ОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томск.
Проектная деятельность как эффективный способ развития речи слабослышащих младших школьников.
В современной психологии обучения активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
Нарушения слуха значительно осложняют усвоение слабослышащими школьниками учебного материала. Кроме того, в классах преобладают обучающиеся со сложной структурой дефекта: нарушения слуха сочетаются с задержкой психического развития, снижением зрительного восприятия, нарушением функций опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью.
Актуальность проблемы тесным образом переплетается с постоянно возрастающей ролью вербального, коммуникативного и творческого потенциала личности в современном мире. Только развитая связная речь помогает любому человеку безбарьерно достигать высоких результатов в современной жизни с её социальными аспектами, разнообразными и сложными коммуникационными особенностями. Адекватно-реальный путь, по которому следует слабослышащий школьник к дальнейшим целям – это продуманные от начала и до конца систематические мероприятия, основанные на углубленном изучении материала, объединённого одной тематикой.
Актуальность обусловлена необходимостью создания эффективной комплексной речевой среды, которая позволит сформировать привычку к вербальному общению
Цель проектной деятельности в условиях нашей школы для обучающихся с нарушениями слуха - это формирование осознанного отношения к освоению родного языка и переходу на произвольное вербальное общение слабослышащих обучающихся.
Задачи:
-изучить и сформировать банк отечественной и зарубежной литературы, современных инновационных технологий и методик позитивно воздействующих на речевое развитие детей с ОВЗ;
-оптимизировать условия для психологического, интеллектуального и физического развития детей;
-внедрить метод проектной деятельности для развития языковой и речевой направленности слабослышащих школьников;
-расширить активный словарный запас обучающихся;
-проанализировать эффективность проектной деятельности в развитии речевых навыков обучающихся.
Критерии результативности проектной деятельности:
-знание и понимание обучающимися основной темы проектной деятельности;
-перенос полученного детьми опыта в повседневную игровую, творческую и бытовую деятельность ;
-активное, без принуждения, участие во всех видах деятельности, связанной с проектом;
-удовлетворённость детей и родителей организацией школьной жизнедеятельности;
- оценка уровня компетентности педагогов, классных руководителей по вопросам развития и обучения детей с дефицитарным развитием.
Социальное партнёрство в рамках проектной деятельности
Ø И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН;
Ø Е. О. Шахрай – клинический психолог ОГБУЗ «ЦМП» г. Томска
Система мероприятий по реализации проектной деятельности:
1. Организация информационно-просветительной деятельности с родителями и педагогами.
2. Практические задания в рабочих тетрадях по теме проекта;
3. Тематические беседы;
4. Оформление выставки детских рисунков и поделок.
5. Уроки развития речи с использованием компьютерных технологий:
6. Уроки трудового обучения:
7. Интегрированные уроки по развитию речи и ИЗО
8. Интегрированные уроки по развитию речи и ОЗМ
9. Интегрированные уроки по развитию речи и трудовому обучению.
10. Спортивные эстафеты и спортивные праздники в рамках темы проектной деятельности.
11. Участие в различных выставках, фестивалях, викторинах и конкурсах;
12. Экскурсии в рамках темы проектной деятельности.
13. Решение кроссвордов, ребусов, отгадывание загадок.
14. Организация игровых тренингов, викторин и развлечений совместно с волонтёрами и студентами Сиб ГМУ и ТГПУ г. Томска;
Для изучения результативности используются различные методики, разработанные для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них: педагогическое наблюдение, анкетирование, экспертная оценка педагогов, дефектологов, психологов, родителей и самооценка обучающихся.
В ходе реализации проектной деятельности использовалось методическое пособие под редакцией Александра Григорьевича Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».
Пособие посвящено одному из основных положений Концепции ФГОС общего образования второго поколения - формированию универсальных учебных действий. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся младших классов. Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности УУД. Пособие адресовано учителям начальных классов и родителям.
Методики для мониторинга
1. «Лесенка» (1- 4 класс).
2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
3. «Беседа о школе»( Модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)
4. Мотивация учения и
эмоционального отношения к учению
(А.Д. Андреева) – 3 – 4 класс
5. «Образец и правило» (Венгер, Цукерман)
6. Проба на внимание (П.Я.Гальперина, С.Л.Кабыльницкой)
7. Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С.Цветковой)
8. «Нахождение схем к задачам» по А.Н.Рябинкиной
Проектная деятельность, включает в себя как краткосрочные проекты так и долговременные, масштабные проекты, объёдиняющие не только один класс, а всю начальную ступень. Это такие проекты как:
- «Мы помним твой подвиг, советский солдат!», посвящённый 70-летию Великой Победы;
- «Олимпийцы, мы с вами в строю», приуроченного к Олимпийским играм в Сочи;
-«Хоровод народных красок», направленный на изучение русской народной культуры.
Проектная деятельность позволяет обучающимся проявлять самостоятельность, даёт возможность реализации творческого потенциала. Преимущества метода проектной деятельности в работе с детьми со сложной структурой дефекта:
- системность и комплексный подход в реализации урочной и внеурочной деятельности;
- выход из привычной образовательной среды, где преобладает информационно – иллюстративный метод;
- использование не только привычной формы коммуникации «учитель-ученик», но и коммуникации типа «ученик- ученик»;
- вовлечение родителей в образовательный процесс.
Результаты, полученные в ходе реализации проектной деятельности, лучше всего иллюстрирует возросший активный словарный запас обучающихся по конкретным темам. В ходе мониторингов отмечено повышение уровня речевой коммуникации слабослышащих школьников в быту, массовая вовлечённость родителей и педагогов в проектную деятельность, повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Проектная деятельность способствует более глубокому усвоению программного материала, наблюдается устойчивая тенденция развития памяти и внимания, отмечена возросшая мотивация детей с нарушениями слуха к речевому общению за рамками урочной деятельности, придаёт уверенности в себе.
Этапы проектной деятельности
1 этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – погружение в проект (сентябрь - октябрь)
Цель: Создание условий для расширения языковой и речевой направленности, банка диагностических материалов совместно с психиатром И.С. Карауш, методистом Л.Д. Дузькряченко, психологом Р.И.Моисеевой
Задачи:
Сформировать у педагогов и родителей психологическую и технологическую готовность к продуктивной совместной деятельности;
Организовать беседы, анкетирование с целью выявления наиболее типичных причин, влияющих на уровень сформированности речевых процессов;
Обеспечить научно-методические условия для речевого развития;
Произвести отбор и апробацию методического материала для получения психолого-педагогической ориентировки в индивидуальных особенностях речевого развития слабослышащих обучающихся, учётом интересов и психофизиологических возможностей школьников.
2 этап КООРДИНАЦИОННЫЙ – реализация направлений, способов, задач (ноябрь-декабрь)
Цель: Организация деятельности начального звена школы-интерната по внедрению языкового и речевого подхода с использованием основных принципов обучения.
Задачи:
Организовать группы участников, формулировать задачи для каждой группы;
Погрузить в тематику проекта с использованием художественного слова и народного фольклора;
Оптимизировать речедвигательную деятельность;
Создать систему просвещения родителей по сотрудничеству с детьми;
Использовать инновационные технологии с целью формирования жизненных компетенций.
Проводить урочные и внеурочные мероприятия.
Разработать систему регулирования и контроля над реализацией цикла разработанных мероприятий.
3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ – осуществление деятельности (январь-февраль)
Цель: Определение динамики успешности учебной деятельности в условиях применения инновационных технологий с целью расширения языковой и речевой направленности, культуры общения.
Задачи:
Осветить опыт проектной деятельности на базе школы-интерната посредством презентационного материала для методического кабинета;
Представить результаты деятельности через демонстрацию детского творческого труда (выставка рисунков, поделок, достижений и т.п.).
4 этап ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ – обработка и оформление результатов проекта (март)
Цель: Выявление наиболее эффективных организационных, методических и оздоровительных форм, методов и средств работы по внедрению аспектов языковой и речевой направленности;
Задачи:
Разработать и выбрать наиболее приемлемые формы работы по языковой и речевой направленности;
Провести анализ деятельности всех участников педагогического процесса;
Осветить опыт проектной деятельности на базе школы-интерната посредством презентационного материала для методического кабинета;
Представить результаты деятельности через демонстрацию детского творческого труда (выставка рисунков, поделок, достижений и т.п.).
5 этап РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ – обсуждение полученных результатов (апрель)
Цель: Обобщение, расширение и закрепление достижений, подведение итогов проектной деятельности.
Задачи:
Оптимизировать систему всех мероприятий на основе диагностических данных;
Оформить результаты в виде доклада на педагогическом совете школы;
Обсудить и проанализировать полученную информацию;
Проверить выдвинутую гипотезу;
Провести самооценку проделанной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.