Контрольная работа по литературному чтению 2 класс
Прочитай текст.
В. Бианки
Подкидыш
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика. Но как это сделать?
Кто выведет его из яйца? Кто вскормит? Я знал неподалёку гнездо другой птички - пеночки-пересмешки.
Она только что отложила своё четвёртое яичко. Но примет ли пересмешка подкидыша?
Яйцо каменки - чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки. Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле. На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
Но нет - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.
Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички - высиживал её птенцов. Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов - и выкормила их на славу.
Вопросы и задания к тексту:
1. Определи жанр произведения. Отметь правильный ответ x
o рассказ o сказка o стихотворение
2. Куда попало яйцо птички каменки после того, как мальчишки разорили её гнездо? Отметь правильный ответ x
o 1) Яйцо каменки упало на землю под дерево.
o 2) Мальчики забрали яйцо каменки домой.
o 3) Яйцо оказалось в гнезде птички пересмешки.
3. Какие чувства передаёт автор, когда рассказывает о поступке мальчиков? Отметь правильный ответ x
o1) Он боится злобных мальчиков.
o 2) Осуждает жестоких мальчиков.
o 3) Гордится смелыми мальчиками.
4. Почему герой решил отнести яйцо каменки в чужое гнездо? Отметь правильный ответ x
o 1) Ему нравится раскладывать яйца в гнёзда.
o 2) Пересмешка всегда высиживает чужие яйца.
o 3) Только так можно спасти замерзающее яйцо.
5. Определи порядок микротем в тексте. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события.
o 1) Пересмешка сунула гусеничку в рот каменке.
o 2) Одно из шести яичек удалось отобрать целым.
o 3) Пересмешка долго не возвращалась к гнезду.
o 4) Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.
6. «Я подумал: - Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Сделай вывод о том, почему так подумал герой. Отметь правильный ответ x
o 1) Герой забыл, что пересмешка полетела за кормом.
o 2) Герой увидел, что в гнезде нет птицы пересмешки.
o 3) Герой не нашёл в гнезде ни яиц, ни птенца каменки.
7. Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к поступкам птенца каменки. Отметь правильный ответ x
o 1) Вылупившиеся птенцы всегда высиживают невылупившиеся яйца.
o 2) Птенец каменки ответил добром на добро птицы пересмешки.
o 3) Каменка помогает пересмешке, чтобы её не выгнали из гнезда.
8. Что удивило тебя в этом произведении?________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Выбери фразу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Отметь правильный ответ x
o 1) Не та мать, что родила, а та, что воспитала!
o 2) Удивительное рядом!
o 3) В тесноте, да не в обиде!
Обоснуй свой выбор. _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как ты понимаешь название рассказа? Напиши развёрнутый ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План стандартизированной контрольной работы
№ задания |
Раздел программы (содержательная линия) |
Проверяемый планируемый результат |
Уровень сложности |
Тип задания |
Время выполнения |
Максимальный балл |
1 |
Литературоведческая пропедевтика |
Различать произведения разных жанров |
базовый |
с выбором ответа |
|
1 |
2 |
Виды речевой и читательской деятельности |
Находить ответ в тексте |
базовый |
с выбором ответа |
|
1 |
3 |
Виды речевой и читательской деятельности |
Этически оценивать поступки героев |
базовый |
с выбором ответа |
|
1 |
4 |
Литературоведческая пропедевтика |
Находить ответ в тексте |
базовый |
с выбором ответа |
|
1 |
5 |
Виды речевой и читательской деятельности |
Деление текста на микротемы |
повышенный |
с множест-венным выбором ответа |
|
2 |
6 |
Виды речевой и читательской деятельности |
Давать оценочное суждение |
базовый |
с выбором ответа |
|
1 |
7 |
Виды речевой и читательской деятельности |
Давать оценочное суждение |
базовый |
с выбором ответа |
|
1 |
8 |
Виды речевой и читательской деятельности |
Давать оценочное суждение |
повышенный |
краткий ответ |
|
2 |
9 |
Виды речевой и читательской деятельности |
Определять тему пословицы Умение обосновывать вывод |
повышенный |
с выбором ответа + развёрнутый ответ
|
|
1 + 2 |
10 |
Виды речевой и читательской деятельности |
Давать оценочное суждение. |
повышенный |
развёрнутый ответ |
|
2 |
|
|
|
|
|
40 мин |
Общий балл 15 |
Инструкция по проверке и оценке работы
№ задания |
Планируемый результат |
Правильный ответ |
Критерии оценивания / Максимальный балл |
1 |
Различать произведения разных жанров. |
1 |
1 |
2 |
Находить ответ в тексте. |
3 |
1 |
3 |
Этически оценивать поступки героев. |
2 |
1 |
4 |
Находить ответ в тексте. |
3 |
1 |
5 |
Деление текста на микротемы. |
2314 |
2 |
6 |
Давать оценочное суждение. |
2 |
1 |
7 |
Давать оценочное суждение. |
2 |
1 |
8 |
|
свободный ответ |
2 |
9 |
Определять тему пословицы. Умение обосновывать вывод |
1 свободный ответ |
1 2 |
10 |
Давать оценочное суждение. |
свободный ответ |
2 |
|
|
|
15 |
Примерный вариант оценивания на основе «принципа сложения»
% выполнения от максимального балла |
Количество баллов |
Цифровая отметка |
Уровневая шкала |
100-80 |
15-12 |
5 |
Повышенный |
80-65 |
11-9 |
4 |
|
65-50 |
8-7 |
3 |
Базовый |
Менее 50 |
Менее 7 |
2 |
Недостаточный |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.