Статья:
«Значение артикуляционной гимнастики для развития речи дошкольников.»
Выполнил: Пожилых Инна Васильевна , воспитатель, 89507528432
Я работаю над темой «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» первый год. Эта тема актуальна, потому что регулярное проведение артикуляционных упражнений помогает выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. Правильная, грамотная и четкая речь-это не дар, она приобретается благодаря усилиям логопедов, воспитателей и родителей. Воспитатель имеет возможность систематически, ежедневно проводить артикуляционные гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Детям 2-4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка
Цель: формирование у детей четкой, чистой и правильной речи. Вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования.
3. Разработать перспективный план работы с детьми
4. Провести консультацию для родителей на тему « Значение артикуляционных упражнений для развития ребенка»
5. Подготовить методическую разработку
6. .Развивать артикуляционный аппарат детей.
7. .Сформировать у детей интерес к артикуляционной гимнастике;
8. Подготовить выступление на педагогическом совете по теме самообразования (отчёт о проделанной работе.
В группе мною ежедневно проводилась артикуляционная гимнастика, включающая в себя комплекс упражнений.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Длительность артикуляционной гимнастики не превышает 5 минут.
Для младших дошкольников не более 2-3 упражнений за 1 раз. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие, чтобы обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Упражнения надо выполнять медленно. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики я соблюдала определенную последовательность, от простых упражнений к более сложным.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить затем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавнымКомплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо· выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. Статических ( лопатка, чашечка) и 2-3 упр. динамических (лошадка,часики). Начинаем гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходим к динамическим. Использую игровые приёмы, для выполнения артикуляционной гимнастики. Чтобы артикуляционная гимнастика стала увлекательным занятием, ее необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
Подготовила комплексы для своей возрастной группы с учетом особенностей детей.
За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:
1. Филичева Т. Б. «Основы логопедии»
2. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
3. Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
4. Куликовская Т. А. «Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников»
5 Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., « Просвещение», 1973
6 Журнал «Дошкольное воспитание» 1978г. №7
7. Волкова « Логопедия»
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о роли артикуляционной гимнастики:
Выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематичного повторения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.