Назначение диагностических методик:
-обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
- выявить индивидуальные различия между детьми.
Это позволит учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.Назначение диагностических методик:
-обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
- выявить индивидуальные различия между детьми.
Это позволит учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.
диагностика.doc
Материалы стартовой диагностики первоклассников
для изучения их стартового уровня
Назначение диагностических методик:
обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности
предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
выявить индивидуальные различия между детьми.
Это позволит учителю правильно выстраивать образовательную программу класса,
а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая
методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его
проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.
Рекомендации учителю:
Стартовую диагностику следует проводить в 2 этапа.
Фронтальное изучение детей (не более 1012 человек в группе) осуществляется на
второйтретьей неделе сентября, когда учитель уже будет иметь некоторое
представление о своих учениках (первый этап). Второй этап – индивидуальное
обследование проводится после проверки на другой день. Во время индивидуального
обследования следует обратиться к ошибкам, допущенным в первый день.
О предстоящем обследовании сообщить родителям, изучить до начала диагностики
медицинские карты каждого ученика.
Во время диагностики каждый ребенок сидит один за столом, заранее разложить
только необходимые принадлежности (согласно инструкции к заданиям), инструкции к
заданиям (текст, который читается детям) выделены в материалах жирным курсивом,
от себя ничего не добавлять.
1.
Задание №1. «Рисование бус».
Назначение задания: выявить количество условий, которое может удержать
ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к
самоконтролю.
Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком
кривой, изображающей нитку.
У каждого ребенка должно быть 6 разноцветных карандашей (лишние карандаши
убрать со стола). Работа состоит из 2 частей:1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и, в случае необходимости, перерисовывание бус.
Инструкция к 1 части задания:
«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно
нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета.
Средняя бусина должна быть синей. (Инструкция повторяется 2 раза). Начинайте
рисовать».
Инструкция ко 2й части задания:
«Сейчас я ещё раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы
проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделает
ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется
ещё раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом).
А) Оценка задания (оценивается лучший вариант):
4 уровень – задание выполнено правильно, учтены все 4 условия: количество бусин
(5), их форма (круглая или близкая к круглой), использование 5 разных цветов, цвет
средней бусины – синий;
3 уровень – учтены три условия;
2 уровень – учтены 2 условия; 1 уровень – учтено 1 условие.
Б) Оценка самоконтроля:
4 уровень – а) задание сразу выполняет правильно, б) при повторном выполнении
ошибки исправляет правильно и полно;
3 уровень – при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2 уровень – а) при повторном выполнении ни одна из допущенных ошибок не
устраняется; б) при повторном выполнении допускается одна или несколько ошибок;
1 уровень – при наличии ошибок к заданию не возвращается.
2. Задание №2. «Продолжи узор».
Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение
удержать зрительный образ, и переносить его на рабочий лист; выявить умение
устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.
Организация работы. Детям дается узор – образец и чистый лист в клетку.
к к
к к
с
с
с
с
с
с
с
с
к
к
с
с
с
с
к
к
с
к к
к к
с
с
с
с
с
с
с
с
с
с
с
к красный цвет с синий цвет
Узор выполняется 2 цветами, красным и синим. Перед каждым ребенком лежат 6
цветных карандашей, в том числе красный и синий.
Работа состоит из 2 частей:1) срисовывание и продолжение трёх узоров;
2) самоконтроль и, в случае необходимости, перерисовывание узора (узоров), где
допущены ошибки.
Инструкция к 1й части задания состоит из трёх этапов:
А) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать.
Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор такой же, как у меня, и
продолжите его до конца строки».
Б) После выполнения первого узора, даётся следующая инструкция: «Теперь
срисуйте второй узор, и его тоже продолжите до конца строки».
В) Последний этап первой части: «А теперь срисуйте третий узор и тоже
продолжите его до конца строки».
Инструкция ко 2й части задания. «Теперь сверьте всю вашу работу с узорами
на образце: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у
себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. Все ли поняли
задание? Спросите сейчас, если чтото непонятно».
А) Оценка задания (оценивается лучший вариант):
4 уровень – все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена
закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;
3 уровень – срисованы правильно 2 и 3 варианты узора;
2 уровень – срисован правильно 3 вариант;
1 уровень – все узоры срисованы неправильно.
Б) Оценка самоконтроля:
4 уровень – а) задание сразу выполняет правильно, б) при повторном выполнении
ошибки исправляет правильно и полно;
3 уровень – при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2 уровень – а) при повторном выполнении ни одна из допущенных ошибок не
устраняется; б) при повторном выполнении допускается одна или несколько ошибок; 1 уровень – при наличии ошибок к заданию не возвращается.
В) Оценка развития графических навыков:
43 уровень – линии достаточно ровные, в целом выдержаны границы каждой линии
и рисунка в целом;
21 уровень – линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.
3. Задание №3. « Заселение дома»
Назначение задания: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с
разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.
Организация работы. Учитель заранее на доске рисует дом (см. рисунок) и готовит
три карточки с изображением «жильцов» дома: точки, палочки, галочки. Каждому
ребенку даётся листок с изображением такого же дома. Для работы нужен простой
карандаш.
Задание состоит из 2 частей: 1) обучающей; 2) основной.
Инструкция к 1й части задания: «На ваших листочках нарисован дом. В нём
шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут
такие жильцы: точка, палочка и галочка (учитель сопровождает свой рассказ показом
карточек). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем
этаже в первой комнате слева живёт точка (рисует в окошке дома на доске точку), в
средней комнате живёт палочка (рисует). Подскажите, кто живёт в последней
комнате? (Дети называют галочку, и учитель рисует её в окне). Теперь нарисуйте
карандашом на своём листочке, в какой комнате кто живёт на шестом этаже. (Дети
рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто
испытывает трудности.)
Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на
пятом этаже тоже живёт точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку,
чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?» (Дети: В средней комнате
– галочка, в последней – палочка). Дети и учитель размещают жильцов на пятом этаже.
Инструкция ко 2й части задания: «Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух
этажах. Осталось ещё четыре этажа. Их вы заселите сами. На каждом этаже
заселите одну точку, одну палочку, одну галочку так, чтобы на всех шести этажах
они жили в разном порядке» (В случае необходимости инструкция повторяется
дважды).
Оценка задания (учитывается заселение только четырёх нижних этажей).
4 уровень – задание выполнено полностью: найдены четыре разных варианта
размещения, не повторяющих заселение пятого и шестого этажей;
3 уровень – найдены 32 различных варианта из четырёх возможных;
2 уровень – найден 1 вариант их четырёх возможных;
1 уровень – самостоятельных решений не найдено.
4. Задание №4. «Диктант» Назначение задания: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а
также способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки
(перекодирование).
Организация работы. Диктант выполняется на листке в клетку. Работа состоит из
двух частей: 1) обучающей, 2) основной.
Инструкция к 1ой части: «Несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы
сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать вы их будете не
буквами, а кружками». Далее разбирается образец: «Хором произнесите медленно
слово «рак», а я под вашу диктовку запишу это слово кружками:
рак = . Проверим написанное, «прочитаем» кружки:
= = рак. Все правильно».
Инструкция ко 2ой части: «Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы на
листочках нарисуете столько кружков, сколько должно быть букв в каждом
слове». Первое слово: «ум». (Дети записали.) Теперь под этим словом запишите
слово: «ухо». Указание о написании нового слова под уже написанным напоминается
при записи каждого следующего слова. Для диктанта предлагаем семь слов, в которых
не расходятся количество звуков и количество букв, различающихся по слоговой
трудности. Слова проговариваются четко, но без разделения на слоги:
ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан.
Оценка задания:
4 уровень – правильно выполнены схемы всех семи слов;
3 уровень – правильно выполнены 56 схем;
2 уровень – правильно выполнены 24 схемы;
1 уровень – правильно выполнена 1 или не выполнено ни одной схемы.
5. Задание №5. «Упорядочивание»
Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений
детей о счете предметов и умение упорядочивать.
Организация работы. Каждый ребенок получает лист, на котором нарисованы 7
кругов с разным количеством точек: от одной до семи. Круги расположены в беспорядке.
На листе должно быть место для выполнения задания ребенком.
Инструкция: «Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в
других – много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи
эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не
забывай, что на кругах есть точки».
Оценка задания:
4 уровень – задание полностью выполнено верно: круги нарисованы в порядке
убывания количества точек или в порядке их возрастания;
3 уровень – в выстроенной последовательности кругов допущено 12 ошибки;
2 уровень – в расположении кругов допущены 34 ошибки;
1 уровень – допущено более 5 ошибок.
6. Задание №6. «Математический диктант»
Назначение задания: выявление представлений о геометрических фигурах и счете.
Организация работы. Предъявляются семь разных предметов. Детям выдаются
лист бумаги и карандаш. Задание состоит из пяти частей. Они предлагаются
последовательно.
Инструкция: 1) нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на доске
предметов; 2) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов; 3) нарисуйте
треугольников на 2 меньше, чем кругов; 4) обведите линией шесть квадратов; 5)
закрасьте пятый круг. Оценка задания:
4 уровень – пять заданий выполнено верно;
3 уровень – 34 задания выполнено верно;
2 уровень – 12 задания выполнено верно;
1 уровень – ни одно задание не выполнено.
7. Задание №7. «Развитие устной речи»
Назначение методики: установить внешние особенности устной речи, ее
развернутость и связность.
Инструкция: оценка развития устной речи устанавливается учителем на основании
наблюдений за речью учащихся на уроках и вне уроков.
а) Оценка внешней характеристики устной речи:
4 уровень – в норме пять показателей: 1) говорит охотно; 2) форма общения с
учителями и учениками соответствует ситуации; 3) речь в основном грамматически
правильна; 4) артикуляция достаточно чистая; 5) громкость нормативная;
3 уровень – в норме четыре показателя;
2 уровень – в норме 23 показателя;
1 уровень в норме 1 показатель.
б) Оценка связности устной речи.
4 уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую
характеристику объекта или явления;
3 уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих
предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;
2 уровень – предложения почти не используются в речи, произносятся в основном
отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта
или явления;
1 уровень – речь в основном состоит и междометий и частиц; содержание
высказывания улавливается с трудом.
Фамилия, имя
№
п/п
Результаты
диагностических заданий
(в уровнях)
№ 1 № 2
№
3
№
4
а
б
а
б
в
выполнения
Заклю
че
ние
№
5
№
6
№ 7
а
б
В результате анализа выполнения фронтальных диагностических заданий
выявляются четыре основные группы учащихся:
1я группа – высокий уровень готовности к обучению – доминирует 4 уровень с
единичными показателями 3го.
2я группа – хороший уровень готовности к обучению – доминирует 3й уровень с
единичными показателями 4го.
3я группа – средний уровень готовности к обучению – доминируют 32й уровни с
единичными показателями или 4го или 1го уровней.
4я группа – низкий уровень готовности к обучению – доминируют 21й уровни.
Стартовая диагностическая работа первоклассников
Стартовая диагностическая работа первоклассников
Стартовая диагностическая работа первоклассников
Стартовая диагностическая работа первоклассников
Стартовая диагностическая работа первоклассников
Стартовая диагностическая работа первоклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.