Статья " Значение артикуляционной гимнастики для дошкольников"
Оценка 4.8

Статья " Значение артикуляционной гимнастики для дошкольников"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
воспитание
Детсад
06.01.2021
Статья " Значение артикуляционной гимнастики для дошкольников"
Статья.doc

Статья:

«Значение артикуляционной гимнастики для развития речи дошкольников.»

Выполнил: Пожилых Инна Васильевна , воспитатель, 89507528432

 

 

Я работаю над темой «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» первый год. Эта тема актуальна, потому что регулярное проведение артикуляционных упражнений помогает выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. Правильная, грамотная  и четкая речь-это не дар, она приобретается благодаря усилиям логопедов, воспитателей и родителей. Воспитатель имеет возможность систематически, ежедневно проводить артикуляционные гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Детям 2-4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка

Цель: формирование у детей четкой, чистой и правильной речи. Вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

1.   Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2.   Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования.

3.   Разработать перспективный план работы с детьми

4.   Провести консультацию для родителей на тему « Значение артикуляционных упражнений для развития ребенка»

5.   Подготовить методическую разработку

6.   .Развивать артикуляционный аппарат детей.

7.   .Сформировать у детей интерес к артикуляционной гимнастике;

8.   Подготовить выступление на педагогическом совете по теме самообразования (отчёт о проделанной работе.

В группе мною ежедневно проводилась артикуляционная гимнастика, включающая в себя  комплекс упражнений.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Длительность артикуляционной гимнастики не превышает 5 минут.

Для младших дошкольников не более 2-3 упражнений за 1 раз. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие, чтобы обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.  В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Упражнения надо выполнять медленно. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики я соблюдала определенную последовательность,  от простых упражнений к более сложным.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.  Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить затем, чтобы они усвоили основные движения.  К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавнымКомплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо· выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.  В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. Статических ( лопатка, чашечка) и 2-3 упр.  динамических (лошадка,часики). Начинаем гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходим к динамическим. Использую игровые приёмы, для выполнения артикуляционной гимнастики. Чтобы артикуляционная гимнастика стала увлекательным занятием, ее необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

Подготовила комплексы для своей возрастной группы с учетом особенностей детей.

За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:

1. Филичева Т. Б. «Основы логопедии»

2. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

3. Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

4. Куликовская Т. А. «Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников»

5  Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., « Просвещение», 1973

6  Журнал «Дошкольное воспитание» 1978г. №7

7. Волкова « Логопедия»

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о роли артикуляционной гимнастики:

Выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематичного повторения.

 


Скачано с www.znanio.ru

Статья: «Значение артикуляционной гимнастики для развития речи дошкольников

Статья: «Значение артикуляционной гимнастики для развития речи дошкольников

В группе мною ежедневно проводилась артикуляционная гимнастика, включающая в себя комплекс упражнений

В группе мною ежедневно проводилась артикуляционная гимнастика, включающая в себя комплекс упражнений

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ

Закрепление любого навыка требует систематичного повторения

Закрепление любого навыка требует систематичного повторения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2021