СССР в период перестройки. Практическая работа № 29
Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 29.doc
Раздел 14. СССР в 19451991 гг.
Тема 14.4. СССР в период перестройки
Практическая работа № 29
Тема: СССР в период перестройки
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые
знания.
Учебные задачи: научиться работать с источниками, научиться обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться работать со схемами, научиться работать
с памяткамиалгоритмами.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность умения самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике, схемами, памяткамиалгоритмами.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме
2. Ответить на вопросы
3. Прочитать текст и ответить на вопросы
4. Узнать политического деятеля
5. Прочитать текст и выполнить задание
6. Прочитать текст и сделать вывод.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО.
– М.: Академия, 2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
После смерти К.У.Черненко весной 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.
Горбачев. В стране началась перестройка.
Цель перестройки: перестроить социализм, вернуться к ленинским истокам. Начать с
ускорения научнотехнического прогресса – это было главное направление первоначального
варианта экономических реформ, предложенное М.С. Горбачевым.
Экономическая реформа 1987 г. предусматривала: расширение самостоятельности
предприятий, внедрение хозрасчета и самофинансирования, сокращение численности отраслевых
министерств и ведомств.
1 В 1989 г. была принята концепция перехода советской экономики к регулируемой рыночной.
Основными положениями программы были: формирование рыночной инфраструктуры,
многоукладность экономики, разнообразие форм собственности.
Весной 1990 г. С.С. Шаталин и Г.Я. Явлинский разработали программу экономических
преобразований «500 дней», которая предусматривала: серьезное увеличение роли центра в
планировании и управлении экономикой, приватизацию государственных предприятий за 500 дней,
полную хозяйственную самостоятельность союзных республик.
Главными причинами неудач экономической реформы в годы перестройки были: медленные
темпы, тактические просчеты, острая политическая борьба в руководстве КПСС по
принципиальным вопросам экономического развития.
Синонимом перемен в духовной жизни общества в годы перестройки стало понятие
«гласность», Основными лозунгами, соответствующими понятию «гласность» были: «Назад к
Ленину!», «Больше демократии, больше социализма!».
Была создана Комиссия ЦК КПСС по реабилитации жертв политических репрессий. Её
возглавил А.Н. Яковлев.
Решение о проведении политической реформы в СССР было принято в 1988 г. на XIX
всесоюзной конференции КПСС.
«Новое политическое мышление» в международных отношениях означало: отказ от политики
«холодной войны»; отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы; признание
мира целостным и неделимым; признание невозможным решения международных проблем
силовыми методами; ориентация при решении международных вопросов не на баланс сил, а на
баланс их интересов; отказ от принципа пролетарского интернационализма и провозглашение
приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими,
религиозными и т.д.
В 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана.
Итоги перестройки: отказ от социализма, от монополии КПСС на власть, распад СССР.
В августе 1991 г. была осуществлена попытка государственного переворота с целью возврата к
прежним порядкам.
8 декабря 1991 г. лидеры России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С.
Шушкевич) в Беловежской Пуще под Минском объявили о прекращении существования СССР.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Что такое перестройка? Каковы её направления? К чему она привела?
2. Что Вы понимаете под термином «ускорение» в политике М.С. Горбачева? Почему оно не
принесло ожидаемого результата?
3. Как Вы понимаете термин «новое мышление» во внешней политике?
4. Какие события привели к крушению СССР?
Задания для практического занятия
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Из статьи Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Март 1988 года
2 «Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана
вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой
личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным
подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходит от активной
деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация,
коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих
мировых держав…дело дошло до того, что от «сталинистов»… стали настойчиво требовать
«покаяния»…
Сторонники «леворадикального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования
истории социализма…
Сложность воспитания молодёжи усугубляется ещё и тем, что в русле идей «неолибералов»
создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве
берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась
политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического
плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе
«парламентского режима», «свободных профсоюзов»», автономных издательств» и т.п. Всё это,
по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих
ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль
партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит и в перестройке».
Вопросы к документу:
1.
Какой политический режим отстаивает автор, защищая Сталина и утверждая
«сохранение руководящей роли партии»?
2. Согласны ли вы, с мнением демократов, что статья Н.Андреевой – манифест
«антиперестроечных сил»?
3. Как вы относитесь к идее покаяния, которой возмущается автор? Знаком ли вам
художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние»?
Задание 2. Узнайте политического деятеля:
Родился 2 марта 1931 года; член КПСС с 1952года; с 1970 г. первый секретарь
Ставропольского крайкома КПСС с 1978 г. Секретарь ЦК КПСС с 1980 г. Член Политбюро; в
1985г. Избран Генеральным секретарем ЦК КПСС 15 марта 1990 г.Президентом СССР в 1991 г.
ушел с поста Генерального секретаря, затем с поста Президента СССР
Задание 3. Прочитайте документ и выполните задание.
Из выступления А. Д. Сахарова на первом съезде народных депутатов 3 июня 1989
года
«Необходимы политические решения, без которых невозможно укрепление власти
советских органов на местах и решение экономических, социальных, экологических,
национальных проблем… Без сильных Советов на местах невозможна земельная реформа и
вообще какаялибо эффективная аграрная политика, отличающаяся от бессмысленных
реанимационных вливаний нерентабельным колхозам. Без сильного съезда и сильных Советов
невозможны преодоление диктата ведомств, выработка и осуществление законов о предприятии,
3 борьба с экологическим безумием. Съезд призван защитить демократические принципы
народовластия и тем самым – необходимость перестройки и гармоническое развитие страны…»
Задание к документу:
1. Объясните, почему А. Д. Сахаров и его сторонники снова выдвигали лозунг: "Вся власть
Советам!"?
2. Каков его политический смысл?
Задание 4. Прочитайте текст и сделайте вывод.
В 1991 году, уже после распада СССР в интервью газете «Трибун» Франсуа Миттеран
сказал: «Горбачев напоминает мне человека, решившего закрасить грязное пятно на стене своего
дома. Но, начав зачищать стену, увидел, что шатается один из кирпичей. Попробовав его
заменить, он обрушил всю стену, а принявшись её восстанавливать, обнаружил, что сгнил весь
фундамент дома».
Задания к документу:
1.
перестройки?
2.
Прочитав текст, сделайте вывод о том, как автор оценивает результаты
Согласны ли вы с позицией президента Франции?
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 1 балл
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических
работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. –
М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до
конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
4 5
СССР в период перестройки. Практическая работа № 29
СССР в период перестройки. Практическая работа № 29
СССР в период перестройки. Практическая работа № 29
СССР в период перестройки. Практическая работа № 29
СССР в период перестройки. Практическая работа № 29
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.