СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ, ПЛОЩАДИ, ВЕСА, ОБЪЁМА ( ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА)
Задания для внеклассной работы по математике. Данные задания позволяют развивать интерес учащихся к предмету математика. Можно использовать на кружке по математике, для внеурочных занятий, при подготовке к олимпиаде по математике, а также на уроках на этапе мотивации учащихся. Материал будет полезен учителям, работающим в 5- 6 классах
СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ, ПЛОЩАДИ,
ВЕСА, ОБЪЁМА
( ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА)
1. [3] В книгах новгородских писцов XV в. упоминаются такие меры жидкостей: бочка,
насадка и ведро. Из этих же книг стало известно, что 1 бочка и 20 ведер кваса уравниваются с
тремя бочками кваса, а 19 бочек, 1 насадка и 15,5 ведра уравниваются с 20 бочками и 8
ведрами. Можно ли на основании этих данных определить, сколько насадок содержится в
бочке?
Р е ш е н и е . 1) 1 бочка и 20 ведер кваса уравниваются с тремя бочками кваса – значит, 20
ведер кваса уравниваются с 2 бочками, то есть 1 бочка уравнивается с 10 ведрами;
2) 19 бочек, 1 насадка и 15,5 ведра уравниваются с 20 бочками и 8 ведрами – значит, 1
насадка и 7,5 ведер уравниваются с 1 бочкой, то есть 1 насадка и 7,5 ведер уравниваются
(согласно п. 1) с 10 ведрами, а это означает, что 1 насадка содержит 2,5 ведра, то есть в 1
бочке 4 насадки.
2. Некий юноша вышел из Москвы в Вологду. Он проходил в день по 40 вёрст. Через день
вслед за ним был послан другой юноша, проходивший в день по 45 вёрст. На каком расстоянии
от Москвы второй юноша догнал первого?
Р е ш е н и е . Второй юноша вышел вслед за первым через день, значит, первый в это время
находился от него на расстоянии 40 вёрст. Скорость сближения юношей составляет 45 – 40 =
5 (вёрст/день). Следовательно, второй юноша догонит первого за 40 : 5 = 8 (дней). В это время
оба они будут находиться на расстоянии 8 ∙ 45 = 360 (вёрст), или 9 ∙ 40 = = 360 (вёрст) от
Москвы.
3. Старинная задача из сборника И. Верещагина «Сборникъ Арифметическихъ задачъ
для среднихъ учебныхъ заведенiй мужскихъ и женскихъ», 1908 год.
В лавке мука находилась в двух мешках, и в первом было на 45 фунтов более, нежели во
втором. После того, как из первого мешка было продано 37 фунтов, а из второго некоторое
другое количество муки, оказалось, что в первом осталось на 78 фунтов более, нежели
осталось во втором. Сколько фунтов муки было продано из второго мешка?
О т в е т . 70 фунтов.
4. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 минуты 500 сажен, а
собака в 5 минут – 1300 сажен. Какое расстояние будет между собакой и зайцем через 10
минут? В какое время собака догонит зайца?
Р е ш е н и е . 1) 500 : 2 = 250 сажен/мин – скорость зайца;2) 1300 : 5 = 260 сажен/мин – скорость собаки;
3) 10 сажен/мин – скорость сближения собаки и зайца;
4) за 10 минут собака и заяц сблизятся на 100 сажен, то есть расстояние между ними будет
50 сажен;
5) Собака догонит зайца за 15 минут.
5. На мельнице имеются три жернова. На первом из них за сутки можно смолоть 60
четвертей зерна, на втором 54 четверти, а на третьем 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81
четверть зерна за наименьшее время на этих трех жерновах. За какое наименьшее время можно
смолоть зерно и сколько для этого на каждый жернов надо зерна насыпать?
Р е ш е н и е . Используя все три жернова одновременно, за сутки можно смолоть 60 + 54 +
48 = 162 четверти зерна. Поскольку некто собирается смолоть 81 четверть зерна, то есть
ровно половину, на это потребуется половина суток. На каждый жернов следует насыпать
пропорционально его производительности, а поскольку зерна вполовину меньше, на первый
жернов следует насыпать 30 четвертей, на второй – 27 четвертей, а на третий – 24 четверти.
6. Один человек купил 112 баранов старых и молодых, заплатив за них 49 рублей и 20
алтын. За каждого старого барана он платил 15 алтын и 4 полушки, а за молодого – 10 алтын.
Сколько каких баранов было куплено? (В одном алтыне 3 копейки, а в одной копейке – 4
полушки.)
У к а з а н и е . 100 старых, 12 молодых; 46х + 30 (112 – х) = 4960, где х – старые.
7. А. П. Чехов «Репетитор».
Учитель берет задачник и диктует:
– «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько
аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?»
Повторите задачу.
Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.
– Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так… продолжайте. Остаток
получается? Здесь не может быть остатка. Дайтека я разделю!
Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.
«Странно… – думает он, ероша волосы и краснея. – Как же она решается? Гм!.. Это задача
на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая»…
Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.
«Гм!.. странно… Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то».
– Решайте же! – говорит он Пете.
– Ну, чего думаешь? Задачато ведь пустяковая! – говорит Удодов Пете. – Экий ты дурак,
братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.
Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.– Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, – говорит он. – Ее с иксом и игреком
решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил… понимаете? Теперь, вот,
надо вычесть… понимаете? Или, вот что… Решите мне эту задачу сами к завтраму…
Подумайте…
Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство
учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.
– И без алгебры решить можно, – говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. –
Вот, извольте видеть…
Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.
– Вотс… понашему…
Р е ш е н и е . Предположим, что купец купил бы 138 аршин только синего сукна, стоимость
которого составляла 5 рублей за аршин. Тогда он истратил бы на эту покупку 138 ∙ 5 = 690
рублей. Но купец истратил всего 540 рублей, то есть на 150 рублей меньше за счёт покупки
синего сукна, которое на 2 рубля дешевле. Таким образом, выигрывая на каждом аршине по 2
рубля, для того чтобы сократить стоимость покупки на 150 рублей, нужно купить 150 : 2 = 75
аршин чёрного сукна. Остальное сукно в количестве 63 аршин (138 – 75) – синее.