Статья " Формирование нравственных чувств у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста"

  • docx
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Статья Формирование нравственных чувств.docx

Моисеева Раиса Ивановна

учитель высшей квалификационной категории

ОГБОУ  «Школа-интернат

для обучающихся с нарушениями слуха»

г. Томск

 

Формирование нравственных чувств у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста

 

Аннотация: В статье представлены педагогические условия по формированию нравственных чувств у детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрены пути взаимодействия с родителями, содействующие нравственному воспитанию детей.

Ключевые слова: нарушения слуха, нравственное развитие, младший школьный возраст, родители, взаимодействие.

 

Лев Николаевич Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. К проблеме нравственного воспитания писатель проявлял особый интерес, ведь все его произведения, относящиеся непосредственно к детской литературе – источник народной мудрости, настоящая азбука жизни, не утратившая важности и необходимости в современных условиях воспитания и образования детей.

По мнению писателя, образование должно быть плодотворным, содействовать движению человека к развитию, человечества ко всему большому благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются нравственность, эстетичность, интеллектуальность [2].

В развитии ребёнка с нарушениями слуха, формирование нравственных чувств весьма проблематично, так как в силу своего основного дефекта младший школьник имеет своеобразия в развитии всех сторон личности: характера, интересов и склонностей. Замедленное освоение словесной речью – вторичного дефекта, трудности  во взаимодействии с окружающими, в развитии мышления, в формировании познавательных интересов сказываются на адекватности самооценки (1, с. 6-7).

Исходя из этого, приоритетным направлением в педагогической деятельности ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» является формирование у детей нравственных чувств. Именно нравственность «задаёт» поведение ребёнка изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий, что обеспечивает уважение, прежде всего, к самому себе. Стоит отметить, что нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении всего детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые потом закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности (1, с. 4).

Дети с особенностями в развитии – нарушениями слуха, имеют недостаточный опыт общения в силу вторичных нарушений – речевого развития, не всегда полно понимают речь окружающих, нормы и правила поведения в различных ситуациях, не могут полноценно взаимодействовать с окружающими. Бедность их социальных представлений связана с особенностями нарушений, с недостаточным житейским опытом, а также трудностью влиять на них с помощью речевой деятельности, ведь многие дети совершенно не владеют речью, не понимают обращённую речь, словарный запас весьма беден, употребление знакомых слов неточное. Дети не используют в процессе общения выражения речевого этикета, не могут свободно применять в речи прилагательные, обозначающие нравственные понятия: сердечный, скромный, старательный, трудолюбивый, честный, поскольку словарь очень беден.

Основной целью работы является – создание условий, направленных на речевое развитие на основе нравственной культуры общества. Объектом выступает процесс организации нравственного воспитания младших школьников. Свидетельством исследования – формирование нравственных чувств обучающихся младшего школьного возраста через анализ поступков не только близкого окружения, а также литературных героев писателя Л.Н. Толстого.

Устранение сложностей в процессе взаимодействия осуществляется ежедневно, посредством тесного сотрудничества между педагогами, всеми работниками образовательной организации. Каждый взрослый учит детей различать добро и зло, воспитывает желание осуществлять выбор в пользу положительного поступка, действия. На практике доказано, нравственные чувства детей формируются и развиваются только во взаимоотношениях друг с другом, с родителями, педагогами, окружающими. Это легче всего осуществляется посредством проживания через игры-драматизации, организованные в отделении слабослышащих детей: «Волшебный сундучок», «Билли-Бом – весёлый гном», «Маша обедает», «Портфель-теремок».

Важными способами формирования нравственных чувств у детей является: заучивание четверостиший, стихов, частушек, загадок, пословиц, обогащающих словарный запас. Данное направление в работе помогает детям понимать смысловое значение слов, точно их употреблять в собственной речи, активизирует словарь. В итоге ребята активно выражают свои чувства, различают добрые и плохие поступки, действия, другими словами – у детей формируются нравственные понятия. Самое важное – эмоциональный настрой, способствующий свободному раскрепощению состояния детей.

Процесс нравственного воспитания не может быть односторонний, он всегда имеет две стороны – это тесное взаимодействие ребёнка и родителя (законного представителя), ведь, прежде всего, формирование нравственных понятий, чувств, сопереживаний начинается в семье. Родители – это первые воспитатели детей, поэтому взаимодействие с родителями, законными представителями выступает одним из важных компонентов формирования нравственных чувств.

Родители активно принимают участие в жизнедеятельности детей, помогают выполнять домашние задания, стимулируют к участию в конкурсах, викторинах, организуют экскурсии, выходы на природу. Через совместные мероприятия создаются условия для уважительного отношения детей к своим родителям – только разумное сочетание любви и требовательности даёт желаемые результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов в учёбе, проявлять уверенность в своих силах и возможностях.

Участие младших школьников в общественной жизни школы также является одним из способов формирования нравственных чувств – это праздничные мероприятия, общешкольные выставки, встреча с гостями школы, изготовление поделок для ветеранов, шефство над дошкольниками.

Таким образом, усвоение вечных ценностей и формирование нравственных чувств у детей продолжается в течение всей школьной жизни, во взаимодействии с семьёй.  Дробно, маленькими порциями дети приобретают черты духовно-нравственного портрета, усваивают вечные ценности: сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла.

Список литературы

1.     Агачева Л.В. Особенности формирования нравственной самооценки подростков с нарушениями слуха: Методическая разработка. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2018. – 26 с.

2.     История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.