Ни для кого не секрет, что дети рождаются исследователями. Их любознательность порождает исследовательское поведение и создает условия для проектного обучения. Находясь в возрасте «Почемучек», наши дети становятся школьниками. Первоклашки задают очень много вопросов. К сожалению, иногда взрослые, вместо того, чтобы поддержать детскую любознательность, дают детям готовые знания, лишая возможности приобрести их самостоятельно
Статья Коваленко.docx
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Коваленко Л.А., Иванова Л.А.
МБОУ СОШ № 18
г. Белгород
Ни для кого не секрет, что дети рождаются исследователями. Их
любознательность порождает исследовательское поведение и создает условия
для проектного обучения. Находясь в возрасте «Почемучек», наши дети
становятся школьниками. Первоклашки задают очень много вопросов. К
сожалению, иногда взрослые, вместо того, чтобы поддержать детскую
любознательность, дают детям готовые знания, лишая возможности приобрести
их самостоятельно.
Формировать умения задавать вопросы очень важно. Именно вопрос в
процессе исследования играет ключевую роль. Ведь еще Ф. Бекон отмечал:
«Умный вопрос – это уже добрая половина знаний». Вопрос направляет
мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в
познании, приобщая его к умственному труду [4, с. 78].
В современном быстро меняющемся мире исследовательское поведение
рассматривается как необходимость в жизни человека. Обучение школьников
умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей
современного образования. Самые ценные и прочные знания добываются нами
самостоятельно, в ходе собственных творческих поисков. Особенность
организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе в
том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и
слабоуспевающие.
Что же такое проект? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию,
заинтересовать тематикой? Очевидно, мы сами должны быть увлеченными
людьми. Проектная деятельность младших школьников – это путь знакомства
малышей с методами научного познания, способ развития мышления и
познавательной самостоятельности, формирования научного мировоззрения,
творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, способы
деятельности, направления на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее
выработанных представлений о конечном продукте [3].
Использование проектной деятельности школьниками на уроках и во
внеурочной деятельности позволяют формировать у учащихся младших классов
ключевые компетенции:
социальную.
Проектную деятельность интересно наблюдать на примере уроков окружающего
мира, так как темы близки и понятны детям. Выполнение проекта формирует
умение работать в парах, группах. Групповая работа позволяет не бояться
сделать неверный вывод. Начиная работу над проектом, учащиеся имеют
коммуникативную,
предметную, возможность выбрать тему. Например, темы уроков по окружающему миру
«Растительный и животный мир Белгородской области», «Красная книга
Белгородской области» очень располагают к написанию проекта. Зачем решили
создать? Кто в нее занесен? Почему? Что делать? Поиск ответов на вопросы
формирует тему, выдвигает гипотезу, учит искать источники информации,
анализировать результаты, делать выводы.
А как же помочь формированию исследовательских способностей?
Безусловно, огромные возможности для этого предоставляет внеклассная
работа. Но и через урок можно эффективно решать поставленную задачу.
Большой потенциал для формирования у учащихся умения задавать вопросы
имеет дисциплина «Литературное чтение». Более подробно остановимся именно
на этом предмете.
Задания исследовательского характера включаются в уроки
литературного чтения с момента, когда ребенок научился читать и на
протяжении всего обучения в начальной школе.
Для определения логики по постановке ученических вопросов
опираемся на предложенную А. И. Савенковым «иерархическую лесенку» [3,
с.307], разработанную психологом Эрики Ландау [2, с. 121].
Уровни креативной постановки вопросов по Э. Ландау
На первых уровнях столкновения начинающего исследователя с
проблемой им должны ставиться описательные вопросы: « Кто?..», « Как?..»,
«Что?..», « Где?..», « Когда?..». «Они более связаны с настоящим и описывают
ситуацию – « здесь и сейчас». Это позволяет ее осмыслить. Задавая такие
вопросы, ребенок учится наблюдать, описывать и вырабатывает уверенность в
понимании настоящего» [3. с. 307 – 308].
На уроках литературного чтения на первом этапе работы по
формированию умения задавать вопросы можно использовать следующие
упражнения.
Задай вопрос о прочитанном.
Дети выступают в роли учителя,
задающего вопросы ученикам по содержанию текста.
Задай вопрос об авторе. Учащиеся выступают в роли исследователей
биографии писателя, поэта.
Освоив постановку описательных вопросов. Можно перейти на
следующий уровень – задавать каузальные вопросы (от латинского «causa»
причина). На этом этапе, применяя описанные выше упражнения, мы связываем
описательные вопросы « Кто?..», « Как?..», «Что?..», « Где?..», « Когда?...» с
причинными «Почему?..», «Отчего?..» и т. п. [3, с. 308].
Охарактеризуй героя. Это упражнение аналогично упражнению «Задай
вопрос об авторе», с той лишь разницей, что «объектом» вопросов выступает
литературный персонаж.
О чем расскажет заголовок? Мысленная обработка заголовка – первый
шаг к пониманию текста. О чем расскажет иллюстрация? Дети ставят вопросы к иллюстрациям
и отвечают на них.
Прерывистое чтение.
При первичном восприятии иногда уместно
остановиться и обсудить прочитанное.
Измени ход событий. После прочтения и анализа произведения,
предложить детям сформулировать вопросы, которые бы изменили сюжет.
Продолжи рассказ. Предложить сформулировать вопросы, чтобы
история имела продолжение.
Вопросы к герою. Ребята представляют, что говорят с персонажем
произведения.
Далее применяются «оценочные вопросы» «Что лучше?», «Что
правильнее?». Теперь, когда пройдены все уровни вопросов, обязательно должна
последовать оценка. «Оценочные вопросы, появившись раньше, не базировались
бы на том наработанном мыслительном материале, который имеет ребенок на
этом этапе становления умения задавать вопросы». [3, с. 308]. Обычно оценка
чеголибо является результатом процесса. Творческого человека окончание
одной деятельности побуждает к осуществлению новой. На этом этапе
возникают «вопросы, ориентированные на будущее».
Стимулировать ребенка к вопросам, ответы на которые он будет
находить в получаемых знаниях, вот лучший способ подготовки его к активной
работе ума, к возникновению дальнейших вопросов и к стремлению получить
новые знания, то есть преобразовать детскую любознательность в жажду знаний,
как свойство личности, как духовную потребность.
Постановка вопроса ведет к пониманию, познанию, проникновению в
суть. Привычка и умение ставить вопрос развивает чувствительность к
противоречиям, проблемам в знаниях, формирует творческую способность
видеть проблему, способность двигающую вперед человеческую мысль,
рождающую изобретения и открытия.
Результатoм проектно – исследовательской деятельности в начальной
школе является следующее: реферат, мини исследование в работе над текстом,
выразительное чтение стихов, творческое сочинительство, проект, доклад,
исследовательская работа, изделие, выполненное руками учащегося. На всех
этапах проектной и исследовательской рабoты основной ожидаемый результат –
развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний,
умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать
полученные знания.
Литература
1. Исмаилова Э. К. Развитие способностей к интеллектуальному
творчеству у младших шкoльников // Педагогика. – 2007. № 9. – С. 116 – 119.
2. Ландау Э. Одаренность потребует мужества: Психологическое
сопровождение одаренного ребенка. – М., 2002. 3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. // Народное образование. – 2000. – № 7.
4. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению. – М.: Ось – 89, 2006. 480 с.
5. Савенков А. И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. //
Oдаренный ребенок, 2003. № 2. – С. 76 – 86.
6. Серых Л.В. Формирование исследовательских умений школьников в
процессе практико – ориентированного oбучения. – Белгород: КОНСТАНТА,
2006. – 136 с.
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.