Статья « Трудная ситуация на занятии и Ваш выход из неё»
Оценка 4.7

Статья « Трудная ситуация на занятии и Ваш выход из неё»

Оценка 4.7
docx
14.04.2024
Статья « Трудная ситуация на занятии и Ваш выход из неё»
Статья на тему ситуация.docx

Статья на тему: "Трудная ситуация на занятии и Ваш выход из неё».

 

Процесс обучения – это не просто обмен знаниями между их носителем (преподавателем) и получателем (обучающимся). Жизненный опыт педагога, его ценности, симпатии и антипатии, представления о правильном и неправильном, уровень его общей и психологической культуры – всё выходит на арену взаимодействия с обучающимися.

Педагогическая ситуация – это кратковременное взаимодействие педагога с обучающимся (коллективом группы) на основе противоположных норм,  ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону)

Педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека:

- взаимодействие, т.е. видимое поведение,

- взаимоотношения, т.е. скрытые от глаз психологические реальности (установки, ожидания, эмоциональные реакции).

 

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:

1. Недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь, или чему-нибудь);

2. Разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);

3.Противодействие (действие, препятствующее другому действию);

4.Противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, или чего-нибудь);

5. Разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, или кем-нибудь).

 

Основные причины конфликтов между педагогом и обучающимися:

• негативная оценка личности обучающегося, а не конкретного поступка;

• негативная оценка поступка обучающегося без разбора его мотивов, учёта личных особенностей;

• неумение педагога прогнозировать поведение обучающихся на занятии;

• характер отношений, сложившихся между педагогом и отдельными обучающимися (в силу личностных качеств и нестандартного поведения последних);

• личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

 

Три фазы протекания педагогической ситуации:

1-я фаза – конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.

2-я фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства, и, самое главное, - последствия, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа и т.д.).

3-я фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений. (Педагогические последствия, благодаря третьей фазе, бывают как положительные, так и отрицательные)

 

Трудные педагогические ситуации возникают и у опытных, и у начинающих преподавателей. Они отражают глубинные психологические процессы в учебной среде: особенно в слое взаимоотношений педагогов и учебного коллектива.

Очень важно для педагога выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своей работой.

 

Правила воздействия на личность обучающегося в конфликтной ситуации:

«Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не раздражайтесь и не повышайте голос. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, "величавую медлительность" и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

«ЗАДЕРЖКА РЕАКЦИИ». Не следует сразу же вступать в полемику с воспитанником, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Стоит сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приёма в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.

«ПЕРЕВОД РЕАКЦИИ». Этот прием служит также для уменьшения значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот приём технически реализуется через выполнение педагогом повседневных действий на занятии (обращение к группе с приветствием, взгляд в окно) несмотря на "чрезвычайную обстановку". В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам "замысел" борьбы.

«РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ». Известно, что всё то, что стало смешным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах группы, его отрицательное влияние на группу резко уменьшается, зато авторитет и влияние педагога возрастает. Способность педагога применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку и завершает дело. Главная задача педагога, над которым нависла угроза конфликтной ситуации – подавление собственного недовольства, гнева и раздражения. Для этого нужно обратиться к себе с простым вопросом: Почему я испытываю такие неприятные чувства? К чему это может меня привести? Нужно ли мне это? Такое мысленное рассуждение благотворно действует на нервную систему и способствует, если не успокоению, то снижению накала эмоций, которые в этот момент получают выход.

 

Стратегии поведения в конфликтных ситуаций:

- Приспособление.

- Избегание.

- Сотрудничество.

- Компромисс.

Для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо:

1. Раскрыть её причины

2. Не допустить перехода в длительный конфликт

3. Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны

4. Найти пути предупреждения или погашения конфликта

5. Поддержать даже «плохих» обучающихся.

 

Советы педагогу:

• Старайтесь запоминать имена всех, с кем приходится общаться.

• Интересуйтесь учебными делами обучающихся и другими их достижениями и интересами.

• Старайтесь чаще хвалить обучающихся и радоваться вместе за достигнутые успехи и достижения.

• Будьте смелыми и решительными, ничто так не подрывает авторитет педагога, как боязнь самостоятельных действий. Вопросы, входящие в компетенцию педагога должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать  сегодня.

• Не бойтесь рисковать, поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания обучающихся, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите студентов признавать свои ошибки. Добивайтесь, чтобы подросток стремился совершить поступок согласно своим убеждениям, привычкам, но не из – за боязни наказания.

• Сотрудничайте с обучающимися, развивайте у них желание охотно выполнять Ваши задания. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению.

• Чаще улыбайтесь. Улыбка при встрече с обучающимися говорит, что Вы рады их видеть. Сами шутите и позволяйте шутить ребятам. Педагог не может не быть оптимистом, верящим в каждого студента, не теряющимся в сложных ситуациях. Оптимист вселяет в окружающих уверенность в успех самого трудного дела.

• Доверяйте обучающимся. Опровергая мнение обучающихся старайтесь не обидеть их. Умейте доказать ошибочность аргументов, но не рассматривайте недостатки характера и имевшие место дисциплинарные проступки. Старайтесь описать, а не оценить поведение. Вместо: «Ты ведешь себя безобразно (глупо, вызывающе…) – лучше сказать: «Мне было обидно (стыдно, неудобно…)» или « Я разочарован Вашими действиями». Можно высказать замечание в виде вопроса: «Не кажется ли Вам, что этот поступок не соответствует…» или «Подумайте, как можно избежать этой ошибки?» Доверительное обращение авторитетного педагога, как правило, эффективнее запрета или приказа.

Критикуйте умело. Перед тем как критиковать кого-либо или что-либо взвесьте все «за» и «против» и решите, нельзя ли обойтись без критики. Перед осуждением детально выясните все обстоятельства случившегося, выслушайте все объяснения до конца. Перед тем, как выступить с критикой пробелов в работе, установите по чьей вине они произошли, и если это имело место, кто в них заинтересован. Критикуя, будьте доброжелательными. Старайтесь помочь, а не обидеть, не оскорбить.

• Осуждать следует проступок, а не личность.

• Исправляйте ошибки по мере их обнаружения, не копите их для разбора на собрании, при родителях (законных представителях) или при администрации. Критикуйте, не только фиксируя недостатки, но обязательно указывайте на пути их преодоления. Одновременно говорите об удачах, успехах, способностях, так как в этом случае замечание воспринимается легче. Никогда не забывайте, что критика – средство совершенствования учебы, работы, взаимоотношений, но не самоцель.

• Стремитесь к диалогу. Чтобы переубедить обучающихся в чем-либо, не обижая их и не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их поведения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым студент согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов. Не позволяйте себе выказываться недоброжелательно об обучающихся и о коллективе, тем более за глаза. При оценке поведения обучающихся умейте отсеять случайные и второстепенные детали.

• Не ссорьтесь, дискуссируйте. Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каждое услышанное возражение собеседника. Выслушайте его, не перебивая, до конца и только после того, как он выскажется, вежливо, ни в коем случае не категорично, приведите свои аргументы.

• Не забывайте о контроле и самоконтроле. Не повышайте голос. Не считайте грубость средством повышения требовательности – это не одно и то же. Не пользуйтесь властью пока не убедитесь, что другие средства не дают результатов. Отсутствие регулярного контроля может привести к мысли и необязательности выполнения поручений педагога.

Не забывайте о престиже. Никогда не забывайте о самолюбии коллег, обучающихся. Щадите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выговор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте. • Старайтесь во всех случаях спасти престиж оппонента, и он с радостью будет выполнять Ваши указания. Всегда подмечайте у студента достоинства и они, рано или поздно, проявятся.

• Помните о такте. Не вмешивайтесь без надобности в дела обучающихся. Не повторяйте критических замечаний, если недостатки уже устранены. Не забывайте, что основа такта – выдержка и уравновешенность педагога.

• Будьте общительными. Помните, что общительность в большинстве случаев гарантирует успех. Общительность формируется только в процессе конкретных взаимоотношений со многими людьми. Насколько легче станет работать в коллективе, быстрее установиться контакт с обучающими, родителями (законными представителями) обучающихся, если Вы овладеете умением общаться с людьми.

• Будьте добрыми. Не позволяйте себя расстраивать из – за пустяков. Дети не любят несчастных взрослых, точно так студенты органически не выносят постоянно озабоченных чем-то педагогов. Помните, что неудачи, личные несчастья мы всегда преувеличиваем. В трудных ситуациях думайте о будущем, занимайтесь делом – это лучшие способы победить свое несчастье, изгнать дух уныния. Никто не может принести нам душевное спокойствие, кроме нас самих.

 

 «Умный человек найдёт выход  из любого положения.

Мудрый в этом положении не окажется».

(Ю.Рихтер)


 

Статья на тему: "Трудная ситуация на занятии и

Статья на тему: "Трудная ситуация на занятии и

Носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа и т

Носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа и т

Главная задача педагога, над которым нависла угроза конфликтной ситуации – подавление собственного недовольства, гнева и раздражения

Главная задача педагога, над которым нависла угроза конфликтной ситуации – подавление собственного недовольства, гнева и раздражения

Доверяйте обучающимся . Опровергая мнение обучающихся старайтесь не обидеть их

Доверяйте обучающимся . Опровергая мнение обучающихся старайтесь не обидеть их

Старайтесь во всех случаях спасти престиж оппонента, и он с радостью будет выполнять

Старайтесь во всех случаях спасти престиж оппонента, и он с радостью будет выполнять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2024