Становление молодого педагога через реализацию программы наставничества в образовательной организации
Оценка 4.7

Становление молодого педагога через реализацию программы наставничества в образовательной организации

Оценка 4.7
docx
15.07.2022
Становление молодого педагога через реализацию программы наставничества в образовательной организации
Статья Становление педагога.docx

Становление педагога через реализацию программы наставничества в образовательной организации

 

Михайлова Светлана Борисовна,

учитель иностранного языка

МБОУ СШ №1 р.п. Кузоватово

 

Аннотация:   Молодой специалист, приходя в организацию,  в новый коллектив, нуждается в помощи коллег, направляющих его деятельность, в обучении трудовым навыкам.  Опытный наставник     сможет  научить секретам профессии и привить молодому учителю  интерес к педагогической деятельности при условии его активного участия в инновационной деятельности коллектива школы.

Ключевые слова: система наставничества, профессиональный рост, школа молодого педагога, конкурсы педагогического мастерства.

 

Становление педагога – это  сложный процесс и в социальном, и в психологическом, и в профессиональном плане. Поэтому одна из задач администрации школы и педагогического коллектива  – введение начинающего педагогического работника в педагогическую профессию и закрепление его в школе.

На сегодняшний день в МБОУ СШ №1 р.п. Кузоватово работают несколько молодых специалистов, за которыми закреплены наставники из числа опытных педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию.

 В школе сложилась определенная система наставничества.

Педагоги – наставники организуют свою работу с молодыми коллегами по следующим направлениям:

·        требования к организации учебного процесса;

·        планирование и организация работы по предмету;

·        планирование и организация методической работы;

·        формы и методы организации внеурочной работы;

·        работа со школьной документацией;

·        работа по саморазвитию;

·        контроль и анализ результатов педагогической деятельности молодого специалиста.

На основе анализа выявленных затруднений молодых специалистов наставниками составляется программа наставничества и план работы на год. А у молодого учителя -  индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста.

В соответствии с этими планами  на первом (Адаптационном) этапе,  составляются памятки для молодого учителя, в которых изложен алгоритм деятельности в разных ситуациях:

·         анализ и самоанализ урока;

·         обязанности классного руководителя;

·         организация работы с родителями;

·         рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;

·         составление характеристики класса.

На втором (Основном) этапе осуществляются такие традиционные формы работы наставника, как:

- совместное планирование педагогической деятельности (от рабочей программы  до плана конкретного урока, занятия, мероприятия);

- взаимопосещение уроков и внеурочных занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности, как наставника, так и молодого специалиста),

- работа по самообразованию (поиск общих профессиональных интересов).

Кроме этого, наставники практикуют в своей деятельности проведение тематических   консультаций для молодых специалистов по вопросам:

·         разработка программы своего профессионального роста;

·         подготовка к первичному повышению квалификации;

·         выбор темы для самообразования;

·         подготовка к будущей аттестации.

Для молодых педагогов организована работа «Школы молодого педагога»,  занятия которой проводятся заместителем директора по методической работе, заместителями по учебно-воспитательной работе, психологом. Как правило, наставники в нашей школе также являются руководителями методических объединений, поэтому с первых дней работы молодые педагоги активно вовлекаются в работу методических объединений школы и района.

Педагоги - наставники принимают активное участие в инновационной деятельности школы по программе РИП. Они помогают молодым специалистам в освоении инновационных методик и привлекают их к разработке методических материалов по проблеме экспериментальной работы школы. Методические наработки они затем совместно представляют на традиционной Межрегиональной выставке-ярмарке инновационных проектов, на которой работы педагогов неоднократно были удостоены дипломов.

Ежегодно в школе проходят отчетные мероприятия по программе РИП: это научно-практические конференции, дни открытых дверей, фестивали инновационных идей, на которых педагоги-наставники показывают мастер-классы, открытые уроки, внеклассные мероприятия. К их подготовке они привлекают молодых коллег, которые в процессе работы с опытными педагогами получают огромный практический опыт. Ежегодно в школе проводится до 20 открытых уроков, мероприятий, мастер-классов. Молодым специалистам предоставляется возможность их посетить.

Одной из форм повышения профессиональной квалификации педагогов является их участие в конкурсах педагогического мастерства. Сначала под руководством наставников, а затем самостоятельно молодые педагоги принимают участие   в  конкурсах профессионального мастерства: «Лучшая методическая разработка», Всероссийский конкурс «Мастерская гения», Всероссийский творческий конкурс  «Новые идеи»,  «Лучший современный урок», Всероссийский конкурс «Мастерская педагогического опыта».

Практически все молодые специалисты нашей школы принимают успешно участие в муниципальном, а затем и региональном этапе конкурса «Педагогический дебют». Конкурс для молодого  педагога является не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.

 Практически за три года работы у молодых педагогов накапливается богатое портфолио   их достижений в профессиональной деятельности, которое в дальнейшем используется ими для  аттестации. Как правило, через три - четыре года молодые специалисты проходят процедуру аттестации, по результатам которой им присваивается  первая, а затем и высшая квалификационная категория.

Таким образом, наставничество позволяет быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Список литературы:

1. «Спутник классного руководителя» Л.Д. Гуткина и др./ [Текст]М.: «Педагогический поиск» 2002 с.-193 ISBN 5-901030-48-6

2. Статья  «Наставник в школе» / Журнал «Начальная школа» №8 2006 год [Текст]

3.Статья «О наставничестве в школе». Электронный ресурс [Текст] / Заглавие с экрана/ https://infourok.ru/statya-o-nastavnichestve-v-shkole-729211.html 

4.Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 18-22. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ 

5. Модель наставничества в образовательном учреждении/ Электронный ресурс [Текст] http://vsevteme.ru/network/2144/attachments/show?content=775814 


 

Скачано с www.znanio.ru

Становление педагога через реализацию программы наставничества в образовательной организации

Становление педагога через реализацию программы наставничества в образовательной организации

На втором (Основном) этапе осуществляются такие традиционные формы работы наставника, как: - совместное планирование педагогической деятельности (от рабочей программы до плана конкретного урока, занятия, мероприятия);…

На втором (Основном) этапе осуществляются такие традиционные формы работы наставника, как: - совместное планирование педагогической деятельности (от рабочей программы до плана конкретного урока, занятия, мероприятия);…

Практически все молодые специалисты нашей школы принимают успешно участие в муниципальном, а затем и региональном этапе конкурса «Педагогический дебют»

Практически все молодые специалисты нашей школы принимают успешно участие в муниципальном, а затем и региональном этапе конкурса «Педагогический дебют»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2022