Статья " Проектная деятельность как профилактика способа развития речи слабослышащих младших школьников"

  • docx
  • 26.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УЛЯХИН СТАТЬЯ СТАТЬЯ СТАТЬЯ до 30 сентября.docx

ОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томск.

 

 

Проектная деятельность как эффективный способ развития речи слабослышащих младших школьников.

 

В современной психологии обучения активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

Нарушения слуха значительно осложняют усвоение слабослышащими школьниками учебного материала. Кроме того, в классах преобладают обучающиеся со сложной структурой дефекта: нарушения слуха сочетаются с задержкой психического развития, снижением зрительного восприятия, нарушением функций опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью.

Актуальность проблемы тесным образом переплетается с постоянно возрастающей ролью вербального, коммуникативного и творческого потенциала личности в современном мире. Только развитая связная речь помогает любому человеку безбарьерно достигать высоких результатов в современной жизни с её социальными аспектами, разнообразными и сложными коммуникационными особенностями. Адекватно-реальный путь, по которому следует слабослышащий школьник к дальнейшим целям – это продуманные от начала и до конца систематические мероприятия, основанные на углубленном изучении материала, объединённого одной тематикой.

Актуальность обусловлена необходимостью создания эффективной комплексной речевой среды, которая позволит сформировать привычку к вербальному общению

Цель проектной деятельности в условиях нашей школы для обучающихся с нарушениями слуха - это формирование осознанного отношения к освоению родного языка и переходу на произвольное вербальное общение слабослышащих обучающихся.

Задачи:

-изучить и сформировать банк отечественной и зарубежной литературы, современных инновационных технологий и методик позитивно воздействующих на речевое развитие детей с ОВЗ;

-оптимизировать условия для психологического, интеллектуального и физического развития детей;

-внедрить метод проектной деятельности для развития языковой и речевой направленности слабослышащих школьников;

-расширить активный словарный запас обучающихся;

-проанализировать эффективность проектной деятельности в развитии речевых навыков обучающихся.

Критерии результативности проектной деятельности:

-знание и понимание обучающимися основной темы проектной деятельности;

-перенос полученного детьми опыта в повседневную игровую, творческую и бытовую деятельность ;

-активное, без принуждения, участие во всех видах деятельности, связанной с проектом;

-удовлетворённость детей и родителей организацией школьной жизнедеятельности;

- оценка уровня компетентности педагогов, классных руководителей по вопросам развития и обучения детей с дефицитарным развитием.

Социальное партнёрство в рамках проектной деятельности

Ø И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН;

Ø Е. О. Шахрай – клинический психолог ОГБУЗ «ЦМП» г. Томска

 

Система мероприятий по реализации проектной деятельности:

1.                 Организация информационно-просветительной деятельности с родителями и педагогами.

2.     Практические задания в рабочих тетрадях по теме проекта;

3.     Тематические беседы;

4.     Оформление выставки детских рисунков и поделок.

5.      Уроки развития речи с использованием компьютерных технологий:

6.     Уроки трудового обучения:

7.     Интегрированные уроки по развитию речи и ИЗО

8.     Интегрированные уроки по развитию речи и ОЗМ

9.     Интегрированные уроки по развитию речи и трудовому обучению.

10. Спортивные эстафеты и спортивные праздники в рамках темы проектной деятельности.

11.             Участие в различных выставках, фестивалях, викторинах и конкурсах;

12. Экскурсии в рамках темы проектной деятельности.

13.             Решение кроссвордов, ребусов, отгадывание загадок.

14.             Организация игровых тренингов, викторин и развлечений совместно с волонтёрами и студентами Сиб ГМУ и ТГПУ г. Томска;

 

Для изучения результативности используются различные методики, разработанные для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них: педагогическое наблюдение, анкетирование, экспертная оценка педагогов, дефектологов, психологов, родителей и самооценка обучающихся.

В ходе реализации проектной деятельности использовалось методическое пособие под редакцией Александра Григорьевича Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».

Пособие посвящено одному из основных положений Концепции ФГОС общего образования второго поколения - формированию универсальных учебных действий. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся младших классов. Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности УУД. Пособие адресовано учителям начальных классов и родителям.

Методики для мониторинга

1.     «Лесенка» (1- 4 класс).

2.     Оценка школьной мотивации (1-2 класс).

3.     «Беседа о школе»( Модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)

4.     Мотивация учения и эмоционального отношения к учению
(А.Д. Андреева) – 3 – 4 класс

5.     «Образец и правило» (Венгер, Цукерман)

6.     Проба на внимание (П.Я.Гальперина, С.Л.Кабыльницкой)

7.     Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С.Цветковой)

8.      «Нахождение схем к задачам» по А.Н.Рябинкиной

Проектная деятельность, включает в себя как краткосрочные проекты так и долговременные, масштабные проекты, объёдиняющие не только один класс, а всю начальную ступень. Это такие проекты как:

- «Мы помним твой подвиг, советский солдат!», посвящённый 70-летию Великой Победы;

- «Олимпийцы, мы с вами в строю», приуроченного к Олимпийским играм в Сочи;

-«Хоровод народных красок», направленный на изучение русской народной культуры.

Проектная деятельность позволяет обучающимся проявлять самостоятельность, даёт возможность реализации творческого потенциала. Преимущества метода проектной деятельности в работе с детьми со сложной структурой дефекта:

- системность и комплексный подход в реализации урочной и внеурочной деятельности;

- выход из привычной образовательной среды, где преобладает информационно – иллюстративный метод;

- использование не только привычной формы коммуникации «учитель-ученик», но и коммуникации типа «ученик- ученик»;

- вовлечение родителей в образовательный процесс.

Результаты, полученные в ходе реализации проектной деятельности, лучше всего иллюстрирует возросший активный словарный запас обучающихся по конкретным темам. В ходе мониторингов отмечено  повышение уровня речевой коммуникации слабослышащих школьников в быту, массовая вовлечённость родителей и педагогов в проектную деятельность, повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Проектная деятельность способствует более глубокому усвоению программного материала, наблюдается устойчивая тенденция развития памяти и внимания, отмечена возросшая мотивация детей с нарушениями слуха к речевому общению за рамками урочной деятельности, придаёт уверенности в себе.

 

Этапы проектной деятельности

1 этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – погружение в проект (сентябрь - октябрь)

Цель: Создание условий для расширения языковой и речевой направленности, банка диагностических материалов совместно с психиатром И.С. Карауш, методистом Л.Д. Дузькряченко, психологом Р.И.Моисеевой

Задачи:

Сформировать у педагогов и родителей психологическую и технологическую готовность к продуктивной совместной деятельности;

Организовать беседы, анкетирование с целью выявления наиболее типичных причин, влияющих на уровень сформированности речевых процессов;

Обеспечить научно-методические условия для речевого развития;

Произвести отбор и апробацию методического материала для получения психолого-педагогической ориентировки в индивидуальных особенностях речевого развития слабослышащих обучающихся, учётом интересов и психофизиологических возможностей школьников.

2 этап КООРДИНАЦИОННЫЙ – реализация направлений, способов, задач (ноябрь-декабрь)

Цель: Организация деятельности начального звена школы-интерната по внедрению языкового и речевого подхода с использованием основных принципов обучения.

Задачи:

Организовать группы участников, формулировать задачи для каждой группы;

Погрузить в тематику проекта с использованием художественного слова и народного фольклора;

Оптимизировать речедвигательную деятельность;

Создать систему просвещения родителей по сотрудничеству с детьми;

Использовать инновационные технологии с целью формирования жизненных компетенций.

Проводить урочные и внеурочные мероприятия.

Разработать систему регулирования и контроля над реализацией цикла разработанных мероприятий.

3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ – осуществление деятельности (январь-февраль)

Цель: Определение динамики успешности учебной деятельности в условиях применения инновационных технологий с целью расширения языковой и речевой направленности, культуры общения.

Задачи:

Осветить опыт проектной деятельности на базе школы-интерната посредством презентационного материала для методического кабинета;

Представить результаты деятельности через демонстрацию детского творческого труда (выставка рисунков, поделок, достижений и т.п.).

4 этап ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ – обработка и оформление результатов проекта (март)

Цель: Выявление наиболее эффективных организационных, методических и оздоровительных форм, методов и средств работы  по внедрению аспектов языковой и речевой направленности;

Задачи:

Разработать и выбрать наиболее приемлемые формы работы по языковой и речевой направленности;

Провести анализ деятельности всех участников педагогического процесса;

Осветить опыт проектной деятельности на базе школы-интерната посредством презентационного материала для методического кабинета;

Представить результаты деятельности через демонстрацию детского творческого труда (выставка рисунков, поделок, достижений и т.п.).

5 этап РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ – обсуждение полученных результатов (апрель)

Цель: Обобщение, расширение и закрепление достижений, подведение итогов проектной деятельности.

Задачи:

Оптимизировать систему всех мероприятий на основе диагностических данных;

Оформить результаты в виде доклада на педагогическом совете школы;

Обсудить и проанализировать полученную информацию;

Проверить выдвинутую гипотезу;

Провести самооценку проделанной работы.