Становление педагога через реализацию программы наставничества в образовательной организации
Михайлова Светлана Борисовна,
учитель иностранного языка
МБОУ СШ №1 р.п. Кузоватово
Аннотация: Молодой специалист, приходя в организацию, в новый коллектив, нуждается в помощи коллег, направляющих его деятельность, в обучении трудовым навыкам. Опытный наставник сможет научить секретам профессии и привить молодому учителю интерес к педагогической деятельности при условии его активного участия в инновационной деятельности коллектива школы.
Ключевые слова: система наставничества, профессиональный рост, школа молодого педагога, конкурсы педагогического мастерства.
Становление педагога – это сложный процесс и в социальном, и в психологическом, и в профессиональном плане. Поэтому одна из задач администрации школы и педагогического коллектива – введение начинающего педагогического работника в педагогическую профессию и закрепление его в школе.
На сегодняшний день в МБОУ СШ №1 р.п. Кузоватово работают несколько молодых специалистов, за которыми закреплены наставники из числа опытных педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию.
В школе сложилась определенная система наставничества.
Педагоги – наставники организуют свою работу с молодыми коллегами по следующим направлениям:
· требования к организации учебного процесса;
· планирование и организация работы по предмету;
· планирование и организация методической работы;
· формы и методы организации внеурочной работы;
· работа со школьной документацией;
· работа по саморазвитию;
· контроль и анализ результатов педагогической деятельности молодого специалиста.
На основе анализа выявленных затруднений молодых специалистов наставниками составляется программа наставничества и план работы на год. А у молодого учителя - индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста.
В соответствии с этими планами на первом (Адаптационном) этапе, составляются памятки для молодого учителя, в которых изложен алгоритм деятельности в разных ситуациях:
· анализ и самоанализ урока;
· обязанности классного руководителя;
· организация работы с родителями;
· рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
· составление характеристики класса.
На втором (Основном) этапе осуществляются такие традиционные формы работы наставника, как:
- совместное планирование педагогической деятельности (от рабочей программы до плана конкретного урока, занятия, мероприятия);
- взаимопосещение уроков и внеурочных занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности, как наставника, так и молодого специалиста),
- работа по самообразованию (поиск общих профессиональных интересов).
Кроме этого, наставники практикуют в своей деятельности проведение тематических консультаций для молодых специалистов по вопросам:
· разработка программы своего профессионального роста;
· подготовка к первичному повышению квалификации;
· выбор темы для самообразования;
· подготовка к будущей аттестации.
Для молодых педагогов организована работа «Школы молодого педагога», занятия которой проводятся заместителем директора по методической работе, заместителями по учебно-воспитательной работе, психологом. Как правило, наставники в нашей школе также являются руководителями методических объединений, поэтому с первых дней работы молодые педагоги активно вовлекаются в работу методических объединений школы и района.
Педагоги - наставники принимают активное участие в инновационной деятельности школы по программе РИП. Они помогают молодым специалистам в освоении инновационных методик и привлекают их к разработке методических материалов по проблеме экспериментальной работы школы. Методические наработки они затем совместно представляют на традиционной Межрегиональной выставке-ярмарке инновационных проектов, на которой работы педагогов неоднократно были удостоены дипломов.
Ежегодно в школе проходят отчетные мероприятия по программе РИП: это научно-практические конференции, дни открытых дверей, фестивали инновационных идей, на которых педагоги-наставники показывают мастер-классы, открытые уроки, внеклассные мероприятия. К их подготовке они привлекают молодых коллег, которые в процессе работы с опытными педагогами получают огромный практический опыт. Ежегодно в школе проводится до 20 открытых уроков, мероприятий, мастер-классов. Молодым специалистам предоставляется возможность их посетить.
Одной из форм повышения профессиональной квалификации педагогов является их участие в конкурсах педагогического мастерства. Сначала под руководством наставников, а затем самостоятельно молодые педагоги принимают участие в конкурсах профессионального мастерства: «Лучшая методическая разработка», Всероссийский конкурс «Мастерская гения», Всероссийский творческий конкурс «Новые идеи», «Лучший современный урок», Всероссийский конкурс «Мастерская педагогического опыта».
Практически все молодые специалисты нашей школы принимают успешно участие в муниципальном, а затем и региональном этапе конкурса «Педагогический дебют». Конкурс для молодого педагога является не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.
Практически за три года работы у молодых педагогов накапливается богатое портфолио их достижений в профессиональной деятельности, которое в дальнейшем используется ими для аттестации. Как правило, через три - четыре года молодые специалисты проходят процедуру аттестации, по результатам которой им присваивается первая, а затем и высшая квалификационная категория.
Таким образом, наставничество позволяет быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Список литературы:
1. «Спутник классного руководителя» Л.Д. Гуткина и др./ [Текст]М.: «Педагогический поиск» 2002 с.-193 ISBN 5-901030-48-6
2. Статья «Наставник в школе» / Журнал «Начальная школа» №8 2006 год [Текст]
3.Статья «О наставничестве в школе». Электронный ресурс [Текст] / Заглавие с экрана/ https://infourok.ru/statya-o-nastavnichestve-v-shkole-729211.html
4.Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 18-22. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/
5. Модель наставничества в образовательном учреждении/ Электронный ресурс [Текст] http://vsevteme.ru/network/2144/attachments/show?content=775814
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.