«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»
Оценка 4.9

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
воспитание
4 кл—7 кл
04.01.2024
«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»
В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова. Возникает вопрос: с чего начинать обучение грамоте. Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами. Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.
материал к конкурсу педагогический олимп Байдиковой Е.Н..doc

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей 

№ 18  «Гармония» станицы Подгорной»

 

 

 

 

 

Материал к районному конкурсу

 

«Педагогический олимп»

 

«Многогранный мир звуков и букв с

использованием ребус-метода»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель высшей квалификационной категории

                                            Байдикова Елена Николаевна

 

 

 

 

2023

Пояснительная записка.

 

          Анализ  ситуации в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие  в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-рече-двигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа.

   Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Многогранный мир звуков и букв с использованием

 ребус-метода»

 

Руководители проекта:

Заведующий МБДОУ – Хасанова Елена Анатольевна

Старший воспитатель – Никифорова Елена Михайловна

Воспитатель

Высшей квалификационной категории

Байдикова Елена Николаевна

 

Участники проекта:

Дети, родители.

 

 

 

 

 

    

 

Паспорт проекта

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности:  творческий практико-ориентированный.

По содержанию: ребенок и семья.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения:  долгосрочный (1  год).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По профилю знаний: монопроект – область Познавательное, речевое развитие.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Заказчик проекта: родители воспитанников

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 – май 2023 уч.г.

 

Цель проекта:

·        формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);

·        овладение элементами грамоты;

·        Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

 

Задачи:

·        Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

·        Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.

·        Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.

·        Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

·        Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения. Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с детьми.

·         Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

·        Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

 

Актуальность проблемы: В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

Возникает вопрос: с чего начинать обучение грамоте. Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ. Предполагаемый результат проекта:

1.     Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

2.     Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.

  1. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

4.     Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

5.     Повышение  компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

 

Выдвинула предположение, что использование игровых приёмов в процессе формирования навыков звукобуквенного анализа слова у детей дошкольного возраста способствует более легкому и непринужденному усвоению необходимых знаний и умений.

В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания у детей с речевыми нарушениями. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами.

К моменту поступления в первый класс, у детей должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем русского языка. Дифференциация фонем – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения ребенком способностью провести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, не существенных для его различения, признаков. Поэтому очень важно вести нацеленную работу по развитию слухового восприятия и внимания, а вместе с тем и работу по совершенствованию фонематического восприятия и представлений.

Для того чтобы развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление я в своей работе использую много разных игр, одна из них  -   «Ребус – метод», который считаю возможным использовать на самом раннем этапе звукобуквенного анализа. «Ребус -метод» помогает ребёнку развить предпосылки к овладению техникой чтения.

 В настоящее время все больше и больше родителей уделяют внимание не только физическому развитию своих детей, но и интеллектуальному. Существует мнение, что  нет никакой надобности перенапрягать детей до школы, и раннее обучение – это одна из ошибок при воспитании детей. Но стоит ли на самом деле оттягивать обучение до шести -семилетнего возраста? Или стоит начать обучение  чтению в раннем возрасте?

Известно, что период от рождения и до трех лет является очень важным этапом в развитии детского мозга. Так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для интеллектуального развития в подростков и взрослых. Ни для кого не секрет, что чтение является основой обучения. Чтение в раннем возрасте помогает развивать воображение, память и внимание. Если у ребенка выработать интерес к чтению, то и учиться он будет с легкостью и энтузиазмом.

В настоящий момент требования к детям при поступлении в хорошую школу все более и более жесткие. Если раньше малышей, не умеющих ни читать, ни считать, ни писать, легко отдавали в  школу, то сейчас требуется приложить немало усилий для подготовки ребенка.

            Взрослому человеку трудно в это поверить, но самую большую трудность при обучении чтению создаем ребенку мы, взрослые. Вернее, наше утверждение, что буква и звук - это почти одно и то же. На самом деле это совсем не так. Так случилось, что уже давно в науку о звуках вкралась одна большая, серьезная теоретическая ошибка. Казалось бы, вопрос затрагивает, прежде всего, фонетическую теорию, а ребенка эта теория поначалу и не должна касаться. Однако на практике речь идет о восприятии ребенка, то есть о том, как он слышит устную речь, и что он соответственно понимает (или не понимает!) о речи письменной.

Когда мы, взрослые, говорим с ребенком о звуках, то мы и ребенок под самим словом "звук" имеем ввиду совершенно разные вещи.

Абсолютно все маленькие дети с самого начала утверждают, что слово, например, МАСКА начинается со звука МА, а слово МУХА начинается со звука МУ.

Мы, взрослые, тут же кидаемся объяснять ребенку, что оба этих слова начинаются с одного и того же звука М, рассказываем ему, что звук этот согласный, и что к нему надо прибавлять гласные звуки А или У, чтобы получился слог МА или МУ - то есть мы тут же начинаем теоретизировать, выкладывать перед малышом самые что ни на есть абстрактные обобщения, и ребенок вконец запутывается. Просто обязан запутаться, ибо обобщения наши изначально ошибочны.

На самом деле ребенок прав: слово МУХА действительно начинается со звука МУ, а в слове МАСКА действительно нет ни одного звука М и ни одного звука А. Как бы мы, взрослые, с этим ни спорили.

Дело в том, что каждый звук речи имеет две основные характеристики: артикуляционную и вокальную. Именно эти две характеристики записываются буквами, но не звуки. Артикуляционная характеристика показывает, какие органы речи (губы, язык, задний язычок, гортань) создают препятствие на пути выдыхаемого воздуха. На латыни эта артикуляционная характеристика называется "консонант", по-русски мы называем ее "согласный звук". Другая характеристика, вокальная, показывает, какую "округлость" принимает произносимый звук. Латинское слово "вокал" по-русски мы называем "гласный звук".

Ребус – метод – это развивающая игра, автором данной развивающей методики является  Лев Штернберг, причем игра устная. Для того чтобы понять «звуковой» принцип игры, необходимо все указанные задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Дети, которые еще не знают полностью буквы, еще не умеют читать,  способны ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Игра имеет 2 правила:

1.Из целого слова нужно выделить на слух первый звуковой склад (в слове маска не первую букву «М» и не первый слог «МАС», а именно слоговой склад «МА». Через несколько минут тренировки ребенок овладевает первым правилом.

2.Из нескольких целых слов, громко и ритмично (четко) выделить первые склады и понять получившееся новое слово.

Уже с первых минут этого увлекательного игры-занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Моя задача, как воспитателя продемонстрировать, как легко и просто можно это сделать, не отвлекаясь от ненужных объяснений, таких как что такое звук или слог, звуковой ряд.

 

Например: (произносить четко, ритмично, внятно)

Маска –МА пальма – ПА

Мышка – МЫ шишка – ШИ

Кошка – КО ложка - …..

Здесь я делаю паузу, как бы приглашаю поиграть детей со мной. Долго ждать не надо, если дети еще затрудняются, то продолжить дальше.

Сани – СА, чайник – ЧА

Вата –ВА, речка – РЕ

Мука – МУ, жук – ЖУ

А теперь потренируемся с нашими именами:

Дима –ДИ, Оля – О, Ася – А, Юра – Ю

Эрик – Э, Давид – ДА, Тёма – ТЁ, Саша - СА и т.д.

Просто и увлекательно получается. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово начинается с ударения, так как «безударные гласные» меняют свое звучание (кАтенок, мИшок).

Как только дети поняли правило: МАСКА – МА и стали повторять правильно, можно переходить к следующему 2-му шагу. Все так же четко и ритмично произносить, давайте попробуем:

Мак –мак  - МА- МА

Куры – часы – КУ – ЧА

Шапка – рыба -  ША –РЫ,

Маска – шарик – МА – ША

Карта – шарик – КА - ……

Два слова – получается быстро и легко, переходим более сложным цепочкам из 3 и 4 слов:

Маска – шишка-наволочка – МА – ШИ – НА

Письма-рак-мишка –дама – ПИ – РА – МИ – ДА

Маска-листик-наволочка – МА – ЛИ – НА

Рак - дупло- газета- ……….

Курица-курица-ручка-заяц - …………..

Буратино-магазин-газета - …………

Качели-липа-наволочка-………….

Но, следует отметить, что дети часто забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются угадать конечное слово и чаще всего ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточится. Поэтому для развития этих важных качеств стоит продолжать этот тренинг. Для этого я детям демонстрирую зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений.

primer rebusov

При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо заострить внимание детей на правильное направление чтения. Без подсказки взрослого дети обычно сбиваются и начинают чтение с права налево. Затем можно добавлять более сложные ребусы, которые заканчиваются буквой, так происходит процесс быстрого запоминания букв. В контексте целого ребуса буква запоминается быстрее, чем отдельно.

Кот-лошадь-с….КОЛОС

Море-роза –з…….МОРОЗ

Пар-рот-ворона-з….ПАРОВОЗ

Заяц-ворона-д….ЗАВОД

Д-рука-жонглёр-к ..ДРУЖОК

К-рот-кот-диван-л КРОКОДИЛ

Именно к таким простейшим действиям сводится роль воспитателя (взрослого) в этой несложной методике. В ребус-методе дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и как показывает практика им он очень нравится. Теперь о главном! Конечно же, это - ударение.

Вот главная задача чтения – не только прочесть, но и понять смысл прочитанных слов. Попробую на примере пояснить, что именно, кроме знания букв, мешает ребенку ПОНЯТЬ СМЫСЛ.

Возьмем простое слово: МАШИНА

Смысл этого слова прост - это некий агрегат, механизм, может быть на колесах.

Напишем дважды – МАШИНА МАШИНА , что можно сказать об этих 2-х в общем-то по началу «кажущихся» одинаковых слов?

Что речь идет не о двух механизмах, а об одном, который принадлежит девочке Маше.

Для ребёнка такое умозаключение, без определенного навыка, практически невозможно. Дети затрудняются создать множество различных вариантов ударения, они еще не умеют свободно импровизировать в речи. Поэтому сразу два простейших слова оказываются для них при прочтении не понятными. И уж совершенно исключено, чтобы дети поняли ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, хотя на вид они очень просты:

ЭТО МАШИНА машина.

ЭТА машина МАШИНА.

Изменение при письме одной лишь буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. К тому же слова ЭТА и ЭТО в устной речи произносятся совсем одинаково.

На этих примерах видно, почему многие дети не могут понять смысл прочитанного, даже если они знают все буквы и легко их складывают в слога и слова. Наибольшую трудность понимания представляют собой короткие слова с изменением безударными огласовками (то чего не можем выделить голосом), например: ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО…. и т.д. Кажется на вид все те же простые слова, НО! Дети просто не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО… И такие длинные слова, такие, как например: ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА дети узнают гораздо легче, хоть и требуют они (слова) большей концентрации внимания. Вот именно эту задачу – тренинг концентрации внимания и постановки ударения – решает Ребус-метод. Хочу отметить, что в этой методике заложено изучение и запоминание букв, и их написание. Поэтому в процессе для дальнейшего изучения, с картинками будут появляться буквы, а затем и слоги. Что ведет к постепенному овладению алфавитом и чтению.

Следует отметить, что применение ребус-метода, возможно как в совместной деятельности, так и как часть  непосредственно образовательной деятельности.

 ВАЖНО!

Упражнения давать детям только по одному, даже если ребенок легко справился с ним. Лучше после дайте ребенку раскрасить картинки, которые он видел и называл. Прекрасным дополнением будет для ребенка смена ролей. Ребенок глядя в тетрадь загадывает ребусы взрослому .

Ребус-метод не является полной и самодостаточной методикой обучения чтению – это развивающая игра. Она является лишь толчком к увлечению чтением вашего ребенка. А это не так уж и мало! Для чтения нужно использовать и другие методики, т.к.  ребус - метод содержит только слова – существительные, отсутствуют словосочетания и предложения.

Вывод:

Использование ребус-метода позволяет развивать у детей память, мышление, зрительное и слуховое внимание, что впоследствии позволяет легче усваивать материал для обучения чтению и предупреждать дисграфию. Учить детей, играя, посильная и интересная задача даже для взрослых, не имеющих достаточных знаний и умений в подготовке закрепления навыков слогового чтения детей, а так же умению правильно произносить слова (что очень важно!), что подчас смысл слова кроется в ударении. Моя задача помочь родителям, как интересней преподнести материал ребенку «без всяких хлопот» в любое свободное время и без особых затрат.

Перспектива: планирую перейти на следующий этап овладения методикой ребус-метода, а именно звуко - артикуляционной таблицей русского языка. В таблице все звуки сгруппированы по артикуляторным признакам. Каждая цветная группа отличается от прочих по способу и месту образования звука. Этот прием позволяет сконцентрировать внимание ребенка на работу речевого аппарата. Ведь во взаимосвязи "движение-звук-буква" движение артикуляционных органов первично, звук вторичен, а буква занимает лишь третье место. Для изучения звуков и букв ребенок получает в нашей таблице дополнительную опору. Целью учебного процесса должно стать не заучивание графических знаков, а развитие мышечного и психического аппарата ребенка. Основной задачей таблицы является не заучивание букв, а артикуляторный и ритмический тренинг.

 Данную методику подкрепляю комплексом кинезиологических упражнений. Известно, что пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, "пальчиковой театр", игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем – и письму.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет использую  комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе с взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя.

Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе.

    

Фото 1. Кинезиологическое упражнение «Собака»

Фото 2. Кинезиологическое упражнение «Гусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План реализации проекта

 

Подготовительный этап.

Срок реализации: 6 недель

 

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

Воспитатель,

 

3,4 неделя сентября.

2

Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте.

Воспитатель,

 

3,4 неделя сентября.

3

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

Воспитатель

 

1, 2 неделя октября

4

Создание наглядно-дидактического материала.

Воспитатель

 

1, 2 неделя

 октября

5

Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

Воспитатель

 

1, 2 неделя

 октября

6

Составление плана основного этапа.

Воспитатель

 

1, 2 неделя

 

 

 

 

 

Основной  этап

Срок реализации: 3-я неделя октября – 4 – я неделя апреля

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Проведение НОД по обучению грамоте.

Дети.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного плана.

2

Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых НОД.

Дети.

Воспитатель

По мере необходимости.

3

Проведение логопятиминуток.

Дети.

Воспитатель

Ежедневно.

4

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

 

Родители.

Воспитатель

в течение реализации проекта.

5

Совместная деятельность с детьми.

Дети.

Воспитатель

Согласно календарно-перспективного планирования.

6

Самостоятельная деятельность детей.

 

Дети.

Воспитатель

Ежедневно.

7

Семинар - практикум «Раннее обучение детей чтению -  за и против».

 

Родители.

Воспитатель.

Октябрь.

8

Создание альбомов «Место звука в слове», «Цепочка слов».

 

Родители, дети.

Воспитатель

Ноябрь.

9

Конкурсы «Буквы своими руками»

Родители, дети.

Воспитатель.

Март.

10

Создание игр: «Имена детей» (ребусы)

Родители.

Воспитатель

Январь.

11

Итоговое родительское собрание.

Родители.

Воспитатель

Май.

 

Заключительный этап

Срок реализации: 1, 2 неделя мая

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сроки

1

Обобщающая игровая НОД «Большие буквы»

Родители, дети

Воспитатель

Май

2

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей  и результатов проекта.

Дети.

Воспитатель

Май.

3

Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации

 

Воспитатель

Май.

4

Презентация проекта  (педсовет).

 

Воспитатель

Май.

 

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе,  расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика сформированности элементарных навыков

звукового анализа слова у детей дошкольного возраста

 

Для определения уровня сформированности навыков звукового анализа слова у детей дошкольного возраста нами была проведена следующая диагностика. Диагностика была проведена в начале года с детьми в возрасте 4-5 лет. Детям предлагалось выполнить ряд заданий по семи критериям:

1.     Умение делить слова на слоги

2.     Умение называть слова с заданным звуком

3.     Умение проводить звуковой анализ слова

4.     Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие

5.     Умение различать слово и предложение.

Выполнение задания оценивалось по уровню самостоятельности выполнения задания, затем все данные объединялись, и был определен уровень развития навыков звукового анализа слова.

Ниже представлены протокол проведения диагностики и предложенные детям задания.

 

ФИО

Умение делить слова на слоги

Умение называть слова с заданным звуком

Умение проводить звуковой анализ слова

Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие

Умение различать слово и предложение.

  1. Авдеева Ж.

2

2

2

2

2

  1. Аванесян Э.

1

1

2

1

1

  1. Арушанян Д.

2

2

2

2

2

  1. Ахтырский А.

2

2

2

2

2

  1. Амбарцумян А.

2

1

2

2

2

  1. Воробьёв М.

2

2

1

1

2

  1. Головин В.

1

2

2

1

1

  1. Григорян С.

1

1

1

1

1

  1. Дахкурян А.

2

1

2

1

2

  1. Данильченко А.

2

2

2

2

2

  1. Елисеева К.

2

1

1

1

2

  1. Загоскин Д.

2

1

1

2

1

  1. Ибаева А.

1

1

1

1

2

  1. Маклакова А.

2

2

2

1

2

  1. Пак С.

1

1

1

1

1

  1. Павлов М.

1

1

1

2

2

  1. Филина О.

1

2

1

1

1

  1. Хачатрян Э.

2

2

2

2

2

  1. Цирунян А.

1

1

1

1

1

  1. Цирунян К.

1

2

1

1

1

  1. Чуринова В.

3

3

3

3

3

  1. Шаповалов А.

2

2

2

2

2

  1. Яврумов Ю.

2

2

2

2

2

1. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три звука. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой – слова с одним слогом, во второй – слова с двумя слогами, в третьей – с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.

1). Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно.

2). Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя.

3). Ребёнок не справляется с заданием.

2. Ребёнку даётся задание: Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука "р", потом со звука "рь".

1). Ребёнок правильно выполняет задание.

2). Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их.

3). Справляется с заданием с помощью воспитателя.

3. Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков.

Сколько клеточек нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждая клеточка? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ("о"; "а"). Как называются такие звуки? (Гласные). Какой фишкой обозначаются? (Красной). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их фишками. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ("д"; "м"). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Какой фишкой обозначается согласный звук? (Серой). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми фишками.

1). Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова.

2). Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.

3). Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

4. Вниманию ребёнка предлагается две картинки – с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ("ль"). Какой первый звук в слове луна? ("л"). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ("л"). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Фишкой, какого цвета обозначает твердый согласный звук? (синей). Назови маленького братца ("ль"). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Какой фишкой его обозначаем? (зелёной). Обозначь твёрдые звуки в этих словах фишками синего цвета, а мягкие – зелёными. Назови парные звуки этих согласных.

1). Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно.

2). Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

3). Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

5. Задание: Найти звук, который заблудился.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ("ч").

На глазах у детворы

Красят крысу маляры.

Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ("с").

Тает снег, бегут ручьи,

На ветвях сидят врачи.

Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ("г").

1). Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук.

2). Ребёнок справился с заданием, но не очень быстро.

3). Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя.

6. Воспитатель показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай предложение со словом белка.

1). Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.).

2). Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого – взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо.

3). Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя.

Уровни сформированности обследуемого навыка:

НИЗКИЙ – Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.

СРЕДНИЙ – Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

ВЫСОКИЙ – Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твёрдый -мягкий, ударный -безударный гласный, место звука в слове)

Сводная таблица результатов

 

1. Умение делить слова на слоги

2. Умение называть слова с заданным звуком

3. Умение проводить звуковой анализ слова

4. Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие

5. Умение различать слово и предложение.

Уровень 1

9

10

9

12

8

Уровень 2

13

12

13

10

14

Уровень 3

1

1

1

1

1

итог

Средний уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

 

Вывод: в результате проведенной диагностики следует вывод, что дети обладают средним уровнем сформированности навыков звукобуквенного анализа слова – они допускают ошибки в работе со звуками, но исправляют их с небольшой помощью взрослого. Однако некоторые задания оказались сложными для детей (называть слова с заданным звуком, понимать роль звука в слове).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

2.      Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летнего возраста. – Киев, 1988.

3.     Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 4-5 лет. – М.: Гном и Д, 2000.

4.      Кудрова Т. К вопросу обследования фонематических процессов у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009, №1 18. Лебедева 19. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. – М., 1982.

5.     Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

6.     Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997.

7.     29. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991.

8.     31. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.

9.     32. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

10.     www.moi-detsad.ru

11.    rebus-metod.net


Пример занятия, направленного на формирование правильного произношения, развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа, с использованием ребус – метода и комплекса кинезиологических упражнений.

Тема. Звук У. Звуковой анализ слова «утки»

Задачи:

Обучающие: артикуляция звука У; выделение звука У из начала слов; упражнять в проведении звукового анализа слова утки;

Развивающие: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

Здоровьесберегающие: кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, сохранение положительного настроя в течение занятия.

Воспитательные: : формировать умение выслушивать задания, стремиться активно, участвовать в выполнении заданий.

Ход занятия

1.     Организационный этап.

Логоминутка с использованием ребус-метода:

Маска – мА

 Кот – ко

Моль …

Коля…

Катя – шар - КАША

Гоша – рак – ГОРА

Дятел – дятел -……..

Парус –парус……..

Кубик – рисунок – цапля-КУРИЦА

Рак – дуга – газета -………………

Бусы-маска-галстук-…….. -
Галстук- зебра- тапки-…………

Предлагает детям построиться в той последовательности, в которой он их назовет: Юра, Оля, Катя, (пауза), Лера, Эрик, Давид.

2. Раздается стук, появляется бабушка- загадушка (кукла –варежка). Она загадывает загадки:

·       Кто на себе свой дом таскает? (Улитка)

·       Железный пароход по белой простыне плывет (Утюг)

·       В пруду плавает и громко-громко крякает (Утка).

Один из детей, запомнив отгадки, находит в группе соответствующие игрушки и расставляет на столе. Их названия проговариваются хором всеми детьми. Обращаю внимание на то, что в этих словах первый звук У (вывешивается на доске карточка-символ этого звука). Дети, вытянув губы, длительно произносят У (показ артикуляции звука У на картинке).

3. В группу входят «гости» – большая мама Утка и маленький утенок Утя. Они просят детей поиграть с ними. Если мама Утка поднимает карточку-символ, дети произносят звук У громко, если утенок Утя – тихо.

Дети выходят на «лесные дорожки» и делятся на 2 команды: все, кто идет по 1-ой дорожке за уткой, произносят звук У – длительно, по 2-ой дорожке за утенком – кратко.

4. Утка и утенок раздают детям карточки-символы. Все садятся в кружок. Показываю и называю разные слова, дети поднимают карточки, если в этих словах первый звук У: умывальник, стол, укроп, кот, улыбка, ухо, дом, ваза, утренник, ужин, дерево и т.д. По сигналу дети разбегаются по группе и находят картинки (из числа названных ранее) со звуком У. Далее они строятся, проговариваю эти картинки, а дети называют первый звук.

5. Физминутка.

  В руки дудочку беру,
          Туру- туру- туру!                            Имитируем игру на дудочке.

     Созываю детвору,                          Манящие движения руками.

    Туру- туру- туру!                            Имитация игры на дудочке.

    Поиграю на баяне,
          Гали- гали- гали!                                Имитация игры на баяне.

    Потанцуйте, зайки, с нами,             Прыжки на месте.

  Я на скрипочке играю,
         Тили-тили-тили!                                   Имитация игры на скрипке.

   Скачут зайки на лужайке,                    Прыжки на месте.

   А потом на барабане,
        Бам- бам- бам!                                        Имитация игры на барабане.

        В страхе зайки разбежались по кустам!     Бег на месте.

6. Звуковой анализ слова «утки».

Кот нарисован на картинке? (утки). Как вы думаете, сколько звуков в слове «утки»?(четыре). Какой первый звук в слове у- у- у- тки. (правильно у). Что вы можете о нём сказать? ( гласный звук, его можно протянуть, пропеть). Какой звук я выделю сильнее утки? (звук Т, он согласный, твёрдый, его обозначаем синей фишкой). Открываем следующий звук утки. (звук к) Что можно сказать об этом звуке? (он согласный, мягкий, его обозначаем зелёной фишкой). Прочтём и узнаем, какое слово получилось - «утк» Как вы думаете какого звука не хватает, если дети не находят, проговариваю ещё раз протягивая звук утки- и- и-и-и.

7.Комплекс кинезиологических упражнений:

·                   Дом-ёжик-замок

·                   Кулак - ребро-ладонь

·                   Зайчик – коза – вилка

·                   собака

8. Работа в тетрадях.

9. Итог занятия. Дети вспоминают, какой звук приходил к ним в гости и какие слова с этим звуком учились правильно произносить. В качестве поощрения им разрешается взять с подноса соответствующие маленькие картинки, чтобы наклеить в свои тетради.

 

Авторские упражнения, направленные на развитие  в игровой форме, фонематического восприятие слов, закрепления  навыков  правильного звукопроизношения; развития  самостоятельности,  при подборе ребуса, ориентируясь на полученные раннее знания.

 

Игровое упражнение «Имена - ребусы».

 

Ход игры:

1 этап: рассмотреть предложенные картинки, выделить первый слог:

Юла –Ю

Карета - Ка

Машина -  Ма  и т.д.

- Ребята, с помощью этих картинок можно зашифровать своё имя. Послушайте, как это сделаю я. Моё имя Лена – подбираю картинки «лента» и «наволочка», если добавлю впереди букву «Е», получиться ЕЛЕНА. Попробуйте и вы найти соё имя в картинках.

2 этап: подбор имён друзей, родителей, родственников самостоятельно.

 

Игровое упражнение «Поднимись по лесенке».

 

Ход игры:

 

1 этап:  Предложить детям рассмотреть лесенку, и подняться по ней наверх, разгадывая на каждой ступеньке ребус.

2 этап: Предложить ребятам самостоятельно, в паре, подняться по лесенке, при этом один играющий подбирает задания, а другой отгадывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровое упражнение  с использованием ребус-метода и блоков Дьенеша.

«Найди клад»

 

Поле                Дом                                          Лес          Лес

 

 

 


                                                                                         Цветок

 

 

 

 


Море

 

  

   Гора                     Река

 

Ход игры:

1 этап:  Предложить детям рассмотреть схему, объяснить, куда ведут разноцветные дорожки, уточнить знания о разнообразных видах местности.

-Ребята, куда ведут дорожки, мы узнаем с помощью ребусов. Слушайте внимательно:

·        По черной дорожке мы попадём……Голубь-радуга – ГОРА

·        По голубой………….Репка – калач – РЕКА

·        По фиолетовой ….Ц- веник – торт – К (карточка) – ЦВЕТОК

·        По зелёной………….Лев – С (карточка) – ЛЕС

·        По красной ………...Дорога – М (карточка) –ДОМ

·        По оранжевой…..Полка – лес – ПОЛЕ

·        По синей……….Морс – река - МОРЕ

 

2 этап:

- Ребята, злые гномы, спрятали клад, который нам необходимо найти. Помогут нам ребусы и умение читать загадки об умных фигурах Дьенеша.

- Гномы спрятали клад около Ц - веник – торт – К (карточка) – ЦВЕТОК, правильно около цветка, по какой дорожке мы пойдем? (по фиолетовой).

Посмотрите, здесь лежит подсказка (выкладываю дорожку из карточек символов: красный, толстый, маленький, прямоугольник). Найдите эту фигуру.

3 этап: предложить ребятам самостоятельно продумать путь и выстроить спрятать клад.

   

Использование ребус – метода при рассказывании небольших сказок.

«Репка»

- Ребята, сегодня мы будем рассказывать сказку «Репка», немного поменяем последовательность героев и получится новая сказка, помогут нам ребусы. Я начну, а вы помогайте, подсказки вы увидите на ребусах, итак, посадила ……(карточка мышка) ..(карточка репку), выросла ..(карточка репка) большая - пребольшая. Пришла ……(карточка мышка) ..(карточка репку) тянуть, тянет- потянет, вытянуть не может. Позвала ……(карточка мышка) ….(карточка кошку). (карточка кошка) за (карточка мышку), тянут –потянут – вытянуть не могут. Позвала .. (карточка кошка)….(карточка Жучку), тянут –потянут – вытянуть не могут. Позвала …(карточка Жучка)…(карточка бабку), тянут –потянут – вытянуть не могут. Позвала (карточка бабка)….(карточка дедку), тянут –потянут – и вытянули ..(карточка репку). Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!                       

  

      Фото 1. Карты-ребусы к сказке «Репка»

     Фото 2. Карта-ребус « Пример изменения окончания  слов «Дедка-дедку»

 

 

 

 

                          Фото №3 Работа со сказкой «Репка».


Приложение:

Устные ребус - примеры

САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ – ИЗ ДВУХ СЛОВ

маска-маска – МА-МА
пальма-пальма – ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-...
курица-чайник – ...
кактус-шарик –
санки-шарик –
ящик-маска –
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус

листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц

ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки

девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки

ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ ИЗ ТРЕХ СЛОВ

маска-шишка-наволочка
маска-листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря-тапки-рак
пальма-наволочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-душ-галстук
заяц-ножницы-заяц
заяц-рак-заяц
рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук-ложка-шишка
пальма-кепка-тыква
письма-жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря
рыба-банка-кит
пальма-утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит

 

 

РЕБУСЫ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-сердце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба

РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я

Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
кошка-робот-наволочка
кошка-робот-ваза
кошка-санки
солнце-робот-кактус
солнце-робот-кит
голубь-ложка-санки
голубь-ложка-ваза
бочка-робот-дама
повар-ложка-санки
молния-ложка-кошка
повар-голубь-дама
волк-робот-тапки
зонтик-ложка-торт
голубь-робот-дама
волк-ложка-сыр
бочка-ложка-торт
волк-робот-наволочка
тетерев-ложка
тетерев-лейка-галстук
лейка-белка-диск
мячик-солнце
перец-робот
пушка-галстук-ложка
дерево-вишни-царь
солнце-ваза
ель-дама
кошка-лейка-солнце
кошка-лейка-ножницы
репка-кактус

РЕБУСЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

Согласные буквы в этих устных ребусах произносятся не как названия букв (Бэ, эМ, Ка и т.п.), а как реальные короткие звуки. Наиболее легко дети понимают смысл в длинных ребусах.

aист-наволочка-наволочка-С
санки-молния-ванна-Р
молния-ложка-тортик-К
пальма-робот-волк-З
шорты-кошка-ламмпа-Д
облако-гусь-репка-Ц
повар-мишка-домик-Р
повар-пушка-галстук-Й
волк-робот-белка-Й
муха-рак-веник-Й
листик-молния-Н
банка-наволочка-Н
банка-рак-Н
банка-рак-банка-Н
Г-ручка-шарик
Г-лампа-заяц
К-нитки-галстук
К-рыба-шарик
люстра-К
солнце-К
солнце-Н
ножницы-С
заяц-Л
повар-Л
молния-ЛЬ
солнце-ЛЬ
ручка-ЛЬ
девочка-НЬ
месяц-Д-веник-ДЬ
З-веник-З-дама

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умные пальчики.

 (Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 4—7 лет)

Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.

И.Кант

Примерный комплекс упражнений:

1.   «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирай­те пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по­следовательно указательный, средний и т.д. Проба выпол­няется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе

2. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три поло­жения руки на плоскости стола, последовательно сменяю­щих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ла­донь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («ку­лак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.       

3. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

 4. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

 

http://festival.1september.ru/articles/313690/img1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/313690/img2.jpg

http://festival.1september.ru/articles/313690/img3.jpg

http://festival.1september.ru/articles/313690/img4.jpg

http://festival.1september.ru/articles/313690/img5.jpg

http://festival.1september.ru/articles/313690/img6.jpg

http://festival.1september.ru/articles/313690/img7.jpg

http://festival.1september.ru/articles/313690/img8.jpg

http://festival.1september.ru/articles/313690/img9.jpg

http://festival.1september.ru/articles/313690/img10.jpg


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 18 «Гармония» станицы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 18 «Гармония» станицы

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

Паспорт проекта Тип проекта:

Паспорт проекта Тип проекта:

Актуальность проблемы : В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять…

Актуальность проблемы : В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять…

Для того чтобы развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление я в своей работе использую много разных игр, одна из них - «Ребус – метод»,…

Для того чтобы развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление я в своей работе использую много разных игр, одна из них - «Ребус – метод»,…

На самом деле ребенок прав: слово

На самом деле ребенок прав: слово

Мышка – МЫ шишка – ШИ Кошка –

Мышка – МЫ шишка – ШИ Кошка –

При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения

При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения

Что речь идет не о двух механизмах, а об одном, который принадлежит девочке

Что речь идет не о двух механизмах, а об одном, который принадлежит девочке

Учить детей, играя, посильная и интересная задача даже для взрослых, не имеющих достаточных знаний и умений в подготовке закрепления навыков слогового чтения детей, а так…

Учить детей, играя, посильная и интересная задача даже для взрослых, не имеющих достаточных знаний и умений в подготовке закрепления навыков слогового чтения детей, а так…

Фото 1. Кинезиологическое упражнение «Собака»

Фото 1. Кинезиологическое упражнение «Собака»

План реализации проекта Подготовительный этап

План реализации проекта Подготовительный этап

Основной этап Срок реализации: 3-я неделя октября – 4 – я неделя апреля №

Основной этап Срок реализации: 3-я неделя октября – 4 – я неделя апреля №

Родители.Воспитатель. Октябрь. 8

Родители.Воспитатель. Октябрь. 8

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики

Диагностирование детей, обработка результатов диагностики

Диагностика сформированности элементарных навыков звукового анализа слова у детей дошкольного возраста

Диагностика сформированности элементарных навыков звукового анализа слова у детей дошкольного возраста

Филина О. 1 2 1 1 1

Филина О. 1 2 1 1 1

Назови большого братца ("л"). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный)

Назови большого братца ("л"). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный)

Сводная таблица результатов 1

Сводная таблица результатов 1

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Пример занятия, направленного на формирование правильного произношения, развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа, с использованием ребус – метода и комплекса кинезиологических упражнений

Пример занятия, направленного на формирование правильного произношения, развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа, с использованием ребус – метода и комплекса кинезиологических упражнений

Дети выходят на «лесные дорожки» и делятся на 2 команды: все, кто идет по 1-ой дорожке за уткой, произносят звук

Дети выходят на «лесные дорожки» и делятся на 2 команды: все, кто идет по 1-ой дорожке за уткой, произносят звук

Авторские упражнения, направленные на развитие в игровой форме, фонематического восприятие слов, закрепления навыков правильного звукопроизношения; развития самостоятельности, при подборе ребуса, ориентируясь на полученные раннее знания

Авторские упражнения, направленные на развитие в игровой форме, фонематического восприятие слов, закрепления навыков правильного звукопроизношения; развития самостоятельности, при подборе ребуса, ориентируясь на полученные раннее знания

Игровое упражнение с использованием ребус-метода и блоков

Игровое упражнение с использованием ребус-метода и блоков

Ход игры: 1 этап: Предложить детям рассмотреть схему, объяснить, куда ведут разноцветные дорожки, уточнить знания о разнообразных видах местности

Ход игры: 1 этап: Предложить детям рассмотреть схему, объяснить, куда ведут разноцветные дорожки, уточнить знания о разнообразных видах местности

Фото 1. Карты-ребусы к сказке «Репка»

Фото 1. Карты-ребусы к сказке «Репка»

Приложение: Устные ребус - примеры

Приложение: Устные ребус - примеры

ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ ИЗ ТРЕХ СЛОВ маска-шишка-наволочка маска-листик-наволочка аист-курица-лампа бусы-маска-галстук галстук-зебра-тапки рак-кепка-тапки гиря-тапки-рак пальма-наволочка-маска кактус-репка-тапки рак-душ-галстук заяц-ножницы-заяц заяц-рак-заяц рак-бочка-тапки тигр-шишка-наволочка аист-курица-лыжи галстук-зебра-тыква гиря-тапки-рыба рак-кепка-тыква письма-рак-тыква лампа-домик-нитки…

ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ ИЗ ТРЕХ СЛОВ маска-шишка-наволочка маска-листик-наволочка аист-курица-лампа бусы-маска-галстук галстук-зебра-тапки рак-кепка-тапки гиря-тапки-рак пальма-наволочка-маска кактус-репка-тапки рак-душ-галстук заяц-ножницы-заяц заяц-рак-заяц рак-бочка-тапки тигр-шишка-наволочка аист-курица-лыжи галстук-зебра-тыква гиря-тапки-рыба рак-кепка-тыква письма-рак-тыква лампа-домик-нитки…

РЕБУСЫ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ аист-наволочка-наволочка-сыр пальма-утка-тигр-наволочка бусы-рак-тигр-ножницы гусь-сердце-нитки-царь курица-курица-ручка-заяц банка-тапки-репка-ящик письма-аист-нитки-ножницы облако-девочка-ящик-ложка санки-море-ваза-рыба

РЕБУСЫ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ аист-наволочка-наволочка-сыр пальма-утка-тигр-наволочка бусы-рак-тигр-ножницы гусь-сердце-нитки-царь курица-курица-ручка-заяц банка-тапки-репка-ящик письма-аист-нитки-ножницы облако-девочка-ящик-ложка санки-море-ваза-рыба

РЕБУСЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

РЕБУСЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

Н ножницы-С заяц-Л повар-Л молния-ЛЬ солнце-ЛЬ ручка-ЛЬ девочка-НЬ месяц-Д-веник-ДЬ

Н ножницы-С заяц-Л повар-Л молния-ЛЬ солнце-ЛЬ ручка-ЛЬ девочка-НЬ месяц-Д-веник-ДЬ

Умные пальчики. (Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 4—7 лет)

Умные пальчики. (Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 4—7 лет)

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием ребус-метода»

«Многогранный мир звуков и букв с использованием  ребус-метода»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2024