Костанайский государственный педагогический институт
Психолого-педагогический институт
Кафедра педагогики
«Утверждено»
Советом факультета
Протокол № 11от «23»июня2017г.
Председатель совета
______________Айдналиева Н.А.
Рабочая учебная программа (Силлабус)
дисциплина Технологии критериального оценивания
специальность: Информатика, История, ИииЧ, ОпиЭ, ПиП, Математика,
Физика, Биология, География
форма обучения: очная, заочная
всего кредитов 2
|
Форма обучения |
|||
очная |
заочная |
|||
на базе общего среднего образова ния (срок обучения 4 года) |
сокращенная на базе технического и профессиональ ного, послесреднего образования (срок обучения 3 года) |
сокращенная на базе технического и профессиональ ного, послесреднего образования (срок обучения 3 года) |
сокращенная на базе высшего образования (срок обучения 2 года) |
|
Всего часов по РУП В том числе: |
90 |
|
|
|
лекций |
15 |
|
|
|
практических (семинарских) |
15 |
|
|
|
лабораторных |
|
|
|
|
СРСП |
30 |
|
|
|
СРС |
30 |
|
|
|
Экзамен (семестр) |
4 |
|
|
|
Программа дисциплины разработана
Ивановой Е.Н., старшим преподавателем, магистром педагогических наук
Бримжановой К.С., ст. преподавателем кафедры педагогики, магистром русского языка и литературы
(Ф.И.О. , должность, ученая степень)
на основании Типовой учебной программы ТКО 2205 Технологии критериального оценивания для группы специальностей «Образование», Алматы: МОН РК. – 2017
Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры
Протокол № 11 от «22» июня 2017 г.
Зав.кафедрой ___________ Утегенова Б.М.
(Роспись) ( Ф.И.О.)
Одобрена методическим бюро факультета
Протокол № 6 от «16» июня 2017 г.
Председатель ___________ Бисембаева Ж.К.
(Роспись) ( Ф.И.О.)
Сведения о переутверждении
№ |
Учебный год |
Сведения о рабочей программе |
Дата переутверждения № протокола кафедры
|
Роспись зав.кафедрой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ(SYLLABUS)
1.НАЗВАНИЕ, НОМЕР (КОД) КУРСА И КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ |
||||||
название курса |
код курса |
количество кредитов |
||||
Технологии критериального оценивания |
ТКО 2205 |
2 |
||||
2.КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
||||||
Ф.И.О. |
время и место проведения |
контактная связь |
||||
Иванова Елена Николаевна, Бекенова Асия кыкпаевна |
лекции |
семинары |
СРСП |
каб. 211 |
||
по расписанию |
по расписанию |
по расписанию |
||||
3.КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА |
||||||
Цель |
Формирование знаний о технологических основах критериального оценивания и умений реализовать полученные знания в психолого-педагогической практике обучения и воспитания учащихся школ и колледжей. |
|||||
Задачи |
- раскрыть научные основы и способы практической реализации системы критериального оценивания учебных достижений обучающихся; - обосновать необходимость перехода от традиционной стратегии организации оценивания учебных достижений учащихся к системе критериального оценивания; - систематизировать конкретные требования к организации процедуры критериального оценивания обучающихся; - сформировать умение применять инструменты оценивания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учебно-познавательной деятельности обучающихся; - способствовать развитию способностей и личностных качеств обучающихся в контексте выбранной профессии. |
|||||
Формируемые компетенции |
- способен применять знания теоретических основ и технологии критериального оценивания в педагогическом процессе; - владеет способами организации критериального оценивания, применяет соответствующий методический инструментарий; - способен учитывать психолого-педагогические особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся при организации процедуры оценивания. |
|||||
4.ПРЕРЕКВИЗИТЫ И ПОСТРЕКВИЗИТЫ ДИСЦИПЛИНЫ: |
||||||
Пререквизиты |
«Педагогика – 1, 2, 3», «Психология», «Методы исследования», «Психолого-педагогическая диагностика личности». |
|||||
Постреквизиты |
«Организация психологической службы в учебных заведениях», «Психолого-педагогическая и социальная практика». |
|||||
5 .ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название темы |
литература |
количество часов |
используемый демонстрационный материал и техническое оборудование (обеспечение) |
||||||||
№ |
Наименование темы |
лек. |
сем |
СРСП |
СРС |
|
||||||
|
||||||||||||
Раздел 1. Научно-теоретические основы критериального оценивания учебных достижений учащихся |
||||||||||||
1. |
Общие подходы к оцениванию учебной деятельности обучающихся |
О: 1,2,4,10 Д: 11 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
2. |
Определение понятия критериального оценивания и его роли в формировании учебно-познавательной компетентности |
О: 1,4, 11, 12 Д:8,11 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
3. |
Модель технологии критериального оценивания |
О: 1,3,4 Д:8 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
Раздел 2. Технологические основы критериального оценивания учебных достижений обучающихся |
||||||||||||
4. |
Критериальное оценивание как педагогическая технология. Оценивание для обучения, оценивание обучения |
О: 5,6,7, 11, 12 Д:1,3,4,6 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
5. |
Проектирование критериев: общие подходы и инструменты |
О: 1,10 Д: 2,7 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
6. |
Виды критериального оценивания: формативное и суммативное оценивание |
О: 1,2,4,10 Д: 11 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
7. |
Психолого-педагогические основы организации критериального оценивания достижений обучающихся |
О: 3,10 Д: 2,7,11 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
8. |
Методические требования, предъявляемые к учителю при критериальном оценивании |
О: 1,2,4,10 Д: 11 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
9. |
Технология критериального самооценивания и взаимооценивания |
О: 1,2,4,10 Д: 11 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
10. |
Критерии и процедуры оценивания воспитательных и учебных достижений обучающихся в соответствии возрастным категориям |
О: 1,2,4 Д: 2,10 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
11. |
Система критериального оценивания учебных достижений младших школьников |
О: 1,2,3,4 Д: 2,7,8,10 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
12. |
Критерии и процедуры оценивания учебных достижений учащихся среднего и старшего звена |
О: 1,2,4 Д: 10 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
13. |
Система оценки предметных, мета-предметных и личностных резуль-татов обучающихся |
О: 1,2,4 Д: 10 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
14. |
Технологии обратной связи в критериальном оценивании |
О: 1,2,4,10 Д: 11 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
15. |
Средства оценивания достижений учащихся. Портфолио как средство оценивания достижений учащихся |
О: 2,4,10 Д: 10 |
1 |
1 |
2 |
2 |
презентации, схемы, мультимедийный комплекс |
|||||
|
Всего часов по курсу: |
|
15 |
15 |
30 |
30 |
|
|||||
6.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный курс
неделя |
тема |
содержание |
1 |
Общие подходы к оцениванию учебной деятельности обучающихся |
1.Основные направления модернизации сознания казахстанского общества 1. 2. Место и роль оценивания в образовательном процессе 2. 3. Современные тенденции в системе оценки 3. 4. Понятие «критерии оценки» |
2 |
Определение понятия критериального оценивания и его роли в формировании учебно-познавательной компетентности |
1. 1.Понятия критериального оценивания 2. 2.Содержание критериального оценивания 3. 3.Критериальное оценивание: цели, задачи, функции 4. 4.Принципы критериального оценивания |
3 |
Модель технологии критериального оценивания |
1. 1.Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA, TIMSS) 2. 2.Интеграционная модель критериального оценивания (ИМКО). 3. 3.Понятие критериального оценивания в Кембриджской программе. 4. 4.Правила критериального оценивания учебных достижений. |
4 |
Критериальное оценивание как педагогическая технология. Оценивание для обучения, оценивание обучения |
1. Культ знания- одно из направлений модернизации сознания казахстанского общества 5. 2. Этапы и инструменты оценивания. 6. 3. Оценивание для обучения, система оценивания обучения 7. 4.Таблицы КО. Понятия: Рубрикатор, .Дескриптор |
5 |
Проектирование критериев: общие подходы и инструменты |
1. Способы измерения оценки результатов деятельности обучающихся. 2.Сопоставление критериев учебных достижений обучающихся в соответствии с уровнем усвоения учебного материала (Б.Блум, В.П.Симонов, В.Г.Королева, В.П.Беспалько, В.Н.Максимова, М.Скаткин). 3.Сущность понятия «таксономия». Описание уровней целей обучения по таксономии Б.Блума. 4.Использование таксономии как инструмента оценки результатов обучения. |
6 |
Виды критериального оценивания: формативное и суммативное оценивание |
1.Характеристика видов критериального оценивания. 2.Формативное оценивание - внутренний вид. 3. Характеристика суммативного оценивания (итоговое). 4. Альтернативное («Аутентичное») оценивание. |
7 |
Психолого-педагогические основы организации критериального оценивания достижений обучающихся |
1. Оценка учебных достижений обучающихся – описание на основе конструктивной педагогики. 2. Психологическая характеристика критериального оценивания. 3. Учет индивидуальных особенностей при оценивании. 4.Оценка как компонент диагностики и мониторинга качества обучения. |
8 |
Методические требования, предъявляемые к учителю при критериальном оценивании |
1.Критериальное оценивание в деятельности учителя. 2.Методическое описание организации оценивания. 3 Пути изучения оценивания нового формата. |
9 |
Технология критериального самооценивания и взаимооценивания |
1.Этапы формирования оценивания. 2.Техники самооценивания и взаимооценивания. 3.Навыки повышения эффективности самооценивания. 4.Способы взаимооценивания в парной и групповой работе. |
10 |
Критерии и процедуры оценивания воспитательных и учебных достижений обучающихся в соответствии возрастным категориям |
1. Оценивание, связанное с возрастными особенностями учащихся. 2. Способы стимулирования учебных возможностей детей. 3. Виды и формы контроля 4. Индикаторы критериального оценивания
|
11 |
Система критериального оценивания учебных достижений младших школьников |
1.Этапы процедуры контроля и оценки учебных достижений младших школьников 2.Методы и приемы повышения интереса к учебе у учащихся младшего школьного возраста. |
12 |
Критерии и процедуры оценивания учебных достижений учащихся среднего и старшего звена |
1. Возрастные критерии оценки образовательных результатов. 2.Технологии организации критериального оценивания в ходе урока. 3.Методы подготовки инструментов оценивания учителей. |
13 |
Система оценки предметных, мета-предметных и личностных резуль-татов обучающихся |
1.Метапредметные результаты в критериальном оценивании. 2.Личностные результаты в системе оценивания. 3.Оценивание критериями предметных результатов. |
14 |
Технологии обратной связи в критериальном оценивании |
1.Устная и письменная обратная связь в оценивании. 2. Виды и средства обратной связи. 3. Методы оценивания знаний учащихся. 4.Технология систематизации образовательных достижений учащихся. |
15 |
Средства оценивания достижений учащихся. Портфолио как средство оценивания достижений учащихся |
1.Определение понятия «портфолио». 2.Назначение и содержание портфолио учащегося. 3.Требования и этапы работы по созданию портфолио. 4.Формы оценки портфолио. |
Семинарские занятия
неделя |
тема |
содержание |
1 |
Развитие системы оценивания в исторической ретроспективе |
1. Понятие оценки 2. Историческое формирование системы оценки 3. Философские и методологические направления оценки |
2 |
Современное состояние методов и средств диагностирования достижений обучающихся |
4. 1. Современные тенденции в развитии системы оценивания. 5. 2.Модели и алгоритм оценивания учебных достижений учащихся. 6. |
3 |
Сущность, роль, функции критериального оценивания учебных достижений учащихся |
5. 1.Сущность понятия «критериальное оценивание». 6. 2.Цель, задачи, функции критериального оценивания. 7. 3.Характеристика основных элементов системы критериального оценивания. 8. 4.Принципы критериального оценивания. |
4 |
Модель технологии критериального оценивания |
1. Направления критериального оценивания (конструктивное, компетентностное, критериально-установочное, проблемно-ориентированное) 2. Конструктивное описание модели критериального оценивания 3. Компетентностное оценивание модели 4. Понятие критерия |
5 |
Критериальное оценивание учебных достижений учащихся как педагогическая технология |
1.Технологический процесс критериального оценивания 2. Основные виды критериального оценивания
|
6 |
Этапы и инструменты оценивания |
1. Этапы оценивания 2. Техники оценивания (методы и приемы) 3. Цель и задачи оценивания |
7 |
Таксономия как инструмент оценки результатов обучения |
1.Определение понятия «таксономия». 2.Описание уровней целей обучения по таксономии Б.Блума. 3..Использование таксономии как инструмента оценки результатов обучения. |
8 |
Психологические особенности критериального оценивания учебных достижений учащихся |
1.Способы мотивации учебных достижений, содействие в достижении 3.Пути психологической поддержки самооценивания и взаимооценивания |
9 |
Требования критериального оценивания в соответствии с возрастными особенностями обучающихся |
1.Характеристика индивидуальной траектории образования учащихся в оценивании 2. Особенности оценки в дошкольный период 3.Особенности оценивания учебных достижений младших школьников 4. Использование процедуры оценки в соответствии с возрастными особенностями |
10 |
Технология проектирования педагогического процесса на основе критериального уровневого целеполагания |
1.Технология проектирования педагогического процесса на основе критериального уровневого целеполагания. 2.Структурные компоненты технологии проектирования. 3.Принципы, этапы, формы педагогического проектирования. |
11 |
Основные подходы к системе оценивания учебных достижений школьников 5-9 классов |
1.Требования к процедурам критериального оценивания старших школьников. 2.Оценка результатов учебной деятельности по учебным предметам учащихся среднего звена и старшеклассников, ожидаемые результаты обучения (уровневое целеполагание). 3.Этапы процедуры оценивания учебных достижений учащихся 5-9-х классов. |
12 |
Способы контроля и оценки освоения предметного учебного материала |
1. Методы оценки учебного материала в развитии различных типов умственных способностей учащихся 2. Способы формативного оценивания 3. Рефлексивные методы в системе оценивания |
13 |
Методы повышения успеваемости учащихся путем обработки учебного материала с помощью различных задач |
1. Примеры учебных заданий и общие требования обработки 2. Виды заданий, используемых в учебном процессе, критерии оценки 3.Способы обработки разноуровневых, проблемных, творческих заданий |
14 |
Инструменты критериального оценивания |
1. Дескриптор, балльная отметка 2. Уровни знаний, необходимые учителю при эффективном оценивании |
15 |
Показатели критериального оценивания |
1. Портфолио как средство оценки учебных достижений учащихся 2. Приемы модерации |
7.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРС
Самостоятельная работа – высший тип учебной деятельности, требующий от обучающегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий студенту удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания. СРС – ведущая и активизирующая форма обучения, так как знания, навыки, умения, убеждения, духовность не передаются от преподавателя к студенту, и каждый овладевает ими путём самостоятельной познавательной деятельности.
Самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе самостоятельной работы наиболее полно выявляются индивидуальные способности обучающихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, способности критического мышления, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Самостоятельная работа студентов - один из наиболее сложных моментов организации учебного процесса, так как по сравнению с аудиторными формами (лекциями, практическими занятиями, семинарами) самостоятельная работа оказывается наименее поддающаяся управлению извне. Однако СРС является едва ли не наиболее эффективной формой учебной работы студентов и адекватная, рациональная ее организация – один из наиболее мощных резервов совершенствования образовательного процесса.
Самостоятельная работа развивает мотивационную составляющую образовательной деятельности студентов, акцентируясь на самообразовании и самовоспитании, осуществляемых в интересах повышения профессиональной компетенции. Она развивает систему общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации:
· планировать собственную образовательную деятельность,
· четко ставить систему задач,
· вычленять среди них главные направления работы,
· избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач,
· осуществлять оперативный контроль за выполнением задания,
· оперативно вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать промежуточные и общие итоги работы,
· сравнивать полученные результаты с намеченными в начале работы целями, выявлять причины отклонений и определять пути их коррекции в дальнейшей работе.
Самостоятельная работа формирует готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) – одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.
Изменяется роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С традиционной, контролирующей функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельнойконтролируемой работы и т.д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т.п.
Таким образом, преподаватель сопровождает самостоятельную работу студентов: предлагает задания различного типа, консультирует студента в процессе его работы, помогает преодолеть возникающие затруднения, оценивает совместно со студентом трудоёмкость и качество выполненной работы, организует публичность обсуждения результатов (на конференц-неделе, практических занятиях, конференциях).
Виды самостоятельной работы студентов
Репродуктивная самостоятельная работа |
Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала и др. |
Познавательно-поисковая самостоятельная работа
|
Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др. |
Творческая самостоятельная работа
|
Написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе. Выполнение специальных заданий и др., участие в студенческой научной конференции. |
При выполнении логико-структурной схемы студент должен знать, что ЛСС – это таблица (матрица), содержащая всю основную информацию: цели ЛСС, ее компактность, структурированность, последовательность входящих компонентов и их взаимосвязь, по которым можно судить об эффективности работы; увидеть теоретические факты, которые могут показывают результаты частично-поисковой, исследовательской самостоятельной работы студента, творческий подход.
При составлении плана:
План - это основа
работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень научной работы.
Содержание (план работы).
Введение.
Основная часть (разделы, подразделы, пункты).
Заключение.
Список использованных источников.
При составлении плана главная задача студента - выявление логической последовательности в выделяемых вопросах плана. При этом необходимо учитывать, что вами должны быть рассмотрены теоретические и практические аспекты исследуемой темы. Поэтому работа, как правило, состоит из двух разделов.
Материал строится по следующей схеме: первый раздел посвящается анализу теоретических аспектов темы; анализ проблем практики экономической деятельности и направления решения этих проблем излагаются во втором разделе. Каждый раздел может включать 2-4 подраздела, логически связанных между собой и уточняющих друг друга.
В творческой работе план всегда имеет динамичный, подвижный характер. Он не должен сковывать инициативу студента при сохранении четкой цели работы. В случае необходимости план может корректироваться по согласованию с научным руководителем, в чью компетенцию входит утверждение отдельных разделов и подразделов плана.
При составлении
плана студенту необходимо обратить внимание на названия разделов и подразделов.
Они должны быть достаточно короткими, т.е. не
содержать излишней информации. Как правило, название раздела (подраздела,
пункта) включает одно предложение. Но не следует стремиться к чрезмерной
краткости, поскольку, чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию.
Нецелесообразно составным частям плана давать названия, совпадающие с
заголовками вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. Такой подход
создает предпосылки для механического переписывания этих источников, что будет
сковывать творческие возможности студента. При разработке плана необходимо
обратить внимание на то, чтобы в различных подразделах не рассматривались
одинаковые проблемы, иначе в работе неизбежны повторы.
При составлении таблицы студент должен показать умение анализировать источники (не менее 3-х), строго следовать содержанию заполняемой таблицы по строкам и столбцам, привести информацию из учебников, справочников и дополнительных источников. Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по размеру и легко обозримой.
При написании реферата необходимо знать, что реферат – это критический обзор или изложение темы на 10-12 страницах формата А4, 14 шрифтом TNR. Структура традиционная: титульный лист, введение, основная часть, выводы, список использованных источников. Информация реферата может быть обсуждена в учебной группе. В реферате студент показывает умение планировать, освещать, логически выстраивать информацию в соответствии с темой, рассматриваемой проблемой.
Вопросы следует рассматривать в историческом, научном, проблемном и т.д. аспектах, соблюдая логику изложения, делая собственные выводы.
При написании доклада необходимо знать, что доклад – это краткое изложение ключевых положений, проблемы темы. Изложение основного содержания доклада продолжительностью 3-5 минут.
При конспектировании вопросов для самостоятельного исследования следует учесть, что это краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Необходимо знать краткое описание заданной темы с выделением ключевых понятий на 2-4 страницы рабочей тетради стандартного формата.
При написании проекта – исследование по теме, включающее поиск, сбор и анализ необходимой информации, выполняемое лично или в группе
При составлении технологической карты - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Структура технологической карты:
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Самоанализ педагогической деятельности - это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями. Самоанализ проводится по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов.
При составлении глоссария – словарь понятий и терминов по заданной теме, оформленный в таблицу.
При написании отчета - письменное и устное описание полученных в ходе исследования результатов, основных проблем и предложений по развитию.
При компановке материала теоретической и практической части кейса студенту необходимо показать умение самостоятельно осуществлять сбор, анализ, систематизацию материала, осуществлять индивидуальные разработки воспитательных мероприятий. Содержание материалов кейса представляются, обсуждаются, анализируются в студенческой группе (рекомендуется предусмотреть презентации, итоговые отчеты).
При подготовке к диспуту студент должен провести самостоятельно анализ учебной литературы, сделать конспект на основные вопросов, подготовить тезисы и т.п.
При составлении педагогической «копилки» (картотеки) разработок воспитательных мероприятий по основным направлениям воспитания студенту необходимо сделать анализ по учебникам, периодическим изданиям, интернет ресурсам. Картотека составляется с учетом выбранного возраста учащихся.
При написании сообщения студент должен показать умение кратко излагать суть рассматриваемого вопроса, структурировать информацию, опираясь на источники разных изданий.
При разработке сценария мероприятия студент должен учитывать возрастные особенности учащихся, разнообразные типы, виды, формы, методы воспитательных мероприятий, современные подходы. В результате должны быть представлены все направления воспитательной работы.
ЗАДАНИЯ СРСП
неделя |
тема |
литература |
содержание задания |
||||||||||
1 |
Место оценивания в образовательном процессе |
О: 5,6,7 Д: 1,3,4,6 |
1. Составить таблицу по понятию «Оценка» 2. Составить сравнительную таблицу традиционного оценивания и нового оценивания в системе казахстанского образования
Вид контроля – устный опрос |
||||||||||
2 |
Анализ литературы и краткий конспект о системе зарубежного оценивания достижений учащихся |
О: 1,10 Д: 2,7 |
1.Дать определение учебным достижениям учащихся (письменный краткий конспект) 2.Составить таблицу об оценке и систематизации Международного опыта 3.Составить кластер «Учебные достижения»
Вид контроля – устный опрос |
||||||||||
3 |
Система критериального оценивания |
О: 1,2,4,10 Д: 11 |
1.Составить схему о понятии «критериальное оценивание» 2.Составить таблицу «Цели, задачи, структура критериального оценивания» 3.Составить ЛСС «Правила и принципы критериального оценивания»
Вид контроля – устный опрос |
||||||||||
4 |
Функции критериального оценивания |
О: 3,10 Д: 2,7,11 |
1. Виды критериального оценивания (мультимедиа-презентация) 2. Направления критериального оценивания (создание постера)
Вид контроля – письменный опрос |
||||||||||
5 |
Технология критериального оценивания |
О: 1,2,4,10 Д: 11 |
1.Написание реферата по технологии критериального оценивания 2.Составление ЛСС по процедурам технологии оценивания
Вид контроля – устный опрос |
||||||||||
6 |
Характеристика понятия «критерий» |
О: 1,8,9 Д: 9
|
1.Провести аналогию понятия критерия в отечественной и зарубежной педагогике
2.Раскрыть качественное и количественное содержание понятий «критерий». Привести примеры.
Вид контроля – устный опрос |
||||||||||
7 |
Показатели оценки |
О: 1,2,4,10 Д: 11 |
1. Техники формативного оценивания (постер) 2. Привести примеры показателей оценивания (выберите тему по своему предмету), составив таблицу
Вид контроля – устный опрос |
||||||||||
8 |
Понятие «Дескриптор» |
О: 1,2,4,10 Д: 11 |
1.Составить кластер по понятию «дескриптор» 2.Составить дескрипторы по своему предмету на конкретную тему (оформить в таблицу)
Вид контроля – устный опрос |
||||||||||
9 |
Сущность, роль, функции критериального оценивания учебных достижений учащихся |
О: 1,4 Д: 8,11 |
1.Составить перечень задач, функций, принципов критериального оценивания и предложить свои варианты их графического представления. Дополнить список и обосновать выбор.
Вид контроля – устный опрос |
||||||||||
10 |
Модель технологии критериального оценивания |
О: 1,3,4 Д: 8 |
1.Составить глоссарий по данной дисциплине. 2.Раскрыть содержание понятий: формирующее оценивание, констатирующее оценивание, критерии, рубрика, дескрипторы.
Вид контроля – тестирование |
||||||||||
11 |
Таксономия как инструмент оценки результатов обучения |
О: 3,10 Д: 2,7,11 |
1.Разработать учебные задания по таксономии Б. Блума к любой теме Вашей специальности.
Вид контроля – письменный опрос |
||||||||||
12 |
Особенности оценивания знаний учащихся разных возрастов |
О: 1,2,4 Д: 10 |
1. Особенности критериального оценивания учащихся начальной школы (создание постера) 2. Особенности оценивания образовательных достижений учащихся среднего звена (ЛСС) 3. Самооценивание старшеклассников (презентация)
Вид контроля – устный опрос |
||||||||||
13 |
Рубрикаторы оценивания |
О: 1,2,4 Д: 10 |
1.С помощью таблицы составить рубрикаторы по определенной теме ( класс) своего предмета 2.Раскрыть понятие «индикатор» (схема)
Вид контроля – письменный опрос |
||||||||||
14 |
Психолого-педагогические требования критериального оценивания |
О: 1,2,4 Д: 10 |
1.Подготовить мультимедийную презентацию по данной теме.
Вид контроля – устный опрос |
||||||||||
15 |
Портфолио как средство оценивания достижений учащихся |
О: 2,4,10 Д: 10 |
1.Разработать модель портфолио ученика
Вид контроля – устный опрос |
7.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРС
Одной из форм учебных занятий по курсу «Технологии критериального оценивания» являются СРС. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность норм законодательства.
В процессе проведения СРС можно использовать следующие педагогические инструменты: групповые и индивидуальные задания; деловые игры; демонстрации; дискуссии; устный опрос; тренинги; тестирование.
На СРС студентам предоставляется возможность применять полученные знания в приложении к конкретной ситуации благодаря включенным заданиям в СРС.
Каждый студент обязан в период самостоятельной подготовки отработать все вопросы плана СРС, решить задачи и быть готовым к занятиям.
При подготовке к СРС методически целесообразно делать краткие записи в виде тезисов по каждому вопросу темы с проработкой как теоретического, так и нормативного материалов.
Выступления или сообщения в форме рефератов, докладов, обобщений материалов теории и практики студенты выполняют письменно и, как правило, на СРС они могут быть заслушаны. Во время ответов на СРС допускается обращение к записям, тезисам, содержащимся в тетради или реферате.
ЗАДАНИЯ НА СРС
№ |
Тема, задание, виды самостоятельной работы |
Кол-во часов |
Литера- тура |
срок сдачи неделя |
форма отчётности |
||||
1 |
1.Составить глоссарий по основным понятиям дисциплины. 2.Проанализировать практику применения рейтинговой системы контроля в нашей стране и за рубежом. |
2 |
О: 1,8,9 Д: 9 |
1 |
Глоссарий
Таблица |
||||
2 |
1.Разработать план-конспект урока с использованием современных средств контроля результатов обучения. 2.Сформулировать требования к подбору и разработке диагностического (контрольного) материала для проведения педагогического контроля и оценки учебных достижений учащихся. |
2 |
О: 1,2,4,10 Д: 11 |
2 |
План-конспект
Таблица |
||||
3 |
1.Составить глоссарий по ключевым понятиям и терминам данной темы. 2.Проанализировать преимущества и недостатки существующей системы оценивания. |
2 |
О: 1,4 Д: 8,11 |
3 |
Глоссарий
Анализ |
||||
4 |
1.Подготовить сообщение по теме: «Система совершенствования качества образования в Гонконге, Сингапуре, в штате Калифорния и др.». 2.Составить мультимедийную презентацию: «Методика разработки системы критериального оценивания. Технология организации критериального оценивания в школе». |
2 |
О: 1,3,4 Д: 8 |
4 |
Сообщение
Мульти-медийная презентация |
||||
5 |
1.Составить презентацию на тему «Критериальное оценивание как педагогическая технология». 2. Дать общее представление о системе критериального оценивания.
|
2 |
О: 5,6,7 Д: 1,3,4,6 |
5 |
Презентация
Доклад
|
||||
6 |
1.Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения. |
2 |
О: 2,4,10 Д: 10 |
6 |
Доклад |
||||
7 |
1.Подготовить сообщение о таксономии образовательных целей. 2.Оформить в виде таблицы общую структуру таксономии образовательных целей. |
2 |
О: 1,10 Д: 2,7 |
7 |
Сообщение
Таблица |
||||
8 |
1.Заполнить таблицу: Различные определения понятий «оценка» и «оценивание» в психолого-педагогической и методической литературе
|
2
|
О: 3,10 Д: 2,7,11 |
8 |
Таблица
|
||||
9 |
1.Заполнить карту достижений учащихся по выбранной теме, разделу программы. |
2 |
О: 2,4,10 Д: 10 |
9 |
Карта достижений |
||||
10 |
1.Заполнить таблицу по структурным компонентам технологии проектирования педагогического процесса на основе критериального уровневого целеполагания. 2.Разработать критерии и показатели для оценивания достижений детей дошкольного возраста в одной из образовательных областей (на выбор). |
2 |
О: 1,2,4 Д: 2,10 |
10 |
Таблица
Таблица |
||||
11 |
1.Разработать требования к процедурам критериального оценивания учебных достижений младших школьников |
2 |
О: 1,2,3,4 Д: 2,7,8,10 |
11 |
Таблица |
||||
12 |
1.Разработать требования к процедурам критериального оценивания учебных достижений учащихся среднего и старшего звена |
2 |
О: 1,2,4 Д: 10 |
12 |
Таблица |
||||
13 |
Привести примеры из опыта критериального оценивания школы (материал из методических журналов) |
2 |
О: 1,2,4 Д: 10 |
13 |
Доклад |
||||
14 |
Создание карты учебных достижений учащихся (по определенной теме) |
2 |
О: 2,4,10 Д: 10 |
14 |
Карта |
||||
15 |
1.Составить презентацию на тему «Портфолио как средство оценивания достижений учащихся». 2.Разработать документацию по учету учебных достижений. 3.Подготовить отчет об учебных достижениях учащихся за определенный период времени. |
2 |
О: 2,4,10 Д: 10 |
15 |
Презентация
Документация
Отчет |
||||
|
ИТОГО |
30 |
|
|
|
8.ПОЛИТИКА КУРСА, АКАДЕМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИКИ
Данный курс является элективным в системе профессиональной подготовки будущего учителя новой формации. Посещение занятий по данному курсу строго обязательно, так как на занятиях педагог не только снабжает студентов знаниями, но и практически демонстрирует организацию проведение учебно-познавательного процесса.
Углубленное освоение курса осуществляется через выполнение заданий по СРС. Все виды самостоятельной работы студентов определены типовой программой, содержат конкретные вопросы и необходимую литературу. Задания выдаются студентам на аттестационный период и их выполнение строго обязательно. Невыполненное в срок задание оценивается снижением балла, та же мера может быть применена к небрежно или не полностью выполненным заданиям.
Ключевым требованием к выполняемым работам студента является самостоятельность, содержательная полнота, авторская позиция.
Работы – копии, включая копии из материалов Интернет-ресурсов, не проверяются.
9.ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Вопросы для рубежного контроля 1.
1. Объясните содержание понятия «качество образования» и «образовательные достижения».
2. Какие проблемы в настоящее время связаны с оценкой качества образования?
3. Назовите компоненты диагностики обучения.
4. Чем отличается оценка от отметки?
5. Какие функции выполняет оценка?
6. Назовите виды, формы и методы контроля.
7. Назовите недостатки традиционной системы контроля, объясните их источники.
8. Опишите, с чем связана проблема оценивания устных ответов учащихся.
9. Объясните, как связаны цели образования и результаты обучения?
10. Организация и проведение международного исследования «TIMSS-2011».
11. Виды оценивания образовательных достижений. Виды оценивания. Количественная и качественная оценка.
12. Практика системы критериального оценивания в преподавании психологии.
13. Опыт оценивания качества знаний учащихся в Германии, Франции, Англии и др. странах.
14. Новые подходы определения качества образования. Система тестирования.
15. Виды тестов. Технология составления открытых и закрытых тестов.
Вопросы для рубежного контроля 2.
1. Объясните, что вы понимаете под требованиями к учебным достижениям.
2. Приведите примеры формулировок требований к результатам обучения.
3. Для чего составляют технологическую матрицу диагностики результатов обучения?
4. С помощью каких показателей можно проверить качество теста?
5. В чем состоит сущность рейтинговой системы контроля и оценки результатов обучения?
6. Назовите достоинства и недостатки рейтингового контроля учебных достижений.
7. С помощью каких механизмов осуществляется регулирование процесса накопления баллов в рейтинговой системе контроля?
8. Приведите пример шкалы перевода рейтинговых баллов в оценку.
9. Опишите систему контроля и оценки учебных достижений в виде портфолио: достоинства и недостатки.
10. Предложите сценарий урока по изучению нового материала с использованием современных средств оценивания результатов обучения.
11. Опыт международного исследования PIRLS.
12. Портфолио – новая эффективная форма оценивания.
13. Портфолио как средство оценивания достижений учащихся.
14. Виды портфолио. Критерии оценивания портфолио.
15. Таблица самооценивания.
10.ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Таблица 1
Формы контроля знаний студентов
Вид занятия/ форма контроля |
кол-во баллов в % |
коэффициент |
1 АТТЕСТАЦИЯ |
2 АТТЕСТАЦИЯ |
Общая итоговая аттестация, кол-во баллов в % |
Итоговый контроль, кол-во вопросов/ заданий |
||
кол-во занятий/ заданий |
кол-во баллов в % |
кол-во занятий/ заданий |
кол-во баллов в % |
|||||
Лекции |
- |
0,1 |
7 занятий |
10 |
8 занятий |
10 |
(1аттестация+2 аттестация)/2+ИК |
- |
практические |
50-100 за 1 участие |
0,5 |
7 занятий |
50 |
8 занятий |
50 |
- |
|
СРСП/СРС |
50-100 за выполнение 1 задания |
0,4 |
7 заданий |
40 |
8 заданий |
40 |
- |
|
Экзамен |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
КТ |
(0-100%) |
- |
|
- |
- |
- |
40 тестовых заданий |
|
Всего баллов (в %) |
- |
- |
- |
100% или 30 баллов |
- |
100% или 30 баллов |
(1Атт.+2Атт.)/2 + ИК |
Таблица 2
Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
неделя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Вид |
Тк |
Тк |
Тк |
Тк |
Тк |
Тк |
Ат |
ТК |
Тк |
Тк |
Тк |
Тк |
Тк |
Тк |
Ат |
контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
2 |
балл |
50-100% |
50-100% |
50-100% |
50-100% |
50-100% |
50-100% |
Средний % 30 баллов |
50-100% |
50-100% |
50-100% |
50-100% |
50-100% |
50-100% |
50-100% |
Средний % 30 баллов |
Таблица 3
Распределение рейтинговых баллов по результатам экзамена
Оценка правильности ответов студентов в % |
Баллы |
Оценка |
90-100 |
37-40 |
5 (отлично) |
75-89 |
31-36 |
4 (хорошо) |
50-74 |
20-30 |
3 (удовлетворительно) |
0-49 |
0-19 |
2 (неудовлетворительно) |
11.ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная
1. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана, НАО, 2013. – 80 с.
2. Айтпукешев А.Т., Кусаинов Г.М., Сагинов К.М. Оценивание результатов обучения: Метод.пособие. – Астана: Центр педагогического мастерства, 2014. – 108 с.
3. Матвеева Е.И., Панькова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 168 с.
4. Красноборова А.А. Критериальное оценивание в школе: учебное пособие. – Пермь, 2010. – 84 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 199 с.
7. Образовательные технологии. Достижение прогнозируемых результатов. /Под ред. Ю.И. Гладкова. – М.: Про-Пресс, 2009, 56 с.
8. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
9. Костылев Ф.В. Учить по-новому: нужны ли оценки-баллы: книга для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 104 с.
10. Шакирова Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство. – Б.: Билим, 2012. – 80 с.
11. Назарбаев Н.А. Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
12. Назарбаев Н.А. Эра Независимости. - http://www.inform.kz/ru/knigu-era-nezavisimosti-nursultana-nazarbaeva-prezentovali-v-astane_a3097740
Дополнительная:
1. Брагин В.Я. Оценка знаний и умений учащихся по технологии с применением компьютерных программ: уч.-мет. пособие. Пермь: ПГПУ, 2010. – 88 с.
2. Гончарова Н. Мониторинг результативности педагогической деятельности // Педагогическая диагностика. – 2008, №4. С. 94-96.
3. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1989. – 231 с.
4. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 96 с.
5. Поташник М.М. Управление качеством образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. 1998.
7. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 144 с.
8. Салина Р.М., Жумагазина Г. Критерии оценивания учебных достижений учащихся // Профессионал Казахстана. - №10 (53). – 2007. – С. 30-34.
9. Алан Дж. Уильямс, Сарбасов Н.С. Менеджмент лидерство в образовании. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. – 48 с.
10. Методология реализации компетентностного подхода в формировании базового содержания образования. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И.Алтынсарина, 2013. – 65 с.
11. Методологические и учебно-методические основы внедрения системы критериального оценивания учебных достижений обучающихся. Методическое пособие. – Астана: НАО имени И.Алтынсарина, 2015. – 58 с.
Нормативные документы:
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.
2. Долгосрочная программа развития образования до 2020 года Астана, 2008
3. Закон РК «Об образовании». – А., 2007.
4. Комплексная программа воспитания в образовательных организациях РК 2006-2011гг. – А., 2006.
5. Концепция развития образования в РК до 2015 г. – А., 2003
6. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан.-А., 2007
7. Концепция 12 – летнего среднего общего образования в РК. – А. 2008
8. Концепция воспитания в системе непрерывного образования МОН РК от 16 ноября 2009г.
9. Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006г. О ключевых компетенциях обучения в течение жизни (2006/962/ЕС)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.