person/z98576333

Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами

Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами

Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:
· компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);
· адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.);
· информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (учебник, учебный видеофильм и т. д.), либо способствуют передаче информации (классная доска, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование и т. д.);
· интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т.д.).

Функции средств обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Средства обучения Функции технических средств обучения https://znanio

Средства обучения Функции технических средств обучения https://znanio

Средства обучения

Функции технических средств обучения

https://znanio.ru/person/z98576333

Методы обучения совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению…

Методы обучения совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению…

Методы обучения

совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

https://znanio.ru/person/z98576333

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения


Классификация методов обучения затруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения.
Сегодня существует достаточно много классификаций методов обучения, однако ни одна из имеющихся классификаций не является общепризнанной.
Наиболее распространены классификации по источнику обучения (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе), по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), а также полинарная (по нескольким признакам) классификация Ю.К. Бабанского.

https://znanio.ru/person/z98576333

Принципы классификации методов обучения

Принципы классификации методов обучения

Принципы классификации методов обучения

В качестве отличительных признаков, используются: степень активности учеников, характер учебно-познавательной деятельности, способ организации взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение и многое другое.

https://znanio.ru/person/z98576333

Классификация методов обучения по уровню активности учащихся

Классификация методов обучения по уровню активности учащихся

Классификация методов обучения по уровню активности учащихся.

Методы обучения делятся на: активные и пассивные.
К активным принадлежат все методы, где учащийся самостоятельно выполняет задание (Работа с дополнительной литературой, лабораторные работы и т.п.).
При использовании пассивных методов ученики смотрят и слушают (лекция, экскурсия, наблюдение и т.п.).

https://znanio.ru/person/z98576333

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учеников при изучении нового материала

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учеников при изучении нового материала

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учеников при изучении нового материала.

Основные классы методов такого обучения:
1) Репродуктивный метод. Преподаватель объясняет материал, а ученики должны его воспроизвести. Преимуществом такого метода является то, что для него не нужно большого промежутка времени и не требуются значительные усилия при повторе материала.
2) Объяснительно — иллюстративный метод. В случаи объяснения с помощью этого метода преподаватель излагает материал с помощью устной лечи, напечатанного материала, наглядных пособий, практических демонстраций.
3) Метод проблемного изложения. Основой метода является умение учеников следовать за объяснением преподавателя и усваивать этапы решения задач. Ученики не выполняют задачи сами, а лишь следят за ходом их решения, но наблюдая усваивают как можно эти задачи решить.
4) Эвристический метод. С помощью него обеспечивается высокий уровень познавательной активности учеников. Суть метода в том, что ученикам дают часть знаний в готовом виде, оставшуюся часть им приходится искать самостоятельно.
5) Исследовательский метод. Организация поисковой и творческой деятельности учащихся в ходе решения возникающих проблем. Главная цель этого метода это активизация мышления учеников, обучение их исследовательским навыкам.

https://znanio.ru/person/z98576333

https://znanio.ru/person/z98576333

https://znanio.ru/person/z98576333

https://znanio.ru/person/z98576333

Классификация методов обучения по источнику получения знаний

Классификация методов обучения по источнику получения знаний

Классификация методов обучения по источнику получения знаний.

Данный метод исходит из наличия трех таких источников как слова, практика, наглядность. На их основе существуют три класса методов:
Словесный метод. В таком случае источником знания является устное или печатное слово. К словесным методам относятся: рассказ, беседа, дискуссия, лекция, работа с учебником.
Наглядный метод. Источником знания являются наблюдаемые предметы, наглядные пособия, карты, демонстрационные модели.
Практические методы. Знания формируются в процессе выполнения практических задач. К таким методам относятся: лабораторные работы, практические работы, упражнения.

https://znanio.ru/person/z98576333

Метод Суть Условия применения

Метод Суть Условия применения

Метод
 

 Суть

 Условия применения

Рассказ

Монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Основная функция: обучающая.

При рассказе учитель должен: пользоваться простым и доступным языком, иметь четкую логику изложения, подкреплять другими методами обучения (иллюстрация, обсуждение), учитывать место и время проведения, а также возраст и возможности учащихся.

Беседа

С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к применению уже известных им знаний и достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Основная функция: побуждающая.

Педагог должен: определить тему беседы, подобрать наглядные пособия, подготовить вопросы (краткие, четкие, содержательные), продумать методику организации и проведения беседы, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, поддерживать контакт с учениками.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний.

https://znanio.ru/person/z98576333

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц

Дискуссия.

Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц.

Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний.

https://znanio.ru/person/z98576333

Демонстрация Наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде

Демонстрация Наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде

Демонстрация

Наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый предмет; надо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумать пояснения при демонстрации явлений; привлекать самих учеников к нахождению нужной
информации в наглядном пособии.

Иллюстрация

Предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт и т. п.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний.

https://znanio.ru/person/z98576333

Упражнение Планомерное организованное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества

Упражнение Планомерное организованное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества

Упражнение

Планомерное организованное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

Необходимо: сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности; знание правил выполнения действий; сознательный учет и контролирование условий, в которых упражнение должно выполняться; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний.

https://znanio.ru/person/z98576333

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2021