Старинный песни мир.Франц Шуберт. Баллада «Лесной Царь»
Оценка 4.6

Старинный песни мир.Франц Шуберт. Баллада «Лесной Царь»

Оценка 4.6
docx
29.12.2021
Старинный песни мир.Франц Шуберт. Баллада «Лесной Царь»
Открытый урок 6 класс
Конспект. Лесной царь.docx

Открытый урок музыки в 6 классе                      

Тема: Старинный песни мир.Франц Шуберт. Баллада «Лесной Царь»

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа).

Тип урока: расширение  и углубление знаний.

Цель урока: углубить знания о творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа; выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить , рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал,фортепиано.

План  урока:

1.      Организационный момент.

2.      Проверка знаний учащихся о жизненном пути композитора - романтика (краткий обзор биографии Ф.Шуберта ).

3.      Изучение нового материала.

3.1.            Песня – баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта. Особенность баллады как жанра, характеристика музыкального образа произведения (литературный и музыкальный анализ баллады).

3.2.            Исполнение песни «Цветные сны» М.Дунаевского.

4.      Закрепление нового материала (цифровой диктант), вывод урока, рефлексия.

5.      Домашнее задание.

 

 

 

 

                                                     

 

ХОД УРОКА

1.      Организационный момент .

Музыкальное приветствие.

2.      Введение в тему.

Звучит «Форель»    (затем звук убавляется)   

- Какая прекрасная музыка открывает наш урок. Произведение, которое вы слышите достаточно известно. Знакомо ли вам это произведение? (слайд 2) «Что такое песня?», «К какому жанру относится песня?»

- Можете ли вы назвать композитора, написавшего это произведение? (ответ учащихся).

Слайд 3 (портрет Шуберта)  Я пел песни и пел их много, много  лет,

Когда пел о любви, она приносила мне   страдания,                                    

Когда я пел о страдании – оно превращалось в любовь.

Так любовь и страдания раздирали мне душу.

        Ф. Шуберт.

Только настоящий романтик может так глубоко переживать чуства: любить и страдать, жить ради любви и музыки. Как льдинка в сердце, застывшая от безответной любви, или как капелька дождя, играющая на солнце от радости восходящего дня, так каждая песня Шуберта несет в себе несет,надежду,тепло или боль и страдания. Пусть сегодня вот эти капельки будут приносить вам удачу. Лучшие ответы на уроке будут поощряться вот такими изумрудными камешками.

На предыдущих уроках мы   уже встречались с творчеством Шуберта и узнали о том, что композитор вошел в историю музыки как основоположник музыкального романтизма .А сегодня я хочу, чтобы ваши знания стали более углубленными и расширенными. Как вы поняли из моего предисловия,  наш урок  мы  посвятим творчеству Франца Шуберта .

Более подробно о  жизни и творчестве Шуберта  вы сейчас познакомитесь самостоятельно работая в парах. ( раздаточный материал) 3 мин

А сейчас я хочу проверить ваши знания, отвечая на вопросы, вы составите краткий обзор  его творческой биографии .

 

Слайд  4 (обзор биографии) прием микрофон.              Правило: Нельзя отвечать на вопросы той группе, которая готовила ответ .

Вопросы для проверки выполнения работы.

1.         Кто такой Франц Шуберт? (австрийский композитор)

2.         Когда и где родился Шуберт? (31 января 1797 года в предместье Вены – Лихтенталь)

3.         Сколько лет было Шуберту, когда он  начал сочинять музыку? (13 лет)

4.         Сколько песен написал Ф. Шуберт? (более 600)

5.         Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (шубертиада)

6.         Представителем какого музыкального направления был Шуберт? (романтизм)

7.         Когда к Шуберту пришел настоящий успех? (в1828г. дал авторский концерт) 

8.     Какое творческое наследие оставил Ф.Шуберт? ( 16 опер, 22 квартета, 22 сонаты, 9 увертюр , 9 симфоний, более 600 песен)

11.       Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)

Учитель: Да, судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни.

главное место в его творчестве занимала (песня)

Этот композитор создал новый тип песни.

 Они представляли собою небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда и изображал как художник, смысл слов песни.

Это песенный жанр называется баллада. Создателем вокальной баллады считается Ф.Шуберт.

 Слайд 5 А теперь нам стоит выяснить что общего у слов  Бал-балет-баллада

Баллада в переводе с итальянского – ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЕСНЯ, танец под песню или песня под танец, это уж как угодно.

   Трубадуры- странствующие средневековые музыканты, поэты,исполняющие баллады

Баллада о балладе.

Слайд 6 -18 (включаются автоматически)

Память о балладе хранит глубокая древность. На зеленых лужайках южной Франции собирались селяне, распевая хором песни-баллады.В средние века приглянулась баллада странствующим поэтам и музыкантам, трубадурам и минестреллям.Распевали они балладу, прославляя славу воинскую благородной рыцарской жизни.Забыла со временем баллада, что имя ее о танце говорило, осталась она только песней. Лучшие поэты слагали песни для нее. Лучшие музыканты сочиняли  в честь ее прекрасную музку. Баллада-песня не могла решить, к чему больше лежит ее сердце, к стихам или музыке? И тогда раскололось сердце баллады. Одну половину отдала она поэзии, а другую музыке. Вокальная баллада очень заботилась,чтобы стихи ее были балладными, то есть повествующими об увлекательных,таинственных историях, о драматических событиях. Вот такая вышла баллада о балладе. Пусть она не стихом написана, есть в ней и музыка и история о разбитом сердце.

Слайд  19 Баллада – сольное вокальное или инструментальное  произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет.

 

Сейчас разгадайте кроссворд  и назовите произведение, которое сегодня мы будем слушать.

 

слайд 20 кроссворд, после разгадывания- слайд 21

Тема урока Слайд 22 (портреты И. Гете, В. Жуковского)

Слайд 23 

Учитель: Баллада "Лесной царь" написана  Шубертом на слова немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете.   Поэзия Иоганна Гете зачаровывала,  волновала душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский .

Его переводы становились совершенно оригинальными произведениями, в чем мы с вами постараемся убедиться.

Балладу «Лесной царь» Шуберт написал, когда ему было всего18 лет.

Слайд 24

Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей:

«Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге…»

В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом.

Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте, и о его переводчике.

 

Слайд  25 (картина «Лесной царь»)

А теперь, познакомимся балладой «Лесной царь» в переводе Жуковского. Чтение по ролям.

Слайды 26-33 Баллада «Лесной царь»

Учитель:  Какое чувство у вас осталось от услышанного произведения? (волнение, страх, тревога).

- Назовите персонажи, о которых идет речь в стихотворении. (рассказчик, отец, сын, Лесной царь).

- О чем это стихотворение?

- О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь.

Учитель: есть сюжет и тема из области фантастики? Можно ли по праву назвать это стихотворение балладой? ( 8 куплетов, диалог)

Учитель: Есть ли для вас незнакомые слова в тексте?

Словарная работа: объяснить лексическое значение слов: чертоги - (пышное, великолепное здание, дворец);  перлы – (сокровища, драгоценности);  ветлы – (серебристая ива, крона деревьев).

 

- Итак, вы уже имеете представление о литературной балладе, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь" на немецком языке и  обратите внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности.

После прослушивания вы должны будете дать музыкальную характеристику баллады .

 (звучит баллада «Лесной царь» на немецком языке)

Слушание:   ( 04.32.)

После прослушивания дети  устно отвечают на вопросы.

Какие интонации вы услышали в каждом образе?

Слайд 34

 Рассказчик – взволнованный;

Отец – встревоженный;

Сын – испуганный, задыхающийся;

Лесной царь – сладостно-завлекательный, а потом угрожающий.

Вывод: Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается  контраст интонаций.

-  ребята, какая же атмосфера создана в произведении? (тревога, предчувствие гибели, трагедии)

- каково отношение лесного царя к младенцу? (он хочет заполучить его к себе, отлучить от отца, лишить жизни)

- почему отец не видит лесного царя? (он считает, что это бред, сон больного младенца)

В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

Слайд  35 (открывать по - порядку) А теперь предлагаю сделать анализ произведения.

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика -  от Р до F (контрастная)

Регистр – низкий  и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

  Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?

 Аккомпанемент - стремительное, напряжённое движение (скачет всадник)

Музыка выразительная или изобразительная?

И выразительная и изобразительная ( выражает тревогу, изображает движение)

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, будоражащая,  сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

 

Слайд  \36  Физминутка трек

Слайд 37

Учитель:  А теперь давайте определим  образы, краски, звуки и чувства  мира реального и мира  ирреального (фантастического).

Реальный мир

 

Образы: отец, малютка, конь, лес, ветлы.

 

Краски: темнота, ночь, мгла, туман, темные ветви.

 

Звуки: шелест деревьев, тревожные голоса.

 

Чувства: теплота человеческой любви, тревога, страх, волнение.

Фантастический мир

 

Образы: лесной царь, дочери лесного царя.

 

Краски: цветы бирюзовы, жемчужны струи, золотые чертоги.

 

Звуки: сладкозвучные голоса, убаюкивающие интонации.

 

Чувства: холод, видения, обещающие радость, покой.

 

Вывод: сравним два мира реальный и фантастический:

-  Потусторонний мир лесного царя кажется привлекательнее, чем реальный. Но, что отсутствует в его мире? (Чувство любви - человеческой любви.)

 - Что значит «уйти к лесному царю»?   (Умереть, лишиться тепла,  любви).

Вот почему  ребёнок  испытывает  ужас: не радость, веселье его ждут у лесного царя, а  отсутствие   любви.

 - Почему отец не сумел спасти сына?   (Поздно поверил в его грёзы).

сон это или явь, действительно ли существует лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? (нет, это остается загадкой, тайной)  

Вывод: два мира -  призрачный, великолепный,  но холодный мир царства лесного царя и непривлекательный внешне, но согретый  теплотой чувства - мира реального.

Учитель: Все ваши выводы по литературному и музыкальному вариантам произведения еще раз доказывают, что перед нами один из наиболее ярких жанров романтизма – баллада.

Слайд 38

Сравните  язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и живописного.

 Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматически  - напряжённый образ?

Ученики:  Литература использует -  слово, музыка - звуки, живопись – колорит.

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств главных действующих лиц.

Хочу обратить ваше внимание, что все эти  виды искусства не подражают друг другу, не иллюстрируют друг друга, а существуют самостоятельно.

 

 

ПЕСНЯ слайд 39  Кто знает сон это или явь, действительно ли существует лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? (нет, это остается загадкой, тайной)   Я желаю вам, ребята, чтобы ваши помыслы, побуждения и конечг\но же сны, бвли светлыми и цветными, как в песне ,которую мы сейчас с ва\ми исполним.

вывод

Неповторимая музыка Шуберта может помочь человеку в трудные минуты его жизни, даруя ему надежду и веру в собственные силы. Очень хотелось бы, чтобы в каждом из нас жила эта вера.

Слайд  40-46  Цифровой диктант по теме урока (закрепление пройденного) Выставление оценок в журнал .

Слайд 47

 

Рефлексия:  Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:

Учитель: А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране  (высказывания учеников)

Слайд    48    Дом. задание:  Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Гёте - потренироваться в чтении баллады "Лесной царь", а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой удивительной музыкой Первого романтика и уникального композитора-песенника XIX века Франца Шуберта.

Учитель: Ребята, спасибо за вашу работу на уроке.

Я думаю, вам сегодня было интересно познакомиться с творчеством удивительного композитора, Франца Шуберта.

 Как это прекрасно, что есть такие композиторы, музыка которых помогает человеку лучше понимать себя и других людей.

 А ваше душевное исполнение песни меня искренне порадовало, и я убеждена: вы счастливые дети, потому что ваши сердца наполнены музыкой.

Слайд   49   (До свидания!  До новых встреч!)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цифровой диктант по теме урока

                     Тест   1 вариант

 

                    Тест  2 вариант

1. В какой стране родился Ф. Шуберт?

1). Франции

2). Италии

3). Австрии

 

 

2. Кто автор немецкого текста баллады?

1). Шиллер

2). Гёте

3). Шекспир

 

3. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?

1). 4

2). 5

3). 6

 

4. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?

1). Отца

2). Лесного царя

3). Сына

 

5. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?

1). Пунктирный ритм

2). Ритм марша

3). Ритм бешеной скачки

 

6. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?

1). Любовь и ненависть

2). Война и мир

3). Жизнь и смерть

 

2. Во сколько лет Шуберт написал

«Лесного царя»?

1). 28

2). 18

3). 23

 

2. Кто сделал лучший перевод баллады?

1). Пушкин

2). Лермонтов

3). Жуковский

 

3. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?

1). Лирический

2). Драматический

3). Эпический

 

4. Как звучит речь автора, отца и сына?

1). Взволнованно

2). Завлекательно

3). Вкрадчиво

 

 

5. Какого персонажа характеризует

плавная, закругленная, певучая мелодия?

1). Сына

2). Отца

3). Лесного царя

 

 

6. Какой характер имеет баллада в целом?

1). Тихий и спокойный

2). Взволнованный и тревожный

3). Веселый и озорной

 

 

 

 

 

           

1 вариант

       2 вариант

1)  3

2)  2

3)  1

4)  2

5)  2

6)  3

 

1)  2

2)  3

3)  2

4)  1

5)  3

6)  2

 

Ответы для взаимопроверки:       6 – «5»     5 – «4»         4 – «3»           3 – «2»  

( ученики проверяют ответы друг у друга, выставляют оценки)


 

Открытый урок музыки в 6 классе

Открытый урок музыки в 6 классе

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

Когда и где родился Шуберт? (31 января 1797 года в предместье

Когда и где родился Шуберт? (31 января 1797 года в предместье

Вот такая вышла баллада о балладе

Вот такая вышла баллада о балладе

Учитель: Какое чувство у вас осталось от услышанного произведения? (волнение, страх, тревога)

Учитель: Какое чувство у вас осталось от услышанного произведения? (волнение, страх, тревога)

В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души

В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души

Реальный мир Образы : отец, малютка, конь, лес, ветлы

Реальный мир Образы : отец, малютка, конь, лес, ветлы

ПЕСНЯ слайд 39 Кто знает сон это или явь, действительно ли существует лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? (нет,…

ПЕСНЯ слайд 39 Кто знает сон это или явь, действительно ли существует лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? (нет,…

Цифровой диктант по теме урока

Цифровой диктант по теме урока

В какой стране родился Ф. Шуберт? 1)

В какой стране родился Ф. Шуберт? 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021