Н.В. Никишова
Учитель географии и краеведения высшей категории
МАОУ «Многопрофильный лицей №1» г. Магнитогорска
Эколого-краеведческая направленность в научно-исследовательской деятельности учащихся
В XXI веке проблема состояния окружающей среды, загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает первостепенное значение. Одна из задач, поставленная обществом перед школьным образованием – связь обучения с реальной жизнью, формирование активной жизненной позиции и новых ценностных ориентаций. И для реализации этой задачи важным элементом работы с учащимися становится научно-исследовательская деятельность.
Научно-исследовательская работа учащихся экологической и краеведческой направленности даёт начало творческой и научной деятельности, в результате которой формируется ответственность за результаты исследования, вырабатываются навыки природоохранной деятельности.
Исследовательская деятельность включает в себя материал, которого нет в обычной школьной программе, поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе. Это способствует умению учащихся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекать знания из различных областей, уметь прогнозировать результат своей деятельности, вести экологические и краеведческие исследования.
В лицее успешно действует практика научно-практических конференций. Курс «Шаги в науку» реализуется с 5 по 10 классы. В конце учебного года обучающиеся представляют свои работы. Многие этим не ограничиваются и представляют свои работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне.
Приведу примеры научно-исследовательских работ учащихся эколого-краеведческой направленности.
5 класс. Бородин Артём. «Использование беспилотных летательных аппаратов для благоустройства нашего города». Цель исследования: изучить возможности по практическому применению оперативных снимков с беспилотного летательного аппарата в целях благоустройства нашего города. Задачи работы: получить реальные снимки с летательного аппарата жилой застройки нашего города; проанализировать полученные снимки и найти нарушения благоустройства с целью их устранения, а также рассмотреть варианты дальнейшего благоустройства жилой зоны.
10 класс. Гузняев Данил. «Оценка возможностей использования альтернативных источников энергии на территории Челябинской области» Цель работы: оценка природных условий Челябинской области для использования таких альтернативных источников энергии как энергия ветра и энергия солнца. В результате исследования был сделан вывод
9 класс. Протасова Влада. «Изучение органолептических и морфометрических показателей озёр Абзелиловского района республики Башкортостан» Цель исследования – на основе изучения и анализа литературы, наблюдений и практических исследований доказать уникальность озёр и их значимость для рекреационного использования.
9 класс. Брагина Екатерина. «Развитие карста на Южном Урале» Целью работы – описание и характеристика основных областей распространения карстовых явлений и форм на территории Южного Урала.
Учащиеся в результате своих работ практически подходят к изучению местности, используя различные методы. Как сказал Н.Н. Баранский «Краеведение позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.