Средства выразительности. Практикум 9 класс.
Оценка 5

Средства выразительности. Практикум 9 класс.

Оценка 5
docx
02.11.2023
Средства выразительности. Практикум 9 класс.
огэ 9 кл.docx

1.Тип Укажите сравнение.

1)  Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

2)  «Ты видишь!»  — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.

3)  «Да, мешала!»  — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

4)  Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.

5)  В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.

2. Укажите метафора.

1)  Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

2)  На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

3)  Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн.

4)  Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

5)  Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

3. Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.

1)  Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.

2)  Всё равно не дам, пока не дочитаю!  — отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.

3)  Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.

4)  Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.

5)  Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря.

4. Укажите сравнение.

1)  Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути.

2)  Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.

3)  Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.

4)  Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.

5)  Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

5. фразеологизм.

 1)  Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

2)  Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

3)  И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

4)  Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5)  А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  И Фёдор не выдержал  — бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.

2)  Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

3)  Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

4)  Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом.

5)  Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили.

7.                                       Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются эпитеты.

 

1)  Хорошо, перемена  — в классе суета, шум, гам.

2)  Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

3)  Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.

4)  Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех.

5)  Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...

№2.Работа со  словосочетанием.

 

1.       Замените словосочетание КРУЖЕВНОЙ ПЛАТОК (предложение 18), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2.       Замените словосочетание КОМАНДЫ ТРЕНЕРА (предложение 32), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

3.       Замените словосочетание ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

4.       Замените словосочетание ДРУГ ЧЕЛОВЕКА (предложение 40), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

5.       Замените словосочетание ГОРНЫХ УЩЕЛИЙ (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

6.       Замените словосочетание ИСКУССТВО ТЕАТРА (предложение 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

7.       Замените словосочетание ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

8.       Замените словосочетание БОЛОТНУЮ ВОДУ (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

9.       Замените словосочетание ХОЛЩОВАЯ СУМКА (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

10.    Замените словосочетание ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУЖОК (предложение 32), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

11.    Замените словосочетание СТВОЛ БЕРЁЗЫ (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

12.    Замените словосочетание ИЗУМЛЕННО РАЗГЛЯДЫВАЛИ (предложение 16), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

13.    Замените словосочетание НЕБРЕЖНО ЗАБРОСИЛ (предложение 24), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

14.    Замените словосочетание ЗАДУМЧИВО ПОСМОТРЕЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

15.    Замените словосочетание В ДЕТСКОМ ДОМЕ (предложение 56), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

16.    Замените словосочетание ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА (предложение 2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

17.    Из предложения 18 подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе примыкания. Напишите получившееся словосочетание. (18)Я второпях потерял запасную пару портянок.

18.    Замените словосочетание УХВАТИЛСЯ С РАДОСТЬЮ (предложение 74), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

19.    Замените словосочетание ЯД ДЛЯ ЛЕКАРСТВ (предложение 54), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

20.    Замените словосочетание ТЕЛЕФОННЫМИ ШУТКАМИ (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

21.    Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЙ МОСТИК (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Домашняя работа.

Пересказать близко к тексту.

Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается...

Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, - это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни - всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится Человеком. Не случайно книгу называют учителем и учебником жизни.


 

Тип Укажите сравнение . 1)

Тип Укажите сравнение . 1)

Замените словосочетание ДРУГ ЧЕЛОВЕКА (предложение 40), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью

Замените словосочетание ДРУГ ЧЕЛОВЕКА (предложение 40), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2023