Становление личности в обществе
С одной стороны, человек является биологическим существом, а с другой — еще и социальным, то есть «общественным». Каждый из нас играет в обществе самые разные роли — Игорь Петрович, слесарь третьего разряда, отец Виталика, муж Александры Николаевны, сын Алексея Анатольевича, заместитель директора, пассажир трамвая № 6, жилец третьего подъезда, гражданин России и так далее. Кроме того, у нас есть особенности характера и множество других признаков, по которым мы можем определить себя. Многие определяют себя через национальность (русский, татарин, чеченец) или в зависимости от вида деятельности (художник, писатель, таксист, школьник).
Для самоопределения мы используем признаки, их принято делить на два вида — индивидные и индивидуальные. Индивидные признаки присущи всем людям. Например, таким признаком является цвет глаз — он есть у всех, хоть и разный. При этом на свете много людей с карими глазами, и этого признака будет мало, чтобы найти, например, меня.
Индивидуальные особенности позволяют однозначно идентифицировать конкретного человека. Например, индивидуальным признаком являются отпечатки пальцев. Голос — тоже индивидуальный признак. Мы без труда узнаем родных людей по голосу, определяем, кто поет песню по радио.
Человек определяет свою индивидуальность как раз по отличиям от других людей. Мы так и говорим: «У него яркая индивидуальность». Часто это является признаком творческих людей. Можно сказать, что индивидуальность — это характеристика человека в социуме.
Еще один важный признак человека — личность. Чтобы человек мог считаться личностью, у него должны быть выражены качества, которые общество считает значимыми. Этими качествами мало обладать, их нужно проявлять для общественного блага и общей пользы. В деятельности человек и может реализовать социальные роли — быть отцом, мужем, гражданином, уважаемым членом общества.
Задумываясь о себе, молодые люди обычно пытаются представить себе, какими они станут, когда повзрослеют — кем будут работать, как будут выглядеть, где будут жить, чем будут увлекаться. В этом одно из основных отличий детей и молодежи от взрослых. В юности мы больше представляем себя в будущем, в зрелом возрасте — скорее осознаем в настоящем.
Людям свойственно планировать жизнь — ставить себе цели и находить себя в реализации этих целей. Но успешный член общества не только реализует свои замыслы, но и помогает развиваться всему социуму.
Выбор профессии — один из важных шагов на пути к становлению личности и пониманию собственной пользы для общества. Выбирая профессию, мы хотим заниматься чем-то интересным для себя и полезным для людей. При этом важно хорошо зарабатывать, пользоваться уважением в обществе, вызывать гордость у родителей и детей.
Кто-то с самого детства знает, чем будет заниматься, а кто-то долго ищет свой путь, меняя профессии каждые несколько лет. Нет правильного пути и неправильного — каждый из нас познает этот мир по-своему, с разной скоростью и разными целями. Маршал Рокоссовский, например, начинал, как кондитер, а талант к военному делу раскрыл в себе с годами. Перед этим он, кстати, сменил еще штук шесть профессий.
Выбор непрост, ведь в официальном справочнике содержится более 8000 разных профессий, да и новые появляются чуть ли не каждый день. Ещё несколько лет назад не существовало никаких авитологов, а теперь существует такая профессия — управлять объявлениями на «Авито». Мир меняется и профессии с ним. Попробуйте сказать родителям, что в будущем будете работать авитологом — думаю, им понадобится валокордин. В моей юности так же ужасно звучало признание в намерении стать маркетологом.
Важно понимать, что для достижения целей в жизни мало просто выбрать подходящую профессию. Нужно еще радостно идти утром на работу и возвращаться домой в конце дня. Дом, семья и хобби не менее важны, чем хорошая работа и профессиональная реализация. Человек проявляет себя как личность не только в обществе, но и в небольших коллективах — в том числе и в семье.
Еще один важный признак личности — наличие взгляда на окружающий мир, собственного мировоззрения. Речь идет о совокупности представлений о смысле жизни и деятельности человека — его идеях, ценностях, взглядах на всё вокруг.
Если люди, вполне довольные небольшим миром — домом, отношениями с несколькими близкими друзьями, надежным кругом «работа-дом». Другим важен более широкий мир — всё многообразие вселенной. Такие люди интересуются общечеловеческими ценностями, следуют принципам гуманизма, с удовольствием трудятся для всеобщего блага. Высокие нравственные принципы и возвышенные представления о красоте — вот признаки таких людей.
Есть и люди, которые не признают мира за пределами их собственного «я». Весь их мир вращается вокруг одного лишь человека — себя самого. Картина мира таких людей является узкой и ограниченной.
Впрочем, все люди живут в обществе, и формируют уникальное многообразие мира. Если разобраться, разница мировоззрений и взглядов на жизнь обогащает общества, помогает молодым личностям формировать свой внутренний мир.
Процесс становления личности не прекращается никогда, но принято выделять несколько основных этапов.
Первый из них связан с изучением норм, принятых в обществе и освоении тех моделей поведения, которые присущи этому обществу. Этот этап можно назвать словом «адаптация». Молодая личность адаптируется к взрослому обществу, приспосабливается к жизни в нем.
Второй этап связан с индивидуализацией личности. Чтобы утвердиться в обществе, молодая личность должна собрать все свои силы и внутренние ресурсы — доказать обществу свое право выделяться на общем фоне.
Третьим этапом является интеграция — личность ищет наиболее оптимальное применение своей индивидуальности, постепенно становясь частью общества.
Каждый этап оттачивает личные качества человека, помогает ему стать взрослой личностью. Чем больше трудностей проходит человек на этом пути, тем устойчивее структура его личности. Считается, что личность развивается только в обществе, ведь без общества лишается смысла и само понятие личности.
Факторы, способствующие становлению личности, принято называть «агентами социализации». Такими агентами являются родственники, одноклассники, друзья, коллеги по работе. Все они влияют на формирование у человека взглядов и убеждений, на сборку его индивидуальной системы ценностей. Разные люди влияют по-разному. Уклад того или иного агента социализации может влиять на становление личности положительно, а может и отрицательно.
Агентами социализации являются и общественные институты — такие, как церковь, школа, армия, государство и другие. Агентом социализации является сегодня, например, интернет. Важно понимать, что агенты влияют не только на детей, но и на взрослых, ведь социализация продолжается всю жизнь, а не только до определенного момента. Человек постоянно осваивает новые и новые роли в обществе, изучает правила и ценности, присущие его окружению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.