Статья " Герой нашего времени"
Оценка 4.6

Статья " Герой нашего времени"

Оценка 4.6
doc
28.11.2020
Статья " Герой нашего времени"
Герой Лидер Кумир Звезда - кто они.doc

Рафикова  Татьяна  Михайловна, учитель химии и биологии, МАОУ Буньковская СОШ, Тюменская область.

   Эссе « Герой нашего времени»

    Номинация « Герой, Лидер, Кумир, Звезда – кто они»

    Наверное,  у каждого человека есть свой Герой, Лидер, Кумир, на которого он хотел бы походить. И я не исключение. Моим Героем, Лидером, Кумиром является моя мама. Да, да, именно мама.

    В своей творческой работе я хочу рассказать об учителе, и  не просто учителе, а это моя мама, которая была, есть и будет моим Кумиром, прошедшая  через тернии к звездам, глядя на нее, я сделала тоже свой выбор и стала учителем, как и она. Но…обо всем по порядку.

   Как-то в День Учителя  несколько моих близких коллег из нашей  школы собрались у меня на чашечку чая. Одна из них спросила: « Татьяна Михайловна, а ты не жалеешь, что выбрала эту профессию?»

- Жалеешь? Да я другой профессии и представить не могу. Заходишь в класс, а тебе навстречу живое пламя детских глаз: серые, синие, карие, черные, или лазурные, как бирюза… Нет, не жалею.

- Правильно. Сколько лет проработала?

- 20

- А какой учитель-то получился… С большой буквы. Кто подтолкнул на этот шаг? Кто был твоим кумиром?

- Кумиром? Да моя мама. Я стараюсь делать все так, как делала она. Я же выросла в школе. Папа был постоянно в разъездах, и ей приходилось брать меня с собой.

- Татьяна Михайловна, расскажите про свою маму.

- Маму? У мамы все было по-другому. Но свой кумир тоже был.

   Родилась она в рабочей многодетной семье, была четвертым ребенком. Детство пришлось на военные и послевоенные трудные годы. Родители работали от зари до зари, сестры – в школе, она была предоставлена сама себе. Мама вспоминает:

« Со мною нянчились не «шибко».

  Уже в апреле раннею порой

Я бегала босая, ноги в цыпках

И грелась на завалинке сырой…»

   В школу она пошла в 1944 году. Ни учебников, ни тетрадей. Писали на старых газетах между  строчек сажей или свекольным соком. Начальную школу она закончила с похвальной грамотой.

     И вот начальная школа позади. Мама перешла в 5-й класс. Школа была семилетняя, все необычное, новое, и пришли новые ученики из пяти деревень. Началось предметное обучение. И вот урок немецкого языка. В класс пришла учительница по немецкому языку. Она была такая красивая, такая красивая, а как она говорила! А как она была одета!!! А мама сидела босая, в залатанном сарафанчике, достался от старших сестер.

      Мама вспоминает: « Она меня просто околдовала, я глядела на нее, как завороженная, мне казалось, что у меня перестало биться сердце, я не дышала.  Как праздника я ждала ее уроки. Ожили для меня правильные и неправильные  глаголы. Каждый текст для меня стал поэмой. « Я тоже буду учительницей немецкого языка, - решила я тогда твердо.

 Семь классов закончила она на «отлично». Надо идти в 8-й класс, а средняя школа была только в районном центре за 25 км. Обучение в 8,9, 10 классе было платное, 150 рублей в год. Родители согласились с ее выбором.

   Мама первая из деревни пошла учиться в 8-й класс. Жила на квартире. Каждую субботу в любую погоду пешком за 25 км ходила домой за продуктами, а в воскресенье  возвращалась обратно с котомкой за плечами ( были там хлеб, картошка, 3-4 литровых кружка мороженого молока на кашу). Вот и все ее меню. Можно было еще что-нибудь взять, но 14-летней девчонке было тяжело нести эту ношу на такое расстояние. И так 3 года. А когда она закончила 10 классов, женщины из деревни, встретив ее маму, говорили: « Ну, Шура, эта девка у тебя будет учительницей.» В то время в деревне знали только

2 профессии: учитель и врач.

    А мама своей мечте осталась верна. Не сказав ни кому ни слова ( боялась, что засмеют), она с фанерным чемоданчиком поехала в Тюмень поступать в педагогический институт на иностранный факультет.  А конкурс, конкурс-то какой! 9 человек на место. Мама опять в слезы: « Куда я, девчонка из деревни? Домой!» Но «нет», «нет» и еще раз «нет».  Ей казалось, что институт, учеба в нем что-то святое, недосягаемое. И люди, которые учатся в нем, наделены каким-то сверхъестественным умом и разумом. Но домой не вернулась. Успешно сдала вступительные экзамены, и вот – она студентка. Мама  вспоминает: « Был далекий 1954 год. Девять лет уже жили без войны. Мы сняли только фартуки и в старых школьных платьицах пришли в институт. Было нас 25 человек. Нас так сдружили вузовские стены. Мы прожили в одном общежитии 5 лет. Существовали мы на одну стипендию, а чтобы получить ее, надо было сдавать экзамены без троек. А как прожить на одну стипендию? Ведь и в кино, и в театр надо сходить. И мы решили объединиться двумя комнатами и вместе питаться.

     Учебу в институте мама вспоминает, как что-то святое. Окончив в 1959 году институт, они поклялись не забывать друг друга и годы, проведенные вместе. Первую встречу назначили через 20 лет, в 1979 году; вторую – через 40 лет, в 1999 году, а третью – через 50 лет была назначена на 1 октября 2009 года. Полвека!!! Такие встречи бывают не часто. Да и бывают ли? Ведь всем уже за 70 лет, а кого-то уже и нет в живых.

   После окончания института мама приехала по распределению в свою родную школу. Вела уроки немецкого языка и дали классное руководство в 5 классе – 30 человек. Вот где огромное поле деятельности. Они от нее требовали каждый день классный час. Что делать? Готовилась, проводила. Зимой каждое воскресенье ходили на лыжах в лес кататься с гор, летом – в походы с ночлегом. Игры, задушевные беседы у костра… Эти походы заменят ни один урок, ни один классный час, проведенные в стенах школы. В таких походах открывается душа ученика, здесь сокровенное  становится откровенным. Мама очень любила путешествовать, хоть по путевке, хоть «дикарем». Она и сама очень часто задумывается, откуда у нее эта неуемная страсть.

   Кроме работы в школе маме приходилось вести общественную работу на селе: и агитатор, и пропагандист среди комсомольцев, и член комитета комсомола, и руководитель районного объединения учителей иностранного языка, и участие в художественной самодеятельности. С агитбригадой ездили по полевым станам и еще читала лекции для животноводов на ферме. Где она брала время? Ее мама, моя бабушка, смотрела на нее, смотрела и говорит: « Ты че, девка, думашь-то? ( Бабушка была неграмотная, а дед закончил 4 класса церковно-приходской школы). Да ты с такой работой никогда взамуж не выйдешь. Вечно тебя нет дома, то семинары, то пленумы какие-то. Отец умер,  и я два века жить не буду. Останешься одна, как перст. Партбюро, партбюро, и живи со своей партбюро. Люди как люди, а ты?»

    Мама и призадумалась. В 1968 году мама вышла замуж. Через год родилась я, а еще ровно через год умерла бабушка. Я ходила в ясли, потом в детский сад. Работы и забот прибавилось, во всем помогал папа.

     В школе я была на всех вечерах к красным датам календаря, смотрела инсценированные  песни, на вечерах встречи студентов, на КВНах. Все это так хорошо у меня запомнилось. Мне так нравилось. Помню, мама проводила вечер на немецком языке. Был концерт. Мне там так понравилась одна песня. С концерта, понятно, я бы ее не запомнила, но я была на всех репетициях, и слова мне так засели в памяти, что дома я запела на немецком языке.

 «  Das Wandern ist des Mullers, das Wandern…, что на русском языке означает

« в движении радость вся моя, в движении». Об этом я узнала позже. А так, хожу и напеваю. Мама аж руками всплеснула: « Господи, да она же « Мельника» Шуберта поет». А потом эти строчки распевал весь детский сад.

   Мама была руководителем районного МО ( методическое объединение) учителей иностранного языка. Сколько она дала открытых уроков, внеклассных мероприятий для учителей района, были представители и из ОблОНО, и ИУУ ( институт усовершенствования учителей). И все давали только «добро». А какие были вечера встреч со студентами с выпуском светогазет. С последующими своими классами она была в Тюмени на областной игре «Зарница», дважды свозила ребят в драмтеатр, по лесоводству возила ребят (7 человек) в Тюмень на телестудию, встреча была с лесоводами из Заводоуковской школы в форме КВН.

    И снова работа, новый пятый класс, все стало повторяться. Потом маме дали должность организатора внеклассной работы. Она «горела», «горела» на работе и… «сгорела». Попала в Тюмень в больницу, и была прикована к больничной койке на долгих 11 месяцев. Папа каждый месяц возил меня к ней, я училась в 6 классе.   Как мы ее ждали!

     Своим оптимизмом, верой, терпением, юмором она помогала врачам и себе справиться с болезнью. Но здесь была еще и огромная заслуга папы. Я это поняла потом, уже,  будучи взрослой: Любовь согревает. Любовь врачует. Любовь обогащает. Любовь дает надежду. Любовь дает жизнь. И мама вернулась домой.

    Четыре года она была на инвалидности. И мама так сокрушалась, что из-за болезни не исполнилась ее заветная мечта: побывать на Байкале. И чтобы не замыкаться в четырех стенах дома, она при доме культуры организовала для взрослых кружок вязания и еще она была ведущей в «Клубе молодой семьи» тоже при доме культуры.

  Потом маме дали III рабочую группу с неполным трудовым рабочим днем, и она вернулась в школу. Работала с группой продленного дня. Какой там неполный трудовой день, она их не могла «выгнать» из школы, они готовы были быть там круглосуточно. Работала она с ними со 2 – 7 класс.

   А когда я была ученицей, я сама была участницей всех мероприятий. Вот так я и выросла в школе. И после окончания школы у меня выбор был один: Я БУДУ УЧИТЕЛЕМ, как МАМА. Мама на меня не «давила»: « Решай, доченька, сама, но чтобы потом не жалеть. Она дала мне только наказ: « Таня, у педагога интересная, но трудная работа. Если вдруг назрел конфликт- сдержись, улыбнись, когда кричать охота.»

    Как-то в поезде мама разговорилась со своим соседом-попутчиком. Он говорит:

 « Интересно, что же Вы делали в деревне с двумя иностранными языками?»

На что мама ответила:

-  Учила детей.

- А почему же Вы никуда не уехали? Ведь выбор-то можно было сделать лучше.

- Где родился, тут и пригодился. Каждая сосна своему бору шумит. Дома и небо синее и трава зеленее.

   В школе мама проработала 36 лет. Какие результаты?  Шесть маминых учеников поступили на факультет иностранных языков. Остальные, кто поступал в ВУЗы, а их было много, вступительные экзамены сдавали на 4, реже на 5.  Троек никогда не было. При встрече с бывшими учениками они рассказывают ей: « Нам никто не верит, что мы из сельской школы и так хорошо знаем иностранный язык.» Отрадно слышать. Видимо слагается учительское счастье из побед своих учеников. Это для мамы выше всяких наград. Значит, работала не зря.

         Вот такая моя МАМА-

         И жизни и судьбы строитель.

         Российский труженик святой

         Простой и праведный учитель.

     Какие награды получила мама? Про почетные грамоты писать не буду, их слишком много.  В трудовую книжку она только записала: 1) Грамота ОблОНО, 2) Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР, 3) Диплом «Наставник молодежи»,  4) Значок  «Отличник народного просвещения РСФСР, 5) Медаль «Ветеран труда».

   Судьба маму, ох как не баловала, порою так тряхнет: держись. Что она пережила, хватит на десяток человек с лишком. Но она на все смотрит позитивно, не ропчет. Мама говорит: « Я по-прежнему радуюсь каждому наступающему дню, каким бы он ни был, ясным или хмурым, радуюсь каждому мигу, ведь он неповторим. Ошибаюсь, падаю, поднимаюсь, но себе шепчу: крепись, держись, идущий, да осилишь ты дорогу, шагай, терпи, люби, ведь это жизнь. И как бы жизнь ни была омрачена, все же она чудесна и продолжается.»

    Уже будучи на пенсии, мама вела активный образ жизни: принимала участие в выставках «Урожайная грядка» и «Прикладное искусство». В газете «Знамя правды»  вела рубрику «Во саду ли в огороде». Тут однажды посадила 30 сортов помидор, но выбрать самые, самые не смогла. Приезжали к ней с телестудии из Тюмени, засняли ее со своими питомцами, а потом показали в рубрике «Односельчане». И еще мама занимается альтруизмом.

    Вот уже 19 лет я живу в Уфе и работаю в школе. Так же как и мама,  я участвую во многих мероприятиях и конкурсах. Времена, конечно, меняются, появился Интернет, где можно участвовать в различных конкурсах. Ученики под моим руководством принимают участие в Интернет - проекте по химии от Ярославского центра  телекоммуникаций и информационных систем в образовании, пишем научные работы и занимаем призовые места,  как на районе, в городе или на Всероссийском уровне. Имеют печатные издания научных работ.  А однажды я решила принять участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов       « Мой лучший урок», вышла в финал. Пришлось на финал ехать в Москву. И заняла в финале III место. Как была рада моей победе мама.

      Не смотря на то, что  я живу в другом городе, моим Кумиром, моим наставником во всех делах является мама. Какие умные советы она дает, старается помочь и словом и делом.

   И в радости, и в горе

   Она всегда со мною.

    А как же иначе?


Рафикова Татьяна Михайловна, учитель химии и биологии,

Рафикова Татьяна Михайловна, учитель химии и биологии,

Мама вспоминает: « Она меня просто околдовала, я глядела на нее, как завороженная, мне казалось, что у меня перестало биться сердце, я не дышала

Мама вспоминает: « Она меня просто околдовала, я глядела на нее, как завороженная, мне казалось, что у меня перестало биться сердце, я не дышала

Мама очень любила путешествовать, хоть по путевке, хоть «дикарем»

Мама очень любила путешествовать, хоть по путевке, хоть «дикарем»

Работала она с ними со 2 – 7 класс

Работала она с ними со 2 – 7 класс

Всероссийском уровне. Имеют печатные издания научных работ

Всероссийском уровне. Имеют печатные издания научных работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020